Полезные знания о мире содержат и результаты
Порой учёные совершают настолько удивительные открытия, что им уступают даже фантастические романы. Наша подборка необычных научных фактов поможет вам расширить свой кругозор и в очередной раз убедиться в том, что мир вокруг нас интересен и многогранен.
1. У детей примерно на 70 костей больше, чем у взрослых
У новорождённых обычно около 270 костей, большинство из которых очень маленькие. Это делает скелет более гибким и помогает ребёнку пройти через родовой канал и быстро расти. По мере взросления многие из этих костей срастаются. Скелет взрослого человека составляют в среднем 200–213 костей.
2. Эйфелева башня вырастает летом на 15 сантиметров
Огромная конструкция построена с температурными компенсаторами, благодаря которым сталь может расширяться и сжиматься без каких-либо повреждений.
Когда сталь нагревается, она начинает расширяться и занимает больший объём. Это называется тепловым расширением. И наоборот, падение температуры приводит к уменьшению объёма. По этой причине большие сооружения, например мосты, строятся с компенсаторами, которые позволяют им изменяться в размерах без повреждений.
3. 20% кислорода образуется в тропических лесах Амазонии
Flickr.com/thiagomarra
Дождевые леса Амазонии занимают 5,5 миллиона квадратных километров. Амазонские джунгли вырабатывают существенную часть кислорода на Земле, абсорбируя огромное количество углекислого газа, поэтому их часто называют лёгкими планеты.
4. Некоторые металлы настолько химически активны, что взрываются даже при контакте с водой
Некоторые металлы и соединения — калий, натрий, литий, рубидий и цезий — проявляют повышенную химическую активность, поэтому способны молниеносно загореться при контакте с воздухом, а если опустить их в воду — даже взорваться.
5. Чайная ложка нейтронной звезды будет весить 6 миллиардов тонн
Нейтронные звёзды — это остатки массивных звёзд, состоящие в основном из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой (около 1 км) корой вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов. Ядра звёзд, погибших во время вспышки сверхновой, сжимались под воздействием гравитации. Так сформировались сверхплотные нейтронные звёзды. Астрономы установили, что масса нейтронных звёзд может быть сравнима с массой Солнца, при том что их радиус не превышает 10–20 километров.
6. Каждый год Гавайи приближаются к Аляске на 7,5 см
Земная кора состоит из нескольких огромных частей — тектонических плит. Эти плиты постоянно двигаются вместе с верхним слоем мантии. Гавайи расположены в средней части Тихоокеанской плиты, которая медленно дрейфует в северо-западном направлении к Северо-Американской плите, на которой как раз и расположена Аляска. Тектонические плиты движутся с такой же скоростью, с какой растут ногти у человека.
7. Через 2,3 миллиарда лет на Земле будет слишком жарко, чтобы на ней была возможна жизнь
Наша планета со временем станет бескрайней пустыней, похожей на сегодняшний Марс. Сотни миллионов лет Солнце нагревалось, становилось ярче и горячее и будет продолжать это делать. Где-то через два с лишним миллиарда лет температура станет настолько высокой, что океаны, благодаря которым Земля пригодна для жизни, испарятся. Вся планета превратится в бескрайнюю пустыню. Как предсказывают учёные, в следующие несколько миллиардов лет Солнце превратится в красного гиганта и полностью поглотит Землю — планете определённо придёт конец.
8. Белых медведей практически невозможно обнаружить с помощью тепловизора
Flickr.com/andy999
Тепловизоры способны определять объект по теплу, которое он излучает. А белые медведи являются экспертами в сохранении тепла. Благодаря толстому слою подкожного жира и тёплой шубе, медведи способны переносить даже самые холодные дни в Арктике.
9. Свету потребуется 8 минут 19 секунд, чтобы добраться от Солнца до Земли
Известно, что скорость света — 300 000 километров в секунду. Но даже с такой головокружительной скоростью на то, чтобы преодолеть расстояние между Солнцем и Землёй, потребуется время. И 8 минут — это не так уж и много в космических масштабах. Чтобы достичь Плутона, солнечному свету потребуется 5,5 часа.
10. Если убрать всё межатомное пространство, человечество уместится в кубике сахара
На самом деле больше 99,9999% атома — это пустое пространство. Атом состоит из крошечного плотного ядра, окружённого облаком электронов, которые в пропорциональном отношении занимают большее пространство. Всё потому, что электроны движутся волнообразно. Они могут существовать только там, где гребни и впадины волн складываются определённым образом. Электроны не остаются в одной точке, их местоположение может быть где угодно в пределах орбиты. И потому они занимают очень много места.
11. Желудочный сок способен растворить бритвенные лезвия
Желудок переваривает пищу благодаря едкой соляной кислоте с высоким содержанием pH (водородного показателя) — от двух до трёх. Но в то же время кислота воздействует и на слизистую оболочку желудка, которая, впрочем, способна быстро восстанавливаться. Слизистая вашего желудка полностью обновляется каждые четыре дня.
12. Венера — единственная планета, которая вращается по часовой стрелке
У учёных много версий того, почему это происходит. Самые вероятные: из-за огромных астероидов, которые повлияли на её курс в прошлом, или из-за сильной циркуляции воздушных потоков в верхних слоях атмосферы.
13. Блоха может разгоняться быстрее, чем космический шаттл
Прыжки блох достигают умопомрачительных высот — 8 сантиметров в миллисекунду. Каждый прыжок придаёт блохе ускорение, в 50 раз превышающее ускорение космического корабля.
А какие интересные факты знаете вы?
Источник
Познание – приобретение знаний, изучение закономерностей объективного мира.
Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.
Источники знаний
Выделяют 2 источника знаний:
- Эмпиризм – эмоциональный опыт, непосредственно дающий знания об окружающем мире;
- Рационализм – сведения, получаемые посредством мышления, не опираясь на эмоции.
Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.
Формы чувственного познания:
- Ощущение – воспроизведение характерных признаков предмета в реальности;
- Восприятие – эмоциональный образ;
- Представление – характеристики объекта, запечатлённые в сознании.
Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.
Формы рационального познания:
- Понятие – утверждение общесуществующих параметров объекта;
- Суждение – утверждение или отрицание свойств объекта;
- Вывод (умозаключение) – образование оригинального суждения из совокупности старых.
Выделяют 3 типа:
- Индуктивное;
- Дедуктивное;
- По соответствию.
Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.
Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.
Виды интуиции:
- Мистическая – базируется на жизненных переживаниях и эмоциях;
- Интеллектуальная – осуществляется умственной деятельностью.
Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.
Классификации
В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:
- религиозная (основа на убеждениях и обычаях)
- философская (опирается на интуицию)
- позитивная (научные факты, фиксируемые в результате проведения эксперимента)
Классификация в зависимости от:
- Носителей информации (знания людей, передающиеся всевозможными путями)
- Способа презентации (устная и письменная речь, изображения)
- Формализация (формализованные, структурированные, неформализованные)
- Способ получения знаний (практические, бытовые, научные, религиозные).
Формы знания
Выделяют 6 форм знаний:
- Донаучное – знания, получаемые до становления нынешних наук.
- Научное – рациональное знание, подкреплённое теориями и законами. Знания получаются и фиксируются научными способами, не формализуется и не описывается законами.
- Паранаучное – дополненные сведения к наличествующим научным знаниям (экстрасенсорика, эзотерика)
- Вненаучное – специально фальсифицированные знания о мире.
- Лженаучное – недоказанные или опровергнутые знания, основывающиеся на предрассудках.
- Антинаучное – ошибочное знание (утопия, панацея).
Виды знания
Виды знания | |
Вид | Сущность |
Обыденное | – базируется на повседневной реальности и опыте. Характеризуется эмпирическим характером и приходится основой повседневного поведения людей. |
Мифологическое | – совокупность рациональных и эмоциональных познаний, представляет собой структурирование реальности для познания мира. |
Религиозное | – вера в сверхъестественное, характеризуется эмоциональным восприятием реальности. Религиозное мышление закрепляется в чувственных образах. Религия содержит собственные ценности и идеалы. |
Художественное | – формируется сферой искусства, не стремится быть научным и обоснованным. Основная форма – художественный образ. В искусстве допускается вымысел, поэтому художественный мир условен. |
Философское | – упор делается на рациональное-теоретические формы. |
Рациональное | – базируется на рациональном мышлении: отражает действительность в логических понятиях. |
Иррациональное | – не подчиняется научным законам, отражается в эмоциональном контексте: переживания, страсти, интуиция. |
Личностное | – особенности интеллектуальной деятельности и способностей субъекта. |
Квазинаучное | – объединяет в себе черты некоторых видов. Представляет учения о мистике, магии, эзотерике, алхимии. |
Источник
Результаты знаний
Полезное знание — это такое знание, которое несёт какую-то практическую пользу нам или окружающим нас людям.
Любое полезное знание приносит 4 вида результатов:
— улучшается здоровье (становится больше энергии, силы и счастья)
— укрепляется разум (легче принимать решения, брать на себя ответственность и терпеть чужие недостатки)
— улучшаются отношения с людьми (больше любви, уважения и радости)
— растут доходы (больше денег, свободного времени и свободы)
Любое знание, которое не помогает улучшить здоровье, разум, отношения и/или доходы — пустое, непрактичное.
Иногда о некоторых знаниях говорят, что благодаря им люди лучше стали понимать себя и мир вокруг. Хорошо, но если вы начинаете лучше понимать себя и мир, вы обязательно начнёте лучше себя чувствовать, быть терпеливее, легче строить отношения с окружающими людьми и больше зарабатывать. Иначе это самообман.
Все прочие знания можно считать бесполезными.
Общеобразовательный аудит
Получая те или иные знания, спросите себя:
— Улучшит ли это моё здоровье?
— Сделает ли это меня сильнее и энергичнее?
— Стану ли я или окружающие люди от этого счастливее?
— Позволит ли мне это легче принимать решения?
— Позволит ли мне это легче брать на себя ответственность?
— Научит ли это меня терпеливо относиться к чужим недостаткам?
— Привнесёт ли это больше любви и уважения в мою жизнь?
— Сделает ли это мою жизнь более радостной?
— Позволит ли мне это больше зарабатывать?
— Даст ли мне это больше свободного времени?
— Сделает ли это меня свободнее?
Если ответ хотя бы на один вопрос утвердительный — знание стоит того, чтобы тратить на него время и деньги. Если же нет — это пустое знание. Даже если оно преподносится как величайшая тайна Вселенной.
Помните, что любое знание нужно обязательно применять и проверять на практике: чему-то научились — примените; применили и получили нужный результат — научите этому других. Только следуя такой формуле можно достичь успеха в выбранной вами деятельности.
Критерии сомнительных знаний
Помимо того, что пустые знания ничего не улучшают в вашей жизни, они ещё и обладают таким неприятным свойством, как размывание нравственных ценностей. Поэтому любые пустые знания — потенциально опасны и сомнительны. И если получая какое-либо знание, вы замечаете в себе нарастание негатива, то знайте, что негатив — это красноречивое свидетельство о том, что вместо полезных знаний вы получаете испражнения чьего-то воспалённого воображения.
Наиболее распространённые критерии сомнительных знаний:
— повышенная раздражительность
— чувство превосходства над другими
— нетерпимость к другим точкам зрения
— вынужденный обман или введение в заблуждение
Не бойтесь отбросить знание, если оно не ведёт вас к лучшей жизни. Ищите полезные знания, отсекайте бесполезные и сомнительные. Для этого постоянно мониторьте свои ощущения:
— Становлюсь ли я более спокойным или более раздражительным?
— Ощущаю ли я гармонию со всеми или чувствую превосходство над кем-либо?
— Радуюсь ли я, когда узнаю что-то новое или негодую, когда сталкиваюсь с иной точкой зрения?
— Говорю ли я всё как есть или ввожу себя и других людей в заблуждение?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги «Инсайт», все услуги — бесплатно, для остальных — по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: https://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: https://v-lavrov.livejournal.com/
Подробнее о том, чем отличается информация и знания тут: https://v-lavrov.livejournal.com/7156.html
Источник
Познание
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания изучает раздел философии, называемыйгносеологией (теорией познания). 1
Существуют две основные точки зрения на процесс познания:
- гностицизм;
- агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе». 2
Познание как вид деятельности
Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности:
- потребность,
- мотив,
- цель,
- средства,
- результат.
Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.
Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Средствами (методами) познания можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.
Действия в процессе познания также многообразны. Например, внаучном познаниипринята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.
Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.
Если рассматривать процесс познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Помимо объекта в познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение,культурологии- на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. 3
Уровни познания
Чувственное и рациональное — два уровня познания, выделяемые в философии.
Чувственное — это непосредственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Основными элементами (формами) чувственногопознания являются:
- ощущение — отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств;
- восприятие — непосредственное воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
- представление — чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют не только особенности органов чувств, но также индивидуальный и культурно-исторический опыт. Известно, сколь различно восприятие расстояния и пространства у детей и взрослых, у людей разных культур. Конечно, в своей обобщающей способности чувства всегда бывают ограничены, т.к. они — лишь начальная стадия обобщения. Чувственное знание не дает полного знания объекта, оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов. Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.
Рациональное познание — познание посредством мышления, это наиболее высокий уровень познавательной деятельности, приносящий опосредованное знание.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами рационального познания являются:
- понятие — мысль, отражающая предметы и явления в их общих, существенных признаках;
- суждение — форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается; (или это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе);
- умозаключение — вывод, основанный на логической связи суждений.
Типы умозаключения:
- индуктивное (от частного к общему);
- дедуктивное (от общего к частному);
- по аналогии.
Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.
Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Вопрос о том, какой из источников знаний — разум или чувства — является определяющим в познавательной деятельности человека, стал предметом острого спора среди философских направлений и школ. 4
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Что такое знание?
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
- знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
- знание как познавательно-значимая информация;
- знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний:
- Житейское — строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию).
- Практическое — строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
- Художественное — строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии).
- Научное — строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы).
- Рациональное — отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
- Иррациональное — отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 5
Типология вненаучного знания
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы. 6
- Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
- Паранаучное — несовместимое с имеющимся научным знанием.
- Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
- Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. 7
- Псевдонаучное знание — интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий. Для него характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов.
- Квазинаучное знание ищет себе приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. 8
Источник