Положение о списании запасов полезных ископаемых
Справка
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.
Регистрационный N 8857
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
(утв. приказом МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), Порядкам представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера, и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее — государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.
5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.
7. Запасы полезных ископаемых учитываются:
за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе, подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.
9. Учету на государственном балансе подлежат:
1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;
2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;
3) по подземным водам — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;
4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;
5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;
6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.
10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.
11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.
12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.
Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.
13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, не подтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:
соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Приказ МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286 “Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.
Регистрационный N 8857
Текст приказа официально опубликован не был
Источник
При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.
Но существуют и обратные задачи.
Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:
- заключений гос. экспертизы;
- данных ежегодной отчетности добывающих организаций.
В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:
- при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
- выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
- не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
- нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
- оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
Произведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых - исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
- изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.
Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:
1. Добыча полезного ископаемого
То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.
2. Проведение государством ревизии
Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.
Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.
В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.
Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.
Списание запасов при проведении государством ревизии
Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.
Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.
3. Не подтверждение запасов, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания
Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.
В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:
- выбрана неправильная методика разведки,
- осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
- неверно проведено опробование керна скважин,
- работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.
Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.
Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.
При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.
4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых
Списание запасов полезных ископаемых при застройке площадей их залегания
Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.
В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:
- участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
- изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
- выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
- утраты промышленного значения.
Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.
Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.
Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса
Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.
Стоимость услуги: консультация – бесплатно, остальное – по обоюдной договоренности.
Ориентировочные сроки: составление документации – от одного месяца
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 15 сентября 2010 г. N 1045
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОСНЕДРА ОТ 30.09.2008 N 812 «О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И УЧЕТА ОПЕРАТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗАПАСОВ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»
В целях совершенствования исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществления в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, а также уточнения порядка проведения государственной экспертизы и учета оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых приказываю:
1. Внести в Приказ Роснедра от 30.09.2008 N 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых» следующие изменения:
а. Приложение к Приказу Роснедра от 30.09.2008 N 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых» изложить в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
б. Признать утратившим силу пункт 2 Приказа Роснедра от 16.02.2010 N 111 «О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 N 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых».
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Роснедра В.Н. Бавлова.
Руководитель
А.А.ЛЕДОВСКИХ
Приложение
к Приказу Федерального агентства
по недропользованию
от 15.09.2010 N 1045
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОПЕРАТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗАПАСОВ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру и условия проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых, необходимость выполнения которой определена Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 (Собрание законодательства РФ, 1996, N 12, ст. 1110) и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списанию с государственного баланса, утвержденным Приказом Минприроды России от 14.07.2009 N 207 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 2).
Полномочия по выполнению государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых возложены на Роснедра Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение» (Собрание законодательства РФ, 21.02.2005, N 8, ст. 651).
2. Государственной экспертизе подлежат оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, состоящих на учете на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации и территориальных балансах запасов полезных ископаемых, произошедшие в результате геологоразведочных работ и переоценки этих запасов.
II. Объекты государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
3. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с положениями Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» и от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», Приказа МПР России от 09.07.1997 N 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса», Приказа Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» и Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной распоряжениями МПР России от 18.07.1997 N 121-1 и Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28, являются:
3.1. Прирост запасов полезных ископаемых, полученный в результате проведения геологоразведочных работ на разведываемых и разрабатываемых месторождениях.
3.2. Списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение в результате:
— выявления усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий;
— оставления запасов полезных ископаемых в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты и т.п.;
— выявления нецелесообразности отработки ранее разведанных запасов по технико-экономическим причинам.
3.3. Неподтверждение запасов полезных ископаемых в результате проведения последующих геологоразведочных работ и/или разработки месторождения.
4. В случаях, указанных в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и/или намечаемых к списанию, не должно превышать 20%, а суммарный прирост балансовых запасов не должен превышать 50% от количества балансовых запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования недрами.
При превышении вышеуказанных пределов изменение запасов не относится к категории «оперативных изменений» т.к. требуется проверка правильности выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствия утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. В этих случаях недропользователь должен провести геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного ему в пользование участка недр и их утверждение в органах государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра в порядке, установленном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
III. Сроки представления материалов на государственную экспертизу, их содержание и условия оплаты за ее проведение
5. Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых представляются на государственную экспертизу в сроки, определенные в лицензионных соглашениях, а также в любой другой момент по желанию недропользователя, когда, в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О недрах», геологические материалы позволяют дать объективную оценку предлагаемым изменениям количества и качества запасов полезного ископаемого, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
6. Содержание материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, должно соответствовать требованиям, которые определены Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» с учетом действующего регламента проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, утвержденного ФГУ «ГКЗ».
Материалы, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по разрабатываемым и разведываемым месторождениям, представляются на государственную экспертизу в соответствующие территориальные органы Роснедра в формате, принятом недропользователем для ведения оперативного учета изменения запасов полезных ископаемых в контурах, сопоставимых с контурами подсчета запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования соответствующим участком недр.
Материалы, представляемые недропользователем, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых, включая подсчет изменившихся запасов, должны обеспечивать возможность выполнения их проверки без участия авторов.
Перечень материалов, обосновывающих оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по каждому разрабатываемому или разведываемому месторождению, при необходимости согласовывается соответствующим территориальным органом государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра (ТКЗ).
7. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах на бумажном носителе и в одном экземпляре в электронном виде.
Ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных материалах, несет недропользователь в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.
8. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Порядок и размер взимания платы за проведение государственной экспертизы определен указанным Положением.
Копия платежного документа об оплате за проведение государственной экспертизы представляется одновременно с материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (реквизиты банковского счета для оплаты проведения государственной экспертизы и образец платежного поручения приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку).
IV. Организация проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
9. Подготовка заключений государственной экспертизы по представленным недропользователями материалам, обосновывающим оперативные изменения состояния запасов полезных ископаемых, осуществляется территориальными филиалами Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ»).
10. Материалы по обоснованию оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых представляются недропользователем в соответствующие территориальные органы Роснедра, которые в срок не более 3 дней со дня их получения осуществляют проверку комплектности представленных материалов и передают их соответствующему филиалу ФГУ «ГКЗ» для организации проведения государственной экспертизы.
В случае некомплектности представленных материалов территориальный орган Роснедра в срок не более 5 дней со дня их получения извещает недропользователя о невозможности проведения государственной экспертизы ввиду некомплектности представленных материалов и недропользователю представленные им материалы для доработки.
11. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов производится в срок не более 50 календарных дней (55 календарных дней — при проведении государственной экспертизы территориальным отделом ФГУ «ГКЗ», расположенном в ином субъекте Российской Федерации) со дня представления территориальным органом Роснедра комплектных материалов в территориальный филиал ФГУ «ГКЗ».
12. Решения по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых принимаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (далее — ТКЗ) территориальных органов Роснедра, соответствующими месту расположения объекта экспертизы, и оформляются в форме протоколов ТКЗ. Заключение территориального филиала ФГУ «ГКЗ» по результатам государственной экспертизы является неотъемлемой частью протокола ТКЗ.
Протоколы ТКЗ утверждаются и рассылаются в порядке, установленном Приказом Роснедра от 22.12.2005 N 1332 «О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых».
13. Решения (протоколы) ТКЗ по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых являются основанием для внесения соответствующих изменений в территориальные балансы запасов полезных ископаемых и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Внесение изменений состояния запасов в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых, произошедших в результате добычи полезных ископаемых и их потерь при добыче, осуществляется без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
14. Решения (протоколы) ТКЗ по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых в результате проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений представляются недропользователями в соответствующие территориальные фонды геологической информации и в ФГУНПП «Росгеолфонд».
Источник