Правила которые могут быть полезны для родителей
Принципов и правил воспитания существует огромное множество, потому что они подбираются индивидуально для каждого ребёнка, в каждой отдельной семье. Тем не менее, существуют главные правила для родителей, которые необходимо соблюдать всегда и везде, вне зависимости от личных качеств. Это основные правила воспитания, которые позволяют расти ребёнку здоровым, как физически, так и психологически.
Для этого все родители должны:
Формировать у ребёнка положительный образ самого себя.
Родители обязаны приучать ребёнка к самостоятельности, а, значит, независимости от взрослого человека;
Давать необходимые знания, умения и навыки для полноценного роста и развития.
Несомненно, каждый любящий родитель хочет добра своему ребёнку и делает всё для него. Но, в большинстве своем, несмотря на это, родители допускают много ошибок в воспитании своих детей. Это связано и с незнанием важных правил, и с несдержанностью, и с желанием угодить своим детям любым доступным способом. Однако, многие ошибки, которые допускают родители, стоят их детям испорченного характера, кучи комплексов и совершенной неготовности к вступлению во взрослую жизнь.
Чтобы этого избежать, мы расскажем Вам о главных правилах для родителей, которые просто необходимо соблюдать, невзирая ни на что, или, хотя бы всеми силами стремиться к этому.
1. Единое воспитание.
Очень часто родители не могут сойтись во мнении, как воспитывать своё чадо, и каждый делает то, что считает нужным. При таком подходе способы и принципы воспитания родителей противоречат друг другу.
Когда такое происходит, ребёнок начинает приспосабливаться, чтобы угодить обоим родителям. Он начинает юлить, перестаёт быть искренним, начинает много лгать, изворачиваться. Причём, это становится его образом жизни. Так ребёнок вырастает ханжой.
Такая ситуация часто бывает между родителями и бабушками, которые вечно хотят угодить внукам и, если они живут в одном доме, то это становится огромной проблемой.
2. Избегать унижений.
Всеми способами старайтесь избегать унижений в отношении ребёнка. Не надо говорить ему такие фразы, как «Да чем ты думаешь?», «Ты вообще что-нибудь понимаешь?» и тому подобные. Главное, чего ждёт ребёнок от своих родителей — это поддержки, защиты и похвалы. Эти три составляющих мотивируют ребёнка, он хочет быть хорошим. Если его постоянно унижать, он может полностью потерять уверенность в себе, и ни к чему хорошему это не приведёт.
3. Не угрожайте.
«Я тебя ремнём выпорю», «Ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь». Когда Вы угрожаете ребёнку, кроме страха и ненависти к Вам, ребёнок ничего не чувствует. Если эти угрозы и подействуют, то только от страха, а не от понимания неправильности своего поведения. Он не будет хотеть исправиться, он будет делать это через силу, а, значит, с побочными последствиями.
4. Выполняйте обещания.
Всегда выполняйте обещания — это формирует в ребёнке уверенность в Вас, а, значит, и в себе. Очень важно, чтобы ребёнок ощущал уверенность в родителях.
5. Наказывайте правильно.
Наказывать ребёнка необходимо. Другое дело: как наказывать? Мы говорим не о тех наказаниях, которые несут физическую расправу, а о тех наказаниях, которые являются психологически тяжёлыми для ребёнка, но не вызывают при этом ощущения неполноценности.
Такие виды наказания всегда действенны для ребёнка: лишение ребёнка игр; лишение того, что ему нравится; изменение намеченных планов, которые интересны ребёнку; отсаживание на стул.
Также ребёнка можно поставить к стеночке, но не в угол (ребёнка нельзя ставить в угол). А, вообще, этот вид наказания лучше заменить отсаживанием на стул, ведь суть наказания не в том, чтобы у ребёнка заболели ноги, и он стал Вас тихо ненавидеть, а в том, чтобы у него была возможность спокойно подумать о своём поведении, попробовать разобраться, что не так, и осознать неправоту.
Что касается шлёпанья по попке, то надо понимать, что для ребёнка физическое наказание — это самое страшное. Все дети разные, одни от физического наказания не сломаются, а другие — даже от лёгких шлепков получат сильнейшее психологическое расстройство, которое отразится на всей дальнейшей жизни.
Одновременно с этим физическое наказание — это самое бесполезное, с точки зрения осознания ошибок. Дети после наказания не думают о своём поведении, они невольно думают о вашем отношении, о своём угнетении и так далее. Если это — ваш способ воспитания, то Вы, наверняка, заметили что ребёнок без ваших шлепков уже просто не слушается, а иногда их уже и недостаточно. А всё потому, что ребёнок всё это время не учится думать и рассуждать о своём поведении, а учится не бояться Вас. Наряду с этим, на ребёнка, кроме Вас, никто другой воздействовать не может, так как он не приучен обдумывать свои поступки, а бить его никто не будет. Ребёнку не страшно, значит, и слушаться не надо.
Наша родительская задача, когда мы наказываем ребёнка, не сделать ему плохо за какие-то проступки, а заставить его самостоятельно подумать: что не так. Вызывать желание это исправить — это очень важно.
Если Вы научитесь правильно наказывать, то ребенок, становясь старше, уже будет уметь самостоятельно и правильно рассуждать, а, значит, оценивать свои поступки. Это позволит ему избегать многих ошибок, позволит быть более самостоятельным и отвечать за себя.
Конечно, это не без Вашей помощи всё, во всём нужна родительская поддержка, но важно помнить что, какими мы воспитываем детей, такими они и вырастают.
6. Не заставляйте ребёнка в чём-то клясться и обещать.
«Поклянись, что больше этого не сделаешь».
Родители очень любят выпрашивать обещания у детей, даже понимая, что ребёнок его не сдержит. Так Вы учите ребёнка заведомо врать вам.
Рребёнок, конечно же, хочет Вам угодить, поэтому если Вы просите, то он пообещает, даже тогда, когда знает, что не исполнит обещания.
Это входит в привычку. Со временем, ребёнок понимает, что лучше пообещать всё, что Вы хотите и вас успокоить, чем Вы будете нервничать. Так и получается, что ребёнок творит неизвестно что, а родитель потом ума не приложит: «как это так получилось, как он докатился до этого и, вообще, он не мог». А всё он мог. Просто он так привык: вам обещать и быть для Вас хорошим, что Вы совсем успокоились и перестали воспринимать реальность.
Замените обещание «никогда так не делать» на обещание «стараться не повторять эту ошибку, и стараться думать».
7. Излишне не опекайте.
Даже сильное проявление любви и заботы может навредить Вашему ребёнку. Как мы уже сказали, задача родителей — научить ребёнка самостоятельности и независимости от взрослого. Это — важно, чтобы ребенок, вырастая, учился отвечать за себя и легко вступил во взрослую жизнь. Чрезмерная опека лишает его этой возможности, и ребёнок не может прожить жизнь так, как он хочет это сделать.
Кто-то не знает как, каким способом, ведь всегда мама всё решала. Кто-то и хочет, но под психологическим прессингом не может.
Поэтому всегда давайте ребёнку возможность к самостоятельности, приучайте его к этому.
8. Не требуйте полного и немедленного повиновения.
Ребёнок — это личность с характером, желаниями и эмоциями. Ребёнок — не робот и не собачка, поэтому Ваша задача: убеждать и предлагать, а не приказывать.
9. Не позволяйте ребёнку все, что ему вздумается.
Многие родители позволяют ребёнку все, что он хочет, даже если это вредит окружающим или является аморальным. Такой подход к воспитанию вредит ребёнку. Родители для того и нужны, чтобы оберегать и направлять своих детей.
10. Будьте последовательны.
Это значит, что, если Вы сегодня в хорошем настроении и разрешаете ребёнку сидеть за компьютером целый день, а завтра, вдруг, вспоминаете, что это вредно и начинаете запрещать, то для ребёнка неясно: «Почему?» Даже, если Вы начнёте ему это объяснять, то для него это будет — лишь Ваш каприз. Так ребёнок может запутаться, и это вызовет серьёзные проблемы. Поэтому всегда будьте последовательны в своих действиях и решениях.
11. Личный пример.
Вы можете сколько угодно учить и объяснять, что не надо врать, надо убирать за собой вещи, надо быть рассудительным. Но ребёнок не сможет это принять и осознать, если вы сами хаотичны, если он видит, что Вы лжёте (кому угодно), если Вы неаккуратны.
И, наоборот, можно не учить, но на Вашем примере ребёнок сам будет учиться, так как дети неосознанно подражают своим родителям.
Итак, это — главные правила для родителей, которые необходимо соблюдать. Надо помнить, что к детям надо относиться с уважением и любовью, соответственно их возрасту. Нельзя требовать слишком много, во всём нужна мера, а, главное, Ваше понимание и поддержка.
Расскажи друзьям в социальных сетях:
Другие:
Источник
Рекомендации для родителей
«Шесть правил, которые должен знать каждый родитель «
Подготовила социальный педагог Шуклина Татьяна Ефимовна
1. Говорите о том, во что вы верите.
У любого взрослого человека есть свои жизненные правила, принципы, убеждения, ценностные приоритеты. Если вы хотите, чтобы они стали для ваших детей образцом, нужно открыто говорить о том, во что вы верите. Дети должны знать о вашем отношении к Добру и Злу, к правде и лжи, к ответственности за свои поступки и т. п. Это чрезвычайно важно, так как авторитет родителей позволяет детям уже в раннем возрасте учиться принимать правильные решения. Очень важно также, чтобы проповедуемые вами истины подтверждались вашими делами, поведением, жизненной практикой.
2. Устанавливайте в доме четкие, обоснованные и разумные правила.
Дети знают, что за нарушение семейных правил будут обязательно наказаны. Если же с детьми подобных разговоров не велось, необходимо сделать это как можно скорее. Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не только воспитывает в ребенке ответственность, но и не позволит ему в дальнейшем считать наказание несправедливым. Семейные правила должны предусматривать самые разные случаи и ситуации, в которых может оказаться ребенок, будь он дома, в гостях или на вечеринке.
3. Не подвергайте своих детей искушению.
Идеальный выход — полностью очистить дом от сигарет, пива и прочих алкогольных напитков. Лекарства храните в недоступных для детей местах.
4. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.
Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Часто родители ссылаются на свою занятость, на физическую невозможность быть рядом со своими детьми каждую минуту. Но этого и не требуется. Нужно вместе с детьми выработать план повседневных занятий, интересных дел, которые наполнят смыслом и пользой каждый их день
5. Боритесь за здоровый образ жизни.
Тем, кто ставит перед собой благородные цели, всегда труднее, чем тем, кто ничего не делает. Пусть вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей. Научитесь сами и научите детей отделять зерна от плевел, хорошее от дурного, полезное от вредного.
6. Верьте своим ощущениям и подозрениям.
Никто лучше родителей не знает и не чувствует своих детей. Поэтому, если вам вдруг показалось, что ребенок пробует наркотики или вернулся к ним снова, действуйте, не колеблясь ни секунды.
Карта родителей
Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя — это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Кара ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста.
Родитель – «воспитатель»
Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».
Родитель – « кормилец»:
— обеспечивает регулярность питания;
— обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;
— при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;
— прививает ребёнку понятие вкуса;
— приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;
— побуждает ребёнка к приготовлению пищи.Родитель – «обеспечивающий одеждой»:
— заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;
— одевает ребёнка с учётом климатических условий;
— обучает ребёнка следить за одеждой;
— уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.Родитель – «воодушевляющий»:
— способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;
— даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;
— поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д. Родитель — «защитник отдыха (сна):
— обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;
— обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна; Родитель — «расходующий деньги»:
— удовлетворяет основные нужды ребёнка;
— зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;
— объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;
— создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости. Родитель – «следящий за чистотой»:
— заботится о гигиене ребёнка;
— обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.Родитель – «поддерживающий порядок»:
— запрещает сорить на улице и в общественных местах;
— следит за чистотой в доме,
— обучает ребёнка убирать свою комнату;
— по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.Родитель – «лечащий болезни»:
— при необходимости отводит ребёнка к врачу;
— отвечает за лечение ребёнка.Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:
— гуляет вместе с ребёнком,
— побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.Роль любящего родителя.
Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.Родитель – «любящий себя»:
— заботится о себе и своём самочувствии;
— при необходимости принимает помощь других взрослых.Родитель – «дающий нежность»:
— с уважением выражает ребёнку свою близость;
— выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;
— подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);Родитель – « дающий утешение»:
— выражает словами чувства ребёнка;
— выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие. Родитель – «защитник»:
— просвещает ребёнка;
— защищает ребёнка от насилия и принуждения;
— контролирует свои импульсы;
— обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;
— устанавливает ограничения для ребёнка;
— обучает ребёнка самозащите и самообороне.Родитель – «одобряющий ребёнка»:
— одобряет себя;
— принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;
— отличает сам поступок от совершившего его.
— уважает ребёнка;
— понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;
— обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;
— положительно оценивает его. Роль – «Учитель жизни».
Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизньРодитель, обучающий навыкам будничной жизни:
— приучает ребёнка убирать за собой;
— обучает ребёнка гигиене;
— обучает ребёнка правилам поведения за столом, умению одеваться, поведения в общественных местах.Родитель как духовный наставник:
— обучает ребёнка честности, равенству и другим морально – нравственным ценностям;
— разъясняет ребёнку ложные ценности, такие, как ложь, воровство, насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство.Родитель как учитель социальных навыков:
— обучает ребёнка принимать во внимание других и подождать своей очереди;
— обучает умению выслушать других, а также – выразить своё мнение;
— просвещает ребёнка об опасных жизненных ситуациях;
— доставляет ребёнку умеренные разочарования, учит ребёнка их переносить и оказывает ему необходимую поддержку.
Родитель как пример:
— рассматривает свою деятельность в её сопоставлении с выдвинутыми ребёнку требованиями;
— отвечает за свои поступки и поведение;
— обучает ребёнка общепринятым правилам поведения;
— обучает ребёнка правилам дорожного поведения и правилам публичного поведения;
— заботится о соблюдении справедливости и соблюдении общественных ценностей.Родитель как хранитель традиций:
— организует ребёнку праздники в соответствии с убеждениями семьи;
— способствует присоединению ребёнка к своим корнями помогает ему узнать о происхождении рода;
— хранит традиции собственной семьи.Родитель как ценитель прекрасного:
— обращает внимание на эстетику (среды, обстановки, одежды и т.д.);
— оказывает поддержку в творческой и эстетической деятельности ребёнка;
— создаёт условия для чувственных наслаждений ребёнка.Родитель как регуляторное звено между людьми:
Человек рождается с чувствами, и развитие этих чувств продолжается на протяжении всей его жизни. Распознанию и выражению своих чувств и нужд человек обучается уже в детстве. То, что человек слышит хорошие суждения о себе самом, является предпосылкой для формирования положительной самооценки, на основе которой развивается его самоотношение и самопринятие. Родитель как собеседник:
— находится во взаимодействии с ребёнком;
— в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;
— размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.Родитель как помощник в разрешении конфликтов:
— выслушивает высказывания ребёнка;
— выражает чувства ребёнка словами;
— помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;
— оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;
— разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.Роль: Родитель как устанавливающий пределы.
Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.
Родитель как гарант физической неприкосновенности:
— контролирует своё поведение;
— Контролирует поведение других;
— предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.Родитель, создающий безопасность:
— не оставляет ребёнка одного;
— не бросает ребёнка;
— обещает только то, что может выполнить;
— обучает действовать в неожиданных ситуациях;
— следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;
— определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;
— осуществляет наказания и поощрения;
— следит за учёбой ребёнка;
— устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;
— обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;
— знает и понимает запас своих сил и возможностей;
— умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;
— умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.).
Источник