Прекращение лицензии на добычу полезных ископаемых

Прекращение лицензии на добычу полезных ископаемых thumbnail

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

(п. 5 введен Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 23.04.2020 возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в лицензирующий орган (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 22.04.2020).

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

(п. 8 введен Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

(п. 9 введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

Право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.

(часть введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

15.1. Право на пользование недрами прекращается: по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами; при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права на пользование недрами.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.

15.2. Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено Геолкомом России или его территориальным подразделением непосредственно или по представлению органов государственного геологического, экологического контроля, государственного горного надзора в следующих случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр норм и правил в области использования и охраны недр, установленных законодательством;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий и других);

5) если пользователь не приступил к пользованию недрами в соответствии со сроками и требованиями, установленными в лицензии;

6) ликвидации предприятия, которому была предоставлена лицензия.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении либо ограничении права на пользование недрами это решение может быть обжаловано им в административном или судебном порядке.

15.3. В случае, предусмотренном в подпункте 15.2(1) настоящего пункта, пользование недрами прекращается немедленно после принятия решения с одновременным письменным уведомлением об этом пользователя недр.

15.4. В случаях, предусмотренных в подпунктах 15.2(2), 15.2(3) и 15.2(5) настоящего пункта, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.

15.5. В случае, предусмотренном в подпункте 15.2(4) настоящего пункта, пользование недрами может быть прекращено с момента возникновения указанных в этом подпункте условий.

15.6. Досрочное прекращение права на пользование недрами по инициативе пользователя недр может осуществляться не позднее чем через 6 месяцев со дня письменного уведомления им Геолкома России или его территориального подразделения.

15.7. При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, установленном действующим законодательством. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в подпункте 15.2(1), — при наличии вины предприятия, а также по причинам, изложенным в подпунктах 15.2(2) и 15.2(3) настоящего пункта, или по инициативе пользователя недр.

15.8. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в подпункте 15.2(1), — в случае отсутствия вины предприятия, а также по причинам, изложенным в подпункте 15.2(4) настоящего пункта.

15.9. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. При этом время, на которое это право на пользование недрами было приостановлено, не включается в общий срок действия лицензии.

15.10. При выявлении неизвестных на момент предоставления лицензии данных о новых видах полезных ископаемых и попутных ценных компонентах органы, предоставившие лицензию, вправе провести государственную экспертизу геологических материалов и пересмотреть условия лицензии в отношении платежей.

15.11. При изменении условий, связанных с реализацией добываемого минерального сырья, владелец лицензии может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать или ликвидировать горнодобывающее предприятие, письменно уведомив об этом Геолком России или его территориальное подразделение. Время консервации включается в общий срок действия лицензии.

В случае длительного периода консервации горнодобывающего предприятия или нарушения условий этой консервации, могущего привести к порче месторождения полезного ископаемого, Геолком России или его территориальное подразделение могут аннулировать выданную лицензию и предоставить ее в установленном настоящим Положением порядке новому владельцу.

Читайте также:  Какие масла и для чего полезные свойства

Открыть полный текст документа

Источник

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Прекращение права пользования недрами

В статье раскрыты такие вопросы как: прекращение права пользования недрами (общие положения); приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами (понятие и особенности); основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами

Ввиду особой значимости предмета правоотношений по недропользованию, законодателем установлен особый механизм их возникновения и прекращения.

Прекращение права пользования недрами. Общие положения

Прекращение права пользования недрами представляет собой одну из самых действенных государственных мер в сфере недропользования, побуждающих пользователей недр соблюдать условия лицензий и все иные требования закона. Очевидно, что риск потери прибыли или возникновения убытков в связи с прекращением коммерческой деятельности является эффективным способом воздействия на недропользователей.

Одной из особенностей прекращения права недропользования является его внесудебный порядок. В первую очередь, это связано с тем, что пользователи недр «работают» с участком недр, являющимся государственной собственностью, обеспечивающей публичный интерес. Помимо этого, такая деятельность сопряжена с повышенной экологической опасностью, а также риском возникновения опасности для жизни и здоровья населения. Поэтому процедура прекращения права пользования участком недр должна быть предельно быстрой, простой и эффективной.

Основания прекращения права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»):

  1. Истечение установленного в лицензии срока ее действия.

Лицензия в обязательном порядке содержит срок ее действия (п. 5 ст. 12 Закона «О недрах»). Срок действия лицензии фактически означает срок, на который участок недр предоставляется в пользование.

Как следует из ст. 10 Закона «О недрах», участок может быть предоставлен для недропользования на определенный срок либо бессрочно. Если пользователь не предпринимает меры, направленные на продление указанного в лицензии срока действия, право недропользования прекращается.

  1. Отказ владельца лицензии от права пользования недрами.

Возможность отказаться от права недропользования – безусловное правомочие владельца лицензии. Основания отказа правового значения не имеют. Единственное условие реализации этого права заключается в своевременном — не менее чем за 6 месяцев — уведомлении об этом органа, выдавшего лицензию.

Письменное заявление об отказе от права пользования участком недр составляется владельцем лицензии в произвольной форме и направляется руководителю территориального органа Федерального агентства по недропользованию (далее по тексту – Роснедра).

В рассмотрении такого заявления может быть отказано по формальным основаниям ввиду не предоставления необходимых документов, определенных нормативно-правовыми актами (Административным регламентом Роснедр № 315 от 29.09.2009). В остальных случаях, при выполнении заявителем мероприятий, обеспечивающих сохранность участка недр, право недропользования будет прекращено. 

  1. Возникновение условия, с наступлением которого прекращается право недропользования, если это условие отражено в лицензии.

Законодательно такие условия не закреплены. Исходя из сложившейся судебной практики, под ними понимаются любые обстоятельства, существенно изменяющие изначально определённые условия пользования участком недр и влекущие необходимость прекращения этого права. Для того, чтобы породить такие юридические последствия, соответствующее условие обязательно должно быть обозначено в лицензии.

  1. Переоформление лицензии с нарушением требований закона.

Лицензия подлежит переоформлению при переходе права пользования участком недр. При этом условия, установленные предыдущей лицензией, не пересматриваются (ст. 17.1 Закона «О недрах»). В первую очередь, это положение касается перехода права пользования недрами при реорганизации либо ликвидации юридического лица – недропользователя.

Нарушение требований Закона «О недрах», а также соответствующих ведомственных нормативных актов при переоформлении такой лицензии влечет прекращение права пользования недрами и восстановление этого права первоначального пользователя.

  1. Случаи, предусмотренные законодательством РФ о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Отсылая правоприменителя к законодательству о концессионных соглашениях, положения п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах» касаются участка недр, который предоставлялся концессионеру для возведения и использования подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В реальной жизни положения данной нормы практически не применяются.

Перечень оснований для прекращения права недропользования является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Возникновение любого из этих обстоятельств является безусловным основанием для прекращения права пользования участком недр.

Прекращение права пользования недрами в силу закона (ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах»), необходимо отличать от досрочного прекращения, приостановления или ограничения такого права на основании специального решения уполномоченного органа (ч. 2 ст. 20 Закона «О недрах»).

Приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами. Понятие и особенности

Анализ положений п. 107 Административного регламента Роснедр № 315 от 29.09.2009 позволяет определить следующее:

  1. Приостановление права пользования недрами – это временное прекращение основной деятельности субъекта и связанных с ней вспомогательных работ, исключая деятельность, направленную на обеспечение сохранения природных ресурсов и безопасности объекта.

Приостановление права недропользования – одна из самых мягких мер, применяемых при возникновении оснований, предусмотренных законом. При такой процедуре лицензия на право пользования участком недр с государственного учета не снимается.

  1. Ограничение права пользования недрами представляет собой временный (либо постоянный) запрет на осуществление определенных видов деятельности, если они создали (либо могут создать) угрозу жизни и здоровью, а также отрицательно повлиять на окружающую среду.

Ограничение права пользования недрами применяется до устранения соответствующих причин, вызвавших такую ситуацию. При ограничении права пользования участком недр лицензия остается в силе в части тех видов деятельности, запрет на которые не наложен.

  1. Досрочное прекращение права пользования недрами влечёт полное прекращение всех видов деятельности на участке (за исключением работ, направленных на консервацию и ликвидацию объекта).

Досрочно прекращённая лицензия, предоставлявшая лицу право пользования недрами, снимается с государственного учета и передаётся на хранение в соответствующий орган.

Приостановление (и ограничение) права пользования участком недр не равнозначно досрочному прекращению такого права, так как, в отличие от последнего, действия лицензии не прекращает.  Более того, если обстоятельства, послужившие причиной приостановления (ограничения) устранены, право недропользования может быть полностью восстановлено (ст. 21 Закона «О недрах»).

Решение вопроса о применении определённой меры воздействия (приостановление, ограничение либо досрочное прекращение деятельности) относится к компетенции органа, выдавшего лицензию.

Основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами

Основаниями приостановления, ограничения и досрочного прекращения права пользования недрами являются:

  1. Непосредственная угроза жизни (здоровью) людей, которые работают или проживают возле зоны проведения соответствующих работ.
  2. Возникновение различных чрезвычайных ситуаций.

Поскольку эта группа оснований связана с возможностью возникновения экологической опасности и причинения серьёзного вреда как людям, так и природным ресурсам, законодателем закреплен механизм быстрого реагирования и устранения подобных ситуаций.

 При наличии таких оснований использование участка недр прекращается сразу же после принятия государственным органом соответствующего решения и письменного уведомления недропользователя об этом;

  1. Нарушение недропользователем существенных условий лицензии;
  2. Нарушение (систематическое) недропользователем правил пользования недрами;
  3. Бездействие недропользователя, выражающееся в том, что работы по пользованию недрами в установленные сроки им не начаты;
  4. Нарушение недропользователем норм о предоставлении отчётности и геологической информации.
Читайте также:  Чем полезен черный чай с липой

Эта группа оснований связана с нарушением пользователем недр своих обязанностей. Выявив такие нарушения, компетентный государственный орган может принять решение о прекращении (приостановлении, ограничении) права пользования недрами. Для этого в адрес недропользователя направляется письменное уведомление о допущенных нарушениях и необходимости их устранения. Если в течение трёх месяцев со дня получения такого уведомления нарушения не устранены, право пользования недрами может быть досрочно прекращено (приостановлено, ограничено).

  1. Инициатива владельца лицензии либо инициатива недропользователя по его заявлению.

Эти два основания представляют собой форму выражения свободной воли недропользователей и не зависят от вмешательства контролирующего государственного органа.

В отличие от ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах», положения ч.2 этого закона носят не императивный, а альтернативный характер. Государственному органу, выдавшему лицензию на недропользование, предоставлена возможность выбора – досрочно прекратить (приостановить, ограничить) право пользования недрами либо нет. Такое решение принимается в каждой конкретной ситуации, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Источник

Право
пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в
статье 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или
по инициативе недропользователя по его заявлению.

Туманова Мария Михайловна, ведущий юрисконсульт Highland Gold — УК «Руссдрагмет»

В законодательстве приведены обстоятельства, дающие
право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос
в том числе о приостановлении права пользования недрами. Однако такое
приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного
органа. Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в
императивном порядке, установлены отдельно, в части 1 статьи 20 Закона РФ
«О недрах».

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить
внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего постановления от
02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об
оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на
право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать,
что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле
Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой
специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой
деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные
права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из приведенных разъяснений следует, что такая мера,
как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность,
предусмотренная частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ. Для привлечения
к административной ответственности необходимо установить признаки
противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.

В данном случае при приостановлении лицензии
на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки
не зависят от действий или бездействия недропользователя, а являются, как
правило, внешними.

По спорам, связанным с приостановлением лицензий на
пользование недрами, имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что
государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о
приостановлении права пользования участками недр может быть реализована
исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления
пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной
коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.05.2015 по делу №
305-КГ14-6820, А40-800/2014).

Это подтверждает, что законодательством о недрах не
предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без
специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность
уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление
лишь при наличии волеизъявления недропользователя.

Для приостановления лицензии предусмотрен
специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком
приостановлении, который установлен в административном регламенте Роснедр,
утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (пункт 106 административного регламента) в целях принятия решения.

Так же считают и суды, отмечая, что
в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины
приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования
процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 № Ф04-5181/2016
по делу № А45-22731/2015).

Решение о приостановлении права пользования недрами
может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с
приложением необходимой документации по состоянию участка недр
и проводимым работам.

В случае если в заявлении не указаны причины
приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении
спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя
приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных
требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как
следствие, примет решение не в пользу недропользователя.

Пунктом 107 административного регламента определено,
что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются
основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за
исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых
скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни
и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.

При этом лицензия на пользование участком недр при
приостановлении права пользования недрами с государственного учета не
снимается.

В связи с этим с учетом обстоятельств
приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о
разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах,
необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях
охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых
скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для
жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с
этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о
проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин,
поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.

Таким образом, согласно административному регламенту
Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о
приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований,
обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.

Решение по указанному вопросу принимает комиссия
Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о
приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней.

Устранение обстоятельств приостановления права
пользования недрами является основанием для его возобновления.

При выборе такого решения, как приостановление
лицензии, стоит учитывать, что если у пользователя недр к моменту подачи
заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению
обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и
проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении
лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных
обязательств.

Читайте также:  Творог с чесноком и зеленью полезно

Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами?

Одной из основных причин приостановления лицензии
может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий
момент, например в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим
валютам.

Как одну из стадий процесса освоения месторождения
лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают
обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки
месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение
работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных
ископаемых и видам пользования недрами. Может сложиться ситуация, при которой в
момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для
согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения,
представленная в проекте, стала экономически невыгодной.

В проектную документацию включаются обоснованные варианты
проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических
показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней
годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных
полезных ископаемых из недр. Уполномоченная организация выполняет функцию
утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов,
регулирующих вопросы порядка организации работы. При исполнении указанной
функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной
документации на разработку месторождений. Таким образом, в проектной
документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое
обоснование эффективности освоения месторождения. И в случае экономической
неэффективности освоения месторождения в определенный период можно рассмотреть
вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование
недрами.

Также причиной приостановки лицензии может быть
необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой
возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения.
Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения
проектной, технической документации и для реализации переоснащения
производственных мощностей.

По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами можно отметить следующее.

Так, согласно статье 21 Закона РФ «О недрах», в
случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права
пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном
объеме.

Как следует из вышеизложенного, приостановление
права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого
права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно,
обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах»
обязательные платежи, включая регулярные.

В этой связи уплата регулярных платежей за
пользование недрами должна производиться недропользователем с даты
государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользования недрами
и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически
соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование
участке недр или нет.

Обязанность представления налоговой декларации
по НДПИ у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового
периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (пункт 1
статьи 345 НК РФ).

Таким образом, по мнению ФНС России, приостановление
права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого
права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, как
следствие, не прекращает обязанности по представлению налоговой декларации по
НДПИ. С Министерством финансов Российской Федерации данная позиция согласована
(письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-06-05-01/117).

Что касается сроков приостановки, то необходимо обратить внимание, что истребуемый срок приостановки права пользования недрами должен соотноситься с остальными сроками исполнения обязательств по лицензионному соглашению, не превышать сроки по основным обязательствам по лицензии и техническим проектам.

В случае приостановления права пользования недрами
на срок больше, чем срок, установленный для исполнения основных стадий и
обязательств, владелец лицензии не сможет выполнить существенные условия
пользования недрами и требования технических проектов, что может привести к
досрочному прекращению права пользования недрами и отзыву лицензии.

В целях предупреждения случая досрочного прекращения
лицензии необходимо будет внести изменения в лицензионное соглашение для
изменения сроков исполнения обязательств по лицензионному соглашению, а также
продлить сроки, установленные в проектной документации.

Суды при рассмотрении вопроса о сроке приостановки
указывают, что в соответствии с пояснениями пользователей недр истребуемый срок
приостановки права пользования недрами на какой-либо конкретный период времени
необходим и достаточен для завершения, например, каких-либо работ (разведочных
работ). Однако в силу пункта 107 административного регламента при
приостановлении права пользования недрами временно прекращается основной вид
деятельности и связанные с ним вспомогательные работы.

Таким образом, в случае приостановления права
пользования недрами на продолжительный срок (равный или более срока основных
обязательств, а соответственно, и действия лицензии) недропользователь
не сможет выполнить существенные условия пользования недрами, что может
привести к досрочному прекращению права пользования недрами, поэтому
в указанном случае уполномоченный орган обоснованно может отказать
пользователю недр в приостановлении права пользования недрами на
продолжительный срок.

Алгоритм подготовки документов
для приостановления лицензии на пользование недрами и порядок
приостановления

В подготовку документов входят следующие шаги:

1. В зависимости от имеющейся проектной и
технической документации необходимо подготовить приложения к заявлению (копии)
из ТЭО кондиций с протоколом ГКЗ, технический проект освоения
месторождения с протоколом ЦКР, приложить к заявлению.

2. Подготовка обоснования приостановления лицензии в
отношении технико-экономических показателей (или иных причин) разработки
месторождения полезных ископаемых (экономическое обоснование неэффективности
освоения месторождения, нецелесообразность освоения месторождения в текущих
экономических условиях в рамках принятых проектных решений, изменение
технологии освоения).

3. Подготовка заявления в Роснедра о приостановлении
лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков
для приостановления по лицензии.

4. Подготовка пояснительной записки о текущем
состоянии участка и горных выработок и проведении мероприятий по сохранности
горных выработок, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии на
период приостановления лицензии.

Процедура состоит из следующих этапов:

1. Подача в Роснедра заявления с приложениями.

2. Рассмотрение полученных документов Роснедрами,
подготовка и направление комплекта документов в комиссию по досрочному
прекращению права пользования недрами.

3. Рассмотрение материалов на комиссии по досрочному
прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного
решения.

4. Принятие Роснедрами или его территориальным
органом решения о приостановлении права пользования недрами.

5. Реализация решения о приостановлении права
пользования недрами.

Аннотация:

В законодательстве о недрах приведены случаи и
порядок приостановления права пользования недрами.

Недропользователь вправе по своей инициативе подать
заявление о приостановлении права пользования недрами, а уполномоченный орган,
предоставивший лицензию, вправе рассмотреть вопрос о приостановлении права
пользования недрами.

В статье приводится позиция судебной практики
по указанному вопросу. Какие причины могут быть обоснованными для
приостановки лицензии на право пользования недрами? Приведено пояснение
по вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации
по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами. Также
рассматривается вопрос об установлении сроков приостановления лицензии и
представлены связанные с этим риски.

Представлен алгоритм подготовки документов
для приостановления лицензии на право пользования недрами и порядок
приостановления.

Источник