Полезных насекомых по биологии 7 класс

Полезных насекомых по биологии 7 класс thumbnail

Большинство насекомых ведёт одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые: муравьи, пчёлы, шмели, осы, термиты.

Общественные насекомые живут организованными группами (семьями). Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции: собирают пищу, делятся ею друг с другом, ухаживают за личинками, охраняют гнездо. Члены семьи не способны жить изолированно друг от друга.

Рыжие лесные муравьи живут большими семьями в муравейниках, состоящих из надземной части и подземного гнезда.

Самое многочисленное население муравейников составляют бескрылые рабочие муравьи (бесплодные самки). Число их иногда достигает миллиона. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, ухаживают за коконами с куколками, кормят личинок, обороняют муравейник в случае нападения врагов.

Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» — они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

Образ жизни муравьёв свидетельствует о том, что им свойственны инстинкты.

Инстинкт — цепь сложных рефлексов.

В глубине гнезда находится самка — царица. У неё нет крыльев (она обламывает их после брачного полёта). Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях.

Раз в год, в конце весны — начале лета из куколок выходят молодые крылатые самки и самцы и совершают брачный лёт. После спаривания самцы погибают, а самки опускаются на землю, сбрасывают крылья и основывают новое гнездо. Нередко они попадают в тот муравейник, в котором проходило их развитие.

К общественным насекомым относится и медоносная пчела. Медоносную пчелу издавна разводит человек. Человек получает от пчёл воск, мёд, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко). Медоносные пчёлы живут большими семьями (до (100) тыс. особей), которые живут в улье.

Пчелиная семья состоит из плодной матки (самки, которая откладывает до (2000) яиц в сутки), самцов (трутней) и большого числа рабочих пчёл (бесплодных самок). Рабочие пчёлы строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, вентилируют улей, собирают нектар, охраняют улей от врагов. Семью пчёл называют роем. Матка живёт около пяти лет, рабочие пчёлы — около года. 

Весной, в мае-июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов — трутней (самцы не принимают участия в работе, их задача — оплодотворение матки). Старая самка с частью рабочих пчёл покидает улей — происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчёлы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Пчёлы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчёл ещё имеется «язык танца». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения.

Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что они разумны. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны. Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт — совокупность врождённых форм поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных.

Источники:

Никишов А. И., Шарова И. Х.  Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.

Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.

Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко B. C. / Под ред. Константинова В. М. Биология. 7 класс. — Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Иллюстрации:

https://school-collection.ru

Источник

Урок – презентация на тему урока: «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека».

Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть многообразие насекомых;

  • выяснить причины процветания класса насекомых;

  • выяснить роль насекомых в природных сообществах и жизни человека.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;

  • формирование навыков исследовательской работы с литературой.

Читайте также:  Чем полезно не есть после 6 вечера

Воспитательные:

  • продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;

  • продолжить формирование навыков коллективной работы, чувства ответственности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный. Хорошо ли то, что так много насекомых, полезны ли они? Их роль в природе.

Предварительная работа:

Учащиеся готовят сообщения о насекомых, информацию об отрядах насекомых.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Презентация отрядов насекомых.

4. Обобщение (современная классификация).

5. Прогрессивные черты класса насекомых (работа по заполнению таблицы).

6. Значение насекомых.

7. Зоошутка.

8. Доклады (любопытные факты из жизни насекомых).

9. Закрепление.

10. Подведение итогов урока.

11. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Сегодня мы пойдем в гости в тип Членистоногие, класс Насекомые, численность которого в настоящее время более 1,5 млн. видов. Ежегодно ученые-энтомологи открывают 7-8 тысяч новых видов насекомых. По оценкам ученых, число видов насекомых на Земном шаре может достигать 10 миллионов.

  • (слайд). Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?

  • Как вы думаете, хорошо ли, что так много насекомых? Полезны ли они, какова их роль в биосфере?

Я, думаю, что ответить на эти вопросы вы сможете в ходе нашего урока (слайд), тема которого:

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека”.

Итак, целью нашего урока является изучение многообразия насекомых; выяснение причин процветания класса насекомых; и изучение роли насекомых в природных сообществах и жизни человека.

3.Работа в группах.

(слайд) Представьте себе, что вы ученые-энтомологи, перед которыми стоит задача: исследовать отряды насекомых, выявить их характерные особенности, представителей, роль в природе и жизни человека. А затем представить свой отряд на симпозиуме ученых-энтомологов.

При подготовке к уроку некоторые из вас получили такое задание и сегодня вы должны представить свой отряд.

Отряд двукрылые: слайды

  • Всего на Земле 8500 видов.

  • Представители – мухи, комары, мошки, оводы, слепни.

  • Ротовой аппарат – лижуще-сосущий или колюще-сосущий.

  • 1 пара перепончатых крыльев, задние крылья видоизменены в жужжальца.

  • Тип развития с полным превращением.

Отряд прямокрылые:

  • Всего на Земле 20000 видов.

  • Представители – саранча, кузнечики, сверчки.

  • Ротовой аппарат – грызущий.

  • Передние крылья с продольным жилкованием, а задние – с веерообразным.

  • Тип развития с неполным превращением.

Отряд жесткокрылые (жуки):

  • Всего на Земле 300 000 видов.

  • Представители – майский жук, усачи, дровосеки, щелкуны, навозники.

  • Ротовой аппарат – грызущий.

  • Жесткие передние надкрылья и перепончатые задние.

  • Тип развития с полным превращением.

Отряд чешуекрылые (бабочки):

  • Всего на Земле 130 000 видов.

  • Представители – махаон, аполлон, дневной павлиний глаз, крапивница.

  • Тип ротового аппарата – сосущий, у гусениц —грызущий.

  • 2 пары крыльев, покрытых чешуйками – видоизмененными хитиновыми волосками.

  • Тип развития с полным превращением.

Отряд перепончатокрылые:

  • Всего на Земле 90 000 видов.

  • Представители – пчелы, осы, наездники, муравьи.

  • Тип ротового аппарата – грызущий или грызуще — лижущий.

  • 2 пары прозрачных перепончатых крыльев, задние всегда короче передних.

  • Тип развития с полным превращением.

4 .Обобщение

Ребята, мы исследовали только некоторые отряды класса насекомых. Современная систематика классифицирует насекомых по следующим признакам (слайд).

  • наличие крыльев – бескрылые и крылатые. Отсутствие крыльев – явление вторичное, чаще всего связанное с переходом к паразитическому образу жизни. Подавляющее же большинство имеет крылья. К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея,ногохвостка, сахарная чещуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах.

  • в соответствии с типом развития.

Задание группам: Найдите место представленного вами отряда в данной классификации.

5. Мир насекомых многообразен и интересен. Давайте ответим на вопросы нашего урока (слайд). Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе? Таблица иответы – слайды.

У вас на столах находится таблица “Прогрессивные черты класса насекомых”, правый столбик которой нам нужно заполнить (учащиеся вместе с учителем работают с таблицей).

Вывод: Насекомые находятся в состоянии биологического прогресса (слайд)

Читайте также:  Орехи какие полезны при сахарном диабете

6. Значение насекомых.

Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые? Слайд.

Учащиеся раскрывают роль насекомых в природных сообществах и жизни человека (слайд).

В наш бурный технологический век растет влияние на человека на насекомых, как и многие другие виды животных и растений. Представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов и.т.д. Многие занесены в международную Красную книгу, красные книги стран, республик, краев, округов (слайд).

7. Ребята к нам в гости прилетело “фантастическое” насекомое, давайте попробуем разобраться, из каких насекомых составлено это фантастическое животное, и какие отряды насекомых представлены в этом создании (слайд).

Зоошутка.

  1. Голова – муха, отряд двукрылые.

  2. Усики – майский жук, отряд жесткокрылые.

  3. Ротовой аппарат – бабочки, отряд чешуекрылые.

  4. Грудь – пчелы, отряд перепончатокрылые.

  5. Брюшко – стрекозы (большое коромысло), отряд стрекозы.

  6. Ноги – комара, отряд двукрылые.

  7. Передние крылья – саранчи, отряд прямокрылые

  8. Задние крылья – бабочки (Махаон Маака), отряд чешуекрылые.

8. Сообщения – любопытные факты из жизни насекомых:

— о муравьях (слайд)

— о божьей коровке (слайд)

— о богомоле (слайд)

— о стрекозе (слайд)

9. Закрепление.

1. Определение отрядов насекомых, их роли в природе и жизни человека.

На экране даны представители насекомых:

1. Божья коровка 8. Слепень

2. Жук-олень 9. Пчела

3. Кузнечик 10. Колорадский жук

4. Муравей 11. Комнатная муха

5. Оса 12. Овод

6. Саранча 13. Сверчок

7. Тутовый шелкопряд 14. Шмель

15. Бабочка–белянка

Вы должны отметить значками насекомых, которые относятся к:

1.     Перепончатокрылым — ◊

2.     Двукрылым — ○

3.     Чешуекрылым — □

4.     Жесткокрылым — ■

Плюсами и минусами отметить:

1.     Полезных насекомых.

2.     Вредных насекомых.

2. Решение логических задач:

Задание 1:

Вы являетесь директором пасеки, но в последнее время она даёт в два раза меньше мёда, чем раньше. Предложите свои меры для увеличения производства мёда.

Задание 2:

Вы – директор совхоза. Зная вред, наносимый капустной белянкой, приказали уничтожить её химическими веществами.

Правильно ли Вы поступили? Предложите свои меры.

Задание 3:

Вы – директор санэпидемстанции. Зная вред, приносимый мухами в школе, приказали обработать помещение дихлофосом. Правильно ли Вы поступили?

3. Записать быстро под диктовку:

— количество усиков у паука – 0;

— конечностей у рака – 10;

— крыльев у чешуекрылых – 4;

— конечностей у паука – 4;

— крыльев у рака – 0;

— глаз у паука – 4 пары;

— конечностей у насекомых – 3 пары;

— количество отделов тела насекомых – 3;

— крыльев у двукрылых – 2.

10. Подведение итогов урока.

-Кто сегодня отлично работал на уроке?

-Кто отдал все силы?

-А кто ещё лучше будет работать на следующих уроках?

-Кому из ребят можно сказать спасибо?

11. Домашнее задание.

Изучить материал на с.96-99 учебника.

Подготовить загадки о насекомых.

Дорогие ребята. Спасибо вам, я рада, что вы мне помогли. Я почувствовала в вас своих коллег в познании удивительного мира насекомых. Желаю вам дальнейших творческих успехов.

Спасибо.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Общественные насекомые» (7 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Общественные насекомые: пчелы и муравьи Учитель биологии МОАУ «Гимназия имени

Описание слайда:

Общественные насекомые: пчелы и муравьи Учитель биологии МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Шишкина Наталья Ивановна

2 слайд

Задачи урока: Изучить особенности поведения общественных насекомых Изучить мн

Описание слайда:

Задачи урока: Изучить особенности поведения общественных насекомых Изучить многообразие общественных насекомых Познакомиться с ролью общественных насекомых в природе и жизни человека

3 слайд

Общественные насекомые

Описание слайда:

Общественные насекомые

4 слайд

Общественные насекомые (социальные насекомые) — группа насекомых, отличающаяс

Описание слайда:

Общественные насекомые (социальные насекомые) — группа насекомых, отличающаяся общественным образом жизни (муравьи, осы, пчёлы, термиты, шмели и некоторые другие).

5 слайд

Муравьи - общественные насекомые Живут семьей, насчитывающей от 500 тыс. до 1

Описание слайда:

Муравьи — общественные насекомые Живут семьей, насчитывающей от 500 тыс. до 1,5 млн. особей. При наличии большого количества плодовитых самок семья становится практически бессмертной. Семья имеет самку (матку), самца и рабочих муравьев. Самец быстро погибает, а самка, выполняя обязанность воспроизводства семьи, живет 20 лет. Рабочий муравей до семи лет.

Читайте также:  Для чего полезен чай из листьев земляники

6 слайд

Строение муравейника Поперечный разрез муравейника: 1 — камеры с яйцами; 2 —

Описание слайда:

Строение муравейника Поперечный разрез муравейника: 1 — камеры с яйцами; 2 — камеры с личинками: 3 — камеры с куколками

7 слайд

Заполните таблицу Признаки сравнения Матка Самец Рабочиймуравей Наличие крыль

Описание слайда:

Заполните таблицу Признаки сравнения Матка Самец Рабочиймуравей Наличие крыльев Значение в муравейнике

8 слайд

Признаки сравнения Матка Самец Рабочаямуравей Наличие крыльев Нет крыльев, об

Описание слайда:

Признаки сравнения Матка Самец Рабочаямуравей Наличие крыльев Нет крыльев, обламывает после брачного полета Крылатые бескрылые Значение в семье Откладывает яйца Для спаривания Добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник

9 слайд

Пчелы общественные насекомые Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особе

Описание слайда:

Пчелы общественные насекомые Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье. медоносная пчела

10 слайд

Полезных насекомых по биологии 7 класс

11 слайд

 1 — трутень, 2 — царица, 3 — рабочая пчела.

Описание слайда:

1 — трутень, 2 — царица, 3 — рабочая пчела.

12 слайд

Общение пчел Пчелы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосно

Описание слайда:

Общение пчел Пчелы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Однако только у пчел имеется «язык танца». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения. Пчела-разведчица «танцует» в улье на сотах.

13 слайд

Поведение Инстинкт — совокупность врожденных форм поведения, закрепленных нас

Описание слайда:

Поведение Инстинкт — совокупность врожденных форм поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

14 слайд

Значение пчел Человек получает от пчел воск, мед, различные лекарственные пре

Описание слайда:

Значение пчел Человек получает от пчел воск, мед, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко).

15 слайд

Тутовый шелкопряд Бабочка из семейства настоящие шелкопряды, играющая важную

Описание слайда:

Тутовый шелкопряд Бабочка из семейства настоящие шелкопряды, играющая важную экономическую роль в производстве шёлка. Одомашнен в Китае около 3000 лет до н. э. Это единственное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Самки его даже «разучились» летать. Взрослое насекомое — толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

16 слайд

Охрана насекомых 1 — дыбка степная; 2 — аполлон; 3 — дальневосточный реликтов

Описание слайда:

Охрана насекомых 1 — дыбка степная; 2 — аполлон; 3 — дальневосточный реликтовый дровосек; 4 — жужелица кавказская; 5 — шмель стенной; 6 — перламутровка зенобия

17 слайд

Вывод Насекомые — важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей ра

Описание слайда:

Вывод Насекомые — важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным беспозвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать в минеральные вещества органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя ее своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

18 слайд

Закрепление Какие особенности поведения и образа жизни характерны дли обитате

Описание слайда:

Закрепление Какие особенности поведения и образа жизни характерны дли обитателей муравейника? Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

19 слайд

Домашнее задание Параграф 28, рабочая тетрадь Ресурсы: https://www.tepka.ru/bi

Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 28, рабочая тетрадь Ресурсы: https://www.tepka.ru/biologia/36.html, Интернет картинки

Выберите книгу со скидкой:

Полезных насекомых по биологии 7 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезных насекомых по биологии 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Полезных насекомых по биологии 7 класс

Курс повышения квалификации

Полезных насекомых по биологии 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-274901

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник