Полезные запреты для детей в семье

На чтение 4 мин.
Тема дозволенного и запрещенного всегда остро обсуждается в рамках воспитания ребенка. Некоторые родители позволяют своим детям делать все, что им заблагорассудится, другие наоборот – устанавливают четки рамки, за которые запрещают выходить при любых обстоятельствах. Давайте разберемся: необходимо ли устанавливать запреты для ребенка? Принесет это пользу или вред в дальнейшем?
Общество живет по правилам, будь то нормы морали или нормы права. Ребенка необходимо с малого возраста приучать к тому, что он не может совершать некоторые поступки, как бы он не хотел этого. Для этого необходимо установить следующие запреты.
Во-первых, ребенку нужно четко объяснить, что ему нельзя брать ничего чужого. Если он на улице или в детском саду обнаружил какую-либо вещь: игрушку, часть одежды или деньги, то он ни в коем случае не должен их брать. Тоже самое касается вещей родителей и предметов в магазине. Подобный запрет положительно скажется на ребенке, снизит вероятность его встречи с конфликтными ситуациями, а также исключит желание начать воровать у других.
Во-вторых, ребенок должен знать, что прежде, чем куда-то отлучаться, даже во время прогулки с родителями, он должен обязательно предупредить маму или папу. Особенно это важно, если ребенок захотел сбегать поиграть с друзьями на улице или сходить в магазин. Так, он не заставит волноваться за него родителей, и научится предупреждать и обговаривать свои планы.
В-третьих, ребенку следует запретить контактировать с животными на улице, а с домашними питомцами наоборот – научить относиться с заботой. Как бы вы сами не любили животных, поймите, что не все собаки или кошки на улицах стерилизованы, а те, которые стерилизованы вряд ли будут относиться к прохожим доброжелательно. Ребенок должен знать, что от бродячих животных следует держаться в стороне, никак с ними не контактировать: ни избивать, ни подкармливать, ни гладить.
Кроме того, ребенку следует объяснить очевидные запреты на игры возле проезжей части, какие-либо телесные контакты с источниками электричества и тому подобное. Каждый запрет придумывать сам родитель, желая ограничить ребенка от чего либо, мы лишь подсказали читателю наиболее очевидные и важные.
Каким образом устанавливать запреты
Теперь обсудим, как правильно устанавливать запреты, чтобы он не обижался на вас и не считал, что какие-либо ограничения – это плохо.
Для начала следует понять, что не стоит что-либо запрещать в твердой форме, не давая даже оспорить это. Прежде всего, ребенку надо объяснить суть запрета в простой и понятливой форме. Следует объяснить, почему этот запрет необходим и какую пользу он принесет самому ребенку.
К примеру, вы хотите запретить ребенку ходить зимой без шапки. Прежде, чем просто заставить ребенка надеть шапку и выслушивать истерики из-за этого, попробуйте объяснить ему, что без шапки ему грозит переохлаждение, которое может закончиться лечением в больнице, а в больнице будет не мама с папой им заниматься, а тети и дяди в белых халатах. Благодаря такому объяснению ребенок поймет, что подобный запрет на “гуляние” на улице зимой без шапки только пойдет ему на пользу.
Не следует запрещать ребенку то, что «положено» ему по возрасту. То есть, запрещать бегать, прыгать или кричать. Многие родители сталкивались с такой ситуацией, когда в общественном месте ребенок внезапно начинает всячески дурачиться, мешая при этом окружающим. И когда родители начинают «затыкать» ребенка, это приводит к обратному эффекту – ребенок начинает только сильнее провоцировать родителей. Чтобы подобного не случалось, следует или объяснить ребенку, что его поведение недопустимо на людях, или попытаться отвлечь его внимание на что-то другое – на игрушку или на что-нибудь интересное вокруг.
Также, если вы что-то запрещаете ребенку, это следует делать всей семьей сразу. Нельзя допускать, что мама запрещает ребенку чем-нибудь заниматься, а папа наоборот разрешает.
Источник
Запреты для ребёнка
Родители, которые в общении с ребенком часто употребляют частицу «не» (не ходи, не бери, не прыгай, не лезь и так далее), обязаны помнить: психика человека устроена так, что при постоянном воздействии одного и того же раздражителя (в данном случае слова) происходит привыкание к нему, и реакция на раздражитель постепенно исчезает.
Это не означает, что вы должны полностью исключить запреты из процесса воспитания ребенка. Это было бы и неправильно, и невыполнимо. Но запрещать что-либо надо только в исключительных случаях.
Чем реже вы говорите ребенку «нельзя», тем эффективнее будет действовать запрет.
Давайте разберемся, когда следует говорить «нет» и как правильно это делать.
Запреты в раннем возрасте (1—3 года)
К 7—8 месяцам ребенок уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Но даже осознав, что вы от него хотите, малыш вряд ли порадует вас беспрекословным послушанием. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
К концу первого года жизни дети начинают активно изучать окружающий мир, определяя при этом как собственные возможности («Смогу я удержать чашку или уроню?»), так и реакцию окружающих на свои действия («Можно ли бросить хлеб на пол, или мама рассердится?», «Заплачет ли Ваня, если я заберу у него машинку?»). Часто поступки малышей вызывают у родителей недоумение и раздражение, но благодаря им ребенок самоутверждается, развивает в себе чувство собственной значимости, целеустремленность, решительность, настойчивость.
Когда ребенок достигает возраста 1,5—2,5 года, от родителей требуется окончательно определить границы дозволенного и недозволенного. Необходимо помнить, что большинство поступков вашего малыша в этот период мотивируется любопытством. Свое познавательное путешествие они начинают с разрушительных действий: рвут, мнут, бросают, грызут милые вашему сердцу вещи. Как же тут обойтись без «нельзя»? Очень просто — в доступном для ребенка месте должны находиться только те предметы, которые безопасны для жизни и здоровья малыша и не представляют большой ценности. Тогда не придется останавливать его окриками: «Не трогай!», «Нельзя!», «Положи на место!» Однако познавательный интерес ребенка направлен не только на предметы, но и на людей. Например, дети до 1 года любят изучать лицо близкого человека, могут неумышленно стукнуть по нему. Вот тут умиляться не следует, поскольку, реагируя положительно, вы закрепляете недопустимое поведение. Сразу надо сказать твердое «нет», не скрывая эмоции, которые вы при этом испытываете (больно, неприятно, страшно и так далее). Ведь если ребенок вырывает руку и стремится самостоятельно перейти опасный перекресток, вы не раздумывая скажете ему решительное «нет».
Вспоминается один случай. Отец, безумно любя свою дочь, разрешал ей все — она била его по лицу, а он в ответ лишь целовал ее.
Но когда девочке исполнилось 3 года и она стала проявлять свое «я», отец уже не мог с ней справиться. Дочь отказывалась слушаться в простых бытовых ситуациях, постоянно капризничала и проявляла упрямство. Отец не узнавал свою любимицу. Произошло это потому, что она не была знакома со словом «нельзя».
Дети от 1 года до 3 лет болезненно реагируют на строгое «нет», сказанное мамой со злобой и раздражением. Ребенок в этом возрасте больше обращает внимание на интонации, и если они негативные, он может воспринимать это не как порицание поведения, а как проявление нелюбви к себе. Как быть? Произносить «нет» безучастным, равнодушным голосом? Тогда ребенок вас не услышит, не поймет. Для малыша важно, чтобы информация была эмоционально окрашена. Здесь возникает серьезная проблема: если вы остановите ребенка злобным криком — он расплачется, затаит обиду и решит, что мама его не любит; если вы скажете «ай-ай-ай», слегка пожурив малыша, он подумает, что вы шутите. Наилучшим вариантом будет спокойное, но твердое «нет», сказанное но-доб- рому, которое желательно прокомментировать на доступном для маленького ребенка уровне.
Давно доказано, что у родителей, которые редко запрещают, более послушные дети. В семьях, где царит спокойная, доброжелательная атмосфера, маме достаточно бросить укоризненный взгляд на ребенка, и он сам оставляет попытки добраться до запретной хрустальной вазы.
Очевидно, что дети охотнее слушаются родителей, когда те используют запреты в разумных пределах. Вероятно, вам придется закрыть глаза на некоторые шалости, давая ребенку возможность исследовать окружающий мир.
Запреты в дошкольном возрасте (3—7 лет)
Малыш подрастает, и различных «нельзя» становится больше. В отличие от ребенка первых лет жизни, дошкольник уже может осознавать не только свое поведение, но и его последствия.
Поэтому, говоря ребенку «нет», вам надо постараться аргументировать свои действия. Это, несомненно, труднее, чем просто прикрикнуть. Постарайтесь понять, чем вызван запрет: нежеланием заниматься малышом, вашей привычкой реагировать подобным образом или чем-то иным. Может быть, надо вовремя остановиться и сказать «нет» себе?
Вспоминается такой случай: мама постоянно одергивала свою активную дочь, говорила «нельзя» всегда, когда что-то ей не нравилось. «Не пей холодный сок!», «Не говори так громко!», «Не скачи на месте!», «Не лезь на диван!», «Не надевай эту кофту!», «Не мешай взрослым!» и так далее. В результате ребенок стал абсолютно неуправляемым и игнорировал все запреты матери.
Девочка привыкла к разным «нельзя» и поэтому воспринимала их только как фон для своей деятельности. Если бы мать выстроила для себя и дочери приоритеты, определила, что действительно делать нельзя, а что можно не заметить, то напряжения в этой семье можно было бы избежать.
Когда ребенку однозначно следует говорить «нельзя!»
• Если существует опасность для жизни и здоровья малыша (например: неосторожное поведение на проезжей части дороги, игры на подоконнике, особенно если дом многоэтажный). Вы однозначно ответите «нет», если на улице 25 градусов мороза, а ребенок спрашивает: «Можно мне идти без шапки?» Но иногда в подобной ситуации некоторые родители начинают стыдить ребенка и возмущаться. А зачем? Если никаких других вариантов, кроме отказа, нет, просто скажите об этом и переведите разговор в другое русло.
• Если есть опасность для окружающих людей и животных (кидание камней с балкона, издевательство над животным).
• Если поведение ребенка неприлично и не укладывается в общепринятые моральные нормы (плевки в других людей, бросание в них предметов, шлепки по лужам с целью обрызгать окружающих, ребенок высказывает оскорбления в адрес других людей, начинает сквернословить).
Когда вы будете не правы, говоря ребенку: «нельзя!»
• Если поведение ребенка с вашей точки зрения выглядит глупо (он громко говорит в общественном месте или прыгает в магазине).
• Если вам кажется, что малыш делает или хочет сделать то, что делать не надо (взять с собой в дорогу игрушечную собачку, пить из любимой красной чашки, надеть юбку, а не брюки, попрыгать на старом диване и так далее).
• Если поведение ребенка просто вас раздражает (поет в ванной, задает много вопросов и тому подобное).
Вы также будете не правы, сравнивая его с другими детьми, которые не пачкают одежду, доедают все с тарелки, просят разрешения, чтобы что-либо взять, и так далее.
В этих случаях вы должны мягко и беззлобно объяснить ребенку свою позицию, возможно с примерами и поощрением за «правильное» поведение.
Говоря «нельзя» всегда, когда вам что-то не нравится в поведении ребенка, в ответ вы скорее всего получите реакцию протеста — чтобы самоутвердиться, малыш в таком возрасте сделает все наоборот.
Ситуация компромисса. Когда вы говорите «нет, но…».
Так можно говорить, когда желание крохи не является капризом, но вы не можете выполнить его по объективным причинам. В этом случае вы не просто отказываете ребенку, а тут же предлагаете альтернативный вариант: «Нет, я не смогу купить тебе сейчас эту игрушку, но зато мы можем пойти гулять и ты покачаешься на качелях!» В этом случае малыш не чувствует себя обиженным и ущемленным. Для него важнее всего понимание и любовь родителей, теплые отношения с мамой.
Однако недопустимо, когда родители предлагают ребенку ложный компромисс.
«Ты хочешь надеть коричневые ботинки или сапоги?» — спрашивает мама. «Сапоги, конечно», — говорит дочь. «Нет, надо надеть ботинки, так как на улице очень холодно!» — безапелляционно заявляет мама.
Не надо создавать видимость компромисса, заранее зная, что в данном случае он не уместен или вы его не хотите. Обычно так бывает у очень авторитарных родителей, которые все решают за ребенка. Если вы даете малышу возможность сделать выбор, пусть он этим воспользуется. Нет вины ребенка в том, что он предпочел не то, что входило в ваши планы. Поэтому никогда не предлагайте малышу принять решение самостоятельно, если никакой альтернативы вашему выбору быть не может.
Если ребенка вначале спросили, чего он хочет, услышали ответ, а потом запретили желаемое, будьте уверены: он обязательно запомнит это и в следующий раз будет более упрямым и несдержанным.
Рекомендуем посмотреть:
Какой бывает детская агрессия
Как воспитывать у детей уважение
Воспитание самостоятельности у детей до 3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
По мнению детских психологов, проблема запретов является важной частью воспитательного процесса. «Не кричи!», «Не бегай!», «Здесь нельзя играть!», «Не балуйся!», «Не трогай это!»… Как часто ребенок слышит эти фразы! Многие родители используют слова «нет» и «нельзя» в адрес своего ребенка несколько десятков раз в день. Стоит ли говорить, что не всегда дети реагируют на запреты так, как хотелось бы. Почему же слово «нельзя» иногда действует на ребенка обратным образом? Что можно, а что нельзя запрещать? Как правильно запрещать ребенку?
Слово «нельзя» в жизни ребенка
Свое первое «нельзя» ребенок обычно слышит в возрасте 6-8 месяцев. Нужно ни запрещать что-то такому маленькому ребенку? Наш ответ – да. В этот период малыш начинает ползать и активно исследовать мир вокруг. Родители уже не могут, как раньше, контролировать действия малыша и вынуждены говорить слово «нет». В раннем возрасте ребенок только начинает понимать, что можно, а что нельзя. Старайтесь запрещать малышу что-либо только в том случае, если это действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трех лет ребенок уже способен понять разницу между рисованием на бумаге и на обоях. Соответственно, начиная с этого возраста, запреты можно конкретизировать. Сколько вещей можно запрещать ребенку?
От того, какое количество запретов получает ребенок, зависит, каким человеком он вырастет. Ребенок, который привык, что ему говорят, что можно, а что нельзя, скорее всего впоследствии будет испытывать нехватку уверенности в себе и трудности при принятии решения.
Запреты, безусловно, должны присутствовать в жизни каждого ребенка. Но не стоит ими злоупотреблять. Чтобы вырастить думающего, решительного, уверенного в себе человека, нужно с умом подойти к тому, как преподносить ребенку запреты.
Как правильно запрещать ребенку?
1. Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Так ли страшно, если малыш испачкается, играя с красками, или прыгнет в лужу?Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то ребенку приходилось как можно реже. Если у вас маленький ребенок, уберите опасные и ценные предметы из зоны доступности. Тогда вы будете точно знать, что малыш может свободно передвигаться по комнате и ему ничего не угрожает. Если ваш ребенок постарше, нужно научиться находить с ним компромисс. Например, чтобы он не мешал вам во время готовки обеда, поставьте рядом игрушечную кухню, пусть ребенок готовит параллельно с вами. Если ребенок требует с ним немедленно поиграть, а вы заняты, не спешите говорить «нет», а предложите ему конкретное условие «я доделаю дела и через 10 мин с тобой поиграю». Объясните ему, почему вы не можете сейчас выполнить его желание.
Чем реже вы будете произносить слова «нет» и «нельзя», тем лучше ребенок будет их понимать.
2. Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. В некоторых семьях складывается ситуация, когда один из родителей старается быть строим, а другой, наоборот, добрым и все разрешает. Попустительская позиция не принесет пользы, так как ребенок будет думать, что запретов можно ослушаться. Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.
3. Нельзя – значит нельзя! Не отменяйте свой запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать, плакать или кричать.Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже.Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения и научиться хорошо себя вести.
4. Выберите подходящую интонацию. Иногда, когда мы не знаем, как отказать ребенку, чтобы не показаться «плохим» родителем, говорим это ласково, как бы извиняясь. Или же, наоборот, кричим на детей, чтобы слова скорее подействовали. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез.
5. Не ссылайтесь на мнение других людей. «Не кричи, ты мешаешь соседке делать уроки», «не трогай это, а то нас отсюда выгонят» и т.д. Ограничения, связанные с общественным мнением, кажутся нам естественными. Однако их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Чтобы этого не произошло, не объясняйте свои запреты, ссылаясь на окружающих. Озвучивайте ребенку свое личное мнение и чувства, которые вы испытываете в данной ситуации.
Что можно, а что нельзя запрещать ребенку?
Важно различать запреты по степени их строгости. Категорически запрещены ребенку могут быть действия, связанные с опасностью для жизни и здоровья: например, уходить с незнакомыми людьми, приближаться к огню, драться, выбегать на дорогу, вставать на подоконник. Некоторые запреты могут быть не столь жесткими: соблюдение режима дня, употребление вредных продуктов и т.д. Остальные действия, по мнению специалистов, не требуют запретов. Ребенок имеет право выражать свои эмоции и мнение, пробовать новое, ошибаться. Однако каждый родитель должен решить для себя, что именно для него неприемлемо в поведении ребенка.
В подходе М. Монтессори свобода ребенка от желаний и воли взрослого является одним из основополагающих принципов. Но это не значит, что нельзя ничего запрещать ребенку. В понятие свободы вкладывается не абсолютная вседозволенность, а реализация права ребенка на проявление своей индивидуальности. В Монтессори-группах свобода и дисциплина удивительным образом сочетаются друг с другом. Дети могут свободно перемещаться по комнате и брать с полок любые игрушки, при этом никто не кричит, не бегает, не забывает убирать игрушки на место. Приходите на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие» и убедитесь в этом лично!
Для чего нужны запреты?
Запретов не должно быть много, но и без них совсем обойтись нельзя. Дело в том, что правила и запреты играют очень важную роль в развитии ребенка. Дети постоянно узнают новое о мире вокруг и нуждаются в структурировании информации. Знакомство с правилами поведения делает мир понятным для ребенка. Детям необходимо ощущение стабильности и уверенности во внешнем мире. Например, ребенок спокойно идет спать, зная, что когда он ляжет в кровать, мама прочтет ему сказку. То же самое действует в отношении запретов: к примеру, нельзя есть сладкое, пока не пообедаешь.
Как справиться с негативной реакцией на запрет?
Родителям важно не только знать, как запрещать ребенку что-либо, но и как правильно реагировать на его ответное поведение. Психологи выделяют несколько типов детских реакций на запреты:
Протест, злость, плач. Такая реакция естественна для ребенка, которому не разрешили то, что он хочет. Нужно уметь выдержать такие реакции и правильно на них реагировать. Например, можно сказать ребенку «Я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Принятие и обозначение чувств ребенка позволит ему легче перенести запрет.
Манипуляция. Ребенок пытается добиться своего обходными путями, уговаривают, обращаются за помощью к другому родителю, иногда дело доходит даже до шантажа. Не стоит поддаваться на провокации, иначе у ребенка закрепится эта модель поведения как успешная.
Принятие. Дети просто успокаиваются, когда понимают, что за ними следят и о них заботятся.
Какой бы ни была реакция ребенка на ваш запрет, вы должны быть к ней готовы. Ни в коем случае нельзя уходить и оставлять малыша один на один со своими переживаниями, если он сам этого не хочет. Если ребенок еще маленький, попробуйте отвлечь его и перевести внимание на что-то другое. Как отказать ребенку старше 1,5 лет и не вызвать у него истерику? Нужно попытаться с ним договориться. Обязательно объясните ребенку причину своего отказа и, если это возможно, предложите альтернативу. Умение договариваться поможет ребенку в будущем налаживать контакты с окружающими.
Выводы
Итак, слово «нельзя» в жизни ребенка играет немаловажную роль. Запреты необходимы, чтобы показать маленькому человеку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих, что вызывает вашу злость. Как и другие правила, запреты делают мир понятным и предсказуем. Но чтобы ребенок понимал смысл ограничений, не стоит говорить слово «нельзя» слишком часто. Не бойтесь предоставить ребенку немного свободы. Он сам научится соблюдать большинство правил, наблюдая за поведение значимых взрослых и сверстников. Если вы чувствуете, что ситуация требует слова «нельзя», запрещайте ребенку уверенно, спокойным голосом, а также обязательно объясните ему, почему вы так поступаете. Не бойтесь негативной реакции со стороны ребенка, если вы правильно на нее среагируете, она быстро сойдет на нет.
Заключение
Проблема запретов остро стоит практически в каждой семье. Помимо того, что дети обычно негативное реагируют на ограничения, зачастую родителям сложно определиться с тем, что стоит запрещать ребенку, а что нет. Часто, оказавшись в проблемной ситуации, мы бессознательно используем запреты, считая, что таким образом быстро и правильно разрешим проблемы. Неосознанные запреты связаны с личностной тревожностью, желанием все контролировать, злостью. Отслеживайте свои эмоции и чувства. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Психолог детского центра «Созвездие» не только подскажет вам, как правильно запрещать ребенку, но и поможет справиться с другими возможными трудностями, возникающими в процессе воспитания.
Помните, что вы являетесь для своего ребенком самым важным человеком на свете. Чаще хвалите его, проявляйте внимание, слушайте, уважайте его свободу. Только тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, сильным человеком.
Источник