Практическая работа номер 3 полезные ископаемые
Экспертный лист. Геологической разведки № 1.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).
III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.
Запишите последовательность превращений.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Нефть | |
Торф | |
Известняк |
Экспертный лист. Геологической разведки № 2.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).
III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Медные руды и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Железные руды | |
Полиметаллические руды | |
Медные руды. |
Экспертный лист. Геологической разведки № 3.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).
III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:
Нефть (черный карандаш)
Железные руды (красный)
Золото (Желтый)
Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.
Определите, к каким горным породам они относятся
Нефть. | |
Железные руды. | |
Золото |
IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Горючие сланцы | |
Поваренная соль | |
Вольфрамовые и молибденовые руды. |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1 ОТВЕТЫ
Магматические (глубинные) Габбро красный железняк гранит | Магматические (излившиеся) Базальт, вулканическое стекло, пемза | Осадочные (органические) горючие сланцы известняк нефть уголь |
Осадочные (химические) гипс, поваренная соль | Метаморфические кварцит мрамор | Осадочные (обломочные) песчаник |
Источник
Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».
Цель: 1.закрепить знания о видах горных пород;
2. формировать у учащихся умения по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;
3. развивать логическое мышление;
4. развивать умения заполнения таблиц;
5. воспитание аккуратности при работе в тетради;
6. привести примеры использования горных пород и минералов человеком.
Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, фотографии горных пород.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
- “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название горных пород и минералов, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову осадочные, 2 раза магматические, 3 раза метаморфические.
- Индивидуальные задания.
А) Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменная уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт
Магматические | Осадочные | Метаморфические | |||
Излившиеся | Глубинные | Неорганические | Органические | ||
Обломочные | химические | ||||
пемза | гранит | песок | поваренная соль | глина | мрамор |
базальт | галька | каменная уголь | гнейс | ||
Торф | |||||
мел | |||||
известняк | |||||
Б) Определите способ образования горных пород:
Торф, каменный уголь, пемза, песок, гранит, мел, поваренная соль, гнейс, галька.
Осадочные | Магматические | Метаморфические |
Торф | Пемза | гнейс |
Каменный уголь | гранит | |
Песок | ||
мел | ||
Поваренная соль | ||
галька |
В) От горных пород из левой колонки поставьте стрелочки к их происхождению в правой колонке.
Базальт | Метаморфическая |
Гнейс | Осадочная, химического происхождения |
Каменный уголь | Осадочная органического происхождения |
Поваренная соль | Используется для получения электроэнергии |
Гранит | Широко применяется в строительстве |
Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника | |
Является сыреем для изготовления соды. | |
Магматическая |
- Составьте цепочку превращений горных пород:
Торф- каменный уголь- антрацит
Глина-сланец
Песчаник – кварцит
Гранит- гнейс
Известняк – мрамор
- Практическая работа
Учитель показывает горные породы и минералы, учащиеся называют признаки по которым они отличатся.
Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.
- Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
- Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).
- Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.
- Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
название | цвет | прозрачность | блеск | излом | твердость | вес | происхождение |
- Сравнить горные породы.
Отличительные признаки | Гранит | Мел |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Блеск | ||
Излом | ||
Твёрдость | ||
Вес | ||
Происхождение |
- Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.
Горные породы | Сходство | Различие |
Гранит | ||
Базальт |
- Подведение итогов урока.
Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , — осадочными.
- Домашнее задание.
§ 17
Источник
Практическая работа «Описание горных пород и минералов»
Цель работы:
формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование:
1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).
2. Инструктивная карта «Определитель горных пород» (приложение №1).
3. Краткое описание образцов горных пород (приложение №2).
4. Презентация «Описание горных пород и минералов».
Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и
минералов» на основе проводимого анализа.
Ход работы.
- Повторение происхождения горных пород и минералов.
- Определение основных свойств минералов, работа с инструктивной карточкой.
Задание №1. Исследовать свойства предложенных горных пород, результаты исследования записать в таблицу.
Первую г.п. (торф) учитель определяет вместе с учениками: структура – землистая; текстура – волокнистая, слоистая; твердость – мягкая; особые свойства – рыхлая г.п., видны остатки растительности.
Как доказать, что торф является органической осадочной г.п.?
Осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а торф обладает этими свойствами, следовательно, торф является осадочной органической г.п.
Все остальные г.п. исследуют самостоятельно.
Глубинные магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, крупнозернистость, массивность, а гранит обладает этими свойствами, следовательно, гранит является глубинной магматической г.п.
У обломочных осадочных г.п. можно выделить следующие свойства: нет текстуры, сыпучие, а песок обладает этими свойствами, следовательно, песок является обломочной осадочной г.п.
Задание №2. На основе составленной таблицы сделайте вывод.
Горные породы состоят из минералов. Свойства горных пород будут зависеть от их образования.
Приложение №1
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
Свойства | Магматические | Метаморфические | Осадочные |
Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен). | Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой. | Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая. | Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом). |
Кристаллическая или землистая? | Кристаллическая (на солнечном свете блестит). | Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста). | Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит). |
Текстура (строение породы) выбери подходящее:
| Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков). | Встречаются все из перечисленных. | Массивная, слоистая; (у сыпучих — песок, гравий, галька – текстуры нет). |
Твёрдость – твёрдая или мягкая? | Твердая. | Твёрдая. | Мягкая. |
Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.) | Остатки организмов не наблюдаются, плотная. | Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная. | В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая. |
Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 — тальк, 2 — гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко. Для точного определения твердости используют склерометры и твердомеры.
Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет.
Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)
Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;
Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.
Металлический блеск Перламутровый блеск
Стеклянный блеск Восковой блеск
Жирный блеск Без блеска — матовые
Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.
Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.
Приложение №2
СВЕДЕНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ
ПЕМЗА — очень пористая ноздреватая разновидность вулканического стекла. Обыкновенно белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами, что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла.
ГРАНИТ — структура обыкновенно кристаллически-зернистая, как иногда говорят — сахаровидная. Гранит состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца, слюды и т.д. На цвет гранита влияет состав полевых шпатов и слюды. В зависимости от их составов гранит может быть красным, розовым или серым.
ГИПС (от греч. gýpsos — мел, известь) — разновидности: гипсовый шпат (полупрозрачные кристаллы); атласный шпат, или уральский селенит (параллельно-волокнистые агрегаты с шелковистым блеском), и алебастр (снежно-белый тонкозернистый гипс).
ПЕСОК — сыпучая горная порода, состоящая не менее чем на 50% из зёрен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород размером 0,05—2 мм.
ТОРФ — горючее полезное ископаемое. Состав: органическое вещество состоит из растительных остатков, претерпевших различную степень разложения. Перегной (гумус) придает торфу тёмную окраску. Содержит 50—60% углерода. Текстура однородная, иногда слоистая, структура обычно волокнистая или пластичная.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация к уроку «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых».
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- минералы и горные породы, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.
3 слайд
Описание слайда:
— Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. — По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых: Горючие полезные ископаемые, Рудные и Нерудные полезные ископаемые.
4 слайд
Описание слайда:
1. Горючие (топливные) полезные ископаемые. При горении эти полезные ископаемые выделяют тепло и энергию. Имеют преимущественно органическое происхождение и находятся в слое осадочных пород. К группе горючих полезных ископаемых Донбасса относятся каменный и бурый уголь, природные газы. Они являются ценным источником энергии для доменных печей и тепловых электростанций. Главным богатством Донецкого бассейна без сомнения является уголь. Преобладает толщина пластов до 1 м. Разработка ведется как шахтным, так и карьерным способом. Черный уголь в нашем регионе характеризуется высоким качеством. На севере Донецкий бассейн имеет газовое месторождение с мощностью залежей 1400 млн. м3. Всего разрабатывается 15 потенциальных месторождений. По предварительным оценкам, их запас составляет 30 млрд. м3.
5 слайд
Описание слайда:
2. Рудные полезные ископаемые. Имеют металлические свойства, залегают на больших глубинах кристаллических фундаментов. В области сосредоточены значительные запасы ртутных руд, месторождения которых разрабатываются в Горловском районе. Также сосредоточены маломощные запасы железной руды. Их количество позволяет удовлетворить только местную потребность в подобном минерале. (Первомайский район) В Артемовском месторождении разрабатываются медные руды. Минерал временами выходит на поверхность. Найдены также рудопроявления кобальта, хрома, никеля, золота и серебра.
6 слайд
Описание слайда:
3. Нерудные полезные ископаемые. К этой группе относятся минералы и горные породы, которые используются в строительстве и химической промышленности. Залегают на небольших глубинах или на поверхности осадочного слоя. В области расположены богатейшие запасы каменной соли, гипса, мела, флюсовых, строительных известняков, уникальных разновидностей глин, стекольных, строительных песчаников, доломитов и т. д. Суммарный объем поваренной соли, разрабатываемый в районе, составляет 25,4 млрд. тонн. Минерал залегает в виде мощных пластов. Толщина местами достигает 35-40 м. Добыча осуществляется шахтным путем и методом выщелачивания. Каменную соль очень часто сопровождает гипс.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа № 4 На контурной карте Донецкой области отметить основные месторождения топливных, рудных, нерудных полезных ископаемых и минеральных вод.
9 слайд
Описание слайда:
Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкой области»
10 слайд
Описание слайда:
Цель работы: Научится устанавливать взаимосвязь между тектоническим строение, формами рельефа и полезными ископаемыми. Обобщить полученные знания.
11 слайд
Описание слайда:
Ход работы: 1. Сравните карту тектонического строения, физическую карту, карту полезных ископаемых. Определите тектонические структуры, потом укажите соответствующие им формы рельефа и полезные ископаемые, месторождения которых находятся в пределах тектонических структур. Результаты запишите в таблицу. 2. Сделайте вывод по данным таблицы. 3. Ответьте на вопрос: Чем, на ваш взгляд, можно объяснить однообразный характер форм рельефа на территории Донецкой области? Тектоническаяструктура Форма рельефа Полезныеископаемые 1. 2. 3.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: учить параграф № 9-10, повторять параграф № 8 (подготовиться к опросу)
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-171778
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник