Положение об общественно полезном труде учащихся

Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ

____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минпросвещения России от 6 мая 2020 года N 201
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». — Примечание «КОДЕКС».
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда»

приказываю:

1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.

2. Министерствам просвещения союзных республик:

довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;

обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 12 февраля 1985 года N 22.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Ю.П.Аверичева).

Министр
С.Г.Щербаков

ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 11 мая 1985 года N 81

1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.

2. Общественно полезный, производительный труд учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников. Его основными задачами являются:

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого, и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;

ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;

экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качеств продукции, хозяйственном расчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;

оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства( )в выполнении производственных заданий.
_______________
Далее именуются — предприятия.

3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I-XI (XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: во II-IV классах — 1 час; в V-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V-VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день; в VIII-IX классах — 16 дней по 4 часа; в X (XI) классах — 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.

Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» — работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул: для учащихся II-IV классов — до 2 часов; V-VII классов — до 3 часов; VIII-IX классов — до 4 часов; X-XI (XII) классов — до 6 часов в день.

Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.

4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII-XI (XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I-VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).

Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятие на организацию обучения, и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.

Содержание и организация общественно полезного, производительного труда школьников

5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбор вторичного сырья (приложение 1).

Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (приложение 2).

6. Время, выделяемое в VIII-XI (XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII-IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X (XI) классе должно соответствовать овладеваемой профессии.

7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.

Читайте также:  Полезно ли при беременности сливочное масло

Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.

9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать трудовые задания (с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками).

Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся — бригадиры и звеньевые.

10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.

11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.

Охрана труда

12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях — с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.

13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные, дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 года N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда, профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.

Приложение 1. Направление общественно полезного, производительного труда

Приложение 1

Виды общественного полезного,

Классы

производительного труда

I-IV

V-VII

VIII-IX

X-XI (XII)

1

2

3

4

5

I. Труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания

Выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, учебных цехах предприятий, мастерских профтехучилищ

+

+

+

Участие в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных, в мелиоративных работах

+

+

+

Возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхоза, совхоза

+

Участие в работах на животноводческих фермах по кормлению животных и уходу за ними, в доении коров, стрижке овец и др.

+

+

Работы в торговле, общественном питании, транспорте и связи, коммунальном хозяйстве

+

+

II. Охрана природы. Работы по благоустройству

Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян. Выращивание рассады цветов, посадка цветов, деревьев и кустарников

+

+

+

+

Очистка и посадка лесов, полезащитных насаждений. Участие в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, леса. Спасение рыбной молоди во время паводков, охрана водоемов, разведение рыб. Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц, скверов и парков

+

+

+

Поделка кормушек и гнездовий для птиц

+

+

III. Работы для школы

Уборка классных комнат, кабинетов и мастерских, уход за растениями в школьных помещениях, за участком школы

+

+

+

+

Изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, инструмента, сельскохозяйственного инвентаря. Участие в создании и оснащении учебных кабинетов, мастерских, спортивной и географической площадок, в ремонте школьной мебели и хозяйственного инвентаря, в ремонте школы, мастерских, гаража, теплицы, парников, в оборудовании полигонов для обучения учащихся вождению автомобилей и тракторов и т.д.

+

+

+

Работы на школьном учебно-опытном участке

+

+

+

+

Уход за садом, выращивание продукции для школьных столовых, цветочно-декоративных растений, кормовых культур. Уход за кроликами, птицей.

Сельскохозяйственное опытничество по заданиям ученых

+

+

+

+

IV. Сбор вторичного сырья

Металлолом

+

+

+

Макулатура

+
(III-IV кл.)

+

+

4.

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда учащихся

Приложение 2

1. Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года N 283/П-9.

2. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР. Утверждено приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года N 101 по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

3. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. Утверждены в 1971 году Министерством просвещения СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

4. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-Х (ХI) классов общеобразовательных школ в сельскохозяйственном производстве. Утверждены Министерством просвещения СССР и Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, Министерством здравоохранения СССР.

5. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу. Утверждены Министерством просвещения СССР в 1973 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

6. Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья. Утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1981 году по согласованию с Министерством просвещения СССР.

7. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 20 декабря 1979 года N 1284/214 «О мерах по улучшению медико-санитарного обеспечения трудовых объединений школьников».

Читайте также:  Полезный завтрак рецепты простые с фото

8. Инструктивно-методические рекомендации по охране труда в трудовых объединениях школьников. Утверждены ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения СССР в 1982 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

9. Методические указания по организации и режиму работы трудовых объединений школьников. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР в 1978 году.

10. Инструкция по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах. Утверждена Управлением ГАИ Министерства внутренних дел СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Центральным штабом студенческих строительных отрядов в 1974 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

11. Правила дорожного движения (пункт 24 «Перевозка людей»). Утверждены Министерством внутренних дел СССР в 1979 году.

Текст документа сверен по:
Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР,
N 34

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дуслык

Согласовано

Председатель профкома

______________/ /

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Дуслык

______________ / /

приказ № 000 от 18 сентября 2013 г.

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Положение

об общественно полезном труде школьников

1.Общее положение

Подготовка учащихся к труду, выбору профессии осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы лицея. Особая роль в такой подготовке принадлежит системе трудового обучения и воспитания: трудовому обучению как учебному предмету, внеклассной и внешкольной работе по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству, специальной профориентационной работе. Важным элементом этой системы является общественно полезный труд учащихся. В процессе трудовой деятельности школьники учатся использовать полученные по основам наук знания.

Общественно полезный труд является обязательным для всех учащихся школы.

2.Содержание общественно-полезного труда школьников

Содержание обязательного общественно полезного труда школьников определяются с учетом их возраста и здоровья, потребностей школы.

Главным направлением трудовой деятельности учащихся является посильное участие в производительном труде, в благоустройстве и озеленении пришкольного участка, улиц города, охране природы, самообслуживании, работы для школы, сборе вторичного сырья.

В процессе трудовой деятельности учащиеся изготавливают и ремонтируют различное школьное оборудование и мебель, реставрируют библиотечные книги, работают на пришкольном участке. Старшеклассники, достигшие 16-летнего возраста, принимают участие в ремонте школьного здания и спортивных сооружений. Основным содержанием труда на пришкольном участке является опытническая работа, проводимая в соответствии с программами трудового обучения и биологии.

Все учащиеся привлекаются к работе по самообслуживанию: уборке классных помещений, кабинетов, мастерских, физкультурного зала, уходу за комнатными растениями, за пришкольным участком, цветниками, подготовке школы к зиме (приложение 1).

3.Формы организации общественно полезного труда школьников

Преимущественной формой организации общественно полезного труда школьников должен быть трудовой коллектив. В зависимости от содержания и объема трудовых заданий, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем объекте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные или временные, одновозрастные или разновозрастные.

4. Руководство организацией общественно полезного труда школьников

Общественно полезный труд необходимо планировать. Годовой план общественно полезного труда школьников является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

Важное значение имеет создание условий, необходимых для успешной реализации планов общественно полезного труда. Необходимо проводить инструктаж непосредственно перед выполнением трудового задания. Общественно полезный труд необходимо нормировать. Норма должна быть посильной, установленной с учетом возраста, пола, физических возможностей, состояния здоровья и уровня трудовой подготовки учащихся, а также условий работы (приложение 2).

Участие школьников в общественно полезном труде учитывается при выведении оценок за поведение, а также при выдаче похвальных листов, грамот.

Первостепенной задачей организаторов общественно полезного труда является создание и обеспечение в соответствии с законодательством о труде, правилами и инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии здоровых и безопасных условий работы школьников, инструктирование по технике безопасности с соответствующим оформлением в журнале учета инструктажа, контроля за соблюдением учащимися требований охраны труда, недопущение использования подростков на работах, противопоказанных им по состоянию здоровья и возрасту (приложения 3, 4).

Заместитель директора по воспитательной работе организует общественно полезный труд в масштабе всей школы, осуществляет непосредственное руководство общешкольным трудовым коллективом, направляет и координирует деятельность классных трудовых коллективов.

Непосредственный руководитель общественно полезного труда:

— составляет общешкольный план общественно полезного труда учащихся с указанием содержания, объема и места работы, сроков выполнения, ответственных лиц;

— организует инструктаж классных руководителей, учителей и других лиц, привлеченных к организации общественно полезного труда;

— контролирует состояние и ход общественно полезного труда в классах. Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, правил охраны труда и техники безопасности;

— совместно с классными руководителями регулярно подводит итоги работы учащихся.

Классный руководитель:

— составляет план общественно полезного труда учащихся класса;

— организует инструктаж школьников по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил и норм, правил охраны труда и техники безопасности;

— осуществляет педагогическое руководство работой учащихся;

— учитывает общественно-полезный труд учащихся, подводит итоги труда, решает вопросы о поощрении учащихся.

Заместитель директора по ВР: отвечает за материально — техническое обеспечение общественно-полезного труда.

Медицинский работник: следит за соблюдением санитарно гигиенического режима, решает вопрос о степени участия в общественно полезном труде школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, контролирует условия и режим труда учащихся.

Руководство общественно полезным трудом школьников в масштабе города осуществляет отдел образования при администрации Туймазинского района и города Туймазы. Они направляют деятельность трудовых коллективов школьников, дают им трудовые задания.

Приложение 1

Примерное содержание

общественно-полезного труда учащихся различных возрастных групп

Виды общественно полезного труда

1-4 кл.

5-7 кл.

8-9 кл.

10-11кл

1.САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Дежурство по содержанию чистоты в классных комнатах.

Уборка пола (без подъема на высоту) классных помещений, кабинетов и мастерских (кроме лаборантской, кабинета химии, а также протирки и мытья окон и электроарматуры), рекреаций, физкультурного зала и коридоров (кроме пищеблоков, санузлов, лестничных клеток и других мест общего пользования, а также протирки и мытья окон и электроарматуры).

Дежурство по школе, в гардеробе, столовой (кроме пищеблока и без допуска к работе в хлеборезке).

Уход за растениями в классах, коридорах, рекреациях, лестничных клетках.

Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских (оказание помощи учителю в подготовке оборудования, приборов, реактивов, заготовок и т. п.; запрещается работа на дереворежущих и деревообрабатывающих станках).

Уход за пришкольным участком (уход за дорожками и изгородью, уборка снега и т. д.)

2. РАБОТА ДЛЯ ШКОЛЫ

— Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.

Ремонт печатных наглядных пособий, наклейка, окантовка и ремонт карт и таблиц.

— Участие школьников, достигших 16-летнего возраста, в ремонте здания школы (в выполнении отдельных, разрешенных учащимся видов работ, см. приложение 2).

— Работа на пришкольном участке: выращивание цветочно-декоративных и овощных растений, проведение простейших опытов.

3. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Охрана зеленых насаждений дворов, улиц.

Закладка парков, скверов, садов.

Поделка кормушек и гнездовий для птиц.

Развешивание кормушек и гнездовий для птиц на деревьях.

Участие в охране памятников природы.

4. РАБОТА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ

Выращивание рассады цветов.

Посадка цветов, деревьев и кустарников на пришкольном участке, на улицах города. Охрана и уход за зелеными насаждениями.

Обрезка кустарников.

Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц (подметание дорожек, сбор и удаление опавшей листвы).

5. СБОР СЫРЬЯ

Сбор металлолома, бумажной макулатуры (см. приложение 4).

Сбор лекарственного сырья.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Читайте также:  Чем полезна тыква после удаления желчного пузыря

Перечень работ,

к которым разрешается привлекать школьников, достигших

16-летнего возраста, при ремонте школы

(СанПиН 2.4.6.664-97)

1. Малярные работы – вручную (кистью) без применения пожароопасных и вредных для здоровья растворителей и красок, а также без подъема на высоту (шпатлевка и покраска дверных полотен, заборов и т. п.)

2. Столярные работы – обработка мелких деревянных деталей вручную без применения дереворежущих и деревообрабатывающих станков и механизированного инструмента.

3. Выполнение простейших работ по облицовке керамическими и стеклянными плитками стен при высоте до 1700 мм от пола.

4. Вспомогательные работы по уборке сдаваемых в эксплуатацию помещений без мытья протирки окон и осветительной арматуры.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1.  Настоящий перечень расширенному толкованию не подлежит.

2.  К указанным работам могут привлекаться учащиеся, достигшие 16-летнего возраста, только при наличии медицинского заключения, при условии обучения их безопасным приемам труда, под непосредственным техническим надзором специалистов, имеющих опыт по выполнению перечисленных работ.

3.  При выполнении указанных работ должны соблюдаться предельно допустимые нормы подъема и переноски тяжестей, установленные для подростков.

Приложение 3

Инструктивные указания

по контролю за организацией общественно полезного труда

учащихся в школе

1.К общественно полезному труду в полном его объеме привлекаются только здоровые учащиеся. Школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в общественно полезном труде в объеме согласно заключению врача.

2. Запрещается привлекать детей и подростков к работам:

а) не отвечающим возрасту и связанные с большой физической нагрузкой (например, детям 1-4 классов мыть полы, перегружать и разгружать тяжелые предметы и др.)

б) опасным для жизни (например, производить очистку снега с крыши и проезжих улиц; ремонт и обслуживание электросети высокого напряжения; мытье и протирку осветительной арматуры и оконных стекол на любом этаже, а также работу, связанную с применением ядохимикатов и др.)

в) опасным в эпидемиологическом отношении (например, уборку санузлов, мест общего пользования, уборку и вывоз отбросов и др.)

3. К работе на кухне, резке хлеба, мытью столовой посуды, и другим подсобным работам допускаются учащиеся с 14-летнего возраста (7 класс) при условии соблюдения в отношении их всех санитарных требований, предъявляемых к работникам столовой и пищевых предприятий (периодические медицинские осмотры, обследования на бактерионосительство кишечных инфекций и др.).

4. Весь инвентарь, используемый при работах по самообслуживанию в здании и на пришкольном участке, должен соответствовать росту и возрастным возможностям учащихся, Ведра и лейки желательно иметь уплощенной формы, емкостью:

не более 3 л для детей 8-10 лет,

не более 4 л для детей 11-12 лет,

не более 6 л для детей 13-14 лет,

не более 8 л для детей 15-16 лет.

5. Мытье полов, радиаторов, панелей и др. может производиться учащимися только при наличии в образовательном учреждении теплой воды (температура 30-35*С).

6. В целях предупреждения перегрузки детей и подростков на общественно-полезный труд единовременно должно затрачиваться учащимися:

1-4 классов не более 30 минут,

5-8 классов не более 45 минут,

9-11 классов не более 1,5 часа.

7. Все виды общественно-полезного труда должны бать организованы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, с соблюдением правил техники безопасности.

Учителя должны проводить обязательный инструктаж перед выполнением тех или иных работ по общественно полезному труду и постоянно следить за тем, чтобы учащиеся во время работы занимали правильную позу, не задерживали дыхания, соблюдали правильные приемы работы.

Школьные врачи обязаны систематически контролировать условия и режим труда учащихся.

Приложение 4

Санитарные правила

по сбору школьниками вторичного сырья, утвержденные главным

государственным санитарным врачом СССР 14 мая 1981 г.

№ 000-81 от 2 июня 1981 г.

1.  Школьникам разрешается проводить сбор только следующих видов сырья:

а) металлического лома (кроме консервных банок);

б) бумажной макулатуры.

2. К сбору вторичного сырья допускается привлекать учащихся школ, начиная с 5-го класса, которые к этому виду общественно полезного труда допущены врачом.

Примечание. Учащиеся 3-4 классов могут допускаться только к сбору бумажной макулатуры.

3.Учащимся 3-6 классов разрешается сбор вторичного сырья только в квартирах, где они проживают.

Учащимся 7-11 классов разрешается проводить сбор вторичного сырья в учреждениях (кроме медицинских), магазинах и на предприятиях.

4. Категорически запрещается школьникам проводить сбор вторичного сырья путем обхода квартир, во дворах, из мусоросборников, на рынках, свалках и других местах, неблагополучных в санитарно-эпидемическом отношении.

5. Для передвижения тяжестей (собранный металлический лом, бумажная макулатура) должны иметься специальные приспособления в виде тележек, носилок, санок, сеток, мешков и т. д., соответствующие возрастным возможностям школьников.

6. Переноска тяжестей допустима для детей:

-8-10 лет – не более 3 кг;

-11-12 лет – не более 4 кг;

-13-14 лет – не более 6 кг;

-15 лет – не более 8 кг.

7. Хранение собранного сырья разрешается в сараях или в других приспособленных для этих целей помещениях, изолированных от учебных помещений школы.

8. Во избежание захламления школьного участка, собранное вторичное сырье должно своевременно вывозиться.

9. Сбор вторичного сырья должен проводиться при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.

До начала сбора вторичного сырья директор школы обязан с помощью медицинских работников организовать в классах беседы о соблюдении правил личной гигиены с целью предупреждения инфекционных заболеваний и заражения глистами, а также о правилах техники безопасности.

10. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на директора школы.

11. Контроль за их выполнением возлагается на медицинских работников школы и санитарно-эпидемиологические станции.

Источник