Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые thumbnail

Экспертный лист. Геологической  разведки № 1.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).

III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.

Запишите последовательность превращений.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Нефть

Торф

Известняк

Экспертный лист. Геологической  разведки № 2.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).

III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Медные руды  и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Железные руды

Полиметаллические руды

Медные руды.

Экспертный лист. Геологической  разведки № 3.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).

III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:

Нефть (черный карандаш)

Железные руды (красный)

Золото (Желтый)

Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.

Определите, к каким горным породам они относятся

Нефть.

Железные руды.

Золото

IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Горючие сланцы

Поваренная соль

Вольфрамовые и молибденовые руды.

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор,  нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1    ОТВЕТЫ

Магматические

(глубинные)

Габбро

 красный железняк

гранит

Магматические

(излившиеся) 

Базальт,

вулканическое стекло, пемза

Осадочные

(органические) 

горючие сланцы известняк

нефть

уголь

Осадочные

(химические) 

гипс,

поваренная соль

Метаморфические

кварцит

мрамор

Осадочные

(обломочные)

песчаник

Источник

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Цель: 1.закрепить знания о видах горных пород;

                2. формировать у учащихся умения по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;

3. развивать логическое мышление;

4. развивать умения заполнения таблиц;

5. воспитание аккуратности при работе в тетради;

               6. привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

Оборудование: образцы  горных пород, карточки с заданиями, фотографии горных пород.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос.  Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
  1. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название горных пород и минералов, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову осадочные, 2 раза магматические, 3 раза метаморфические.
  1. Индивидуальные задания.
Читайте также:  Какая вода полезней талая или родниковая

А) Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменная уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Излившиеся

Глубинные

Неорганические

Органические

Обломочные

химические

пемза

гранит

песок

поваренная соль

глина

мрамор

базальт

галька

каменная уголь

гнейс

Торф

мел

известняк

Б) Определите способ образования горных пород:

Торф, каменный уголь, пемза, песок, гранит, мел, поваренная соль, гнейс, галька.

Осадочные

Магматические

Метаморфические

Торф

Пемза

гнейс

Каменный уголь

гранит

Песок

мел

Поваренная соль

галька

В) От  горных пород  из левой  колонки поставьте стрелочки к их происхождению в правой колонке.

Базальт

Метаморфическая

Гнейс

Осадочная, химического происхождения

Каменный уголь

Осадочная органического происхождения

Поваренная соль

Используется для получения электроэнергии

Гранит

Широко применяется в строительстве

Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника

Является сыреем для изготовления соды.

Магматическая

  1. Составьте цепочку превращений горных пород:

 Торф- каменный уголь- антрацит

Глина-сланец

Песчаник – кварцит

Гранит- гнейс

Известняк – мрамор

  1. Практическая работа

     Учитель показывает горные породы и минералы, учащиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
  2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
  3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
  4. Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает:  зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).
  5. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
  6. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

  1. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

название

цвет

прозрачность

блеск

излом

твердость

вес

происхождение

  1. Сравнить горные породы.

Отличительные признаки

Гранит

Мел

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твёрдость

Вес

Происхождение

  1. Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Горные породы

Сходство

Различие

Гранит

Базальт

  1. Подведение итогов урока.

Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , — осадочными.

  1. Домашнее задание.

§ 17

Источник

Практическая работа «Описание горных пород и минералов»

Цель работы: 

формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов. 

Оборудование:

1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).
2. Инструктивная карта «Определитель горных пород» (приложение №1).
3. Краткое описание образцов горных пород (приложение №2).
4. Презентация «Описание горных пород и минералов».

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и

минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы.

  1. Повторение происхождения горных пород и минералов.
  1. Определение основных свойств минералов, работа с инструктивной карточкой.

Задание №1. Исследовать свойства предложенных горных пород, результаты исследования записать в таблицу.

Первую г.п. (торф) учитель определяет вместе с учениками: структура – землистая; текстура – волокнистая, слоистая; твердость – мягкая; особые свойства – рыхлая г.п., видны остатки растительности.

Как доказать, что торф является органической осадочной г.п.?

Осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а торф обладает этими свойствами, следовательно, торф является осадочной органической г.п.

Все остальные г.п. исследуют самостоятельно.

Глубинные магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, крупнозернистость, массивность, а гранит обладает этими свойствами, следовательно, гранит является глубинной магматической г.п.

Читайте также:  Полезен ли лавровый лист для мужчин

У обломочных осадочных г.п. можно выделить следующие свойства: нет текстуры, сыпучие, а песок обладает этими свойствами, следовательно, песок является обломочной осадочной г.п.

Задание №2. На основе составленной таблицы сделайте вывод.

Горные породы состоят из минералов. Свойства горных пород будут зависеть от их образования.

Приложение №1

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая.

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Кристаллическая или землистая?

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы) выбери подходящее:

  • массивная;
  • слоистая;
  • волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивная, слоистая; (у сыпучих — песок, гравий, галька – текстуры нет).

Твёрдость – твёрдая или мягкая?

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 — тальк, 2 — гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко. Для точного определения твердости используют склерометры и твердомеры.

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет.

Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)

Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;

Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.

Металлический блеск Перламутровый блеск

Стеклянный блеск Восковой блеск

Жирный блеск Без блеска — матовые

Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Приложение №2

СВЕДЕНИЯ О ГОРНЫХ ПОРОДАХ

ПЕМЗА — очень пористая ноздреватая разновидность вулканического стекла. Обыкновенно белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами, что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла.

ГРАНИТ — структура обыкновенно кристаллически-зернистая, как иногда говорят — сахаровидная. Гранит состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца, слюды и т.д. На цвет гранита влияет состав полевых шпатов и слюды. В зависимости от их составов гранит может быть красным, розовым или серым.

ГИПС (от греч. gýpsos — мел, известь) — разновидности: гипсовый шпат (полупрозрачные кристаллы); атласный шпат, или уральский селенит (параллельно-волокнистые агрегаты с шелковистым блеском), и алебастр (снежно-белый тонкозернистый гипс).

ПЕСОК — сыпучая горная порода, состоящая не менее чем на 50% из зёрен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород размером 0,05—2 мм.

ТОРФ — горючее полезное ископаемое. Состав: органическое вещество состоит из растительных остатков, претерпевших различную степень разложения. Перегной (гумус) придает торфу тёмную окраску. Содержит 50—60% углерода. Текстура однородная, иногда слоистая, структура обычно волокнистая или пластичная.

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация к уроку «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Рецепты полезных ужинов для всей семьи

1 слайд

Тема урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторож

Описание слайда:

Тема урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых».

2 слайд

Полезные ископаемые- минералы и горные породы, которые использует человек в с

Описание слайда:

Полезные ископаемые- минералы и горные породы, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.

3 слайд

- Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадя

Описание слайда:

— Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. — По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых: Горючие полезные ископаемые, Рудные и Нерудные полезные ископаемые.

4 слайд

1. Горючие (топливные) полезные ископаемые. При горении эти полезные ископаем

Описание слайда:

1. Горючие (топливные) полезные ископаемые. При горении эти полезные ископаемые выделяют тепло и энергию. Имеют преимущественно органическое происхождение и находятся в слое осадочных пород. К группе горючих полезных ископаемых Донбасса относятся каменный и бурый уголь, природные газы. Они являются ценным источником энергии для доменных печей и тепловых электростанций. Главным богатством Донецкого бассейна без сомнения является уголь. Преобладает толщина пластов до 1 м. Разработка ведется как шахтным, так и карьерным способом. Черный уголь в нашем регионе характеризуется высоким качеством. На севере Донецкий бассейн имеет газовое месторождение с мощностью залежей 1400 млн. м3. Всего разрабатывается 15 потенциальных месторождений. По предварительным оценкам, их запас составляет 30 млрд. м3.

5 слайд

2. Рудные полезные ископаемые. Имеют металлические свойства, залегают на боль

Описание слайда:

2. Рудные полезные ископаемые. Имеют металлические свойства, залегают на больших глубинах кристаллических фундаментов. В области сосредоточены значительные запасы ртутных руд, месторождения которых разрабатываются в Горловском районе. Также сосредоточены маломощные запасы железной руды. Их количество позволяет удовлетворить только местную потребность в подобном минерале. (Первомайский район) В Артемовском месторождении разрабатываются медные руды. Минерал временами выходит на поверхность. Найдены также рудопроявления кобальта, хрома, никеля, золота и серебра.

6 слайд

3. Нерудные полезные ископаемые. К этой группе относятся минералы и горные по

Описание слайда:

3. Нерудные полезные ископаемые. К этой группе относятся минералы и горные породы, которые используются в строительстве и химической промышленности. Залегают на небольших глубинах или на поверхности осадочного слоя. В области расположены богатейшие запасы каменной соли, гипса, мела, флюсовых, строительных известняков, уникальных разновидностей глин, стекольных, строительных песчаников, доломитов и т. д. Суммарный объем поваренной соли, разрабатываемый в районе, составляет 25,4 млрд. тонн. Минерал залегает в виде мощных пластов. Толщина местами достигает 35-40 м. Добыча осуществляется шахтным путем и методом выщелачивания. Каменную соль очень часто сопровождает гипс.

7 слайд

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

8 слайд

Практическая работа № 4 На контурной карте Донецкой области отметить основные

Описание слайда:

Практическая работа № 4 На контурной карте Донецкой области отметить основные месторождения топливных, рудных, нерудных полезных ископаемых и минеральных вод.

9 слайд

Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими струк

Описание слайда:

Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкой области»

10 слайд

Цель работы: Научится устанавливать взаимосвязь между тектоническим строение

Описание слайда:

Цель работы: Научится устанавливать взаимосвязь между тектоническим строение, формами рельефа и полезными ископаемыми. Обобщить полученные знания.

11 слайд

Ход работы: 1. Сравните карту тектонического строения, физическую карту, карт

Описание слайда:

Ход работы: 1. Сравните карту тектонического строения, физическую карту, карту полезных ископаемых. Определите тектонические структуры, потом укажите соответствующие им формы рельефа и полезные ископаемые, месторождения которых находятся в пределах тектонических структур. Результаты запишите в таблицу. 2. Сделайте вывод по данным таблицы. 3. Ответьте на вопрос: Чем, на ваш взгляд, можно объяснить однообразный характер форм рельефа на территории Донецкой области? Тектоническаяструктура Форма рельефа Полезныеископаемые 1. 2. 3.

12 слайд

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

13 слайд

Домашнее задание: учить параграф № 9-10, повторять параграф № 8 (подготовитьс

Описание слайда:

Домашнее задание: учить параграф № 9-10, повторять параграф № 8 (подготовиться к опросу)

Выберите книгу со скидкой:

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Практическая работа номер 3 полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-171778

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник