Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Полезный урок по пропорциям человеческой головы thumbnail

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.

Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас – 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.

4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей – 2 клетки.

Горизонтальная шкала: профиль

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

1.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же как и у мужчин.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Рисуем голову и черты лица — упражнения

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы – выше ушей.
Наиболее широкая часть лица – на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

Глаза

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока – иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

НОС

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы – не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

Рот

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ – наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши – существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Линия смыкания губ – строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы – тонкие или полные?
Веки – узкие или широкие?
Бровные дуги – изогнутые или прямые?

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Пропорции без сетки

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков – они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз – определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей – вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Читайте также:  Какая вода полезнее кипяченая или минеральная

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет — все таки дамы )

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!
Полезный урок по пропорциям человеческой головы

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха – при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз – она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа – она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части.
3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.

Читайте также:  Полезные консольные команды left 4 dead

Поработайте над светотенью
1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других — смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик.
2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз ( иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка ( в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко.
3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч.
4. К конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план.

Портрет готов.

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

Каждый начинающий художник должен научиться рисовать человека пропорционально.

Урок подготовлен по материалам книги Б.Барбера.

Рекомендуем самоучители по рисованию человека

Источник

Если Вам приходилось когда-нибудь наблюдать за работой художника-портретиста, то скорее всего, Вы удивлялись тому, как на чистом листе бумаги появляется изображение человека. Ввиду этого многие задаются вопросом: как научиться рисовать портрет? Есть ли здесь какие-нибудь секреты мастерства и ключи к успеху? Сразу скажу, что таких «секретов» много, и они рассматриваются в рамках полноценного обучения. Но есть одна важная «подсказка», которая поможет даже тем, кто впервые рисует человека. Итак, что же это за знание, которое так важно?

Конечно же это знание пропорций. Если человек научится сравнивать различные части единого целого и будет знать основные пропорции, то это будет ключём к успеху. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь? Если говорить о рисунке головы человека, то какие именно пропорции являются ключевыми? Рассмотрим ответы на эти вопросы подробно.

Форма головы

001 Пропорции в рисунке головы человека

002 Пропорции в рисунке головы человека

Когда люди впервые начинают рисовать портрет, то, зачастую, они сосредоточиваются на глазах, носе, губах, и не видят общего — овала лица, всей массы головы. А это основа. С неё начинается рисунок. Поэтому сначала рассмотрим на что похожа форма головы. Она похожа на форму куриного яйца. Многие, особенно дети, начинают рисунок головы с круга. Это не правильно. Более точным будет сравнение с яйцом. Эта аналогия простая и запоминаемая. Она поможет избежать ошибок на начальной стадии рисунка. Однако, это очень общее представление о форме головы человека. Для полноценного обучения, конечно же, необходимо изучать пластическую анатомию для художников (подробнее об этом читайте в статье «Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека»). Но для первого опыта рисования, аналогии с яйцом будет достаточно. Однако, даже при таком упрощённом подходе не забудьте, что ещё существуют индивидуальные особенности человека. У каких-то людей скулы шире, чем лоб и нижняя челюсть. У каких-то людей нижняя челюсть шире лба. А у других лоб крупнее. Также встречаются и такие, у которых верхняя и нижняя части головы примерно одинаковые. Но если смотреть в целом, то подбородок всегда меньше затылка. Поэтому аналогия с яйцом справедлива во всех случаях.

Ось симметрии и уровень глаз

003 Пропорции в рисунке головы человека

004 Пропорции в рисунке головы человека

Как известно, наши лица не являются абсолютно симметричными. Но если отбросить мелочи и посмотреть в целом, то, конечно же, наши головы симметричны. Поэтому большой помощью будет, если Вы наметите в портрете ось симметрии. Ещё её называют серединной линией. Посредством неё можно легко сравнивать левую и правую стороны. В рисунке легко «заблудиться» и допустить ошибки. Бывает так, что Вы можете красиво нарисовать глаз. А когда начинаете рисовать второй, оказывается, что первый был неровно расположен. Приходится стирать этот глаз. И первоначальный восторг сменяется разочарованием. Чтобы такого не происходило, художники пользуются центральной линией, чтобы сравнивать различные части рисунка. Это сильно облегчает работу.

После оси симметрии можно наметить уровень глаз. Этот уровень примечателен тем, что расположен посередине головы. То есть от глаз до верхнего края головы и от глаз до нижнего края головы (подбородка) примерно равные расстояния. К этим усреднённым пропорциям следует добавить индивидуальные особенности человека. У некоторых людей уровень глаз может быть чуть ниже середины головы. У других чуть выше. Но это уже детали. В целом линия глаз располагается посередине.

Серединная линия и линия глаз пересекаются в районе переносицы. Эта «крестовина» станет центром будущего портрета и очень поможет начинающим в работе над рисунком. При повороте головы этот центр будет смещаться в сторону поворота. Соответственно одна сторона головы будет раскрываться шире чем другая. А значит этот поворот сильно повлияет на положение глаз, носа, губ. Но ось симметрии и линия глаз помогут художнику справиться и с такими непростыми ракурсами.

Читайте также:  Влияние на здоровье вредных и полезных привычек

Три одинаковых расстояния

005 Пропорции в рисунке головы человека

006 Пропорции в рисунке головы человека

Итак, мы обсудили на что нужно обратить внимание в первую очередь. Это форма головы, это серединная линия, и, это уровень глаз. Следующим важным моментом, требующим не меньшего внимания являются три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до верхней границы лба (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Но, данные пропорции являются усреднёнными. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Может, у кого-то расстояние между линией бровей и кончиком носа будет чуть короче, чем другие отрезки. Может наоборот. Однако, в начале отталкиваемся от приведённой схемы. А потом пропорции уточняем. Таким образом рисунок постепенно оттачивается и приобретает черты конкретного человека.

Три равных величины станут для начинающего рисовальщика образным «якорем», который удержит от неверных движений карандашом. Если в рисунке не делать этой разметки, то очень легко ошибиться в пропорциях деталей. Поэтому лучше запомнить данную закономерность и применять в своей работе.

Расположение уха

007 Пропорции в рисунке головы человека

Ещё одним важным аспектом рассматриваемой темы является расположение уха. Если рисовать человека в профиль, то где будет находиться ухо? Начинающие, особенно юные художники, нередко путаются и рисуют ухо то «на затылке», то ближе к щеке. Есть ли тут какие-либо закономерности?

Если, глядя на человека в профиль, поделить силуэт головы на три равные части, то ухо будет находиться на уровне двух третей. Как и в предыдущих абзацах, повторюсь, что это усреднённые пропорции, наиболее часто встречающиеся у людей. Особенности конкретного человека могут чуть изменять эти значения.

Мы определили расположение уха по горизонтали. Если говорить о его положении по вертикали, то ухо будет располагаться на уровне между линией бровей и линией губ (или кончиком носа).

Расположение губ

008 Пропорции в рисунке головы человека

Линия губ находится на уровне двух третей от подбородка до носа. Это приблизительное расположение. Оно наиболее часто встречается у людей. Но бывают и такие типажи, у которых губы расположены посередине. Однако такая пропорция встречается значительно реже.

Пропорции и портретное сходство

Я рассмотрел основные пропорции в рисунке головы человека. Это ключевые моменты от которых зависит похож ли рисунок, вообще, на человека. Если же говорить о портретном сходстве, то оно, тоже, достигается благодаря правильно переданным пропорциям. Однако, это уже другие пропорции. Получится ли портрет похожим на конкретного человека, будет зависеть от соотношения более мелких деталей. Например, от соотношения размеров крыльев носа к ширине спинки носа. Какова ширина носа и его высота? Какова форма скуловой кости и её размер? Перечислять такие подробности можно долго. Но, чем больше этот список, тем более похожим получится портрет. И умение художника видеть пропорции в таких мелочах во многом определяет степень его мастерства. А это умение не приходит за один день. Нужно много рисовать, практиковаться. Тогда художник обретёт необходимый опыт.

Если же говорить о начальной стадии обучения, то знание перечисленных выше основных пропорции, сильно поможет начинающим художникам. Даже если Вы первый раз взялись за карандаш, но вдумчиво рассмотрели приведённые схемы и рисунки, то Ваш первый портрет может приятно удивить своим результатом.

Алексей Епишин

Читайте далее:

  1. Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.
  2. Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
  3. Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека
  4. Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников.
  5. Как рисовать глаза? Рисунок глаза карандашом от «а» до «я».
  6. Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
  7. Как рисовать губы в портрете? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  8. Как рисовать ухо? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  9. Как рисовать руки? Анатомия для художника
  10. Как рисовать кисть руки? Анатомия для художника
  11. Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника
  12. Как рисовать ноги? Анатомия для художника
  13. Подсветка в портрете

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству

Источник