Полезный материал для изучения немецкого языка
Мнемотехника, или как выучить немецкий язык легко? Простые приемы и способы запоминания слов, выражений и целых предложений! Смотри в нашем видео и читай в статье ниже!
Кто из нас хоть раз в жизни не жаловался на свою память? «Я это слово произнести не могу! А выучить и подавно…» — как часто лично Вы говорили что-то похожее? Я, признаюсь, нередко.
Как же быть с изучением иностранного языка? Можно ли запомнить большое количество новых иностранных слов и грамматических правил, не обладая отличной памятью? Да. И сделать это можно несколькими способами:
1. Путем обыкновенной зубрежки. Работает. Проверено. Но есть в этом методе большой минус: требуется много времени и терпения.
2. С помощью мнемотехники. Скажу сразу: речь не идет о новомодном направлении в изучении иностранных языков. Мнемотехника – это давний метод, который позволяет запоминать любую информацию быстрее и проще.
Что такое мнемотехника?
Давайте заглянем в Википедию. Вот как толкует это странное слово популярная электронная энциклопедия: «Мнемоте́хника (мнемоника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).»
Проще говоря, мнемотехника – это способы, которые помогают запомнить нужную информацию.
Причем любую: номера телефонов или даты, имена и фамилии, иностранные слова. Мнемотехнические способы строятся на вполне очевидном факте: человеку сложно запомнить ничего незначащие для него буквы, цифры и прочие символы. Гораздо проще сохранить в памяти яркие картинки.
Ну, вот как, скажите Бога ради, мне запомнить набор из 15 цифр? Это ведь просто знаки, которые лично для меня не значат ничего! Конечно, если я буду регулярно повторять эти цифры, то результат появится, но ведь на это нужно время и терпение. Кроме того, «зазубренная» информация, которая не используется, очень быстро забывается.
А теперь давайте попробуем заменить цифры яркими картинками. Например, цифра 2 очень похожа на лебедя, поэтому каждый раз, как нужно будет запомнить двойку, представим себе лебедя. Цифра 8 немного напоминает матрешку, а 1 – карандаш. Таким образом, чтобы запомнить цифры 281 нам нужно представить лебедя, матрешку и карандаш, при этом они должны взаимодействовать друг с другом. Например, лебедь плывет по озеру, хватает клювом утонувший карандаш и начинает вырисовывать на суше матрешку. Не правда ли, такая мини-история запомнится лучше, чем просто 281?
Пример с цифрами я привела только для того чтобы Вы поняли суть мнемотехники. Но Вас, конечно же, интересует, каким образом этот метод поможет выучить немецкий язык.
Как с помощью мнемотехники выучить немецкий?
Выучить иностранный язык (и немецкий в том числе) – значит, запомнить огромное количество новой информации: иностранные слова, грамматические правила. И, в общем-то, для новичка сделать это не проще, чем запомнить набор тех же цифр или, скажем, иероглифов. Действительно, в чем разница? Мнемотехнике же под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно выучить:
- слова;
- некоторые грамматические правила, а именно:
— артикли
— формы неправильных глаголов
— предлоги
— управление глаголов
— склонение прилагательных
Как выучить немецкие слова?
Новые немецкие слова можно запомнить с помощью метода ключевого слова. Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к немецкому слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.
Например, Вам нужно запомнить слово Brille, что значит, очки. Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:
- Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно Вам напоминает? Мне кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым.
- Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае — бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае — очки).
Например: Вам сделали неслыханной щедрости подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Вот это да!
- Мысленно создаем картинку (она будет называться мнемокартинкой), которая отображает придуманную ситуацию. Визуализируйте эти бриллиантовые очки, представьте их в деталях. Какая у них будет оправа? А как будут выглядеть бриллианты? Красиво, не правда ли? Мои бриллиантовые очки выглядят, к примеру, так:
Иногда, подобрать ключевое слово к новому немецкому слову не составляет абсолютно никакого труда. Например, немецкое слово Tier (животное) чрезвычайно похоже на русское слово «тир». Применяем вышеописанный мнемотехнический метод и получаем вот такую мнемокартинку и к ней ситуацию:
Ситуация: Вы с удовольствием посещаете ТИР и стреляете в нарисованных ЖИВОТНЫХ. Вы – против убийства зверей!
Я уже предвижу скептические высказывания со стороны некоторых читателей. «Но ведь таких вот схожих слов не много!» или «У меня не такая хорошая фантазия, чтобы выдумывать ключевые слова и истории!».
И я очень хорошо Вас понимаю! Действительно, не так-то много слов, которые похожи на русские. Но доказано на практике: чаще всего нам достаточно вспомнить лишь начальную букву или первый слог слова, для того чтобы назвать это слово целиком. Наверняка, у Вас было такое: кто-то подсказывает первые две буквы слова, и Вы моментально вспоминаете все слово. Например: Вы не можете вспомнить слово Löffel (ложка). Оно крутится у Вас на языке. «Ну как же это… Lu… Le…», — а учитель Вам подсказывает «Lö…», и Вы радостно подставляете последний слог «А-а, Lö-ffel!».
Запомните, Вам не нужно искать ключевое слово с абсолютным звуковым сходством!
Главное, чтобы оно Вам НАПОМИНАЛО о том новом слове, которое Вы хотите запомнить! Например, для Löffel я подобрала ключевое слово «лёффа» или «Лёва». Я знаю, в русском языке нет слова «лёффа», но что-то похожее вполне могут произнести маленькие детки.
Относительно сомнений на тему фантазии скажу следующее: для поиска ключевых слов, действительно, потребуется немного креатива. Но, думаю, чуть-чуть пофантазировать способен каждый из нас.
Как выучить артикли?
Большая часть тех, кто учит немецкий язык, считает артикли самой сложной темой. Действительно, как можно запомнить род существительного? Слово «молоко» в немецком языке женского рода (то есть «она»), а «девочка» — среднего (то есть «оно»). Почему? Справедливый вопрос. Но ответа на него, к сожалению, мы не получим. Зато нам под силу упростить себе запоминание артиклей.
Есть несколько мнемотехнических способов запомнить немецкие артикли. Подробно о них я рассказывала в своих видеоуроках. Сейчас мы рассмотрим только один способ.
Метод «парное запоминание»
Давайте разберемся, в чем смысл этого метода, не касаясь пока темы артиклей. Представьте, что Вам нужно запомнить одну пару слов: Телевизор – стол.
Это просто два не связанных друг с другом слова. Конечно, запомнить их на короткое время не составит труда. Однако наша задача заключается в том, чтобы сохранить их в памяти надолго. Для этого нам нужно будет сделать 2 шага:
- Связать друг с другом слова. Сделаем мы это с помощью такого предложения: Я вижу огромный стол, на котором стоит телевизор.
- Визуализировать предложение. Это значит, нужно придумать к нему яркую картинку. Представьте себе совершенно конкретные стол и телевизор.
Как использовать метод для немецких артиклей?
По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Только одно из них – артикль – невозможно себе представить в картинке, т.к. оно не имеет никакого смысла.
Наша задача – заменить артикль понятным для нас словом-образом.
Выберем образы для артиклей:
- Der – артикль мужского рода, значит, нам нужно заменить его на образ, который ассоциируется у нас с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или лев.
- Die – артикль женского рода. С чем у Вас ассоциируется женственность? Скорее всего, это будет образ хрупкой девушки.
- Das – артикль среднего рода. Найти образ для данного артикля немного сложнее. Пусть это будет что-то нейтральное, то, что не напоминает нам о мужском или женском роде. Например, море.
Теперь давайте рассмотрим этот метод на конкретном примере.
Ваша задача: выучить род существительного Glas (стакан). Слово это среднего рода.
Делаем следующие шаги:
- Замена. Заменяем артикль das на символический образ – образ моря.
- Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами стакан – море при помощи предложения: стакан плавает в море.
- Визуализация. Представляем ситуацию в картинке.
В Вашей памяти должна хорошо закрепиться эта ситуация. Каждый раз, когда Вы будете иметь дело со словом Glas, перед глазами должна появиться картинка с плавающим в море стаканом. «Ага, стакан в море, значит, он среднего рода», — подумаете Вы и порадуетесь своей хорошей памяти. Имейте ввиду, Вы можете выбрать любые образы для артиклей! Главное, всегда использовать одни и те же образы.
«Поможет ли мнемотехника лично мне?»
Наверное, Вас интересует, для всех ли подходит мнемотехника? А, главное, поможет ли она лично Вам? Отвечаю: мнемотехника работает для всех! Однако при 3 условиях:
- Вы изначально должны быть положительно настроены по отношению к мнемотехническим методам. Высказывания типа «Понапридумывают там всякие методы» или «Язык нужно только зубрить» Вам не помогут. Позиция должна быть примерно такая: «Интересно! Это нужно попробовать. Что-то поможет точно!».
- Вы должны внимательно и вдумчиво изучить методы. Важно понять, как работает мнемотехника.
- Вам необходимо применить мнемотехнику на практике! Мало прочесть, нужно попробовать!
Как-то раз участникам своей группы Вконтакте я задала такой вопрос: «Помогает ли Вам мнемотехника учить немецкий?». Вот какие ответы я получила:
— «да» — 10 человек
— «скорее да» — 12 человек
— «нет» — 3 человека
— «скорее нет» — 1 человек
— «не знаю, не пробовал(а)» — 6 человек.
Как видите, подавляющее большинство говорит о том, что мнемотехника работает!
И в заключение хотелось бы напомнить Вам, уважаемые читатели, об одном неоспоримом факте: любую информацию, которую Вы запомнили, необходимо применять на практике! Выучили слова? Отлично! Составляйте с ними предложения, используйте в своих письмах и обязательно в разговоре! Только так Вы сможете выучить язык!
Успехов Вам в изучении немецкого языка!
Оксана Васильева, преподаватель немецкого языка
Источник
Тем, кто начинает учить немецкий после английского, кажется, что этот язык — мука. Неправильный порядок слов, артикли, отделяемые приставки и падежи, от которых зависят окончания. В конце концов, слово «девочка» оказывается среднего рода. Журналист Ольга Кузьменкова на своей странице в фейсбуке предложила 20 простых советов, которые помогут побороть все сложности в изучении не только немецкого, но и других языков.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
0. Сначала про словарь. Словарь нужен всегда, но требования к нему сильно зависят от языка
Для немецкого нужен такой, где указан род существительного, форма множественного числа и сочетаемость глаголов с предлогами. Гугл-транслейт не подходит. Подходит, например, «Мультитран». И, конечно, duden.de. Хотя последний такой медленный, что жутко бесит.
Словарь DUDEN
1. На начальном этапе очень важно выучить правильные артикли
В будущем слова с уровня А1 часто будут попадаться в новых формах на следующих уровнях, а потом и в журнале Der Spiegel (der Zug — der Bezug — der Verzug; der Satz — der Ansatz — der Beisatz).
2. Проще всего учить артикли, подключая зрительную память
Я записывала слова женского рода красным цветом, слова мужского рода — синим, а среднего рода — зелёным. На начальных уровнях, когда надо было вспомнить, какого рода слово, я просто вспоминала его цвет. Это очень действенный метод. Прошло семь лет, а я до сих пор помню, например, что ложка — синяя (der Löffel), вилка — красная (die Gabel), а нож — зелёный (das Messer).
3. Все новые слова нужно группировать по родам
То есть писать отдельным цветом на отдельном листе бумаги (или записывать в одну колонку). Так быстрее начинаешь подмечать закономерности: выясняется, что «красные» слова часто заканчиваются на -ung или — heit/-keit; «зелёные» совпадают с формой глагола в инфинитиве (das Essen), начинаются на Ge- (Gespräch, Gesetz), а во множественном числе имеют -s или сильно меняют окончания (Kaktus-Kakteen).
4. Если много времени проводите дома — развешивайте там списки новых слов (рассортированных по цветам, естественно)
Списки должны быть на уровне глаз в тех комнатах, где вы больше всего проводите времени. Быстрее всего учатся те слова, что попадают на дверцу холодильника, на дверцу шкафчика с чашками или на стену напротив рабочего места. Бумажек должно быть много.
Развешивайте дома списки новых слов
5. Форму множественного числа надо писать сразу рядом с новыми словами
Используйте условные обозначения: -e (das Teil—die Teile), -s (das Messer—die Messers), -n (die Gabel—die Gabeln), -е (der Satz—die Sätze). Писать слово во множественном роде целиком совершенно бессмысленно: оно воспринимается как нечто отдельное, не в привязке к слову в единственном числе.
6. Немецкий язык похож на русский словообразованием, и этим надо пользоваться
Если в словаре несколько вариантов перевода, выбирайте тот, который ближе по словообразованию к немецкому слову (например, для слова grundlegend стоит выучить вариант «основополагающий», а не «решающий»; для слова überschütten — «осыпать»).
7. Приучите себя обращать внимание на перевод/значение приставок, суффиксов и запоминать их
Ab- = от-, bei- = при-, zer- = раз- и так далее. Ищите перевод слова, который учитывает перевод приставки (ver-hindern — пред-отвращать; ver-muten — пред-полагать; ver-treten — пред-ставлять интересы, а не «защищать» их).
8. Старайтесь понять и запомнить неочевидное значение предлогов
Возможно, они даже будут совпадать со значениями приставок. На эту тему встречаются хорошие памятки в русскоязычных грамматических книжках. В какой-то из таких книг я прочитала, что предлог -an имеет значение непосредственного контакта с объектом. На всю жизнь запомнила, что картина висит an der Wand — то есть как бы «прикасается к стене». А была бы auf — парила бы в воздухе.
9. Падежи. Не пытайтесь выучить все падежи сразу и бегите от преподавателя, если он попытается объяснить вам все падежи за раз
Сначала — винительный, он часто бывает нужен и с ним меньше всего возникает проблем. Месяца через полтора беритесь за дательный. Когда почувствуете, что поняли оба, можно браться за родительный (хотя к этому моменту вы уже и так про него всё поймёте).
10. Если вопрос «куда» — это винительный. Если вопрос «где» — это дательный
Это, к счастью, объясняют всем. Но не всем объясняют, что это правило работает и для глаголов. Может, потому, что для понимания этой закономерности требуется абстрактное мышление. Если глагол имеет явное или скрытое значение движения, скорее всего, он требует после себя винительного падежа. Это как будто бы все тот же вопрос «куда» (denk an mich — думай обо мне (= иди ко мне в мыслях). Если финальная точка движения важнее, чем процесс движения, нужен дательный — это как будто бы всё тот же вопрос «где». Sag mir — скажи мне (= «мне» тут важнее, чем всё остальное).
11. Начинайте читать неадаптированные под ваш уровень тексты с первого дня изучения языка
В первые пару месяцев читайте книги по методу Ильи Франка: одно предложение на немецком, одно — на русском. Потом абзац целиком. Начиная с уровня А2 (через 3-5 месяцев изучения языка с нуля), переходите на массовые (не элитарные) газеты. Читайте рубрики про жизнь: колонки с советами про отношения, рецепты, спорт, лайфстайл. Постепенно усложняйте, переходите на лонгриды. Найдите издания с лёгким и понятным языком. Например, подойдёт швейцарский Das Magazin. Даже не думайте браться за Der Spiegel, это слишком сложно.
Читайте неадаптированные под ваш уровень тексты. Например, подойдёт журнал Das Magazin
12. Некоторые советуют на первых порах читать про себя, чтоб не заучивать неправильное произношение
По-моему, это фуфел! Лучше как раз читать вслух, причём громко вслух. Так вы будете привыкать к своему голосу, когда говорите на иностранном языке. И ещё так вы сможете тренировать мышцы губ-языка-гортани, с помощью которых вам надо научиться произносить новые звуки.
13. Чтение, письмо, говорение и восприятие языка на слух — разные навыки и тренируются по-разному
Исключение составляет, пожалуй, только письмо. Письмо отлично тренирует речь. На начальных этапах даже лучше, чем само говорение. Поэтому пишите больше сочинений. Неважно, что вам «обычно» не задают письменные домашние задания. Попросите себе дополнительное, письменное задание на дом. Пишите не очень много, но часто.
14. Пишите от руки все, что хотите понять и запомнить
Артикль, форму множественного числа, сочетание «глагол с предлогом» — всё это нужно прописывать.
15. Старайтесь раз в месяц (или в неделю, если хватает дисциплины) устраивать ревизию и выписывать в тетрадь все новые слова, которые встречались в распечатках и учебнике
Учить их не надо. Надо один раз прочитать и выделить маркером те слова, которые могут вам ещё не раз пригодиться (короче говоря, ищем базовую лексику). Время от времени надо просто вальяжно пролистывать тетрадку и повторять слова, выделенные маркером. Когда тетрадь закончится, скорее всего, вы обнаружите, что вы знаете 90% из тех слов, что вы никогда не выделяли маркером.
16. На начальном этапе постарайтесь выучить побольше микрослов, добавляющих смысла и связей в предложении
Это предлоги, частицы и прочее (es, auch, noch, schon, mit, denn, überall, zu). Они помогут обходиться своим маленьким, но гордым словарным запасом.
17. На следующих уровнях выписывайте и учите побольше устойчивых выражений
Во-первых, это красиво. Во-вторых, с их помощью получается говорить быстрее и увереннее.
Выписывайте и учите побольше устойчивых выражений
18. Используйте язык каждый день
Можно всего по десять минут, но каждый день. Неважно как: хоть пишите, хоть читайте, хоть слушайте ужасный немецкий хип-хоп (из него я узнала все матерные слова).
19. Чтобы поддерживать язык, обязательно продолжайте на нём читать
Если хватит силы воли на то, чтобы систематически выписывать новые слова из прочитанного, будет совсем супер. Вообще, приучите себя смотреть в словарь всегда. Даже если вам кажется, что вы поняли слово из контекста и видели его 150 раз до этого. Всегда лучше проверить в словаре ещё раз.
20. Не хотите учить немецкий — не учите
Вообще ничего не делайте через силу. Подождите, пока появится настроение.
Фото: iStockphoto (GodunovaTatiana, hamacle), playbuzz.com, jacoporosati.com
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
8 причин начать учить языки с немецкого
Как не забывать выученное перед экзаменами и в жизни
10 способов правильно мотивировать ребёнка
Источник