Презентация на тему свойства полезных ископаемых
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Свойства полезных ископаемых » (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА учителем начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Кемерово Аксёновой В.Я.
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. Нефть Каменный уголь Торф НЕТ НЕТ ДА
4 слайд
Описание слайда:
Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен. Гранит Железная руда Глина НЕТ НЕТ ДА
5 слайд
Описание слайда:
Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч. Нефть Торф НЕТ НЕТ Каменный уголь ДА
6 слайд
Описание слайда:
Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. Каменный уголь Известняк НЕТ НЕТ ДА Гранит
7 слайд
Описание слайда:
Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов. Железная руда Известняк Гранит НЕТ НЕТ ДА
8 слайд
Описание слайда:
Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. Природный газ НЕТ Нефть ДА
9 слайд
Описание слайда:
Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. Известняк Каменный уголь НЕТ НЕТ Песок ДА
10 слайд
Описание слайда:
Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. Известняк Торф НЕТ НЕТ Глина ДА
11 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с. 22
12 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (Пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир»
13 слайд
Описание слайда:
Минерал — природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных процессов и обладающее определёнными свойствами. Является составной частью земной коры, горных пород, руд, метеоритов. Изучением минералов занимается наука минералогия. В настоящее время установлено около 4900 минеральных видов, однако лишь несколько десятков минералов (около 100) пользуются широким распространением.
14 слайд
Описание слайда:
Важнейшие свойства минералов, являющиеся диагностическими признаками и позволяющие их определять, следующие: Габитус кристаллов – внешний вид, т.е. какие грани он имеет: ромбовидные, кубические и пр. Галит — пример кубического габитуса (Соляная шахта в Величке, Польша)
15 слайд
Описание слайда:
Блеск — световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Зависит от отражательной способности минерала. Металлический блеск; Неметаллический блеск: Алмазный блеск; Стеклянный блеск ; Перламутровый блеск ; и др. Опал – перламутровый блеск Графит – металлический блеск Флюорит – стеклянный блеск
16 слайд
Описание слайда:
Твердость. Определяется по шкале Мооса. По этой шкале, самым твёрдым эталонным минералом является алмаз (10 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1600, может резать стекло), а самым мягким является тальк (1 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1, царапается ногтем). Твёрдость минерала не всегда постоянна для каждой из его сторон. Примером такого минерала является кианит имеющий твёрдость 4.5 по шкале Мооса в одном направлении и твёрдость 6 в другом. Алмаз Тальк Кианит
17 слайд
Описание слайда:
Хрупкость — прочность кристаллов, можно обнаружить при механическом раскалывании. Хрупкость иногда путают с твёрдостью, что неверно. Иные очень твёрдые минералы могут с лёгкостью раскалываться, то есть быть хрупкими (например, алмаз).
18 слайд
Описание слайда:
Работа в тетради для самостоятельной работы с. № 6 № 6
19 слайд
Описание слайда:
1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Использование и применение. План
20 слайд
Описание слайда:
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. ИЗВЕСТНЯК МЕЛ
21 слайд
Описание слайда:
Рассмотреть под лупой образец. Обратить внимание на размер, цвет и блеск частиц. Опустить кусочек известняка в воду. Сделать вывод. Определить твёрдость известняка. Определить хрупкость известняка.
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
ИЗВЕСТНЯК 1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)
24 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с. 23
25 слайд
Описание слайда:
Найти в школьной коллекции полезных ископаемых мрамор. Обратите внимание на его цвет. Опустить блеск мрамора. Определить твёрдость мрамора и сравнить с твёрдостью известняка. Определить хрупкость мрамора.
26 слайд
Описание слайда:
МРАМОР Мрамор- продукт перекристаллизации известняка, состоит из мелких частичек Камень Твердый и плотный Различной окраски Состоит из отдельных блестящих зернышек Хорошо полируется
28 слайд
Описание слайда:
Работа с учебником с. 24
29 слайд
Описание слайда:
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. ГЛИНА ПЕСОК
30 слайд
Описание слайда:
Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Сделай выводы. 2. Проделайте опыт №1. Что вы наблюдаете? Проделайте опыт №2. Что вы заметили? Рассмотрите под лупой образцы песка и глины. Сделай выводы о прозрачности, цвете, блеске, размере и сыпучести этих горных пород.
31 слайд
32 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
33 слайд
Описание слайда:
1. Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду ГЛИНА
34 слайд
Описание слайда:
Вывод ИЗВЕСТНЯК Относятся к твёрдым горным породам и активно используются человеком в строительстве. МРАМОР ГРАНИТ ПЕСОК — пластичное вещество ГЛИНА Активно используются человеком в строительстве сыпучее вещество —
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: с.22 — 25, пересказ; п.т.с.7 № 7
37 слайд
Описание слайда:
источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: https://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Преподаватель естествознания
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель экологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-871528
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Источник
31.01.2020.
Тема: Свойства полезных ископаемых.
Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Задачи:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк, каменный уголь) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши.
Ход урока:
1. Организационный момент
— Что у меня в руках? (Сундучок.)
— Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
— Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
4) Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк.)
5) Черный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей,
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Я золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом. (Каменный уголь)
— Да, это песок, глина, гранит, известняк и каменный уголь.
— Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка, каменного угол? (Геологи.)
— Как вы думаете, интересно работать геологами?
— Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.
Изучать свойства полезных ископаемых.
2. Постановка проблемы урока
— Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?
3. Знакомство с новым материалом
— В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
— А почему они называются полезными?
— Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.
Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)
— Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.
— Запишите определение в тетрадь на с. 24.
4. Работа в группах
— Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, каменный уголь и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4,5 — образцы полезных ископаемых, а также картинка — условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.
Вспомним правила работы в группах:
Название полезного ископаемого _________________________________
______________________________________________________________
Твёрдое или жидкое ____________________________________________
Цвет _________________________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________
______________________________________________________________
Что происходит при контакте с водой_____________________________
______________________________________________________________
Прозрачное или непрозрачное ___________________________________
Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)
5. Выступление каждой группы
Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Песок
Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.
Гранит
Гранит — очень плотная горная порода, образованная тремя минералами — полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.
Известняк
Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.
— Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)
— Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.
6. Физкультминутка
Путь его тяжёл и долог
Ищет залежи геолог.
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»
Потрудились — отдохнём:
Встанем глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение изучения темы
Отдохнули?
Продолжим работу.
У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.
Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)
— Каким способом добываются полезные ископаемые?
— Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в карьерах (открытых котлованных), другие — в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Презентация
Закрепление изученного материала
А какие полезные ископаемые добывают в Ростовской области? (Работа по картам.)
Известняк
На территории области разрабатывается Жирновское месторождение известняков. Известняки являются экологически чистым и высококачественным сырьем для многих отраслей производства, в том числе: в черной и цветной металлургии, в производстве высокомарочных цементов, строительного щебня.
Песок
На территории Ростовской области 173 месторождения (участков) песков строительных
Пески используются в строительных растворах, при изготовлении бетонов, силикатного кирпича, в кирпичном производстве, для балластировки железнодорожных путей и ремонте автодорог.
Глина
Применение глины тоже достаточно широко.
Тугоплавкие и огнеупорные глины имеют ограниченное распространение и находятся только в центральной части области, в пределах открытой части Восточного Донбасса. 5 месторождений
Бентонитовые глины выявлены и в различной степени изучены на территориях Тарасовского, Миллеровского и Верхнедонского районов Ростовской области.
Каменный уголь
Почти вся центральная часть Ростовской области (44 тыс.км2) является угленосной. По геолого-структурным признакам на этой площади выделены 9 угленосных районов: Миллеровский, Каменско-Гундоровский, Белокалитвенский, Тацинский, Краснодонецкий, Гуково-Зверевский, Сулино-Садкинский, Шахтинско-Несветаевский и Задонский.
Другие ископаемые
Камни строительные. Территории Ростовской области учтены 162 месторождения (участков) камней строительных, используемых для производства щебня, бутового камня, пильного камня. Это песчаники и известняки-ракушечники .
Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.
Минеральные источники воды в Ростовской области
встречаются в Верхнедонском, Вёшенском районе и в г. Ростове-на-Дону, х. Пухляковский, Усть-Быстрянский.
Запишем в тетрадь обозначения полезных ископаемых.
Тест
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
1. Месторождение – это …
А) карьеры
В) горные породы
С) места залегания полезных ископаемых
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи
В) геологи
С) строители
3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина
В) гранит, торф
С) каменный уголь, поваренная соль
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды
В) ка?