Полезный совет детям русский язык 3 класс
Разбор нового ФГОСа для первого класса у нас здесь. А разбор второго класса — здесь.
Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ — с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.
При работе с текстом, ученик должен уметь:
- Определять тему и главную мысль текста
- Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
- Выявлять и озаглавливать части текста
- Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его
Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.
Знания фонетики и орфоэпии:
- Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я), мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
- Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность
Грамматика, морфемика, синтаксис:
- Применять изученные правила правописания:
— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;
— написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка);
— написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный);
— употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
— написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (мышь, рожь, ночь);
— написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (умная, умный, умное);
— раздельное написание частицы не с глаголами;
— раздельное написание предлогов со словами
- Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и описки
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи (простые случаи, термины называть необязательно)
- Выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения
- Выявлять в речи устаревшие слова, понимать их значение (простые случаи)
- Выявлять в речи слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Выделять окончания в слове, находить нулевое окончание
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (но без называния термина)
- Различать однокоренные слова и синонимы (но без называния термина)
- Находить в словах корни, приставку, суффикс, окончание (в простых случаях, с однозначно выделяемыми морфемами)
- Определять имена существительные, знать их грамматические признаки (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), уметь склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
- Определять имена прилагательные, знать их грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных (то есть, согласовывать прилагательное с существительным)
- Определять глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», знать их грамматические признаки (форму времени, род в прошедшем времени, число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
- Определять личные местоимения в начальной форме (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), заменять личными местоимениями излишние повторы в тексте
- Различать предлоги и приставки
- Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
- Находить в предложении главные и второстепенные члены, причем последние без деления на виды
- Распознавать распространенные и нераспространенные предложения
- Правильно списывать слова и предложения объемом до 65 слов
- Писать подробные изложения по подготовленному плану (объемом до 50 слов)
- Писать диктант объемом до 60 слов, правильно применяя изученные правила.
ЛИТЕРАТУРА
В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту — это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:
- Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
- Различать художественные и познавательные тексты
- Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
- Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
- Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
- Отличать автора произведения от героя и рассказчика
- Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
- Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
- Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
- Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
- Уметь пользоваться словарями
В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
- Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
- Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
- Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
- Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
- Рассказывать о прочитанных произведениях
- Читать по ролям, инсценировать
- Придумывать продолжение прочитанного произведения
- Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
- Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
- Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)
МАТЕМАТИКА
Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:
- Умение оперировать числами в пределах 1000 — умение их читать, записывать, сравнивать, упорядочивать
- Умение представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число и в заданное число раз
- Выполнять арифметические действия:
— сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно
— умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число
— деление с остатком в пределах 100 - Устанавливать и соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления
- Знать и применять при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
- Находить неизвестный компонент арифметического действия
- Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора
- Уметь пользоваться в практических ситуациях единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), единицы массы (грамм, килограмм), единицы времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать единицы одной величины друг в друга (в пределах 1000)
- Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
- Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время
- Определять продолжительность какого-то события
- Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин
- Сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»
- Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число
- Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
- Сравнивать величины, выраженные долями
- Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное)
- Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события
- Решать задачи в 1-2 действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления)
- Конструировать прямоугольник из квадратов, делить прямоугольник, многоугольник на заданные части
- Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений)
- Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата)
- Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок
- Классифицировать объекты по одному-двум признакам
- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка)
- Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными
- Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:
- Различать расходы и доходы бюджета семьи;
- Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- Приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
- Распознавать изученные объекты природы по описанию, рисункам, фотографиям, в реальности:
— почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
— тела и вещества;
— твердые тела, жидкости и газы;
— воздух;
— грибы;
— природные сообщества (лес, луг, пруд);
— отдельные органы и системы органов человека. - На основе предложенного плана уметь составлять описание изученных объектов природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
- Группировать и сравнивать изученные объекты живой и неживой природы, пробегать к простейшей классификации
- Знать и понимать взаимосвязи в природе, уметь объяснить простейшие явления и процессы в природе и организме:
— круговорот воды в природе,
— размножение и развитие растений и животных;
— особенности питания и дыхания растений и животных;
— цепи питания,
— связи человека и природы - Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить простые опыты по исследованию природных объектов и явлений с применением простого лабораторного оборудования и соблюдая правилам безопасности
- Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
- Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (подготовка докладов)
- Соблюдать правила безопасного поведения:
— во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
— правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро
— соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
ФГОС изучала Оля Иванова
По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.
Источник
5
0
Вот такие побудительные предложения можно придумать по данному в упражнении началу, чтобы получился полезный совет.
Не садись на сиденья, предназначенные для пассажиров с детьми и инвалидов.
- Не разжигай костер под кроной дерева. Не разжигай костер вблизи автомобиля.
- Не переходи улицу на красный свет. Не переходи улицу в неустановленном месте.
- Не ломай деревья и кустарники. Не ломай мебель в школе.
- Не разоряй гнезда птиц. Не разоряй муравейники.
- Не бери ничего у незнакомых тебе людей. Не бери чужое без спроса.
- Не оставляй без присмотра костер. Не оставляй без присмотра свои вещи на вокзале.
Помогайте людям, попавшим в беду. Уважительно относись к страшим. Не ходи по тонкому льду.
1
0
Нам предлагают закончить эти предложения так, чтобы получилась законченная фраза, которая содержала бы в себе совет, как не следует поступать в той или иной ситуации.
Как мы можем закончить эти предложения?
- Не садись на передние сиденья — они для инвалидов и людей с маленькими детишками.
- Не разжигай костер без крайней необходимости.
- Не переходи улицу по дороге, если есть подземный переход
- Не ломай чужих снеговиков и песочных замков.
- Не разоряй бюджет своей семьи бесполезными тратами.
- Не бери чужое, даже если оно никому не нужно
- Не оставляй в беде своего товарища
- Не откладывай на завтра то, что есть возможность закончить сейчас.
А вот и еще один совет лично от меня:
Не забывай выполнить домашнее задание, чтобы не краснеть в классе.
1
0
Многие полезные советы начинаются с частицы Не, потому что в них советуют детям не делать того, что может причинить вред.
Например эти советы мы можем закончить так:
1)Уступай в автобусе место старшим. Не садись на сиденье, если рядом стоит пожилой человек. 2)Не разжигай костёр в лесу и в парке. 3)Не переходи улицу перед машинами и там, где это не положено. 4)Не ломай с деревьев веток. 5)Не разоряй гнезда и муравейника. 6) Не бери чужого. 7)Не оставляй дело незаконченным. 8)Не откладывай на завтра то, что ты в состоянии решить сегодня.
И конечно мы должны придумать свой совет, также используя частицу Не:
Не делай ничего в спешке, лучше хорошенько подумай перед работой.
Вставим пропущенные буквы, отметим время глаголов, укажем обращение в тексте:
Мама удивилась тому, что сынок весь измарался сам, делая уборку в квартире. Вроде бы он и помог, но теперь маме стирать его одежду.
Текст на тему «Как я помогаю маме» можно написать так:
Я часто помогаю маме убираться в квартире. Я даже люблю, когда мы вместе с мамой занимаемся уборкой. Пока мама протирает пыль и расставляет по местам вещи, а достаю пылесос и чищу ковры и полы. Мне нравится собирать пыль пылесосом и я с удовольствием это делаю.
Иногда мы моем окна, но я мою окна с внутренней стороны, а мама снаружи.
Еще я помогаю маме готовить ужин, правда пока я делаю только салаты, но мои салаты всем очень нравятся.
Дерево однокоренных слов — это наглядный способ показать с помощью иллюстрации родственные связи слов, то есть показать слова, которые имеют один корень и происходят от одного и того же слова, но пути их образования различные.
Например возьмем слово Кот и образуем от него однокоренные слова, чтобы можно было нарисовать дерево.
Котик — получено с помощью суффикса ИК
Котище — получено с помощью суффикса ИЩ
Котенок — получено с помощью суффикса ЕНОК
Окот — получено с помощью приставки О
Окотиться — получено с помощью приставки О, суффикса И, окончания ТЬ, постфикса СЯ.
Дерево в этом случае получается таким:
Выполним задние 211 для 3 класса по русскому языку. Нужно образовать слова при помощи разных суффиксов (-чик-, -щик-, -ист-). Для этого мы должны помнить помнить, что суффикс -чик- пишут после согласных: д, з, с, т, ж, суффикс -щик- пишется во всех остальных случаях. На самом деле слова, которые начинаются на лёт…, компьютер…, танк…, юр…, арт…, переплёт… уже существуют в русском языке с наличием представленных выше суффиксов. Просто вспомним и запишем эти слова:
- летчик (суффикс -чик-);
- компьютерщик (суффикс -щик-);
- танкист (суффикс -ист-);
- юрист (суффикс -ист-);
- артист (суффикс -ист-);
- переплетчик (суффикс -чик-).
Научный текст на тему «Имя существительное».
Наверное самая главная часть речи в нашем языке — это имя существительное. Ведь оно обозначает предмет, в том числе и одушевленный, например человека. Поэтому существительное отвечает на вопросы Кто или Что.
Как часть речи существительное обладает особыми признаками, называемыми морфологическими. Они делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным признакам любого существительного следует отнести Склонение. Если существительное относится к 1 склонению, оно уже никогда не станет существительным третьего склонения. Другим важным признаком оказывается Род. Он также не меняется. Слон никогда не станет Слонихой.
Еще один постоянный признак — одушевленность. Неодушевленное существительное так и останется неодушевленным, и наоборот.
И последний постоянный признак — нарицателность. Нарицательное существительное получает свое имя от людей, а собственное им обладает изначально.
Но есть у существительных и непостоянные признаки — падеж и число.
Читая это стихотворение Глинки я представляю себе огромны и необычайно красивый город, очень древний, старинный, в котором множество разных чудес. Москва кажется мне величавой и гордой столицей, градом, на который равняется все остальная страна.
Какие слова находит поэт для описания Москвы:
Это прилагательные древний и чудный из первого четверостишия. Это описание в последнем четверостишии срединный, сердечный, коренной. Москва это — город храмов и палат.
В первом четверостишии мы находим несколько существительных, которые оказываются дополнениями, это и есть однородные члены предложения. Их следует подчеркнуть пунктиром.
Источник