Пресса полезна уже потому что она учит нас

Пресса полезна уже потому что она учит нас thumbnail
№ 2006 / 38, 23.02.2015

Пресса полезна уже потому что она учит нас
В течение месяца я читаю десятки номеров самых разных газет и покупаю три серьёзных аналитических журнала, ежедневно я посещаю несколько информационных порталов в Интернете – и должен признать, что не могу составить представления ни о чём из того, что меня интересует в судьбах людей и страны. Пресса полезна уже потому что она учит нас
Пресса полезна уже потому,
что она учит нас не доверять прессе.
Сэмюэль Батлер

Непознаваемая реальность

В течение месяца я читаю десятки номеров самых разных газет и покупаю три серьёзных аналитических журнала, ежедневно я посещаю несколько информационных порталов в Интернете – и должен признать, что не могу составить представления ни о чём из того, что меня интересует в судьбах людей и страны. Мне не помогает разрешить эту трудность ни моя профессия журналиста, ни работы моих коллег…
Пару раз меня – как корреспондента региональной прессы – привлекали в пиар-команды для продвижения кандидатур неких личностей на выборах в депутаты Советов и глав городских округов. Я интервьюировал «своих» кандидатов, писал их биографии, а также создавал улыбчивые статьи об их деятельности на благо народа. Я был «особой, приближённой к императору»: здоровался со своими «подопечными» за руку, проводил с ними целые дни, ездил на их встречи с избирателями, слушал и делал выводы – и никак не мог этих людей понять. Кто они были? Зачем они шли во власть? Чьи деньги они тратили, оплачивая мою работу, кто «за ними стоял»? Наше общение было функциональным; их искренность в интервью со мной – мягко говоря, условной… О чём-то из умалчиваемого я мог догадываться, что-то мог случайно услышать, о чём-то проговаривался мой респондент, что-то нашёптывали мне в его окружении… И это было всё, чем питалась моя любознательность. Человек оставался тайной за семью печатями – и это для меня, вообще говоря, доверенного лица! А для избирателя? Да ещё после того, как я «обрабатывал» полученную информацию в соответствии с указаниями пиар-менеджера?
Я хотел бы знать: о ком же я всё-таки писал? И за кого голосовали люди, сделав выбор в пользу моих «подопечных»?
Я хотел бы знать, почему уволили из НТВ Леонида Парфёнова. Это давняя история, и я прочёл о ней всё, что было напечатано в центральной прессе, – но я до сих пор «хотел бы знать», потому что так и не узнал. Это акт политической цензуры и Парфёнов – жертва произвола властей? Или это результат столкновения амбиций лауреата трёх «Тэффи» и «правильной» позиции руководства НТВ? Не знаю. И не узнаю никогда. И интервью Парфёнова, Герасимова, Сенкевича, Митковой – и ещё, и ещё! – мне в этом не помогут…
Я хотел бы знать, почему погиб Михаил Евдокимов. Но ещё больше – вёл он Алтайский край к процветанию или к разрухе? Он как губернатор делал глупости, увольняя всё окружение своего предшественника и приглашая на освободившиеся должности «варягов» из других областей и краёв, или это был вынужденный шаг, так как нельзя работать с халтурщиками и ворами?
Я хотел бы знать, каково положение дел в России, куда мы движемся. Что такое «осторожная политика Кремля» и что он нам готовит. За последнее десятилетие прошлого века из России был вывезен капитал в размере 300 млрд. долларов, а, по некоторым оценкам, население потеряло 20 млн. человек, столько, сколько за десятилетие тридцатых годов – время коллективизации, голода и репрессий. Мы нищаем, вымираем и сползаем в пропасть или Россия возрождается, крепнет и движется к процветанию?..
Я не могу ответить на свои вопросы. И никто из журналистов мне на них ответить не может.
Суперсложные объекты – человек, семья, город, регион, край, страна – суть непознаваемая реальность…
Почему?

Скепсис античных скептиков

Давным-давно, в 3 веке до н.э., Греция находилась под властью македонских завоевателей. В античном обществе повсеместно разразился длительный кризис – экономический, социальный, политический. В этих условиях люди окончательно утратили надежду собственными руками построить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь… Вам это ничего не напоминает?.. Впрочем, не важно. Существенно здесь то, что этот кризис привёл к возникновению античного скептицизма, положения которого очень могут нам помочь в разрешении поставленных вопросов.
Углубимся – совсем немного – в философские изыски древних.
Основатель скептицизма Пиррон утверждал:
единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений о них.
Ничего себе «отношение», да? Откуда у скептиков такие воззрения? Дело в том, что они считали, что любые два противоречащие друг другу суждения равносильны. Это утверждение не означает прямого догматического отрицания возможности познания. Оно отрицает решительное предпочтение одного суждения другому. На чём основано это убеждение?
Крупный теоретик античного скептицизма Энесидем сформулировал десять так называемых «тропов», т. е. «поворотов», или аргументов, направленных против всех однозначных суждений о реальности – из-за относительности всех представлений.
Много позже к этим утверждениям скептик Агриппа добавил ещё пять важных, «диалектических» «тропов». Из них для нас интересны следующие.
Второй «троп». Агриппа считал, что попытка суждения о природе вещей необходимо ведёт к бесконечному регрессу. То есть всё приводимое в доказательство обсуждаемой вещи требует другого доказательства, это второе – в свою очередь другого, и так до бесконечности.
Третий «троп». Агриппа указал (снова, вслед за Энесидемом) на относительность всех представлений. В силу этой относительности вещь, подлежащая суждению, всегда лишь кажется той или иной – отчасти в зависимости от отношения её к субъекту, отчасти от отношения её к другим вещам.
Четвёртый «троп» Агриппы посвящён критике «предположения». Под «предположением» Агриппа разумеет предпосылку, принимаемую без всяких доказательств, на веру, в тех случаях, когда попытки доказательства суждения приводят к явному регрессу в бесконечность. Такое «предположение» не может быть основанием для достоверного вывода: если автор «предположения» заслуживает доверия, то не в меньшей степени заслуживает его и скептик, предполагающий обратное.
Вот так. А теперь, в свете этих знаний, давайте подумаем, что даёт нам пресса и как мы с этой «данностью» обращаемся.

Случайность истины

Журналист, собравший факты, прежде всего преподносит читателям некую информационную модель события. Затем, если он выходит за рамки информационной заметки, он говорит о причинах этого события, даёт оценку его значимости, делает прогноз развития ситуации и выдаёт либо рекомендации, либо план действий, связанных с этим событием. Здесь мы, собственно, перечислили все творческие функции журналистики. И что?
А то, что пора создать свои, журналистские «тропы». И первым из них будет следующий:
любая информационная модель неполна или ошибочна.
Как ни категорично или легковесно сие звучит, это следует из десяти «тропов» Энесидема и третьего «тропа» Агриппы об относительности всех представлений. Журналист даёт нам ту картину, которую увидел он, или ту, которую ему дали респонденты. А эта картина относительна и, следовательно, либо неполна, либо ложна. Согласны?
Второй «троп» журналистики:
любая оценка информации, любой её анализ ложны.
Это утверждение следует из второго и четвёртого «тропов» Агриппы. Если журналист высказывает суждение о построенной им информационной модели события или явления, то – если он настоящий профессионал – он должен своё суждение обосновать, доказать. А это ведёт к поиску свидетельств и улик, подтверждающих истинность его выводов; свидетельства же и улики – к поиску доказательств их истинности; в свою очередь добытые материалы и «фактура» требуют доказательств собственной достоверности и т.д. и т.д. А это уже бесконечная регрессия (второй «троп»). Если же что-то принимается на веру или как постулат, то верить этому нельзя (четвёртый «троп»).
Из этого следует чрезвычайно важный вывод, который мы должны всегда держать в голове, имея дело с информацией из СМИ.
Человек читает журнальные статьи и смотрит телематериалы о жизни политиков, экономике района, судьбе страны – информационные, обзорные и аналитические – и не может составить истинную картину происходящего. Ему поставляют информацию, только более или менее приближённую к истинному положению вещей. Поэтому он всего лишь получает больше сведений (неполных или ложных) о заинтересовавшем его явлении, событии, человеке. К этому надо добавить следующее. Проблема постижения истинного хода вещей усугубляется тем, что человеку свойственно на основе полученных сведений строить собственную информационную модель события или собирать подтверждения уже сложившейся собственной модели. Но – и это третий, последний «троп» журналистики —
любая информационная модель, построенная читателем, зрителем, – ложна.
В принципе, правота этого утверждения подтверждается всеми тропами античных скептиков. Добавим к этому такие соображения. Человек обычно строит картину жизни города, района, страны, расширительно перенося на неё то, что он сам видит в повседневной жизни вокруг себя, т.е. жизнь людей своего круга, составляющую очень малую частицу мозаичной и сложной общей картины. И ему свойственно воспринимать только ту информацию, которая соответствует его убеждениям, житейскому личному опыту и тому, что он видит вокруг. Всё остальное игнорируется…
Вот так. И какие же выводы мы должны сделать?
Вся журналистика – это всего лишь поставка читателю более или менее достоверной, сознательно или несознательно искажённой и всегда неполной информации. Её восприятие читателем искажает её ещё более – в пользу её ложности или достоверности, здесь уж как получится, это процесс случайный.

Читайте также:  Какие продукты полезны при густой крови

Не светит и не греет

Ложность творческих функций журналистики может быть фатальна, то есть находиться в резком противоречии с объективным ходом вещей. (Страна гибнет, а пишут, что всё нормально. Так вся российская свободная пресса 90-х годов прошлого века пропустила мимо своего внимания то, что в «ельцинское десятилетие» страна пережила страшную национальную катастрофу, последствия которой, возможно, необратимы.) Может быть минимальна (независимая пресса, максимально честный анализ при профессионально-скрупулёзном сборе фактуры, консультации талантливых независимых экспертов-аналитиков) – тогда она даёт адекватные оценки, прогнозы и правильные рекомендации. Последний случай, несмотря на скепсис античных скептиков, возможен, даже очень. Журналист – не философ! – не ищет истину в последней инстанции, ему не обязательно идти по пути бесконечной регрессии, он может собрать ограниченное число фактов, но таких, которые дадут адекватную картину действительности. И тогда журналистика выполняет своё истинное предназначение. Но не будем забывать: на этом пути работают следующие факторы:
1. Мало-мальски существенная информация всегда труднодоступна.
2. Мотивация журналиста к добыче этой информации ограничена (например, кому охота рыть землю за зарплату регионального корреспондента, рискуя работой и жизнью, чтобы усадить за решётку одного из сотен тысяч российских воров и взяточников?). Привет от энтузиастов-экстремалов!
3. Продвижение написанного правдивого и скандального материала в печать может блокироваться «сверху» с большей вероятностью, чем продвижение какого-либо другого, «беззубого».
4. Опубликование такого материала может быть опровергнуто встречным опубликованным мнением, злостной, откровенной дезинформацией, что может разрушить правильно сформированную «информационную модель» слушателя, зрителя, читателя. Привет от плюрализма и второго «тропа» Агриппы!
5. Если журналист настолько упорен и удачлив, что его информация проходит все препоны и овладевает умами массовой аудитории, то «блокируют» самого журналиста (постфактум ликвидируется источник неприятностей в будущем). Увольнение, изнурительные судебные тяжбы, избиение с последующей нетрудоспособностью жертвы, убийство…
Так что – и с этим в свете вышесказанного легко согласиться – адекватная картина реальности в журналистике – явление крайне редкое.
Что же тогда получается? А то, что журналистика в подавляющем большинстве своих проявлений – это просто ментальный подиум для более или менее образованных и компетентных людей. В принципе, это почти всегда пустые сплетни, рефлективное поверхностное обсуждение фактов и болтовня на отвлечённые темы. Или лоббирование интересов тех или иных личностей, групп и партий.
Журналистика не даёт человеку истинной картины вещей. Она не помогает ему решить свои проблемы – ни предвосхитить беды, ни защититься от неё, ни найти пружины личной активности, ни формулу успеха. Журналистика не помогает, не учит, не светит и не греет.
Это мы должны всегда держать в голове. Это мы должны хорошо понимать. А как уж обращаться с ложью журналистики и чем компенсировать собственную слепоту в этом столь трудно познаваемом мире – каждый решает для себя сам.Игорь ГЕТМАНСКИЙ

Источник

Ïðåññà ïîëåçíà óæå ïîòîìó,

÷òî îíà ó÷èò íàñ íå äîâåðÿòü ïðåññå.

Ñýìþýëü Áàòëåð

  

ÍÅÏÎÇÍÀÂÀÅÌÀß ÐÅÀËÜÍÎÑÒÜ

    òå÷åíèå ìåñÿöà ÿ ÷èòàþ äåñÿòêè íîìåðîâ ñàìûõ ðàçíûõ ãàçåò è ïîêóïàþ ïàðî÷êó ñåðüåçíûõ àíàëèòè÷åñêèõ æóðíàëîâ, åæåäíåâíî ïîñåùàþ èíôîðìàöèîííûå ïîðòàëû â Èíòåðíåòå — è äîëæåí ïðèçíàòü, ÷òî íå ìîãó ñîñòàâèòü ïðåäñòàâëåíèÿ íè î ÷åì èç òîãî, ÷òî ìåíÿ èíòåðåñóåò â ñóäüáàõ ëþäåé è ñòðàíû. Ìíå íå ïîìîãàåò ðàçðåøèòü ýòó òðóäíîñòü íè ìîÿ ïðîôåññèÿ æóðíàëèñòà, íè ðàáîòû ìîèõ êîëëåã…
   Ïàðó ðàç ìåíÿ — êàê êîððåñïîíäåíòà ðåãèîíàëüíîé ïðåññû — ïðèâëåêàëè â ïèàð-êîìàíäû äëÿ ïðîäâèæåíèÿ êàíäèäàòóð íåêèõ ëè÷íîñòåé íà âûáîðàõ â äåïóòàòû Ñîâåòîâ è ãëàâ ãîðîäñêèõ îêðóãîâ. ß èíòåðâüþèðîâàë «ñâîèõ» êàíäèäàòîâ, ïèñàë èõ áèîãðàôèè, à òàêæå ñîçäàâàë óëûá÷èâûå ñòàòüè îá èõ äåÿòåëüíîñòè íà áëàãî íàðîäà. ß áûë «îñîáîé, ïðèáëèæåííîé ê èìïåðàòîðó»: çäîðîâàëñÿ ñî ñâîèìè «ïîäîïå÷íûìè» çà ðóêó, ïðîâîäèë ñ íèìè öåëûå äíè, åçäèë íà èõ âñòðå÷è ñ èçáèðàòåëÿìè, ñëóøàë è äåëàë âûâîäû — è íèêàê íå ìîã ýòèõ ëþäåé ïîíÿòü. Êòî îíè áûëè? Çà÷åì îíè øëè âî âëàñòü? ×üè äåíüãè îíè òðàòèëè, îïëà÷èâàÿ ìîþ ðàáîòó, êòî «çà íèìè ñòîÿë»? Íàøå îáùåíèå áûëî ôóíêöèîíàëüíûì; èõ èñêðåííîñòü â èíòåðâüþ ñî ìíîé — ìÿãêî ãîâîðÿ, óñëîâíîé… Î ÷åì-òî èç óìàë÷èâàåìîãî ÿ ìîã äîãàäûâàòüñÿ, ÷òî-òî ìîã ñëó÷àéíî óñëûøàòü, î ÷åì-òî ïðîãîâàðèâàëñÿ ìîé ðåñïîíäåíò, ÷òî-òî íàøåïòûâàëè ìíå â åãî îêðóæåíèè… È ýòî áûëî âñå, ÷åì ïèòàëàñü ìîÿ ëþáîçíàòåëüíîñòü. ×åëîâåê îñòàâàëñÿ òàéíîé çà ñåìüþ ïå÷àòÿìè — è ýòî äëÿ ìåíÿ, âîîáùå ãîâîðÿ, äîâåðåííîãî ëèöà! À äëÿ èçáèðàòåëÿ? Äà åùå ïîñëå òîãî, êàê ÿ «îáðàáàòûâàë» ïîëó÷åííóþ èíôîðìàöèþ â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàíèÿìè ïèàð-ìåíåäæåðà?
   ß õîòåë áû çíàòü: î êîì æå ÿ âñå-òàêè ïèñàë? È çà êîãî ãîëîñîâàëè ëþäè, ñäåëàâ âûáîð â ïîëüçó ìîèõ «ïîäîïå÷íûõ»?
   ß õîòåë áû çíàòü, ïî÷åìó óâîëèëè èç ÍÒ Ëåîíèäà Ïàðôåíîâà. Ýòî äàâíÿÿ èñòîðèÿ, è ÿ ïðî÷åë î íåé âñå, ÷òî áûëî íàïå÷àòàíî â öåíòðàëüíîé ïðåññå, — íî ÿ äî ñèõ ïîð «õîòåë áû çíàòü», ïîòîìó ÷òî òàê è íå óçíàë. Ýòî àêò ïîëèòè÷åñêîé öåíçóðû è Ïàðôåíîâ — æåðòâà ïðîèçâîëà âëàñòåé? Èëè ýòî ðåçóëüòàò ñòîëêíîâåíèÿ àìáèöèé ëàóðåàòà òðåõ «Òýôôè» è «ïðàâèëüíîé» ïîçèöèè ðóêîâîäñòâà ÍÒÂ? Íå çíàþ. È íå óçíàþ íèêîãäà. È èíòåðâüþ Ïàðôåíîâà, Ãåðàñèìîâà, Ñåíêåâè÷à, Ìèòêîâîé — è åùå, è åùå! — ìíå â ýòîì íå ïîìîãóò…
   ß õîòåë áû çíàòü, ïî÷åìó ïîãèá Ìèõàèë Åâäîêèìîâ. Íî åùå áîëüøå — âåë îí Àëòàéñêèé êðàé ê ïðîöâåòàíèþ èëè ê ðàçðóõå? Îí êàê ãóáåðíàòîð äåëàë ãëóïîñòè, óâîëüíÿÿ âñå îêðóæåíèå ñâîåãî ïðåäøåñòâåííèêà è ïðèãëàøàÿ íà îñâîáîäèâøèåñÿ äîëæíîñòè «âàðÿãîâ» èç äðóãèõ îáëàñòåé è êðàåâ, èëè ýòî áûë âûíóæäåííûé øàã, òàê êàê íåëüçÿ ðàáîòàòü ñ õàëòóðùèêàìè è âîðàìè?
   ß õîòåë áû çíàòü, êàêîâî ïîëîæåíèå äåë â Ðîññèè, êóäà ìû äâèæåìñÿ. ×òî òàêîå «îñòîðîæíàÿ ïîëèòèêà Êðåìëÿ» è ÷òî îí íàì ãîòîâèò. Çà ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå ïðîøëîãî âåêà èç Ðîññèè áûë âûâåçåí êàïèòàë â ðàçìåðå 300 ìëðä. äîëëàðîâ, à, ïî íåêîòîðûì îöåíêàì, íàñåëåíèå ïîòåðÿëî 20 ìëí. ÷åëîâåê, ñòîëüêî, ñêîëüêî çà äåñÿòèëåòèå òðèäöàòûõ ãîäîâ — âðåìÿ êîëëåêòèâèçàöèè, ãîëîäà è ðåïðåññèé. Ìû íèùàåì, âûìèðàåì è ñïîëçàåì â ïðîïàñòü èëè Ðîññèÿ âîçðîæäàåòñÿ, êðåïíåò è äâèæåòñÿ ê ïðîöâåòàíèþ?..
   ß íå ìîãó îòâåòèòü íà ñâîè âîïðîñû. È íèêòî èç æóðíàëèñòîâ ìíå íà íèõ îòâåòèòü íå ìîæåò.
   Ñóïåðñëîæíûå îáúåêòû — ÷åëîâåê, ñåìüÿ, ãîðîä, ðåãèîí, êðàé, ñòðàíà — ñóòü íåïîçíàâàåìàÿ ðåàëüíîñòü…
   Ïî÷åìó?
  

Читайте также:  Полезные ископаемые железная руда для детей

ÑÊÅÏÑÈÑ ÀÍÒÈ×ÍÛÕ ÑÊÅÏÒÈÊÎÂ

   Äàâíûì-äàâíî, â 3 âåêå äî í.ý., Ãðåöèÿ íàõîäèëàñü ïîä âëàñòüþ ìàêåäîíñêèõ çàâîåâàòåëåé.  àíòè÷íîì îáùåñòâå ïîâñåìåñòíî ðàçðàçèëñÿ äëèòåëüíûé êðèçèñ — ýêîíîìè÷åñêèé, ñîöèàëüíûé, ïîëèòè÷åñêèé.  ýòèõ óñëîâèÿõ ëþäè îêîí÷àòåëüíî óòðàòèëè íàäåæäó ñîáñòâåííûìè ðóêàìè ïîñòðîèòü òàêóþ æèçíü, êàêóþ èì õîòåëîñü áû èìåòü… Âàì ýòî íè÷åãî íå íàïîìèíàåò?.. Âïðî÷åì, íåâàæíî. Ñóùåñòâåííî çäåñü òî, ÷òî ýòîò êðèçèñ ïðèâåë ê âîçíèêíîâåíèþ àíòè÷íîãî ñêåïòèöèçìà, ïîëîæåíèÿ êîòîðîãî î÷åíü ìîãóò íàì ïîìî÷ü â ðàçðåøåíèè ïîñòàâëåííûõ âîïðîñîâ.
   Óãëóáèìñÿ — ñîâñåì íåìíîãî — â ôèëîñîôñêèå èçûñêè äðåâíèõ.
   Îñíîâàòåëü ñêåïòèöèçìà Ïèððîí óòâåðæäàë:
   åäèíñòâåííûé ïîäîáàþùèé ôèëîñîôó ñïîñîá îòíîøåíèÿ ê âåùàì ìîæåò ñîñòîÿòü òîëüêî â âîçäåðæàíèè îò êàêèõ áû òî íè áûëî ñóæäåíèé î íèõ.
   Íè÷åãî ñåáå «îòíîøåíèå», äà? Îòêóäà ó ñêåïòèêîâ òàêèå âîççðåíèÿ? Äåëî â òîì, ÷òî îíè ñ÷èòàëè, ÷òî ëþáûå äâà ïðîòèâîðå÷àùèå äðóã äðóãó ñóæäåíèÿ ðàâíîñèëüíû. Ýòî óòâåðæäåíèå íå îçíà÷àåò ïðÿìîãî äîãìàòè÷åñêîãî îòðèöàíèÿ âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ. Îíî îòðèöàåò ðåøèòåëüíîå ïðåäïî÷òåíèå îäíîãî ñóæäåíèÿ äðóãîìó. Íà ÷åì îñíîâàíî ýòî óáåæäåíèå?
   Êðóïíûé òåîðåòèê àíòè÷íîãî ñêåïòèöèçìà Ýíåñèäåì ñôîðìóëèðîâàë äåñÿòü òàê íàçûâàåìûõ «òðîïîâ», ò. å. «ïîâîðîòîâ», èëè àðãóìåíòîâ, íàïðàâëåííûõ ïðîòèâ âñåõ îäíîçíà÷íûõ ñóæäåíèé î ðåàëüíîñòè — èç-çà îòíîñèòåëüíîñòè âñåõ ïðåäñòàâëåíèé. Ýòè «òðîïû» óêàçûâàþò íà òåëåñíûå è ìîðàëüíûå ðàçëè÷èÿ ëþäåé, íà ðàçëè÷íîå óñòðîéñòâî èõ îðãàíîâ ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, íà ðàçëè÷èå âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòà èëè ÿâëåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèþìèíóòíîãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ è ñîçíàíèÿ, ðàññòîÿíèÿ, ìåñòà è âðåìåíè, íà çàâèñèìîñòü ñóæäåíèé îò îòíîøåíèé âåëè÷èí è îò óñòðîéñòâà ïðåäìåòîâ, ïîäëåæàùèõ îáñóæäåíèþ, îò èõ âçàèìîñâÿçè, «ñìåñè» ñ äðóãèìè ïðåäìåòàìè è ÿâëåíèÿìè, çàâèñèìîñòü ñóæäåíèÿ îò ïîâåäåíèÿ, îáû÷àåâ, çàêîíîâ, áàñíîñëîâíûõ âåðîâàíèé è äîãìàòè÷åñêèõ ïðåäðàññóäêîâ è ò.ä. Âîò èç ýòèõ «òðîïîâ» è âûòåêàåò, ÷òî âñå ïðåäñòàâëåíèÿ îòíîñèòåëüíû è íè îäíî ñóæäåíèå î ÿâëåíèÿõ è âåùàõ íå ìîæåò áûòü ïðåäïî÷òèòåëüíåå äðóãîãî.
   Ìíîãî ïîçæå ê ýòèì óòâåðæäåíèÿì ñêåïòèê Àãðèïïà äîáàâèë åùå ïÿòü âàæíûõ, «äèàëåêòè÷åñêèõ» «òðîïîâ». Èç íèõ äëÿ íàñ èíòåðåñíû ñëåäóþùèå.
   Âòîðîé «òðîï«. Àãðèïïà ñ÷èòàë, ÷òî ïîïûòêà ñóæäåíèÿ î ïðèðîäå âåùåé íåîáõîäèìî âåäåò ê áåñêîíå÷íîìó ðåãðåññó. Òî åñòü âñå ïðèâîäèìîå â äîêàçàòåëüñòâî îáñóæäàåìîé âåùè òðåáóåò äðóãîãî äîêàçàòåëüñòâà, ýòî âòîðîå — â ñâîþ î÷åðåäü äðóãîãî, è òàê äî áåñêîíå÷íîñòè.
   Òðåòèé «òðîï«. Àãðèïïà óêàçàë (ñíîâà, âñëåä çà Ýíåñèäåìîì) íà îòíîñèòåëüíîñòü âñåõ ïðåäñòàâëåíèé.  ñèëó ýòîé îòíîñèòåëüíîñòè âåùü, ïîäëåæàùàÿ ñóæäåíèþ, âñåãäà ëèøü êàæåòñÿ òîé èëè èíîé — îò÷àñòè â çàâèñèìîñòè îò îòíîøåíèÿ åå ê ñóáúåêòó, îò÷àñòè îò îòíîøåíèÿ åå ê äðóãèì âåùàì.
   ×åòâåðòûé «òðîï« Àãðèïïû ïîñâÿùåí êðèòèêå «ïðåäïîëîæåíèÿ». Ïîä «ïðåäïîëîæåíèåì» Àãðèïïà ðàçóìååò ïðåäïîñûëêó, ïðèíèìàåìóþ áåç âñÿêèõ äîêàçàòåëüñòâ, íà âåðó, â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîïûòêè äîêàçàòåëüñòâà ñóæäåíèÿ ïðèâîäÿò ê ÿâíîìó ðåãðåññó â áåñêîíå÷íîñòü. Òàêîå «ïðåäïîëîæåíèå» íå ìîæåò áûòü îñíîâàíèåì äëÿ äîñòîâåðíîãî âûâîäà: åñëè àâòîð «ïðåäïîëîæåíèÿ» çàñëóæèâàåò äîâåðèÿ, òî íå â ìåíüøåé ñòåïåíè çàñëóæèâàåò åãî è ñêåïòèê, ïðåäïîëàãàþùèé îáðàòíîå.
   Âîò òàê. À òåïåðü, â ñâåòå ýòèõ çíàíèé, äàâàéòå ïîäóìàåì, ÷òî äàåò íàì ïðåññà è êàê ìû ñ ýòîé «äàííîñòüþ» îáðàùàåìñÿ.
  

ÑËÓ×ÀÉÍÎÑÒÜ ÈÑÒÈÍÛ

   Æóðíàëèñò, ñîáðàâøèé ôàêòû, ïðåæäå âñåãî ïðåïîäíîñèò ÷èòàòåëÿì íåêóþ èíôîðìàöèîííóþ ìîäåëü ñîáûòèÿ. Çàòåì, åñëè îí âûõîäèò çà ðàìêè èíôîðìàöèîííîé çàìåòêè, îí ãîâîðèò î ïðè÷èíàõ ýòîãî ñîáûòèÿ, äàåò îöåíêó åãî çíà÷èìîñòè, äåëàåò ïðîãíîç ðàçâèòèÿ ñèòóàöèè è âûäàåò ëèáî ðåêîìåíäàöèè, ëèáî ïëàí äåéñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ýòèì ñîáûòèåì. Çäåñü ìû, ñîáñòâåííî, ïåðå÷èñëèëè âñå òâîð÷åñêèå ôóíêöèè æóðíàëèñòèêè. È ÷òî?
   À òî, ÷òî ïîðà ñîçäàòü ñâîè, æóðíàëèñòñêèå «òðîïû». È ïåðâûì èç íèõ áóäåò ñëåäóþùèé:
   ëþáàÿ èíôîðìàöèîííàÿ ìîäåëü íåïîëíà èëè îøèáî÷íà.
   Êàê íè êàòåãîðè÷íî èëè ëåãêîâåñíî ñèå çâó÷èò, ýòî ñëåäóåò èç äåñÿòè «òðîïîâ» Ýíåñèäåìà è òðåòüåãî «òðîïà» Àãðèïïû îá îòíîñèòåëüíîñòè âñåõ ïðåäñòàâëåíèé. Æóðíàëèñò äàåò íàì òó êàðòèíó, êîòîðóþ óâèäåë îí, èëè òó, êîòîðóþ åìó äàëè ðåñïîíäåíòû. À ýòà êàðòèíà îòíîñèòåëüíà è, ñëåäîâàòåëüíî, ëèáî íåïîëíà, ëèáî ëîæíà. Ñîãëàñíû?
   Âòîðîé «òðîï» æóðíàëèñòèêè:
   ëþáàÿ îöåíêà èíôîðìàöèè, ëþáîé åå àíàëèç ëîæíû.
   Ýòî óòâåðæäåíèå ñëåäóåò èç âòîðîãî è ÷åòâåðòîãî «òðîïîâ» Àãðèïïû. Åñëè æóðíàëèñò âûñêàçûâàåò ñóæäåíèå î ïîñòðîåííîé èì èíôîðìàöèîííîé ìîäåëè ñîáûòèÿ èëè ÿâëåíèÿ, òî — åñëè îí íàñòîÿùèé ïðîôåññèîíàë, — îí äîëæåí ñâîå ñóæäåíèå îáîñíîâàòü, äîêàçàòü. À ýòî âåäåò ê ïîèñêó ñâèäåòåëüñòâ è óëèê, ïîäòâåðæäàþùèõ èñòèííîñòü åãî âûâîäîâ; ñâèäåòåëüñòâà æå è óëèêè — ê ïîèñêó äîêàçàòåëüñòâ èõ èñòèííîñòè; â ñâîþ î÷åðåäü äîáûòûå ìàòåðèàëû è «ôàêòóðà» òðåáóþò äîêàçàòåëüñòâ ñîáñòâåííîé äîñòîâåðíîñòè è ò.ä. è ò.ä. À ýòî óæå áåñêîíå÷íàÿ ðåãðåññèÿ (âòîðîé «òðîï»). Åñëè æå ÷òî-òî ïðèíèìàåòñÿ íà âåðó èëè êàê ïîñòóëàò, òî âåðèòü ýòîìó íåëüçÿ (÷åòâåðòûé «òðîï»).  ñëó÷àå Ìèõàèëà Åâäîêèìîâà ìû ìîæåì òîëüêî äîñòîâåðíî óòâåðæäàòü, ÷òî «îí óâîëüíÿë». À âîò äàëüøå ðàçâîðà÷èâàòü èíôîðìàöèþ íå èìååò ñìûñëà. Åñëè æóðíàëèñò çàõî÷åò óáåäèòü ñåáÿ è äðóãèõ â òîì, ÷òî âåðõóøêà Àëòàéñêîé àäìèíèñòðàöèè ïîãðÿçëà â âîðîâñòâå — åìó ïðèäåòñÿ «êîïàòü» äî êîíöà ñâîåé æèçíè, ãîíÿÿñü çà äîêàçàòåëüñòâàìè äîêàçàòåëüñòâ (âòîðîé «òðîï»). Ïðåäñòàâüòå åãî â êàáèíåòàõ è êîðèäîðàõ âëàñòè, â ðåäàêöèÿõ ïîëíîñòüþ çàâèñèìûõ îò ðåãèîíàëüíûõ âëàñòåé ìåñòíûõ ÑÌÈ, â êîíòîðàõ ïðåäïðèÿòèé, ïðèíàäëåæàùèõ âëàñòÿì ïðåäåðæàùèì, — è âû ïîéìåòå, ÷òî êîíöà ýòîé ðàáîòå íå áóäåò. Åñëè æå æóðíàëèñò ïðèìåò ãèïîòåçó î âîðîâñòâå êàê «ïðåäïîëîæåíèå», òî, åñòåñòâåííî, âåðû åìó íåò (÷åòâåðòûé «òðîï»).
   Èç ýòîãî ñëåäóåò ÷ðåçâû÷àéíî âàæíûé âûâîä, êîòîðûé ìû äîëæíû âñåãäà äåðæàòü â ãîëîâå, èìåÿ äåëî ñ èíôîðìàöèåé èç ÑÌÈ.
   ×åëîâåê ÷èòàåò æóðíàëüíûå ñòàòüè è ñìîòðèò òåëåìàòåðèàëû î æèçíè ïîëèòèêîâ, ýêîíîìèêå ðàéîíà, ñóäüáå ñòðàíû — èíôîðìàöèîííûå, îáçîðíûå è àíàëèòè÷åñêèå — è íå ìîæåò ñîñòàâèòü èñòèííóþ êàðòèíó ïðîèñõîäÿùåãî. Åìó ïîñòàâëÿþò èíôîðìàöèþ, òîëüêî áîëåå èëè ìåíåå ïðèáëèæåííóþ ê èñòèííîìó ïîëîæåíèþ âåùåé. Ïîýòîìó îí âñåãî ëèøü ïîëó÷àåò áîëüøå ñâåäåíèé (íåïîëíûõ èëè ëîæíûõ) î çàèíòåðåñîâàâøåì åãî ÿâëåíèè, ñîáûòèè, ÷åëîâåêå. Ê ýòîìó íàäî äîáàâèòü ñëåäóþùåå. Ïðîáëåìà ïîñòèæåíèÿ èñòèííîãî õîäà âåùåé óñóãóáëÿåòñÿ òåì, ÷òî ÷åëîâåêó ñâîéñòâåííî íà îñíîâå ïîëó÷åííûõ ñâåäåíèé ñòðîèòü ñîáñòâåííóþ èíôîðìàöèîííóþ ìîäåëü ñîáûòèÿ èëè ñîáèðàòü ïîäòâåðæäåíèÿ óæå ñëîæèâøåéñÿ ñîáñòâåííîé ìîäåëè. Íî — è ýòî òðåòèé, ïîñëåäíèé «òðîï» æóðíàëèñòèêè —
   ëþáàÿ èíôîðìàöèîííàÿ ìîäåëü, ïîñòðîåííàÿ ÷èòàòåëåì,çðèòåëåì — ëîæíà.
    ïðèíöèïå, ïðàâîòà ýòîãî óòâåðæäåíèÿ ïîäòâåðæäàåòñÿ âñåìè òðîïàìè àíòè÷íûõ ñêåïòèêîâ. Äîáàâèì ê ýòîìó òàêèå ñîîáðàæåíèÿ. ×åëîâåê îáû÷íî ñòðîèò êàðòèíó æèçíè ãîðîäà, ðàéîíà, ñòðàíû, ðàñøèðèòåëüíî ïåðåíîñÿ íà íåå òî, ÷òî îí ñàì âèäèò â ïîâñåäíåâíîé æèçíè âîêðóã ñåáÿ, ò.å. æèçíü ëþäåé ñâîåãî êðóãà, ñîñòàâëÿþùóþ î÷åíü ìàëóþ ÷àñòèöó ìîçàè÷íîé è ñëîæíîé îáùåé êàðòèíû. È åìó ñâîéñòâåííî âîñïðèíèìàòü òîëüêî òó èíôîðìàöèþ, êîòîðàÿ ñîîòâåòñòâóåò åãî óáåæäåíèÿì, æèòåéñêîìó ëè÷íîìó îïûòó è òîìó, ÷òî îí âèäèò âîêðóã. Âñå îñòàëüíîå èãíîðèðóåòñÿ…
   Âîò òàê. È êàêèå æå âûâîäû ìû äîëæíû ñäåëàòü?
   Âñÿ æóðíàëèñòèêà — ýòî âñåãî ëèøü ïîñòàâêà ÷èòàòåëþ áîëåå èëè ìåíåå äîñòîâåðíîé, ñîçíàòåëüíî èëè íåñîçíàòåëüíî èñêàæåííîé è âñåãäà íåïîëíîé èíôîðìàöèè. Åå âîñïðèÿòèå ÷èòàòåëåì èñêàæàåò åå åùå áîëåå — â ïîëüçó åå ëîæíîñòè èëè äîñòîâåðíîñòè, çäåñü óæ êàê ïîëó÷èòñÿ, ýòî ïðîöåññ ñëó÷àéíûé.
  

Читайте также:  Чем полезна черника для организма людей

ÍÅ ÑÂÅÒÈÒ È ÍÅ ÃÐÅÅÒ

   Ëîæíîñòü òâîð÷åñêèõ ôóíêöèé æóðíàëèñòèêè ìîæåò áûòü ôàòàëüíà, òî åñòü íàõîäèòüñÿ â ðåçêîì ïðîòèâîðå÷èè ñ îáúåêòèâíûì õîäîì âåùåé. (Ñòðàíà ãèáíåò, à ïèøóò, ÷òî âñå íîðìàëüíî. Òàê âñÿ ðîññèéñêàÿ ñâîáîäíàÿ ïðåññà 90-õ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà ïðîïóñòèëà ìèìî ñâîåãî âíèìàíèÿ òî, ÷òî â «åëüöèíñêîå äåñÿòèëåòèå» ñòðàíà ïåðåæèëà ñòðàøíóþ íàöèîíàëüíóþ êàòàñòðîôó, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðîé, âîçìîæíî, íåîáðàòèìû.) Ìîæåò áûòü ìèíèìàëüíà (íåçàâèñèìàÿ ïðåññà, ìàêñèìàëüíî ÷åñòíûé àíàëèç ïðè ïðîôåññèîíàëüíî-ñêðóïóëåçíîì ñáîðå ôàêòóðû, êîíñóëüòàöèè òàëàíòëèâûõ íåçàâèñèìûõ ýêñïåðòîâ-àíàëèòèêîâ) — òîãäà îíà äàåò àäåêâàòíûå îöåíêè, ïðîãíîçû è ïðàâèëüíûå ðåêîìåíäàöèè. Ïîñëåäíèé ñëó÷àé, íåñìîòðÿ íà ñêåïñèñ àíòè÷íûõ ñêåïòèêîâ, âîçìîæåí, äàæå î÷åíü. Æóðíàëèñò — íå ôèëîñîô! — íå èùåò èñòèíó â ïîñëåäíåé èíñòàíöèè, åìó íå îáÿçàòåëüíî èäòè ïî ïóòè áåñêîíå÷íîé ðåãðåññèè, îí ìîæåò ñîáðàòü îãðàíè÷åííîå ÷èñëî ôàêòîâ, íî òàêèõ, êîòîðûå äàäóò àäåêâàòíóþ êàðòèíó äåéñòâèòåëüíîñòè. È òîãäà æóðíàëèñòèêà âûïîëíÿåò ñâîå èñòèííîå ïðåäíàçíà÷åíèå. Íî íå áóäåì çàáûâàòü: íà ýòîì ïóòè ðàáîòàþò ñëåäóþùèå ôàêòîðû:

      —
    Ìàëî-ìàëüñêè ñóùåñòâåííàÿ èíôîðìàöèÿ âñåãäà òðóäíîäîñòóïíà.
      —
    Ìîòèâàöèÿ æóðíàëèñòà ê äîáû÷å ýòîé èíôîðìàöèè îãðàíè÷åíà (íàïðèìåð, êîìó îõîòà ðûòü çåìëþ çà çàðïëàòó ðåãèîíàëüíîãî êîððåñïîíäåíòà, ðèñêóÿ ðàáîòîé è æèçíüþ, ÷òîáû óñàäèòü çà ðåøåòêó îäíîãî èç ñîòåí òûñÿ÷ ðîññèéñêèõ âîðîâ è âçÿòî÷íèêîâ?). Ïðèâåò îò ýíòóçèàñòîâ-ýêñòðåìàëîâ!
      —
    Ïðîäâèæåíèå íàïèñàííîãî ïðàâäèâîãî è ñêàíäàëüíîãî ìàòåðèàëà â ïå÷àòü ìîæåò áëîêèðîâàòüñÿ «ñâåðõó» ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ, ÷åì ïðîäâèæåíèå êàêîãî-ëèáî äðóãîãî, «áåççóáîãî».
      —
    Îïóáëèêîâàíèå òàêîãî ìàòåðèàëà ìîæåò áûòü îïðîâåðãíóòî âñòðå÷íûì îïóáëèêîâàííûì ìíåíèåì, çëîñòíîé, îòêðîâåííîé äåçèíôîðìàöèåé, ÷òî ìîæåò ðàçðóøèòü ïðàâèëüíî ñôîðìèðîâàííóþ «èíôîðìàöèîííóþ ìîäåëü» ñëóøàòåëÿ, çðèòåëÿ, ÷èòàòåëÿ. Ïðèâåò îò ïëþðàëèçìà è âòîðîãî «òðîïà» Àãðèïïû!
      —
    Åñëè æóðíàëèñò íàñòîëüêî óïîðåí è óäà÷ëèâ, ÷òî åãî èíôîðìàöèÿ ïðîõîäèò âñå ïðåïîíû è îâëàäåâàåò óìàìè ìàññîâîé àóäèòîðèè, òî «áëîêèðóþò» ñàìîãî æóðíàëèñòà (ïîñòôàêòóì ëèêâèäèðóåòñÿ èñòî÷íèê íåïðèÿòíîñòåé â áóäóùåì). Óâîëüíåíèå, èçíóðèòåëüíûå ñóäåáíûå òÿæáû, èçáèåíèå ñ ïîñëåäóþùåé íåòðóäîñïîñîáíîñòüþ æåðòâû, óáèéñòâî…

   Òàê ÷òî — è ñ ýòèì â ñâåòå âûøåñêàçàííîãî ëåãêî ñîãëàñèòüñÿ — àäåêâàòíàÿ êàðòèíà ðåàëüíîñòè â æóðíàëèñòèêå — ÿâëåíèå êðàéíå ðåäêîå.
   ×òî æå òîãäà ïîëó÷àåòñÿ? À òî, ÷òî æóðíàëèñòèêà â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñâîèõ ïðîÿâëåíèé — ýòî ïðîñòî ìåíòàëüíûé ïîäèóì äëÿ áîëåå èëè ìåíåå îáðàçîâàííûõ è êîìïåòåíòíûõ ëþäåé.  ïðèíöèïå, ýòî ïî÷òè âñåãäà ïóñòûå ñïëåòíè, ðåôëåêòèâíîå ïîâåðõíîñòíîå îáñóæäåíèå ôàêòîâ è áîëòîâíÿ íà îòâëå÷åííûå òåìû. Èëè ëîááèðîâàíèå èíòåðåñîâ òåõ èëè èíûõ ëè÷íîñòåé, ãðóïï è ïàðòèé.
   Æóðíàëèñòèêà íå äàåò ÷åëîâåêó èñòèííîé êàðòèíû âåùåé. Îíà íå ïîìîãàåò åìó ðåøèòü ñâîè ïðîáëåìû — íè ïðåäâîñõèòèòü áåäû, íè çàùèòèòüñÿ îò íåå, íè íàéòè ïðóæèíû ëè÷íîé àêòèâíîñòè, íè ôîðìóëó óñïåõà. Æóðíàëèñòèêà íå ïîìîãàåò, íå ó÷èò, íå ñâåòèò è íå ãðååò.
   Ýòî ìû äîëæíû âñåãäà äåðæàòü â ãîëîâå. Ýòî ìû äîëæíû õîðîøî ïîíèìàòü. À êàê óæ îáðàùàòüñÿ ñ ëîæüþ æóðíàëèñòèêè è ÷åì êîìïåíñèðîâàòü ñîáñòâåííóþ ñëåïîòó â ýòîì ñòîëü òðóäíî ïîçíàâàåìîì ìèðå — êàæäûé ðåøàåò äëÿ ñåáÿ ñàì.
  
  
  
  
  
  
  

Источник