Познание мира 4 класс полезные ископаемые тест

Познание мира 4 класс полезные ископаемые тест thumbnail

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 1
1.Нерудные полезные ископаемые:
А) Поваренная соль, гранит, газ.
Б) Нефть, алмазы, песчаник
С) Глина, песок, асбест.

2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:
«В воде родится, а воды боится»:
А) Известняк
Б) Соль
С) Глина.

3. Каждый день человек в пищу употребляет до 20 граммов:
А) Поваренной соли
Б) Калийной соли
С) Каменной соли
4. Эти соли применяются как удобрения:
А) Поваренная соль Б) Соли калия С) Морские соли.

5. Устаревшее название соляных разработок и каменноугольных шахт:
А) Копи
Б) Штольня
С) Шхеры

6. Месторождение Каратау не знает равных в мире по качеству и запасам:
А) Глины
Б) Поваренной соли
С) Фосфоритов

7. «Горным льном» называют:
А) Фосфорит
Б) Асбест
С) Гранит

8. Месторождение асбеста открыты в:
А) Карашыганах.
Б) Жетыбай
С) Жетыкара

9. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:
А) Каменное волокно
Б) Горное волокно
С) Асбестовое волокно

10. В результате разрушения твёрдых плотных пород образуются нерудные полезные ископаемые:
А) Известняк, песчаник
Б) Песок, глина
С) Ракушечник, мел.

11. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:
А) Ракушечник
Б) Мел
С) Известняк

12. Горы Казалтау получили своё название из-за цвета горной породы, из которой они состоят:
А) Полевой шпат
Б) Гранит
С) Кварц

13. Сырьём для стекла является:
А) Доломит
Б)Каолин
С) Песок.

14. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:
А) Твердость
Б) Водонепроницаемость
С) Лёгкость

15.Из высокосортных глин получают очень изящную, тонкую, красивую посуду:
А) Керамическую
Б) Фарфоровую
С)Фаянсовую

16. Из смеси самого ценного вида песка с известью изготавливают :
А) Красный кирпич
Б) Жёлтый кирпич
С)Белый кирпич

17. Сколько видов известняка существует?
А) 3
Б) 4
С) 2

18. Самая твёрдая разновидность известняка:
А) Мел
Б) Мрамор
С) Ракушечник

19. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:
А) Центральные и Южные области
Б) Северная часть Казахстана
С) Южные и восточные области.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 2.
1.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего:
А) топливо
Б) средство для получения лекарства
С) удобрение

2. Сколько разновидностей каменного угля встречается в природе?
А) 2
Б) 3
С) 4
3. Разновидности угля отличаются друг от друга:
А) способом добычи
Б) по цвету
С) по твёрдости, цвету и количеству тепла, выделяемого при сгорании.

4. Этот уголь обладает металлическим блеском, очень твёрдый, используется для выплавки металлов; выделяет очень много тепла при сгорании.
А) Горючий сланец
Б) Обыкновенный каменный уголь
С) Антроцит.

5. Обыкновенный каменный уголь добывают в :
А) Эмбенском угольном бассейне.
Б) Карагандинском угольном бассейне.
С) Карагандинском, Экибастузском угольных бассейнах.

6. Этот уголь используют как местное топливо:
А) обыкновенный уголь
Б) бурый уголь
С) антроцит

7. Забой-это:
А) место боёв, военных действий
Б) место, где непосредственно добывают уголь
С) место, где непосредственно добывают торф

8. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
С) нефть

9. Бурый уголь найден в :
А) Торгайской степи и в Южном Казахстане
Б) Степи Сарыарки и в Северном Казахстане
С) Экибастузе, Караганде

10. В Казахстане всего месторождений каменного и бурого угля:
А) 400
Б) 450
С) 1.500

11. Это горючее полезное ископаемое бывает тёмно-коричневого, чёрного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета:
А) Уголь
Б)Газ
С) Нефть

12. Основной транспорт для нефти:
А) Цистерны на машинах.
Б) Трубопроводы
С)Вагоны

13. Нефть перерабатывают:
А) в доменных печах
Б) на нефтеналивных заводах
С) на нефтеперерабатывающих заводах

14. Иногда газ выходит из-под земли вместе с нефтью, его называют:
А) сопутствующим
Б) соседствующим
С) родственным

15. Богаты газом:
А) Каспийское море, Аральское море
Б) Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, Каспийский шлейф
С) Тургайская плата, Казахский мелкосопочник

16. Это затвердевшая масса окаменелого растительного материала:
А) слюда
Б) кварц
С) уголь

17. Без золы сгорает:
А)Нефть
Б) торф
С) каменный уголь

18. Применяется в быту, используется на тепловых электростанциях, получают искусственные волокна, каучук:
А) газ
Б) нефть
С) уголь

19. Знаменитое на весь мир нефтегазовое месторождение:
А) Тенгизское
Б) Ленгерское
С) Торгайское

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 3.
1.Места залегания полезных ископаемых называют:
А) карьеры
Б) шахты
С) месторождения

2. Почва-это:
А) верхний слой земли
Б) верхний плодородный слой земли
С) перегнившие листья, гранит, воздух

3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные
Б) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие
С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие

4. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:
А) растворимость в воде
Б) плодородие
С) водонепроницаемость

5. Горючие полезные ископаемые-это:
А) каменный уголь, нефть, природный газ
Б) фосфорит, асбест, соль
С) гранит, известняк, мрамор

6. Основные месторождения нефти:
А) Караганда, Экибастуз
Б) Каспийский шлейф, полуостров Мангыстау
С) Жетыгара , Рудный

7. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются:
А) курганы
Б) терриконы
С) сопки

8. Самое нераспространенное нерудное полезное ископаемое-это:
А) соль
Б) нефть
С) известняк

9. Почва может долго оставаться продуктивной, если:
А) защищена от частого полива
Б) постоянно вспахана
С) защищена растительным покровом
10. Плодородный слой почвы на 100 лет увеличивается примерно:
А) на 20 см
Б) на 15 см
С) на 2 см

11. Мягкий металл красного цвета, хорошо проводит электрический ток и сплавляется с другими металлами:
А) медь
Б) железо
С) свинец

12. Тёмный цвет почва приобретает за счёт:
А) соли
Б) перегноя
С) глины

13. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане:
А) Центральный Казахстан
Б) Восточный Казахстан
С) Мангыстауский полуостров

14. Прикаспийская низменность на полуострове Мангыстау богата
А) рудами чёрных металлов
Б) газом и нефтью
С) нерудными полезными ископаемыми

15. Руды чёрных металлов:
А) Железная руда
Б) медная руда
С) асбест

16. Полезные ископаемые расположенные близко к поверхности земли добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
С) из скважин

17. Мягкий металл красного цвета, который легко обрабатывается:
А) медь
Б)золото
С) свинец

18. Горючесть главное свойство:
А) нефти
Б) известняка
С) меди

19. Плодородная почва от солончаковой отличается:
А) цветом
Б) наличием влаги
С) невозможно отличить

20. Почву рыхлят для того, чтобы обеспечить доступ:
А) влаги, перегноя
Б) воздуха, влаги
С) воздуха, перегноя

Источник

ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

4 класс

Учитель: Болотских Н. В.

Г. Костанай

2018г

Открытый урок познания мира с использованием ИКТ

Учитель: Болотских Н. В.

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»- 4 класс

Цели: Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного

происхождения, их применением, свойствами, способами добычи.

Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, умение

работать с картой Казахстана. Развивать речь детей, умение сравнивать,

делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, любовь к природе,

Осознавать свою ответственность за природу.

Оборудование: НДМ, ТСО, учебник по Познанию Мира 4кл., тетрадь, карта

Казахстана, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал.

Тип: Комбинированный

Вид: Смешанный

Ходурока:

  1. Организационный момент.

Все ли готово у вас к уроку?

2.Проверка домашнего задания

1)Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые и почему их так

называют? Слайд№1,2

(Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают

из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом

деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие

другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают

безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

-На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (Руды черных и

цветных металлов, горючие и нерудные)Три группы полезных ископаемых мы уже изучили и сейчас мы проверим домашнее задание. Разделимся на четыре группы.

Каждой группе будет дано задание, в течении пяти минут вы должны

подготовить ответ. Форма работы — рисунок, рассказ, работа по карте.

первая группа — руды цветных металлов

вторая группа – руды черных металлов

вторая группа – горючие полезные ископаемые

третья группа — о полезных ископаемых Костанайской области.

И один вопрос всем трем группам – как и для чего необходимо бережно

относиться к полезным ископаемым? Слайд 3,4,5

Защита работ

4.Подготовка к активному усвоению нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, что полезные ископаемые бывают еще

и нерудного происхождения.

Сообщение темы, цели урока

5.Собщение новых знаний

1)Показ нерудных полезных ископаемых

Откроем тетради и запишем новую тему – Нерудные полезные ископаемые. Слайд6

-Как вы думаете, что можно назвать нерудными полезными ископаемыми?

гранит слайд7-9

Глина слайд10-12

Песок слайд13-15

Мел слайд 16

Известняк слайд17-18

Каменная соль слайд19-20

Мрамор, фосфориты, асбест- слайд21-23

2)Некоторые полезные ископаемые используют как строительные материалы слайд24, 25

технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений.

Из них не вылавливают металлы. Называют их нерудные полезные ископаемые.

3)Дидактическая игра «Памятники г. Костаная

слайд 26-31

4)Исследовательская работа в группах

Вы заметили, что у каждого ученика есть значок, как он называется для

чего и как их добывают, узнаем сегодня на уроке.

(у детей значок на рукаве – Фосфориты, асбест, поваренная соль, гранит,

глина, песок, известняк, мел, мрамор.)

Сейчас вы открываете учебник на странице 51 и ищите информацию о своем

полезном ископаемом. Затем я опрашиваю несколько учеников, выставлю

оценки. После чего мы все вместе заполним кластер нерудные полезные

ископаемые.

Теперь предлагаю вам заполнить кластер – Нерудные полезные ископаемы.

Физкультминутка.

6.Закрепление

1)Молодцы ребята, теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд (Когда дети отгадывают кроссворд, они показывают их на карте Казахстана)

По горизонтали

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть

Проверка понимания

Работа в дневниках наблюдения

Обобщение.

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и

сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Подведение итога

Мы сегодня очень хорошо потрудились, сейчас я вам предлагаю поднять тот цвет листа, который вам нравится.

( на столе желтый, красный, зеленый и синий листочки)

Те дети, которые подняли синий означает, что они еще хотят что- то узнать по этой теме.

Зеленый удовлетворены уроком.

Желтый заинтересованы.

Красный воодушевлены.

Домашнее задание

Подготовиться к тестам по пройденным темам на стр.41 -53.

Источник

  • Главная
  • Игры
  • Викторины
Тест: Полезные ископаемые

Играть
Поделиться

скачать

Мой результат

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Что такое полезные ископаемые?

Минеральные образования земной коры

Органические образования земной коры

Минеральные и органические образования земной коры

2. 

Как различаются полезные ископаемые по их агрегатному состоянию?

Твёрдые и газообразные

Твёрдые и жидкие

Твёрдые, жидкие и газообразные

3. 

В каком виде полезные ископаемые находятся в земной коре?

В виде жил, стоков и россыпей

В виде жил, стоков, пластов и гнёзд

В виде жил, стоков, пластов, гнёзд и россыпей

4. 

Как называются большие площади распространения месторождений полезных ископаемых?

Провинции

Республики

Области

5. 

Кто разрабатывает научные основы добычи полезных ископаемых?

Горные инженеры

Географы

Геодезисты

6. 

Как называются области науки и технологии о добыче полезных ископаемых?

Горное дело и минеральные науки

Минеральное дело

Горное дело и горные науки

7. 

К какому виду полезных ископаемых относится нефть?

К горючим

К нерудным

К горнохимическому сырью

8. 

К какому виду полезных ископаемых относится гранит?

К рудам

К нерудным

К камнесамоцветному сырью

9. 

Как называется минерал-спутник месторождений алмаза?

Кварц

Пироп

Пирит

10. 

К какому виду полезных ископаемых относится агат?

К минеральным солям

К камнесамоцветному сырью

К драгоценным камням

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Источник

Тест по познанию мира 4 класс.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу: «Полезные ископаемые».
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ.
Критерии оценивания:
— соотносит название полезного ископаемого с его описанием;
— классифицирует полезные ископаемые по группам;
— указывает применение полезных ископаемых в жизни человека;
— применяет полученные сведения о полезных ископаемых;
— определяет полезное ископаемое по его свойствам.
Время выполнения: 10-15 минут
1. Места залегания полезных ископаемых называют: А) карьеры Б) шахты В) месторождения 
2. Рудные полезные ископаемые образовались
А) из вулканической лавы, на местах извержения вулкана
Б) в результате гниения остатков растений и животных
В) из горных пород
3. К группе горючих полезных ископаемых относятся:
А) алюминий, медь, свинец
Б) гранит, известняк, мрамор
В) нефть, уголь, торф
4.  Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его 
полевой шпат, кварц, слюда, мел 5. Обработки не требуют следующие полезные ископаемые:
А) соль, мрамор, гранит
Б) уголь, глина, песок
В) алюминий, медь, свинец
6. Соотнесите название полезного ископаемого с его описанием:

7. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане располагается: А) в Аральской области Б) в Костанайской области В) в Павлодарской области 
8. По перечисленным свойствам определи и запиши название полезного ископаемого. Жидкое, чёрного цвета, легче воды, хорошо горит, с резким запахом – это __________________________. 
9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это… А) медные руды Б) железные руды В) металлические руды 
10. Соедините части определения.

11. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке: «В воде родится, а воды боится?
А) известняк
Б) соль
В) глина
12. Латунь – это сплав… А) меди с оловом, алюминием, никелем В) меди с цинком С) свинца с цинком 
13. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
В) нефть
14. Карагандинское месторождение угля открыл А) Каныш Имантаевич Сатпаев
Б) Аппак Байжанов
В) геологи
15.  Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его 
уголь, нефть, известняк, природный газ
№ теста Уровень мыслительных навыков Дескриптор Баллы
1. Знание Правильно называет места залегания полезных ископаемых «месторождения» 1
2. Знание Правильно определяет образование рудных полезных ископаемых «из вулканической лавы, на местах извержения вулкана» 1
3. Знание Правильно определяет горючие полезные ископаемые «нефть, уголь, торф» 1
4. Анализ Правильно выбирает лишнее слово «мел», так как мел не входит в состав гранита, а остальные входят 3
5. Знание Верно, определяет полезные ископаемые, которые не требуют обработки «уголь, глина, песок» 1
6. Анализ Правильно соотносит название полезного ископаемого с его описанием, исключив каменный уголь.
Бурый уголь не обладает блеском, выделяет мало тепла, коптит, легко крошится.
Асбест огнестойкое полезное ископаемое, из которого изготавливают ткань для одежды пожарников.
Песок образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.  3
7. Знание Верно, определяет местоположение самого большого месторождения железной руды в Казахстане – «в Костанайской области» 1
8. Знание Верно, определяет полезное ископаемое по его свойствам – «нефть» 1
9. Знание Правильно определяет, к каким рудам относятся магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – «железные руды» 1
10. Применение Верно, соотносит части определений:
Рудные полезные ископаемые добывают, чтобы выплавлять металлы.
Горючие полезные ископаемые добывают для производства твёрдого и жидкого топлива.
Нерудные полезные ископаемые добывают, чтобы использовать в строительстве, производстве кислот, удобрений. 2
11. Применение Верно, выбирает ответ на загадку: «В воде родится, а воды боится? — Соль 2
12. Знание Правильно определяет, что латунь – это сплав «меди с цинком»  1
13. Знание Правильно определяет, какое горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение: торф 1
14. Знание Правильно отвечает на вопрос: кто открыл Карагандинское месторождение угля — 
Аппак Байжанов 1
15. Анализ Правильно выбирает лишнее слово «известняк», так как остальные слова относятся к горючим полезным ископаемым. 3
Всего баллов: 23 б.
Шкала перевода баллов в оценки
баллы проценты Уровни учебных достижений
16-19 81-100% высокий
5-15 22-80% средний
0-4 0-21% низкий
По данной работе:

Источник