Понятие полезной модели как объект правовой охраны
Полезные модели представляют собой уникальные технические решения, предназначенные для устройств и отвечающие необходимым критериям патентоспособности, предъявляемым к ним на законодательном уровне.
Полезные модели являются одним из видов объектов интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании – ИС) и по правовому статусу их следует относить к промсобственности.
Объекты промсобственности удовлетворяют насущные материальные потребности людей и способствуют развитию научно-технического прогресса. Эта особенность отличает объекты промсобственности от иных объектов ИС, предназначаемых для удовлетворения духовных потребностей человека.
Полезные модели представляют собой особый тип объектов промсобственности, по своему функционалу они близки к техническим решениям, имеющим правовой статус изобретений, но, в то же время, отличаются от них по цели назначения.
Так, если для изобретений целью является создание принципиально нового решения какой-либо поставленной задачи, то для модели, основной целью выступает – улучшение или усложнение полезного функционала у уже имеющихся и применяемых в повседневной жизни технических решений.
Другой отличительной чертой модели является то обстоятельство, что она реализуется на практике только в каком-либо устройстве, то есть диапазон ее материального воплощения намного уже, нежели, чем у технических решений, имеющих статус изобретений.
Таким образом, полезные модели предназначаются только для удовлетворения материальных потребностей человека и реализуются в различных устройствах, в целях повышения их функциональности и, соответственно, полезного действия.
Указанные особенности полезных моделей отражаются и на их правовом статусе среди остальных объектов промсобственности. С учетом этих особенностей, законодатель установил соответствующие критерии патентоспособности для объектов промсобственности такого типа.
Критерии патентоспособности моделей и их значение
Анализ норм патентного законодательства показывает, что законодатель предъявляет к моделям только два основных требования:
- Она должна быть новой, то есть сведения о ней или сходных с ней технических решениях ранее не должны были находиться в открытых общедоступных источниках;
- Она должна быть применимой и востребованной в промышленности, то есть ее целевое предназначение заключается в последующем применении в производственных масштабах.
Каких — либо иных требований законодатель к модели не выдвигает.
Это означает, что если автор модели создает новое полезное техническое решение, расширяющее функционал какого-либо устройства, которое может быть востребовано и произведено в промышленном масштабе, то государство предоставляет ему необходимую юридическую охрану.
Следует отметить, что юридическая охрана рассматриваемого объекта промсобственности максимально сможет продолжаться до десяти лет, по истечении которых модель будет передана в общественное достояние.
Технические решения, которые не соответствуют или не вполне соответствуют законодательно предъявляемым к ним требованиям относительно их новизны и применимости в промышленном масштабе, юридическую охрану от государства не получают и могут использоваться без каких-либо ограничений любыми лицами, выразившими желание их использовать.
Таким образом, критерии патентоспособности представляют собой основные условия предоставления государством юридической охраны техническим решениям, расширяющим функциональность устройства.
Неисполнение этих условий или несоответствие им лишают модель возможности получения соответствующего правового статуса.
Необходимость проведения процедуры госрегистрации
Помимо требований, определяющих патентоспособность, другим обязательным условием предоставления юридической охраны техническим решениям, расширяющим функционал устройства, является императивное требование законодателя о прохождении ими процедуры госрегистрации.
Здесь следует особо отметить, что незарегистрированные объекты промсобственности государство охранять не берется. Любые незарегистрированные объекты промсобственности юридической охране не подлежат, независимо от того обладают они в полной мере патентоспособностью или нет.
И на это существует вполне объективная причина: госрегистрация моделей и дальнейшее поддержание правоустанавливающих документов на них в силе осуществляется только по факту оплаты соответствующих патентных платежей. Таким образом, юридическая охрана осуществляется государством на возмездной основе.
Таким образом, получение правового статуса объекта промсобственности и его юридическую охрану в этом качестве, техническое решение, расширяющее функциональность устройства, может получить только тогда, когда оно успешно пройдет процедуру госрегистрации.
Госрегистрация объектов промсобственности осуществляется сотрудниками специального регистрирующего органа, каковым является фед. институт промсобственности (в аббревиатурном написании — ФИПС).
Вся необходимая информация о моделях, успешно прошедших процедуру госрегистрации, заносятся сотрудниками ФИПСа в специальный госреестр полезных моделей, после чего их правообладателям выдаются правоустанавливающие документы (патенты) на них.
Правоустанавливающий документ (патент)
Правоустанавливающий документ представляет собой охранную грамоту технического решения, получившего правовой статус модели. В нем четко должно быть обозначено:
- срок ее действия (максимально — десять лет);
- автор модели;
- законный обладатель исключительных правомочий.
После выдачи правоустанавливающего документа, любые вопросы, имеющие отношение к юридической охране технического решения, расширяющего функциональность устройства, а также использование его в договорных правоотношениях (передача в залог, пользование или отчуждение и т.д.) могут быть разрешены только при наличии правоустанавливающего документа (патента).
Временная юридическая охрана
Процесс госрегистрации технических решений, расширяющих функциональность устройства, занимает длительное время.
В этой связи, в целях соблюдения и защиты прав заявителей, государство предоставляет временную юридическую охрану модели еще до момента принятия решения сотрудниками фед. института промсобственности о выдаче правоустанавливающего документа на нее или об отказе в такой выдаче.
Временная юридическая охрана определяется датой поступления соответствующей заявки на госрегистрацию объекта промсобственности, то есть с того момента, когда сотрудники фед. института промсобственности зарегистрируют поступление в их ведомство пакета необходимых документов на госрегистрацию модели, или поступление последнего документа, в том случае, если заявка на госрегистрацию дополнялась или изменялась заявителем.
Дату, с которой модели предоставляется временная юридическая охрана, также называют датой приоритета технического решения, расширяющего функциональность устройства.
Следует иметь в виду, что временная юридическая охрана моделей может предоставляться не только по заявлению на территории России, но также и в случаях, когда подобное заявление подается в других государствах.
Однако подать заявку на госрегистрацию на иностранной территории возможно только при условии, что данные государства, являются участниками Парижской Конвенции по вопросам охраны промсобственности, а также при условии соблюдения заявителем соответствующих правовых норм.
Такая возможность существует в связи с тем, что Россия является участницей указанной Конвенции как правопреемница Союза Советских Социалистических Республик.
После подачи заявления на регистрацию модели в иностранном государстве, необходимо своевременно обратиться с таким же заявлением в российский фед. институт промсобственности, чтобы подтвердить статус этой заявки.
Поддержание правоустанавливающих документов в силе
Действие юридической охраны на технические решения, расширяющие функциональность устройства, распространяется только при условии поддержания в силе их правоустанавливающих документов.
Это означает, что государство не предоставляет юридическую охрану всем зарегистрированным объектам промсобственности в течение всего максимально-возможного срока автоматически.
Правоустанавливающие документы нуждаются в постоянном продлении, путем своевременной уплаты патентных платежей и подачи в патентное ведомство соответствующих заявлений.
При этом в обязанности сотрудников фед. института промсобственности не входит оповещение правообладателей объектов промсобственности о необходимости уплаты патентных платежей в целях поддержания правоустанавливающих документов в силе. По мнению законодателя, собственники должны озаботиться этими вопросами своевременно и самостоятельно.
В этой связи в фед. институте промсобственности действует довольно жесткое правило: если сроки оплаты патентных платежей пропускаются, то юридическая охрана автоматически прекращается.
Следует отметить, что восстановить пропущенные сроки впоследствии бывает очень непросто, а иногда, если сроки были сильно запущены, и вообще, невозможно.
Последствия приостановления или прекращения юридической охраны
Прекращение юридической охраны выражается в том, что полезная модель теряет свой правовой статус объекта промсобственности и досрочно и навсегда переходит в общее достояние, после чего любой желающий может использовать ее без выплаты какого-либо вознаграждения бывшему правообладателю в своих собственных интересах.
Если юридическая охрана только приостанавливается, то ее можно впоследствии восстановить, оплатив патентные пошлины и обратившись в фед. институт промсобственности с соответствующим заявлением.
Приостановление юридической охраны позволяет всем желающим использовать техническое решение, расширяющее функциональность устройства, без выплаты вознаграждения правообладателю до момента восстановления исключительных правомочий правообладателя.
При этом следует иметь в виду, что когда юридическая охрана будет восстановлена, лицо, использовавшее техническое решение, расширяющее функциональность устройства (или приготовившееся для такого использования) получает обеспеченную законом возможность продолжить его использование по праву послепользования и в дальнейшем, без выплаты какого-либо вознаграждения правообладателю модели, в том же объеме, в каком использовал это техническое решение (или сделал все необходимые приготовления для его использования) до момента восстановления на него юридической охраны.
Источник
Ïîëåçíàÿ ìîäåëü è åå îáúåêòû
Ïîíÿòèå ïîëåçíîé ìîäåëè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñòàëî þðèäè÷åñêè çíà÷èìûì ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî. Ïðàâîâàÿ îõðàíà ïîëåçíûõ ìîäåëåé â íàøåé ñòðàíå áûëà âïåðâûå óñòàíîâëåíà Ïàòåíòíûì çàêîíîì ÐÔ â 1992 ã., õîòÿ åùå â 1924 ã. ïîñòàíîâëåíèåì ÖÈÊ è ÑÍÊ ÑÑÑÐ «Î ïðîìûøëåííûõ îáðàçöàõ (ðèñóíêàõ è ìîäåëÿõ)» ïðàâîâàÿ îõðàíà ïðåäîñòàâëÿëàñü ìîäåëÿì, êîòîðûå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü â êà÷åñòâå ïðîîáðàçà èõ ñîâðåìåííîãî àíàëîãà. Ðîññèÿ â ýòîì îòíîøåíèè íå áûëà ïèîíåðîì, ïîñêîëüêó èíñòèòóò ïðàâîâîé îõðàíû ïîëåçíûõ ìîäåëåé ê óêàçàííîìó âðåìåíè ñóùåñòâîâàë â öåëîì ðÿäå ñòðàí, íàïðèìåð, â Ãåðìàíèè (ñ 1891 ã.). ßïîíèè, Èòàëèè, Èñïàíèè, Êèòàå, Àâñòðàëèè, Áðàçèëèè, Ôèíëÿíäèè è äð. Ïîëåçíûå ìîäåëè îõðàíÿþòñÿ íîðìàìè ïàòåíòíîãî ïðàâà è â íåêîòîðûõ áûâøèõ ñîþçíûõ ðåñïóáëèêàõ, îáðåòøèõ íûíå ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. Ýòî ïðåæäå âñåãî Ãðóçèÿ, Êàçàõñòàí, Óêðàèíà, Óçáåêèñòàí.
Ñ 1911 ã. ïîëåçíûå ìîäåëè âêëþ÷åíû â êà÷åñòâå ñàìîñòîÿòåëüíîãî îáúåêòà â Ïàðèæñêóþ êîíâåíöèþ ïî îõðàíå ïðîìûøëåííîé ñîáñòâåííîñòè.
Íàöèîíàëüíûå íîðìàòèâíûå àêòû, ðåãóëèðóþùèå îòíîøåíèÿ ïî ïîâîäó ïðàâîâîé îõðàíû ïîëåçíûõ ìîäåëåé, ïîäõîäÿò ê ôîðìóëèðîâêå îáúåêòà îõðàíû è óñëîâèÿì ïàòåíòîñïîñîáíîñòè ïîëåçíîé ìîäåëè íåîäèíàêîâî.  ßïîíèè, íàïðèìåð, ïîíÿòèå ïîëåçíîé ìîäåëè ôàêòè÷åñêè ñîâïàäàåò ñ ïîíÿòèåì èçîáðåòåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê â Ãåðìàíèè îíî çíà÷èòåëüíî óæå ïîñëåäíåãî.
Ñîãëàñíî ï. 1 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ â êà÷åñòâå ïîëåçíîé ìîäåëè îõðàíÿåòñÿ òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå, îòíîñÿùååñÿ ê óñòðîéñòâó. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíàÿ ðåäàêöèÿ ï. 1 ñò. 5 Ïàòåíòíîãî çàêîíà ÐÔ äàâàëà íàì èíîå îïðåäåëåíèå ïîëåçíîé ìîäåëè, à èìåííî êàê êîíñòðóêòèâíîãî âûïîëíåíèÿ ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâà è ïðåäìåòîâ ïîòðåáëåíèÿ, à òàêæå èõ ñîñòàâíûõ ÷àñòåé.
Õàðàêòåðèçóÿ ïîëåçíóþ ìîäåëü â êà÷åñòâå òåõíè÷åñêîãî ðåøåíèÿ, çàêîíîäàòåëü, êàê è â ñëó÷àå ñ ïîíÿòèåì èçîáðåòåíèÿ, íå îïðåäåëÿåò ñàìîãî òåðìèíà «òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå».
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ñóùíîñòü ïîëåçíîé ìîäåëè êàê òåõíè÷åñêîãî ðåøåíèÿ âûðàæàåòñÿ â ñîâîêóïíîñòè ñóùåñòâåííûõ ïðèçíàêîâ, äîñòàòî÷íîé äëÿ äîñòèæåíèÿ îáåñïå÷èâàåìîãî ïîëåçíîé ìîäåëüþ òåõíè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà, ò.å. óêàçàííàÿ ñîâîêóïíîñòü íàõîäèòñÿ â ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ òåõíè÷åñêèì ðåçóëüòàòîì.
Ñàì òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õàðàêòåðèñòèêó òåõíè÷åñêîãî ýôôåêòà, ÿâëåíèÿ, ñâîéñòâà è ò.ï., îáúåêòèâíî ïðîÿâëÿþùèõñÿ ïðè èçãîòîâëåíèè ëèáî èñïîëüçîâàíèè óñòðîéñòâà.
Òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò ìîæåò âûðàæàòüñÿ, â ÷àñòíîñòè, â ñíèæåíèè (ïîâûøåíèè) êîýôôèöèåíòà òðåíèÿ; â ïðåäîòâðàùåíèè çàêëèíèâàíèÿ; â ñíèæåíèè âèáðàöèè; â óìåíüøåíèè èñêàæåíèÿ ôîðìû ñèãíàëà; â ïîâûøåíèè áûñòðîäåéñòâèÿ êîìïüþòåðà.
Ïîëó÷àåìûé ðåçóëüòàò íå ñ÷èòàåòñÿ èìåþùèì òåõíè÷åñêèé õàðàêòåð, â ÷àñòíîñòè, åñëè îí:
- ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî âñëåäñòâèå îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêà ñ ó÷àñòèåì åãî ðàçóìà;
- äîñòèãàåòñÿ ëèøü áëàãîäàðÿ ñîáëþäåíèþ îïðåäåëåííîãî ïîðÿäêà ïðè îñóùåñòâëåíèè òåõ èëè èíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè íà îñíîâå äîãîâîðåííîñòè ìåæäó åå ó÷àñòíèêàìè èëè óñòàíîâëåííûõ ïðàâèë;
- çàêëþ÷àåòñÿ òîëüêî â ïîëó÷åíèè òîé èëè èíîé èíôîðìàöèè è äîñòèãàåòñÿ òîëüêî áëàãîäàðÿ ïðèìåíåíèþ ìàòåìàòè÷åñêîãî ìåòîäà, ïðîãðàììû äëÿ ÝÂÌ èëè èñïîëüçóåìîãî â íåé àëãîðèòìà;
- îáóñëîâëåí òîëüêî îñîáåííîñòÿìè ñìûñëîâîãî ñîäåðæàíèÿ èíôîðìàöèè, ïðåäñòàâëåííîé â òîé èëè èíîé ôîðìå íà êàêîì-ëèáî íîñèòåëå.
Åñëè ïîëåçíàÿ ìîäåëü îòíîñèòñÿ ê íîñèòåëþ èíôîðìàöèè, â ÷àñòíîñòè ìàøèíî÷èòàåìîìó, è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñ ïðèâëå÷åíèåì ïðèçíàêîâ, îòðàæàþùèõ ñîäåðæàíèå èíôîðìàöèè, çàïèñàííîé íà íîñèòåëå, òî òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò íå ñ÷èòàåòñÿ îòíîñÿùèìñÿ ê ñðåäñòâó, âîïëîùàþùåìó äàííóþ ïîëåçíóþ ìîäåëü, åñëè îí ïðîÿâëÿåòñÿ ëèøü áëàãîäàðÿ ðåàëèçàöèè ïðåäïèñàíèé, ñîäåðæàùèõñÿ â óêàçàííîé èíôîðìàöèè. Îòìå÷åííîå íå îòíîñèòñÿ ê ñëó÷àþ, êîãäà ïîëåçíàÿ ìîäåëü âîïëîùåíà â ìàøèíî÷èòàåìîì íîñèòåëå èíôîðìàöèè, â òîì ÷èñëå ñìåííîì, ïðåäíàçíà÷åííîì äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî ó÷àñòèÿ â ðàáîòå òåõíè÷åñêîãî ñðåäñòâà ïîä óïðàâëåíèåì çàïèñàííîé íà ýòîì íîñèòåëå ïðîãðàììû, îáåñïå÷èâàþùåì ïîëó÷åíèå óêàçàííîãî ðåçóëüòàòà.
Åñëè ïðè ñîçäàíèè ïîëåçíîé ìîäåëè ðåøàåòñÿ çàäà÷à òîëüêî ðàñøèðåíèÿ àðñåíàëà òåõíè÷åñêèõ ñðåäñòâ îïðåäåëåííîãî íàçíà÷åíèÿ èëè ïîëó÷åíèÿ òàêèõ ñðåäñòâ âïåðâûå, òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò çàêëþ÷àåòñÿ â ðåàëèçàöèè ýòîãî íàçíà÷åíèÿ.
Ïîëåçíàÿ ìîäåëü êàê òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå ïî ñâîåé þðèäè÷åñêîé ïðèðîäå ÿâëÿåòñÿ íåìàòåðèàëüíûì áëàãîì.
Òàê æå êàê è èçîáðåòåíèå, îíà èäåàëüíà è ôèêñèðóåò ëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå èñêóññòâåííî ñîçäàâàåìîãî ëèáî óëó÷øàåìîãî ìàòåðèàëüíîãî îáúåêòà, èìåíóåìîãî óñòðîéñòâîì.
Îáúåêòû ïîëåçíîé ìîäåëè. Ðîäîâûì îáúåêòîì ïîëåçíîé ìîäåëè ÿâëÿåòñÿ óñòðîéñòâî. Óñòðîéñòâà õàðàêòåðèçóþòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè, êîòîðûå â îñíîâíîì ñîâïàäàþò ñ ïðèçíàêàìè óñòðîéñòâà-èçîáðåòåíèÿ:
- íàëè÷èåì êîíñòðóêòèâíîãî ýëåìåíòà;
- íàëè÷èåì ñâÿçè ìåæäó ýëåìåíòàìè;
- âçàèìíûì ðàñïîëîæåíèåì ýëåìåíòîâ;
- ôîðìîé âûïîëíåíèÿ ýëåìåíòà èëè óñòðîéñòâà â öåëîì, â ÷àñòíîñòè ãåîìåòðè÷åñêîé ôîðìîé;
- ïàðàìåòðàìè è äðóãèìè õàðàêòåðèñòèêàìè ýëåìåíòà è èõ âçàèìîñâÿçüþ;
- ìàòåðèàëîì, èç êîòîðîãî âûïîëíåí ýëåìåíò èëè óñòðîéñòâî â öåëîì;
- ñðåäîé, âûïîëíÿþùåé ôóíêöèþ ýëåìåíòà.
Âèäîâûìè îáúåêòàìè ïîëåçíîé ìîäåëè ÿâëÿþòñÿ êîíñòðóêöèè è èçäåëèÿ.
Ïîä êîíñòðóêöèåé ïîíèìàåòñÿ ñîñòàâ è âçàèìíîå ðàñïîëîæåíèå ÷àñòåé êàêèõ-ëèáî ìàøèí, ìåõàíèçìîâ, àïïàðàòîâ, óñòàíîâîê, ïðèñïîñîáëåíèé è ò.ï. Êîíñòðóêöèè õàðàêòåðèçóþòñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñâÿçüþ îáðàçóþùèõ èõ ÷àñòåé è ïðîñòðàíñòâåííûì ðàñïîëîæåíèåì ïîñëåäíèõ.
Ïîä èçäåëèåì ïîíèìàåòñÿ óñòðîéñòâî, êîòîðîìó ïðèäàíà òîâàðíàÿ ôîðìà.
Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ïîëåçíàÿ ìîäåëü ìîæåò áûòü îõàðàêòåðèçîâàíà â âèäå ïðèìåíåíèÿ ïî îïðåäåëåííîìó íàçíà÷åíèþ. Îáúåêòîì ïðèìåíåíèÿ äîëæíî, ïî ñìûñëó ï. 1 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ, âûñòóïàòü óñòðîéñòâî. Âìåñòå ñ òåì âîçìîæíîñòü õàðàêòåðèñòèêè óñòðîéñòâà ïîëåçíîé ìîäåëè ÷åðåç ïðèçíàê ñðåäû, âûïîëíÿþùåé ôóíêöèþ ýëåìåíòà, íå èñêëþ÷àåò âàðèàíòà âêëþ÷åíèÿ â îáúåì ïðàâîâîé îõðàíû æèäêîãî, ãàçîîáðàçíîãî, ïîðîøêîîáðàçíîãî è ò.ï. âåùåñòâà.
Ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðàâîâàÿ îõðàíà êîòîðûì â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ. Ïðè îïðåäåëåíèè ãðóïïû ðåçóëüòàòîâ èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðàâîâàÿ îõðàíà êîòîðûì â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ, çàêîíîäàòåëü èçáðàë â îòëè÷èå îò èçîáðåòåíèé åäèíñòâåííóþ îáîáùàþùóþ ôîðìóëèðîâêó, ïîëó÷èâøóþ çàêðåïëåíèå â ï. 5 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ.
Èòàê, â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé ïðàâîâàÿ îõðàíà íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ;
- ðåøåíèÿì, êàñàþùèìñÿ òîëüêî âíåøíåãî âèäà èçäåëèé è íàïðàâëåííûì íà óäîâëåòâîðåíèå ýñòåòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé;
- òîïîëîãèÿì èíòåãðàëüíûõ ìèêðîñõåì.
Ïðîìûøëåííûå îáðàçöû è òîïîëîãèè èíòåãðàëüíûõ ìèêðîñõåì ÿâëÿþòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàçíîâèäíîñòüþ îõðàíÿåìûõ îáúåêòîâ èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè.
Ïîçèöèÿ çàêîíîäàòåëÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ðåøåíèÿ, êàñàþùèåñÿ òîëüêî âíåøíåãî âèäà èçäåëèé (ïðîìûøëåííûå îáðàçöû), îòíîñÿòñÿ ê îáúåêòàì, êîòîðûì íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïðàâîâàÿ îõðàíà â êà÷åñòâå ïîëåçíîé ìîäåëè, è îäíîâðåìåííî ê îáúåêòàì, êîòîðûå íå ÿâëÿþòñÿ èçîáðåòåíèÿìè, íî íå ê îáúåêòàì, êîòîðûì íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïðàâîâàÿ îõðàíà â êà÷åñòâå èçîáðåòåíèÿ, íå ïîääàåòñÿ ðàöèîíàëüíîìó îáúÿñíåíèþ.
Источник
1. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Срок действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном законом порядке разрешения, продлевается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя на срок, исчисляемый с даты подачи заявки на изобретение до даты получения первого такого разрешения на применение, за вычетом пяти лет. При этом срок, на который продлевается действие патента на изобретение, не может превышать пять лет. Указанное ходатайство подается в период действия патента до истечения шести месяцев с даты получения такого разрешения или даты выдачи патента в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.
Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия патента на полезную модель может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года.
Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия патента на промышленный образец может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.
Порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
При исчислении указанных в настоящем пункте сроков действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, выданных по выделенным заявкам, датой подачи заявки считается дата подачи первоначальной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение или полезную модель, определяется их формулой. Для толкования формулы изобретения и формулы полезной модели могут использоваться описание и чертежи.
Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Положения настоящего Закона распространяются на секретные изобретения (изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну) с особенностями их правовой охраны и использования, установленными в разделе VI.1 настоящего Закона.
Правовая охрана в соответствии с настоящим Законом не предоставляется полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Источник