Поучение владимира мономаха полезные для меня

Поучение владимира мономаха полезные для меня thumbnail

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

3955

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха,  имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании.  В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник

Актуально ли «Поучение» Владимира Мономаха в 21 веке?

Чем ценно «Поучение» Владимира Мономаха?

Ксюше­нька
[354K]

2 года назад

Здравствуйте.

Князь Владимир ( Мономах ) оставил нам «Поучения». Их обычно подробно изучают по древнерусской литературе, что мы и делали в университете. Очень кратко изучают «Поучение» в школе, в шестом классе.

Запомнилось немало. Понравился сам стиль написания.

Среди правил — очень много моральных, в том числе и то, что важно всегда помнить о Господе, не быть горделивым человеком, почитать пожилых, избавляться от ленности, помогать несчастным, среди коих есть и вдовы и сироты, не позволять сильнейшим уничтожать слабых и т.п.

Ежели прочитать моральный свод правил, то получается, что князь пишет о том, каким должен быть истинный христианин. Это в целом.

Конечно же, правила актуальны и по сей день, ибо в мире царит упадок морали и нравственности.

Однако, «Поучение» представляет из себя ещё и некий политический момент. О котором нельзя не упомянуть. Он пишет, что князь должен проявлять огромную заботу о своем государстве, стремиться, чтобы не было расприй, междоусобиц. То есть, правитель обязан ходатайствовать о том, чтобы был мир.

И сия часть поучения тоже весьма актуальна и на сегодняшний день.

Позвольте написать небольшой отрывок из «Поучения»:

Поучение владимира мономаха полезные для меня

система выбрала этот ответ лучшим

Вкус Лайма
[42K]

более года назад

Поучение Владимира Мономаха на протяжении многих веков не потеряло своей актуальности. Его тезиса важны и полезны в сегодняшние дни. Какие полезные мысли можно извлечь из этого исторического текста?

Конфликтный ситуации нужно пытаться разрешать мирным путем. Надо стараться не лениться, с почтением относиться к старшему поколению, проявлять сострадание и, по возможности, помогать слабым и несчастным. Жить с Господом в сердце. Правители должны заботиться о своем народе. Люди должны стараться быть добрыми, справедливыми, великодушными, не обижать друг друга, избегать лжи и лживых людей. Гордыня — грех, которого тоже стоит избегать.

lady v
[626K]

2 года назад

Сперва мне хотелось бы коснуться актуальности поучения Владимира Мономаха в 21 веке. Дело в том, что я считаю, что любое поучение является актуальным во все времена, так как предназначено для подрастающего поколения и учит его добру и правильному отношению к жизни. Если этого в поучении нет, то какое оно поучение? Следовательно, советы, которые давал Владимир Мономах своим детям будут также актуальны и сейчас, в веке 21. Тем более, что советы эти очень правильные и разумные.

Ведь что советовал Мономах?

Уважать старших, защищать сирых и убогих, не держать в сердце гордости, любить Бога. Великий князь призывал соблюдать законы чести и гостеприимства, учил доброте и справедливости. Как можно пренебрегать этими советами?

Даже в той части поучения, которая адресована князьям, правителям, есть что намотать на ус современным политикам. Мономах поучает их быть честными, блюсти интересы своего государства, править по совести. Все это правильные и полезные советы.

Alemo­sol
[3.5K]

2 года назад

И в наши дни не потеряли своей актуальности мысли Владимира Мономаха связанные с человеческой добродетелью, с нравственными ценностями любого цивилизованного человеческого общества.

Это такие поучения как «не забывайте Бога» (следовательно, поступайте согласно учению Бога о добре, любви к ближнему), «гордости не имейте в сердце и уме» (не считайте себя лучше других, выше и достойнее), «старых людей уважайте» (прислушиваться к мудрости стариков, помнить уроки прошлого), «на войну выйдя, не ленитесь» (воевать самоотверженно, биться за мир в своей стране до последней капли крови), «лжи остерегайтесь» (не иметь дела с людьми двуличными, лицемерными, самим не прибегать к обману), «напоите и накормите просящего,убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу» (доброта и забота о ближнем), «рассудите сами, а не давайте сильным губить человека» (бороться за справедливость, не давать в обиду беззащитных).

Рьенн ди Фарей­н
[138K]

3 года назад

Поучение Мономаха состоит из трех частей — автобиографии, советов сыновьям и обращения к сопернику Олегу Святославичу. Преимущественно в Поучении излагаются морально-этические нормы в соответствии с христианским поучениям и традициями той эпохи. Однако некоторые советы Мономаха актуальны и в наше время. Например: 1) Государь должен защищать народ, быть милостивым и справедливым, не обижать ни смерда, ни бедную вдову; 2) Если требуешь чего-то от других, сам должен уметь это делать. 3) Споры и конфликты лучше решать мирным путем. 4) Не следует избегать труда, независимо от общественного положения. 5) Авторитет создается не почетом и властью, а праведными делами.

Sveta S
[57.1K]

более года назад

Владимир Мономах — князь смоленский, князь черниговский, князь переяславский, та также Великий князь Киевский. Года жизни: 1053-1125.

Поучение Владисира Мономаха считается памятником литературы ХІІ века. В некоторых источниках Поучение называют еще завещанием детям, поучением детям.

Поуяение отличается нравственностью. Его можно считать актуальным и в наше время.

И в наше время из поучения можно извлечь правила: поступать по-божьему, быть добрым, творить добро, помогать бедным, не лениться, работать, не лгать, не блудить.

Знаете ответ?

Источник

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его.

Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: “Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле”». «Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: “Слава тебе, Человеколюбец!”»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», — и снова скажем: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и, имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

Источник