Презентация к уроку горючие полезные ископаемые

Презентация к уроку горючие полезные ископаемые thumbnail

Презентация 3 класса на тему: «Горючие полезные ископаемые. «. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

Источник

Слайд 1

Презентация к уроку биологии в 6 классе Тема : «Полезные ископаемые» (обобщающий урок) с. Новая Усмань, 2015г. Учитель биологии: Широкожухова Т.Н.

Слайд 2

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля , наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.

Слайд 3

Группы полезных ископаемых горючие рудные (металлические ) нерудные (строительные) Каменный уголь, природный газ, торф, нефть Медь, железо, алюминий цинк, олово, свинец Поваренная соль, известняк, гранит, глина, мрамор, гипс.

Слайд 4

Каменный уголь Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Основа образования угля – растительные остатки Каменный уголь залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты По химическим свойствам каменный уголь представляет собой смесь высокомолекулярных полициклических ароматических соединений с высокой массовой долей углерода, а также воды и летучих веществ с небольшим количеством минеральных примесей при сжигании угля образующих золу

Слайд 5

Каменный уголь применяется: Из каменно – угольной смолы получают лекарства. Каменный уголь идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на заводах, применяется при выплавки чугуна. Каменный уголь служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы, духов и для получения сахарина. В виде кокса: при выплавке руд в доменных печах.

Слайд 6

Природный газ Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах земли. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Скважины стараются разместить равномерно по всей территории месторождения. В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. Кроме трубопроводного транспорта используют специальные танкеры — газовозы . Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии.

Слайд 7

Торф Торф – горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30см. Содержит 50-60% углерода. Теплота сгорания (максимальная) 24 МДж / кг. По разным оценкам в мире от 250 до 500 млрд т. Торфа (в пересчете на 40% влажность), он покрывает около 3% площади суши. В России, лидирующей по запасам торфа, доля занятых им земель достигает 31,8% в Томской области (Васюганские болота) и 12,5% в Вологодской.

Слайд 8

Нефть Нефть – горючая маслянистая жидкость от светло — коричневого (почти бесцветная) до темно — бурого (почти черного цвета) Имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли. На сегодня – одно из важнейших для человечества полезных ископаемых. Россия является одним из самых крупных в мире экспортёров нефти. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных. По – другому нефть называют черным золотом.

Слайд 9

Применение нефти Из нефти получают: Бензин. Керосин Мазут Смазочные масла Вазелин Парафин Гудрон, который используют для получения асфальта

Слайд 10

Железная руда По запасам железных руд Россия занимает первое место Железные руды – природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения. Они бывают черного, бурого, красноватого, желтоватого цвета. Важное свойство железной руды – плавкость. Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Железо используют прежде всего в сплавах с углеродом – различных чугунах и сталях. Сталь упруга, ее можно ковать, прокатывать, а чугун хрупок. Сталь является одним из основных сырьев для машиностроения.

Читайте также:  Полезные приложения для андроид для девушек

Слайд 11

Известняк в природе Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется (ракушником) Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовались для создания скульптур. Одним из основных строительных материалов , получаемых из известняка, является известняковый щебень, который широко используется в дорожном строительстве и в производстве бетона. Особая разновидность известняка – мел.

Слайд 12

Гранит Граниты играют огромную роль в строении коры континентов Земли. Граниты встречаются только на нашей планете и пока не установлены среди метеоритов или на других планетах солнечной системы. Среди геологов существует выражение «Гранит – визитная карточка Земли». Гранит является одной самых плотных, твердых и прочных пород. Используются в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и гранитный щебень.

Слайд 13

Песок Песок – осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество- диоксид кремния) Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, песок является основным компонентом при изготовлении стекла.

Слайд 14

Глина Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия, что позволяет использовать это сырьё по-своему.

Источник

Урок-проект по окружающему миру

Горючие полезные ископаемые

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых  в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Задачи: формирование представлений  учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.

Предметные результаты

Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать  способы их  добычи, владеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Личностные:

— развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
— способствовать развитию умения работать в группе;
— способствовать расширению словарного запаса детей;
— умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— высказывать своё предположение;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий..

Познавательные:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

— принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование: интерактивная доска, проектор,  карточки с загадками,  образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика»  учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы,  карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.

Ссылки:

Нефть — https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/77/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Газ — https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/51/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Торф — https://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_22_22.php

Каменный уголь — https://www.doklad-na-temu.ru/iskopaemye/kamennyi-ugol.htm

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная  работа.

Я предлагаю вам Ситуацию выбора:

•        Новый материал объяснит учитель.

•        Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.

— Какой вариант вы выбираете?

Слайд –

Действительно,    

Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.

      Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).

Читайте также:  Для чего полезна настойка из грецких орехов

2. Введение в тему урока

Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.

                                   ГЕ    ,  ,     Г                   (открыть шторку)

— Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)

— Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ»,  вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.

3.Актуализация знаний

— Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)

— Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)

– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)

4. Составление плана работы.

— Наш урок сегодня пройдет в форме урока-проекта.

— Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.

5.Постановка проблемы

Слайд —  Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)

Слайд — Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.

Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.

— Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес…  —  где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще  использовать в качестве топлива?)

Слайд   Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?

— А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.

У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).

1 группа —  

 Росли на болоте растения –

 Стали топливом и удобрением (торф)

3 группа –

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

2 группа –

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, 
От него в домах светло (уголь)

4 группа –

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)

6. Проверка групп  — зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости

— Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)

Слайд —  появляются все 4 ПИ

—  Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.

Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)

7. Формулирование темы урока

Слайд —  Сформулируйте тему проекта  — горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)

— Какие  задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?

Вам помогут вопросы

Слайд 

Какие … ? (свойства и значение для человека)

Как…? (добывают, обозначают на карте)

Где ..? (добывают,  применяют)

Нужно ли ….?

— Какие источники информации   нам помогут ответить на эти вопросы?

Слайд —  В проведении исследовательской работы вам поможет  маршрутный лист. 

Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.

8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).

Слайд —  Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств  своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.

Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.

9. Представление результатов исследования

Слайд — Давайте послушаем и посмотрим на  результаты ваших исследований, остальные учащиеся  по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.

Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.

 На доске постепенно заполняется таблица:

Характеристика ПИ

Каменный уголь

Торф

Нефть

Природный газ

— Сегодня мы попробовали быть геологами.

— Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?

10. Работа с физической картой на интерактивной доске

Слайд — Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.

(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)

11.Проблема:  (охрана ГПИ)

— Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.

—  О какой проблеме идет в нем речь?

Читайте также:  Чем полезны семена чиа для лица

Просмотр видеоролика.

—  Какая проблема была затронута в сюжете?

 (нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)

— Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?

— Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).

— Давайте вспомним, как они образовались?  (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)

— Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?

(подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)

— Какие меры по охране ПИ вы можете предложить? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)

– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и  топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?

(Находить новые виды топлива и источники энергии)

12. Домашнее задание  

— Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и  атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.

— А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и  прославляют своим трудом наш край.

13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью теста  «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.

  1. Торф – жидкое полезное ископаемое
  2. Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
  3. Нефть добывают из скважин
  4. Бензин получают из нефти.
  5. Торф используется в строительстве
  6. Каменный уголь образовался из растений.

14. Рефлексия (в группах)

— Подведём итог нашего урока. Каждый из вас внес определенный вклад  в исследовательскую работу, подумайте, какие трудности вам встретились, что понравилось больше всего. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету как участника проекта.

Заполнение анкет по участию в проекте.

Заслушивание нескольких ребят.

— Какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

— Какие трудности встретились во время выполнения проекта?

— Спасибо всем за работу, наш урок окончен.

АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

Имя участника проекта

Напиши, какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

Чему ты научился?

Что получилось лучше всего?

Какие трудности встретились во время выполнения проекта и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

Оцени свое участие в работе над проектом?

Оцени своё отношение к  проекту по предложенным шкалам (подчеркни нужные слова)

               Выполнение  проекта  считаю:

Приятным                                  неприятным

Однообразным                          разнообразным

Интересным                               скучным

Желательным                            нежелательным

Легким                                        трудным

Нужным                                      ненужным

Беспокойным                             спокойным

Простым                                     сложным

Непонятным                               понятным

Полезным                                    бесполезным

Свойства________________________________           

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

__________________________________________________________________

Свойства________________________________    

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

Источник