Понятие полезные ископаемые в горном праве

Понятие полезные ископаемые в горном праве thumbnail

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Горное право

В статье раскрыты следующие вопросы горного права: понятие горного права; источники горного права; принципы горного права; система горного права

Особая государственная и общественная значимость природных ресурсов, содержащихся в недрах Земли, обуславливает необходимость надлежащего правового регулирования их добычи, использования и сохранения. Эти задачи выполняет горное право.

Понятие горного права

Горное право в качестве самостоятельной отрасли права является предметом жарких дискуссий между различными авторами-юристами. Некоторые теоретики усматривают в нем лишь один из институтов природоресурсного права. Другие авторы видят в горном праве полноценную самостоятельную отрасль права.

Согласно общим положениям правовой теории, для признания отрасли права самостоятельной структурой, необходимы следующие условия:

— наличие специфического предмета правового регулирования, т.е. группы общественных отношений, объединенных внутренним единством и стабильностью;

— наличие особой, индивидуальной системы источников права;

— свой собственный метод правового регулирования общественных отношений.

Представляется, что горное право отвечает всем указанным требованиям и может рассматриваться в качестве комплексной отрасли права, регулирующей разнообразные общественные отношения (имущественные, административные, земельные, природоохранные и другие), связанные с недропользованием.

Предметом горного права являются отношения по недропользования и связанные с ними отношения по рациональному и безопасному использованию недр, а также обороту горной информации.

Как самостоятельная отрасль права, горное право имеет свой собственный метод правового регулирования, т.е. набор способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие его предмет.  Отличительной чертой метода горного права является сочетание в нём диспозитивных и императивных способов правового регулирования с преобладанием последних.

Такая особенность горного права связана со следующими факторами:

— особый правовой статус недр, являющихся одновременно частью окружающей среды и источником природных ресурсов;

— заинтересованность в сохранении надлежащего состояния недр неопределенно широкого круга лиц;

— ограниченность (истощаемость) недр и содержащихся в них природных ресурсов;

— обязательное участие государства, которое в силу закона является единственным собственником недр.

Часть отношений, составляющих предмет горного права, регулируется только императивно (например, отношения по государственному управлению недропользованием либо отношения, связанные с обеспечением безопасности при проведении горных работ). При регулировании другой части отношений применяются как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования.

Источники горного права

Источники горного права – это правовые акты, принятые государственными органами либо иными субъектами права в установленном порядке, регулирующие отношения по недропользованию.

В юридической науке источники горного права классифицируются по различным основаниям – по предмету правового регулирования, по его направленности и другим основаниям. Наиболее практически применимой является классификация источников горного права по их юридической силе:

Конституция РФ, как основной закон государства, обладает наивысшей юридической силой и прямым действием и закрепляет основные принципы и положения, связанные с недропользованием;

— федеральные законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и связанные с ними вопросы. Приоритетное место среди этих источников горного права занимает Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах», содержащий основные положения по недропользованию, его государственному регулированию, содержанию прав и обязанностей недропользователей, а также их ответственности за нарушение требований закона. Важные положения, регулирующие горные отношения, содержатся в ФЗ от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ФЗ от 30.11.1995 «О континентальном шельфе РФ», ФЗ от 31.07.1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и других федеральных законах; а также в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ. Вопросы ответственности регулируются КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ;

— законы субъектов РФ также являются одним из источников горного права, поскольку, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы, связанные с недрами и природопользованием, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Эти законы конкретизируют положения горного права, определенные в федеральном законодательстве, применительно к конкретному субъекту РФ;

— указы Президента РФ обладают наивысшей силой среди подзаконных нормативных актов. Такие указы восполняют определенные пробелы в регулировании общественных отношений до их устранения на уровне федерального законодательства (например, Указ Президента РФ от 22.11.1994 №2099 «О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа РФ»);

— постановления Правительства РФ в системе источников горного права имеют важное значение, поскольку устанавливают порядок практической реализации законодательных положений (к примеру, Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 №429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» и др.);

Читайте также:  Чем полезно питание в школьной столовой

— нормативные акты министерств и ведомств РФ регламентируют конкретные вопросы, связанные с недропользованием;

— решения высших судов РФ. Несмотря на то, что российская правовая система не признает юридическую силу прецедента (т.е. вынесенного судебного решения по конкретному делу), решения высших судов РФ фактически формируют единое направление правоприменительной практики и содержат разъяснения действующего законодательства, на которые опираются все правоприменители (начиная от рядовых недропользователей и заканчивая судами различных инстанций).

Принципы горного права

Посредством комплексного анализа горного законодательства можно выделить следующие принципы горного права (т.е. базисные начала правового регулирования):

— установление государственной собственности на недра;

— платность их использования;

— лицензирование (т.е. осуществление недропользования только по лицензии);

— государственный контроль за недропользованием;

— разнообразие форм недропользования;

— участие граждан в принятии решений, связанных с недропользованием, учитывая их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Эти и другие принципы горного права применяются при регулировании самых разнообразных общественных отношений, входящих в его предмет.

Система горного права

Система горного права представляет собой единую отрасль, включающую в себя самостоятельные правовые институты, которые регулируют отдельные группы отношений и, в то же время, объединены общим методом регулирования.

В системе горного права выделяют Общую, Особенную и Специальную части.

Как видно из названия, Общая часть горного права регулирует самые общие вопросы, связанные с недропользованием, и содержит следующие институты:

— институт права собственности на недра;

— институт права пользования недрами;

— институт лицензирования недропользования;

— институт геологической разведки и изучения недр;

— институт государственного мониторинга недр и контроля за их рациональным использованием и некоторые другие институты.

Особенная часть системы горного права касается правовых особенностей использования и добычи отдельных видов полезных ископаемых. Так, в этой части системы горного права различают институты правового регулирования добычи нефти и газа, угля, драгоценных камней, общераспространенных полезных ископаемых и других их видов.

Специальная часть системы горного права, отдельно выделяемая некоторыми авторами, регулирует особенности недропользования, осуществляемого на основе международно-правовых договоров. Институты пользования недрами на основе соглашений о разделе продукции, а также недрами открытых территорий либо континентального шельфа образуют эту часть системы горного права.

Источник

8.1. Понятие недр и полезных ископаемых

Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 «Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр» и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области», Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ «О порядке предоставления участков недр местного значения» и т.д.
Понятие недр и полезных ископаемых. В преамбуле Закона о недрах содержится следующее понятие недр. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Понятие недр шире понятия полезных ископаемых. В недрах могут быть трещины и пустоты естественного (пещеры) и искусственного происхождения (метро, другие подземные сооружения), могут содержаться полезные ископаемые и подземные воды. Правовое регулирование осуществляется в отношении всего государственного фонда недр, который представляет собой используемые участки из геометризованных блоков недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии с Законом о недрах (ст. 1.2) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся в государственной собственности. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недрами, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, наследования, дарения, залога, вклада или отчуждаться в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.
На основании ст. 2.1 Закона о недрах отдельные участки недр могут относиться к участкам недр федерального значения:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
3) те, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности и т.д.
Отнесение к участкам недр федерального значения необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые.
Полезные ископаемые — это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением.
Главным признаком полезных ископаемых является их полезность для человека в конкретный промежуток времени.
Различают разные классификации полезных ископаемых. Нам наиболее близка классификация, предложенная Б.В. Ерофеевым. В зависимости от того, используются ли месторождения полезных ископаемых в настоящий момент или нет, их подразделяют:
— на балансовые — это запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям;
— забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но некоторые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения <1>.
———————————
<1> Ерофеев Б.В. Экологическое право. С. 180.

Читайте также:  Чем полезны протеины можно ли их принимать

По степени распространенности полезные ископаемые подразделяются:
— на общераспространенные;
— необщераспространенные.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся некоторые виды глины, гипса, известняка, песка и т.д. Каждый субъект Российской Федерации разрабатывает и утверждает совместно с Российской Федерацией свой перечень общераспространенных полезных ископаемых (утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ).
К необщераспространенным полезным ископаемым относят нефть, газ, медь, уран, уголь, платину, золото и прочие рудные и нерудные полезные ископаемые.
По агрегатному состоянию полезные ископаемые классифицируются:
— на твердые (руды, уголь, гранит и т.д.);
— жидкие (нефть, минеральные воды);
— газообразные (природные горючие и инертные газы).

Источник

Горное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе использования недр. Ряд авторов рассматривает горное право не как самостоятельную отрасль права, а как подотрасль единого «природоресурсного права», которое помимо использования недр регулирует использование земель, вод, лесов. Предметом горного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе использования полезных свойств недр. Легальное определение предмета горного права дано в законе о недрах: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей».

В рассматриваемом сейчас проекте нового закона о недрах это определение упрощено: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере использования недр и их охраны, а также использования торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (отношения недропользования)».

Читайте также:  Как земля для полезных ископаемых урала

Объектом горного права являются недра. Впервые законодательно определение недр в нашей стране было дано в 1992 г. в законе РФ «О недрах». Недра были определены как «часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». В правительственном проекте нового закона «О недрах» это определение осталось практически без изменений: «Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до центра Земли». Предполагается изменить только способ определения нижней границы недр, впрочем, при нынешнем уровне развития техники этот вопрос носит чисто теоретический характер.

Разумеется, в рамках этого курса будет изучаться не горное право вообще, а его часть, касающаяся недр, содержащих полезные ископаемые, а точнее, нефть и газ.

Полезные ископаемые в горном праве определяются, как «природные минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства». Закон Тюменской области

«О нефти и газе» дает следующее легальное определение нефти и газа как полезных ископаемых: «нефть и газ – все виды углеводородных соединений, в том числе твердые (битумы, газогидраты), жидкие и газообразные, их смеси, вещества, содержащиеся в углеводородных соединениях и их смесях».

Под месторождением полезных ископаемых понимается «природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в данных экономических условиях».

Следует помнить, что нефть и газ, уже извлеченные из месторождения в качестве полезных ископаемых, законодательством не рассматриваются и отношения, возникающие по их поводу, горным правом не регулируются.

Действующее законодательство выделяет следующие виды пользования недрами:

1. Региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

2. Геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

3. Разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4. Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

5. Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

6. Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Субъектами горного права являются:

а) органы государственной власти Российской Федерации;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления;

г) субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные инвесторы).

Метод горного права представляет собой сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования. Проявляется метод горного права посредством следующего набора рычагов воздействия на регулируемые общественные отношения:

а) выявление специфических институтов, присущих данной отрасли права и значимых для правового регулирования;

б) форма выражения и способ законодательного закрепления правовых норм и структуризация их по институтам права;

в) установление иерархии и системы взаимодействия норм права (диспозитивных, императивных);

г) разработка структуры органов регулирования с определением их компетенции, прав и обязательств;

д) система юридической ответственности субъектов права.

Реформа законодательства о недрах направлена на расширение использования диспозитивного метода в механизме правового регулирования горного права.

Источник