Потери при добыче полезных ископаемых по видам

Потери при добыче полезных ископаемых по видам thumbnail

Потери при добыче полезных ископаемых по видамПОТЕРИ полезного ископаемого (а. mineral losses; н. Mineralienverluste; ф. pertes du mineral utile; и. perdidas de minerales) — часть балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых, не извлечённая при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки.

Потери при добыче — относительная величина, характеризующая недоизвлечение балансовых запасов в процессе разработки месторождений. Причины допускаемых потерь разнообразны: недостаточно полное и качественное проведение геологоразведочных работ, ведущее к неточному определению геологических характеристик, несоответствие запроектированных методов и параметров добычи полезных ископаемых условиям разработки месторождений, несвоевременная или неполная подготовка запасов к добыче, нерациональная выборочная выемка участков, несоответствие применяемых машин и механизмов для выемки полезных ископаемых горно-геологическим условиям эксплуатации, отсутствие научно обоснованных нормативов потерь, достоверных методов их учёта и контроля и пр. Различают потери общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) и эксплуатационные. Количество потерь исчисляется в единицах массы или объёма и в процентах: общешахтных — от общих балансовых запасов шахты (рудника, прииска), эксплуатационных — по отношению к погашаемым балансовым запасам. В многокомпонентных рудах потери учитываются по всем полезным компонентам, имеющим промышленное значение. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. При невозможности применения прямых методов используются косвенные: сопоставление количества полезных ископаемых в погашенных балансовых запасах и добытой рудной массы.

Для оценки полноты извлечения запасов из недр применяются коэффициент извлечения полезного ископаемого и полезного компонента. Коэффициент извлечения полезных ископаемых выражает отношение количества добытого полезного ископаемого вместе с примешанной к нему породой к количеству погашенных балансовых запасов. Величина эта изменяется от 0,4 до 1,2 и более; при разработке тонких жил системами с валовой выемкой — до 3 и более. Коэффициент извлечения полезного компонента из недр выражает отношение количества полезного компонента, извлечённого из недр, к количеству полезного компонента, которое было заключено в подсчитанных балансовых запасах. Коэффициент извлечения из недр полезного компонента — обобщённый показатель.

В процессе ведения добычных работ при установлении причин неполного извлечения балансовых запасов пользуются показателем потерь полезных ископаемых В отраслях горнодобывающей промышленности потери балансовых запасов колеблются от 2-3 до 40-50% и даже более в зависимости от применяемых способов и систем разработки, ценности сырья, горно-геологических и иных условий эксплуатации месторождений твёрдых полезных ископаемых Наименьшие потери присущи открытому способу разработки (3-6%). При подземной добыче эксплуатационные потери составляют в среднем 12-18%. Наилучшие результаты по определению потерь дают прямые методы, когда количество потерянного полезного ископаемого оценивается непосредственно в горных выработках, в транспортных средствах. Однако в отдельных случаях применяются косвенные методы, основанные на расчётах. Точность этих методов невысокая.

Достоверный и надёжный учёт потерь базируется на обоснованной классификации. В СССР действует единая классификация потерь при разработке месторождений (табл. 1), которая позволяет выявить потери по стадиям производственного процесса, способам и системам разработки, по отдельным выемочным участкам месторождения и изыскивать меры борьбы с ними; ориентирует горное производство на использование прямых методов учёта потерь; создаёт основу для экономической оценки последствий потерь и определения их рационального уровня. Рациональная величина потерь или извлечения запасов из недр устанавливается на основе сопоставления ценности конечной продукции, полученной из израсходованных запасов полезных ископаемых, т.е. добытых и потерянных при эксплуатации, а также приведённых суммарных затрат на получение данной продукции. В качестве критерия оценки принимается максимальный экономический эффект, получаемый народным хозяйством от реализации продукции. Нормативы потерь рассчитываются на отдельную выемочную единицу, т.е. минимально допустимый участок месторождения, имеющий относительно однородные геологические, технологические и другие параметры разработки. Нормативы потерь или извлечения из недр могут быть проектными, установленными на стадии проектирования, текущими, определёнными на действующем предприятии при существующих технико-экономических показателях его работы, и перспективными (прогнозными), учитывающими научно-технический прогресс в области техники и технологии добычи и переработки, потребность и обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами и другие факторы.

Читайте также:  Освоение природных ресурсов и полезных ископаемых

Потери при добыче полезных ископаемых по видамПотери при обогащении — относительная величина, характеризующая недоизвлечение ценного компонента в конечный продукт обогащения полезных ископаемых. Потери ценного компонента рассчитывают как разность (100-е)%, где е — извлечение ценного компонента в концентрат. Величина потерь минералов, извлекаемых в процессе обогащения, от 5 до 50%. Наиболее существенны потери сопутствующих компонентов. При некомплексной переработке минерального сырья величина потерь неизвлекаемых компонентов может достигать 100%. Отсутствие отработанных промышленных технологических процессов извлечения полезных компонентов из бедных сростков, шламов и пульпы с находящимися в ней в растворённом виде металлами является причиной значительных потерь цветных, редких и драгоценных металлов при обогащении руд.

Различают технологические и механические потери, которые определяются при технологическом и товарном балансах. Величина потерь зависит от состава, строения и свойств полезных ископаемых и применяемого метода обогащения (табл. 2). Однако основные потери обусловлены минералогическим составом и физико-химическими свойствами полезных ископаемых. В первую очередь к ним относятся потери с тонкими и крупными классами обогащаемой руды. Значительные потери наблюдаются при наличии в полезных ископаемых несколько минералов одного элемента. Обогащение таких полезных ископаемых всегда сопровождается повышенными потерями, т.к. разные минералы требуют различных методов обогащения, они могут извлекаться одним методом, но с различной эффективностью. Применение же комбинированных схем экономически оправдано лишь тогда, когда доля тех или иных минералов извлекаемого компонента в полезных ископаемых значительна.

Недоизвлечение полезных компонентов может быть связано с недостаточным уровнем технологической и производственной дисциплины, неритмичностью снабжения фабрики полезных ископаемых и резкими колебаниями его состава, недостатком и низким качеством запасных частей оборудования. При безотходной технологии степень потерь компонентов характеризует состояние использования сырья, содержание ценных компонентов в отвальных отходах. В процессах переработки полезных ископаемых и, в частности, обогащения, образующих сложную систему взаимосвязанных и взаимовлияющих технологических процессов, строго выделить место образования потерь невозможно. В общем случае это положение применимо ко всем производственным процессам с непрерывной технологией, характеризующимся наличием промпродуктов в схеме, циркуляционных потоков и т.п. Например, операции рудоподготовки (дробления, измельчения, классификации) принципиально не подлежат оценке с точки зрения потерь (прямые механические потери в виде просыпей, смывов и т.п. в данном случае не рассматриваются). Концентрат определённой стадии обогащения, например флотационной или гравитационной, являющийся промпродуктом, характеризует потери (через извлечение) не полностью, т.к. весь он или часть его поступает в виде циркулирующих потоков в измельчение и другие процессы, изменяя тем самым состояние всех технологических процессов. Кроме того, везде, где в процессе обогащения включён этап транспортировки, возможны потери.

При рассмотрении взаимосвязанных звеньев технологической цепи: добыча (разработка месторождения) — обогащение — металлургический передел (в общем случае предприятие, использующее продукцию обогатительных фабрик) — возможна классификация потерь и отходов по переделам. Сложная связь существует между потерями при обогащении и снижением качества руды в результате разубоживания вмещающими породами, а также материалами закладки выработанного пространства.

Источник

Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения

(с изменениями на 3 февраля 2012 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 76 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 12.02.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 833 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 605 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012, ст.866).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2001 года N 921

(с изменениями на 3 февраля 2012 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются — нормативы потерь).

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23_2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 605; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

3_1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

Читайте также:  Почему молоко полезно пить на ночь

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», N 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и N 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

3_2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3_1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

3_3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б»-«ж» пункта 3_1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82)

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 82.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 833

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник