Полезный материал для егэ по обществознанию
Новости ЕГЭ / ОГЭ
Пробники
События
Обществознание
Для подготовки к ЕГЭ.
Содержание:
1. Что изучает обществознание?
2. Общество.
3. Человек.
4. Познание.
5. Культура и духовная сфера.
6. Экономика.
7. Социальная сфера
8. Политика.
9. Право
Автор: Крюкова Ольга Дмитриевна.
t-o.docx
▲
+2
▼
1 марта 2016
Справочный материал по обществознанию
Подборка тестов по обществознанию
Курс лекций для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Telegram-канал 4ЕГЭ — @ru4ege
Видеоуроки к ЕГЭ
по обществознанию
Пробные работы
ЕГЭ по обществознанию
Математика ← Задание 13
В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
2
3
4
5
Расписание ЕГЭ 2020
Варианты ЕГЭ 2020 от ФИПИ
Варианты ОГЭ 2020 от ФИПИ
Демоверсии ЕГЭ
ОГЭ
Видеоуроки
Пробники
Варианты 2019
Шкала ЕГЭ
Русский язык ← Задание 6
Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа
яблонь
свечей
платьев
блюдцев
- Математика
- Русский
- Физика
- Общест-е
- География
- Химия
- Биология
- История
- Литература
- Информатика
- Английский
- Немецкий
- Французский
- Испанский
- ОГЭ
- Поиск
- Сочинение
- Пробники
- Видеоуроки
- Новости
- Шкала ЕГЭ
- Демоверсии
- Новое
- Общее
- Образование
- ВПР-11
- Профессии
- Варианты 2019
Обратная связь
Варианты ЕГЭ 2019
Демоверсии
Карта сайта
До ЕГЭ 2020 осталось
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2020 «4ЕГЭ»
Источник
Новости ЕГЭ / ОГЭ
Пробники
События
Обществознание
Материал создан для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Включает разделы всех сфер жизни общества.
Содержание
1. Что изучает обществознание?
2. Общество.
3. Человек.
4. Познание.
5. Культура и духовная сфера.
6. Экономика.
7. Социальная сфера
8. Политика.
9. Право.
spr-obsh.docx
▲
+1
▼
8 сентября 2017
Справочный материал по обществознанию
Мобильная шпаргалка по обществознанию
Подборка тестов по обществознанию
Telegram-канал 4ЕГЭ — @ru4ege
Видеоуроки к ЕГЭ
по обществознанию
Пробные работы
ЕГЭ по обществознанию
Математика ← Устный счёт
Овощной магазин продал 28% имеющегося у него картофеля. После этого в магазине осталось картофеля на 22 т больше, чем продано. Всего в магазине картофеля было:
20 т
40 т
80 т
50 т
Расписание ЕГЭ 2020
Варианты ЕГЭ 2020 от ФИПИ
Варианты ОГЭ 2020 от ФИПИ
Демоверсии ЕГЭ
ОГЭ
Видеоуроки
Пробники
Варианты 2019
Шкала ЕГЭ
Математика ← Устный счёт
Для перевозки груза нужно 10 трехтонных машин. Сколько двухтонных машин смогут перевезти тот же груз?
12
15
20
18
- Математика
- Русский
- Физика
- Общест-е
- География
- Химия
- Биология
- История
- Литература
- Информатика
- Английский
- Немецкий
- Французский
- Испанский
- ОГЭ
- Поиск
- Сочинение
- Пробники
- Видеоуроки
- Новости
- Шкала ЕГЭ
- Демоверсии
- Новое
- Общее
- Образование
- ВПР-11
- Профессии
- Варианты 2019
Обратная связь
Варианты ЕГЭ 2019
Демоверсии
Карта сайта
До ЕГЭ 2020 осталось
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2020 «4ЕГЭ»
Источник
Предварительный просмотр:
7. Политика.
Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» — совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.
Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.
Функции политики:
1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.
Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).
Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.
Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.
Элементы политической системы (сферы или подсистемы):
1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)
2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти
3. Нормативная – правила и нормы
4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.
Власть – возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.
Структура власти:
1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии
2. Объекты власти – индивиды, группы, массы
3. Основания власти — юридические, экономические, силовые, социальные, информационные
4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы
5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.
Легитимность или господство власти (М. Вебер)
1. Традиционное господство – обусловлено традициями
2. Легальное господство – на признании юридических норм
3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.
Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.
Теории происхождения государства:
1. Патриархальная теория — Аристотель 2. Религиозная теория – Фома Аквинский 3. Договорная теория – Д. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теория – Г. Спенсер 5. Классовая теория – К. Маркс
Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.
Признаки государства –
1. Наличие особой публичной власти
2. Наличие специального аппарата управления
3. Территориальная организация
4. Налоги
5. Суверенитет власти
6. Монополия на правотворчество.
Функции государства – основные, социально значимые направления деятельности государства.
Функции:
1. По объекту: внутренние и внешние
2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.
3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).
Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Формы государства:
1. Форма правления – способ организации верховной власти.
Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.
2. Форма государственного устройства – способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.
3. Политико-правовой режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).
Демократия – признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.
Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.
Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).
Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).
Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.
Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.
Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.
Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.
Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.
Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.
Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.
Виды политической культуры:
1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.
Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:
1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.
Конституции России – 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».
Источник
Обществознание
Теоретические пособия с кратким содержанием материала.
Темы:
Экономика:
Право:
Общество:
Познание:
Социология:
Политика:
Духовная сфера:
Примеры страниц:
Скачать сборник: obsh-spr.rar
Источник: сайт Ступиной Оксаны Анатольевны.
▲
+2
▼
4 декабря 2012
Готовые планы C8 по обществознанию
Мобильная шпаргалка по обществознанию
Курс лекций для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Telegram-канал 4ЕГЭ — @ru4ege
Видеоуроки к ЕГЭ
по обществознанию
Пробные работы
ЕГЭ по обществознанию
Математика ← Устный счёт
Бак автомобиля вмещает 40л бензина. Перед поездкой он был заполнен на 80%. Во время поездки было истрачено 25% имеющегося запаса бензина. В банке осталось:
890
55
18
24
Расписание ЕГЭ 2020
Варианты ЕГЭ 2020 от ФИПИ
Варианты ОГЭ 2020 от ФИПИ
Демоверсии ЕГЭ
ОГЭ
Видеоуроки
Пробники
Варианты 2019
Шкала ЕГЭ
Математика ← Тренировка
0,5
11/10
-1/2
-6
- Математика
- Русский
- Физика
- Общест-е
- География
- Химия
- Биология
- История
- Литература
- Информатика
- Английский
- Немецкий
- Французский
- Испанский
- ОГЭ
- Поиск
- Сочинение
- Пробники
- Видеоуроки
- Новости
- Шкала ЕГЭ
- Демоверсии
- Новое
- Общее
- Образование
- ВПР-11
- Профессии
- Варианты 2019
Обратная связь
Варианты ЕГЭ 2019
Демоверсии
Карта сайта
До ЕГЭ 2020 осталось
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2020 «4ЕГЭ»
Источник
Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Если вы собираетесь поступать на право, политологию, социологию, экономику или другие социальные науки, этот текст для вас. В нём репетитор, автор проекта «Обществознание без цензуры» Артём Русакович рассказывает о самых сложных темах экзамена, советует учебники и делится полезными ссылками, которые помогут к нему подготовиться.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Мой опыт показывает, что некоторые темы из курса обществознания вызывают сложности даже у очень умных и способных учеников. Расскажу об этих темах, поскольку им нужно уделить максимум внимания.
1. Познание
В этой теме школьники постоянно путают разные формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания — это ощущение, восприятие и представление; рационального — понятие, суждение, умозаключение. Их можно запомнить с помощью мнемонического приёма:
— О, Вы Прекрасны! — чувственно говорит один человек (О, В, П — ощущение, восприятие, представление). — ПСУ понятно! — рационально отвечает другой (П, С, У — понятие, суждение, умозаключение).
Рекомендую также короткую лекцию психолога Марии Фаликман о том, что такое ощущение и восприятие.
2. Наука
Тема обширная и непростая, и здесь выпускники часто не понимают особенности научного познания, суть разных научных методов и разницу между эмпирическими и теоретическими методами.
Если совсем упростить, то эмпирические методы похожи на чувственное познание, а теоретические — на рациональное. То есть при использовании эмпирических методов мы получаем информацию с помощью органов чувств: проводим опросы, наблюдаем и описываем, измеряем и делаем опыты. А при использовании теоретических — с помощью мозга или мышления, то есть обрабатываем информацию, полученную при помощи эмпирических методов: анализируем её, систематизируем, сравниваем и так далее.
3. Ценные бумаги
Многие путают акции и облигации, а также обыкновенные и привилегированные акции. Если упростить, то, покупая акцию, вы становитесь одним из множества владельцев компании, поэтому можете принимать участие в её управлении и получать часть прибыли — дивиденды. А покупая облигацию, вы становитесь одним из множества кредиторов компании, поэтому имеете право получить через какое-то время основную сумму долга, так называемую номинальную стоимость облигации, плюс проценты.
Привилегированная акция не позволяет управлять фирмой, но даёт право на фиксированные дивиденды, обыкновенная — наоборот (позволяет управлять фирмой, но даёт право на нефиксированные дивиденды).
Рекомендую ролик от видеоблогера из Казахстана про акции и облигации на примере бизнеса по продаже тюбетеек.
4. Экономическая политика государства
Вроде бы простая тема, но у многих она вылетает из головы, в том числе из-за сложной терминологии. Считается, что государство в экономике проводит два основных вида политики: либо монетарную политику (она же денежно-кредитная), либо фискальную (она же бюджетно-налоговая).
Монетарная — это когда государство регулирует количество денег в экономике (при этом не изымает и не перераспределяет их). Основная цель здесь — борьба с инфляцией. Занимается этим Центральный банк, так что если вы помните функции ЦБ, то без труда назовёте основные направления монетарной политики (денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов).
Фискальная — это изъятие и перераспределение денег в экономике без изменения их количества. Этим занимается правительство, в частности налоговая служба (которая собирает деньги у граждан) и различные министерства (которые тратят полученные деньги на здравоохранение, образование, оборону и т. д.).
5. Налоги
Здесь все никак не могут запомнить федеральные, региональные и местные налоги. Я обычно рекомендую следующий способ выучить эту классификацию. Нужно запомнить две ситуации: первая — «Беру свою лопату, копаю картошку на огороде, потом продаю её на рынке», вторая — «Еду на служебной машине в казино».
Расшифровываю: «Беру свою лопату (налог на имущество физических лиц), копаю картошку на огороде (земельный налог), потом продаю её на рынке (торговый сбор)» — это местные налоги.
«Еду на служебной (налог на имущество организаций) машине (транспортный налог) в казино (налог на игорный бизнес)» — это региональные налоги. А все остальные налоги — федеральные.
6. Виды республик
В курсе обществознания есть обширная тема «Государство, его функции», где речь идёт о признаках и функциях государства, а также о формах правления и формах государственно-территориального устройства. Из этих вопросов наибольшие сложности вызывает разница между видами республик (президентскими, парламентскими и смешанными).
Особое внимание уделите тому, в какой республике президент НЕ может распустить парламент (в президентской) и по какой причине. Рекомендую свой ролик о республиках, а также видео «Как не дать Навальному стать новым Путиным» (о том, как выглядела бы парламентская республика в России).
7. Политическая система
Тема, которую сложно понять из-за её абстрактности. Если упростить, то политическая система — это всё, что связано с политикой, в том числе субъекты или организации, действующие в политике (политические институты, входящие в институциональную подсистему), правила, по которым они действуют (в том числе законы, традиции и т. д., входящие в нормативную подсистему), идеи и ценности, которые они отстаивают (культурно-идеологическая подсистема) и связи между этими организациями (коммуникативная подсистема).
Выглядит страшновато, но если применить эту логику, возможно, получится всё запомнить. Да, и обратите внимание: хотя СМИ и помогают налаживать связи между разными политическими организациями, сами по себе они тоже считаются организациями, поэтому входят в институциональную, а не коммуникативную подсистему.
Подписывайтесь на нашу специальную рассылку «Пережить ЕГЭ»! Раз в две недели мы присылаем письма, в которых рассказываем всё о главном школьном экзамене — от разборов типичных ошибок и апелляции до того, как правильно отдыхать во время подготовки.
8. Виды избирательных систем
Тут главное — запомнить простую логическую связку: мажоритарная система — это голосование за кандидатов в депутаты, а пропорциональная — голосование за списки партий. У меня на канале есть отдельный ролик на эту тему, где я объясняю всё на примере выборов в школьный парламент.
9. Полномочия органов власти РФ
Пожалуй, самая сложная тема во всём курсе обществознания: здесь нужно знать полномочия президента, Госдумы, Совета Федерации, правительства и высших судов. Это всё перечислено в четырёх главах Конституции РФ — с четвёртой по седьмую.
К сожалению, многие из этих полномочий сложно запомнить логически, их надо просто выучить. Я на эту тему делал отдельный ролик, где попытался найти хоть какую-то логику во всех этих полномочиях.
10. Виды правонарушений и юридической ответственности
Тема полезная и интересная, но из-за своего объёма она многих пугает. Выпускники часто смешивают разные виды правонарушений и путают разные виды юридической ответственности. Про то, какие виды правонарушений существуют и чем они отличаются, смотрите мой ролик.
11. Юридические лица
Здесь всех пугают незнакомые страшные слова, которые не позволяют полноценно разобраться в теме: «субсидиарная ответственность», «уставный капитал», «учредители», «пай», «доля» и т. д. Все эти термины и виды коммерческих юрлиц я подробно разобрал в своём ролике.
12. Гражданский и уголовный процесс
Распространённая ошибка — смешивать участников разных процессов (скажем, записывать истцов в участники уголовного процесса, а защитников — в участники гражданского процесса), а также путать участников уголовного процесса со стороны обвинения и со стороны защиты. Про гражданский процесс хороших источников информации я не встречал, а про уголовный процесс можете почитать мой разбор отрывка из фильма «Мимино» на эту тему.
Какие источники использовать при подготовке
1. Учебники:
- Рекомендованные Министерством просвещения. Ищите на сайте пособия, рекомендованные при получении среднего общего образования по соответствующему предмету. Пожалуй, самые известные и регулярно переиздаваемые — это учебники под общей редакцией Боголюбова Л. Н.
- Учебники Кравченко А. И. — они написаны достаточно просто и легко читаются.
Забегая вперёд, скажу, что, если вы будете подавать апелляцию и у вас возникнет спор о значении тех или иных терминов, лучше всего ссылаться на учебник, рекомендованный Министерством просвещения.
2. Справочник для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, написанный группой авторов под руководством Баранова П. А. (в просторечии — «справочник Баранова»). Для сдающих обществознание эта книга стала настоящей библией. Она не входит в рекомендованные Министерством просвещения, написана сухо и не очень увлекательно (сплошь схемы и таблицы), однако в ней есть практически всё, что нужно знать к экзамену, и при этом нет почти ничего лишнего. Все темы идут в том порядке, в каком они указаны в кодификаторе ЕГЭ.
Из более увлекательных — книга Алихана Динаева, победителя конкурса «Учитель года», «Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, для школьников и поступающих в вуз». Написана понятно и доступно, содержит советы и приёмы для запоминания сложной информации и массу других полезных сведений.
3. YouTube. Для начала рекомендую свой канал «Обществознание без цензуры», где я рассказываю об обществознании на примерах из фильмов, мультфильмов, сериалов и российской действительности — от «Игры престолов» и «Простоквашино» до Трампа и Оксимирона.
Ещё будут полезны каналы:
- «Станислав Валентиныч»
- BrainStory Me
- «Центр Открытие»
- «Фабрика ЕГЭ»
- «ЕГЭ на сотку»
Кроме того, советую курс по основам экономики от Игоря Кима, доцента факультета экономических наук Высшей школы экономики. Изначально ролики этого курса были выложены на сайте Coursera.org, а потом разошлись по интернету. Сейчас их можно найти на разных YouTube-каналах по ключевым словам «Экономика для неэкономистов».
4. Раздел об обществознании на сайте «Сдам ГИА». Во время подготовки, кроме изучения теории, будет полезно постоянно решать задания из ЕГЭ прошлых лет по пройденным темам. И сайт «Сдам ГИА» для этого подходит лучше всего.
Составители ЕГЭ не очень креативны, и многие вопросы повторяются на экзаменах из года в год. Так что некоторые задания, которые вы прорешаете на «Сдам ГИА», вполне могут попасться вам на экзамене.
5. Для лучшей подготовки к формату экзамена стоит купить сборник вроде «10 типовых ЕГЭ по обществознанию». Ближе к экзамену, когда вы изучите хотя бы 2/3 курса, можете раз в неделю писать самостоятельно пробный ЕГЭ и отмечать темы, которые стоит повторить. Если вы посчитаете средние баллы по пяти-шести таким пробникам, то сможете примерно спрогнозировать свой результат на настоящем экзамене.
Источник