Право ребенка на полезное и качественное питание

Право ребенка на полезное и качественное питание thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш» г.Альметьевска»

Кустовое методическое объединение для воспитателей старших групп,

третьего куста

Конспект занятия по правовому воспитанию

«Право есть и у меня»

Составила и провела:

Сабитова Л.А.

г.Альметьевск, 2011г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель:  расширить и обогатить знания детей об их правах и обязанностях .

Задачи:

Образовательные:

дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, делать выводы.

Развивающие: 

развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы: коробка — посылка, репка настоящая и муляж, палочки Кюизенера, конусные фигурки персонажей сказки, полумаски  героев сказки.

Словарная работа:  семья,  родственники, Родина.

Предварительная работа: Беседа «Наши права и обязанности»; решение проблемной задачи на тему: “Мы все разные, но мы все равны”; чтение “Приключения маленького человечка” А.Усачева; анализ произведения; разучивание текста разминки («Ветерок»).

Словарная работа: формирование умения подбирать слова с противоположным значением (сильный — слабый, добрый — злой и т.д.)

формирования умения подбирать слова со сходным значением (любить, ценить, уважать и т.д.)

знакомство с новыми словами (конвенция, декларация);

закрепление значений слов: глобус, планета Земля, национальность, религия.

Раздаточный материал: Лист бумаги и карандаши на каждого ребенка, бэйджик со своим именем у каждого ребенка.

Демонстрационный материал: Конвенция о правах ребенка (в картинках), список детей группы, глобус, свидетельство о рождении ребенка.

Оборудование: магнитная доска, магниты, ширма с изображением дремучего леса и домиком Бабы Яги.

Ход занятия:

Ребята посмотрите какое у нас необычное занятие, у нас гости. Поздороваемся с ними?

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое?

Дети: наша планета, земля.

Воспитатель: Это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой мы живем. Какой формы наша планета?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Кто населяет нашу планету?

Дети: Люди.

Воспитатель: Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?»  Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Вот она эта книга.

воспитатель показывает детям конвенцию о правах ребенка.

Эта книга не простая.

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

Появляется Баба Яга, ее роль исполняет взрослый.

Баба Яга: (забирает книгу) Малы вы еще права изучать. А я эту книгу почитаю.

Баба Яга прячется за ширмой с изображением дремучего леса

Воспитатель: Ну и Баба Яга! Без спросу явилась к нам, отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь, ребята, делать?

Дети: Нужно ее догнать.

Воспитатель: Итак, будем догонять Бабу Ягу? Хорошо! А поможет нам в этом дружок – «Ветерок».

Включается спокойная музыка, и дети выполняют движения

Физкультминутка.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кинул на тропинку

(приседают, опуская руки на пол)

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

(кружатся вокруг себя на одном месте)

К ночи ветер ветерок

Рядом с листьями прилег.

(приседают)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет над тропинкой.

(ложатся на пол, закрывают глаза)

Воспитатель: Ну, вот мы и приземлились на полянке перед домиком Бабы Яги.

Баба Яга:  Кто такие? Чего появились? Я гостей не жду.

Воспитатель:  Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла. Эта книга дорога не только для нас, но и для всех детей на Земле!

Баба Яга: Ничего я у вас не брала! И вообще, вы, а уж тем более все дети на Земле, на эту книгу, никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана. А еще дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!      

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.

Баба Яга: Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.

Читайте также:  Что относится к полезной площади дома

Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое (воспитатель показывает Бабе Яге, что на груди у каждого ребенка прикреплен бэйджик с именем).

Баба Яга: Имена? У вас есть имена?

Дети: Да!

Баба Яга: А зачем? Зачем давать имена? Все дети одинаковые и обойдутся номерами.

Воспитатель:  Ребята, вы согласны с Бабой Ягой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, что Баба Яга убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя?

Баба Яга:   Хорошо, признаю теперь за вами это право.

Воспитатель: Баба Яга, наши ребята умеют сами писать своё имя! Покажем, ребята, как мы умеем писать свои имена? (дети пишут свои имена на листах бумаги и дарят Бабе Яге)

Воспитатель: Баба Яга, теперь верни нам, пожалуйста, «Конвенцию о правах ребенка», чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга: Ну ладно, убедили вы меня! Забирайте свою книгу.

Баба Яга отдает им «Конвенцию о правах ребенка».

Воспитатель: Сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, а поможет нам в этом «Ветерок»

Физкультминутка «Ветерок»

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно объяснили Бабе Яге, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. И, конечно же, называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении. Дети, даю задание на дом, попросите родителей показать вам ваше свидетельство о рождении.  

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими правами вы еще обладаете, кроме права на имя.

Все дети не зависимо от цвета кожи, пола, языка и религии имеют равные права.

Воспитатель показывает слайды.

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Каждый ребенок имеет право на семью.

Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь.

Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание.

Каждый ребенок имеет право на отдых.

Каждый ребенок имеет право на досуг.

Каждый ребенок имеет право на образование.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, нарисовать то, на что мы имеем право.

Дети садятся и рисуют.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы справились с заданиями.

Воспитатель: Все ваши права записаны в «Конвенции о правах ребенка». Мы не раз еще встретимся с этой книгой, и познакомимся с вашими правами. Ребята, вспомним, как называется эта книга, где записаны все права детей? С какими правами мы познакомились сегодня?

Закончить наше занятие мне хочется такими словами:  

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают!

Источник

Новый закон о бесплатном питании в школе 2020 года закрепляет понятийный аппарат, права учащихся и обязанности учебных заведений в сфере предоставления качественного и здорового питания. Согласно проекту правового акта, необходимость обеспечения учащихся начальных классов бесплатным горячим завтраком касается всех школ вне зависимости от региона. Однако на практике получать бесплатное питание в начальной школе в сентябре 2020 года будут далеко не все школьники, некоторые ученики уже получают его еще до вступления федерального закона в силу.

Справка: 18 февраля 2020 г. Госдума приняла окончательную версию законопроекта. Для того чтобы он вступил в силу, необходимо получить одобрение Совета Федерации, подпись президента и дождаться официальной публикации полного текста.

Основные положения закона

  1. Предоставление бесплатного горячего питания школьникам младших классов (с 1-го по 4-й класс).
  2. Законодательное закрепление терминологической базы, связанной с качеством продуктов. (Вводятся понятия здорового и горячего питания, пищевой ценности продукта и т. д.)
  3. Установлены принципы здорового питания.
  4. Зафиксирована необходимость повышенного контроля за обращением продуктов на территории РФ.
  5. Установлены новые требования к производству продуктов для детей, запрет на использование пищевых добавок, химикатов и сырья, полученного с применением ГМО.

Важно: вносятся изменения в законы «Об образовании в РФ» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Горячее питание: из чего состоит, кому и когда положено

Данный термин впервые применяется на законодательном уровне и означает здоровое питание, состоящее из одного или двух горячих блюд в зависимости от приема пищи. Здоровое питание должно соответствовать принципам сбалансированности и безопасности, а также способствовать физическому и интеллектуальному развитию.

Что конкретно будет входить в качественное меню школьников, в законе не прописано. Эта информация должна появиться на официальном сайте каждого учебного заведения, чтобы родители могли в режиме свободного доступа ознакомиться с рационом детей.

Справка: в случае, если отдельные ученики по состоянию здоровья придерживаются особой диеты (например из-за гастрита или диабета), для них должно быть разработано отдельное меню.

Периодичность предоставления горячих приемов пищи — не менее одного раза в день. Законом не установлено, что будет предложено ученикам: завтрак и/или обед. Вероятно, данный вопрос будет решаться на уровне образовательного учреждения в зависимости от того, в какую смену учатся школьники. В горячий прием пищи в обязательном порядке должно входить минимум одно горячее блюдо и напиток.

Кто будет платить за питание?

Согласно законотворческой инициативе, изложенной в проекте нового закона о школьном питании в России, продукты для учеников младших классов будут предоставлены на безвозмездной основе. Бесплатный характер касается каждого ученика вне зависимости от наличия какой-либо льготы, предусмотренной, например, для многодетной семьи. Для финансирования предлагается использовать как федеральный, так и региональные бюджеты. Бесплатное оснащение продуктами предусмотрено для государственных школ, правовые нормы не касаются частных образовательных учреждений.

Справка: на реализацию законопроекта предстоит выделить 21 миллиард руб. в 2020 г., в следующем году цифра будет увеличена вдвое.

Когда закон начнет работать?

Нормы закона должны применяться с сентября 2020 г. в школах, где с технической точки зрения допустимо организовать горячее питание учеников. Учебным заведениям, где отсутствует должное оснащение, например нет оборудования, инвентаря и системы снабжения продуктами, на реализацию правовых норм предоставлено 3 года. Таким образом, на территории всей страны закон заработает в сентябре 2023 г.

Читайте также:  Какие полезные вещества есть в киви

Справка: в некоторых регионах (Москва, Чукотка, Коми) действуют региональные нормы, устанавливающее бесплатное горячее питание для школьников.

История принятия

  1. Сентябрь 2019 г. — внесение документа на рассмотрение в Госдуму.
  2. Октябрь 2019 г. — принятие в первом чтении. Утвержденная версия документа не предусматривала безвозмездного предоставления продуктов. В тексте содержался обновленный понятийный аппарат, сформулированы требования к организации школьного питания в России.
  3. 15 января 2020 г. — послание президента Федеральному Собранию, в рамках которого он подчеркнул необходимость ввести бесплатное горячее питание для младших школьников. Таким образом, озвученная инициатива В. В. Путина позволила ускорить процесс рассмотрения проекта.
  4. Февраль 2020 г. — принятие во втором и третьем чтениях.

Источник

Впервые в истории России в законодательстве может появиться понятие «здоровое питание». В Госдуму внесен законопроект, который закрепляет его основные принципы. Именно в соответствии с ними должно быть организовано питание в школах. Особо подчеркивается — школьников младших классов в обязательном порядке нужно обеспечить горячим питанием. И, конечно, не за счет родителей.

Авторами инициативы стали главы верхней и нижней палат парламента — Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, а также лидеры всех парламентских фракций. Пакет поправок вносится в два федеральных закона — «Об образовании в РФ» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Правительство документ уже поддержало с учетом ряда замечаний, которые рекомендуется исправить в рамках второго чтения.

Законопроект устанавливает особенности организации качественного, безопасного и здорового питания детей и отдельных групп населения. Документ уточняет понятия качества пищевой продукции, характеристики безопасности, пищевой ценности.

В силу разнообразия рациона школьников и возможности аллергии на уровне федерального закона законодатели решили отразить лишь общие требования. В частности, прописали, что в рационе учеников начальных классов обязательно наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. При этом «абы чем» ребенка кормить будет нельзя: должны учитываться требования СанПиНа по детскому питанию — нормы потребления основных видов пищевой продукции, обеспечения энергией, пищевыми веществами, массы порций.

Специалисты бьют тревогу: молока школьники пьют меньше нормы на 20 процентов, едят творога — на 40, рыбы — на 50 процентов

Кто за все это заплатит? В финансово-экономическом обосновании уточняется, что речь идет об «организации одноразового бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях». Бесплатном — для родителей. Источником финансирования будут бюджеты регионов, которым на эти цели могут предоставляться субсидии из федерального бюджета. Разработчики приводят расчеты: в учебном сезоне 2018-2019 годов организация горячего питания потребовала бы 20 млрд рублей. Здесь использованы данные минпросвещения, согласно которым средняя стоимость завтрака одного обучающегося в данный период составила 46,46 рубля, обеда — 66,63 рубля. При этом средняя стоимость одноразового горячего питания на ребенка с учетом вышеозначенных требований СанПиНа составила бы 75,79 рублей.

Пока что далеко не все дети едят горячее в школах. Дело в том, что регионы сами решают, кого чем кормить. В апреле в Госдуме приводились данные, что даже льготники охвачены одноразовым горячим питанием только на 64%. При этом почти половина родителей дает детям в школу домашнюю еду. Большинство детей берет с собой в школу сухой перекус и снеки, горячее питание носят лишь 9% детей. По мнению экспертов, это свидетельство кризиса системы социального питания. В пояснительной записке указано, что в структуре выявленных заболеваний среди детей первое место занимают болезни органов пищеварения.

Макаронов дети едят на 35 процентов больше нормы, сахара — на 15, сладостей и булочек — на 23. Углеводов избыток, белка не хватает

«Мы должны обеспечить школьников полезным и разнообразным питанием», — уверен один из инициаторов документа, председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он напомнил, что здоровье детей — приоритет и для родителей, и для государства. Поэтому необходимо закрепить основные принципы здорового и безопасного питания, четко прописать обязательность горячих блюд в рационе детей.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая пояснила, что теперь на всей территории страны школьников должны кормить по СанПиНам. При этом органы региональной власти могут обеспечивать питанием детей в размере выше норм, установленных в них. Родители смогут проконтролировать детское меню: для этого предполагается обязательное размещение такой информации на сайтах образовательных учреждений. «При этом родители получат право информировать образовательное учреждение о состоянии здоровья ребенка, чтобы не допустить возможный вред его здоровью при организации питания», — уточнила Яровая.

Правительство поддержало документ — его глава Дмитрий Медведев и сам подчеркивал важность темы, выступая в Госдуме с отчетом в апреле. «Наши дети проводят в школе большую часть времени, а значит, у них должно быть полноценное, сбалансированное горячее питание», — заявил тогда премьер.

Право ребенка на полезное и качественное питание

Большинство детей берут с собой в школу сухой перекус и снеки. Фото: iStock

Мнение

Что в тарелке?

Закон об обязательном и качественном горячем питании в начальной школе действительно назрел, уверены опрошенные «РГ» эксперты. Сегодня многие регионы субсидируют питание школьников, но единой логики на федеральном уровне нет. К примеру, Москва, Чукотка, Республика Коми нашли средства бесплатно кормить абсолютно всю «началку». В Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Тюмени, Тверской области и некоторых других субъектах все родители получают скидку до 50 процентов на оплату питания малышей. Однако в большинстве регионов ситуация иная — бесплатно в школе едят только льготники: дети-инвалиды, дети из малоимущих и многодетных семей. И даже на эти цели зачастую средств местных бюджетов не хватает. Доходит до того, что одни дети получают только кашу, другие — за которых платят родители, — котлеты с гарниром. — Законопроект существенно увеличит доступность горячего школьного питания. Также в нем прописаны условия его организации, требования по безопасности пищи, процедуры контроля. Это должно повысить качество питания детей, — считает директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. По его мнению, законопроект заработает, только если в нем прописать две важные вещи. Во-первых, необходимо разработать прозрачную методику расчета с учетом территориальной привязки, определить нормативы затрат на школьный рацион. Потому что сейчас, по данным Росстата, стоимость одноразового горячего питания одного ученика в день — 75,79 рубля, а в реальности в тарелке у ребенка может остаться не более половины от этой суммы. И второе — необходимо четко зафиксировать: какие средства и из каких бюджетов приходят в школу на питание детей, является ли оно бесплатным для родителей.

Читайте также:  Чем полезна рыба лосось для человека

Специалисты бьют тревогу: молока и кисломолочных продуктов школьники едят меньше нормы на 20 процентов, творога — на 40, рыбы — на 50, свежих овощей и фруктов — на 34. Зато норма макаронных изделий превышена в среднем на 35 процентов, сахара — на 15, кондитерских изделий — на 23. Углеводов — избыток, а белка, минеральных веществ и микроэлементов ребята недополучают. Если он проводит в школе большую часть дня, то согласно санитарным нормам должен получать здесь 60-70 процентов необходимой ему пищи. Как рассчитывают субсидии на питание школьников в регионах? Здесь, как показывает мониторинг Института отраслевого питания, полная неразбериха. В большинстве регионов просто берут цифры прошлых лет и корректируют их в соответствии с новыми бюджетными условиями. К примеру, в начале года решение об отмене бесплатных завтраков для всех учеников начальной школы приняли во Владимире. Причина? В 2019 году региональная субсидия на питание учеников 1-4-х классов оказалась почти в три раза меньше, чем в прошлом, — около 43 млн руб. Собственных средств у города не хватило. Власти нашли возможность обеспечить бесплатными завтраками или обедами учащихся «началки» из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов и детей родителей-инвалидов. Всем остальным смогли компенсировать лишь половину стоимости школьного завтрака.

— Обеспечить горячее питание абсолютно всех детей в начальной школе — это очень ощутимая целевая помощь российским семьям. Но без поддержки федерального бюджета регионы не справятся, — считает президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов. — По нашим расчетам, потребность в такой поддержке составит минимум 37 млрд руб, если средства будут выделяться только на закупку продуктов. Если же помогать субъектам РФ оплачивать вдобавок к продуктам услуги по организации питания — оплату труда поваров, расходы на перевозку, хранение, уборку, — то сумма вырастет до 55 млрд руб. И это все без учета регионов-доноров.

Откуда такие цифры? В основе предложенной методики — размер минимального прожиточного минимума для детей. Он установлен для каждого региона. И 50 процентов заложенных в нем средств — это деньги на продукты. Если посчитать, что завтрак в школе (согласно СанПиНам) — это 20-25 процентов всего рациона ребенка, а обед — 30-35 процентов, в итоге выходит сумма, которую школа может потратить на продукты. По мнению экспертов, такая методика позволит учесть уровень цен в каждом субъекте, ежегодно проводить индексацию и делать прогноз потребности. Но это только один из возможных вариантов. Законопроект также поддержали в министерстве просвещения. «Законодательное закрепление основных принципов организации горячего питания позволит структурировать работу в регионах, — сказали «РГ» в ведомстве. — Сейчас министерство изучает региональный опыт и лучшие практики по организации питания, которые лягут в основу единых рекомендаций для всей страны».

Подготовила Ксения Колесникова

Эксперимент

С 1 июля вся мэрия Сургута перешла на питание школьными обедами и завтраками. Кормит чиновников тот же комбинат, что поставляет еду в школы города. Акция не разовая — подписан постоянный контракт с поставщиком школьных обедов. Мэрия полностью отказалась от услуг своего управления, кормившего чиновников раньше. Их меню и детей теперь полностью одинаковое. Конечно, объем порции чиновники могут увеличить, а вот приготовлены блюда из одних продуктов. Работники комбината питания не позволяют себе расслабляться, зная, что такой же обед будет есть и мэр города. О результатах нововведения «РГ» решила спросить у главы Сургута Вадима Шувалова лично.

— Считаю, что мы поступили правильно. Во-первых, таким образом контролируем качество питания учеников города. А это — их здоровье и успеваемость на занятиях. Во-вторых, по предварительным подсчетам, мы получим экономию порядка семи миллионов рублей в год. Немалые средства, которые можно будет направить на городские программы. Сейчас мы внимательно следим за тем, как идет этот эксперимент. И пока нас все устраивает. Все вкусно, питательно.

Как отмечают в мэрии Сургута, учебный год только начался, поэтому, если чиновники заметят, что надо подкорректировать меню или увидят, что страдает качество продуктов, оперативно повлияют на комбинат питания школьников.

Подготовила Елена Мационг, Сургут

Источник