Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии thumbnail

Слайд 1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области

Слайд 2

Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.

Слайд 3

№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы

Слайд 4

№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе — … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр — … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России — …..

Слайд 5

№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России — 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России — …

Слайд 6

№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России — … 11.Самое крупное месторождение железных руд — … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн — … …..

Слайд 7

№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа

Слайд 8

№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы

Слайд 9

№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?

Слайд 10

№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?

Слайд 11

№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус

Слайд 12

№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы

Слайд 13

№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно — Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте — Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?

Слайд 14

Проверь себя!

Слайд 15

Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»

Источник

Разработка урока по географии в 8 классе

«Особенности рельефа территории России»

Учитель по географии: Хомутникова Наталья Олеговна

Цели:

Образовательные:

обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.

Развивающие:

развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;

развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;

воспитывать положительное отношение к знаниям;

воспитывать дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.

Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 класса, инструктивные карты, карточки с заданиями.

I. Организационный этап

  • Класс разделен на 4 группы;
  1. Приветствие;
  2. Проверка готовности обучающихся к уроку;
  3. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.(опережающее)

Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.

 III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.

Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала

Учитель:

— Мы начинаем изучение большого раздела «Общая характеристика природы».На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.

(Дети в группе начинают собирать пазл)

— А теперь попробуйте определить тему нашего урока.

«Держу я камень на ладони И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы Неторопливо пролистать»

— О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?

(Дети формулируют тему урока)

— Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.

— Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.

  • По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Дети формулируют цели урока)

IV. Ход урока.

Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту).

Фронтальный опрос:

  • Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности)
  • Как различается рельеф по формам и высоте . (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности — 200-500 м.; плоскогорья — более 500м.)
  • Выполните задание 1, заполнив схему в карте. (Проверка на слайде).

-Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.

V. Усвоение новых знаний. 

Практическая работа №1.

Цель: определить особенности рельефа территории России.

Работа в парах по карте атласа 8 класс «Физическая карта России» стр.14-15, учебник стр. 35-37.

Задания для 1 группы;

  1. Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны.
  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?

Задания для 2 группы:

  1. Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны.
  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.

(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте).

Вывод: Особенности рельефа

Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.

Проблема (формулируют дети):

— Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?

Практическая работа №2.

Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.

Физминутка.

(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)

  Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте — вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Индивидуальная работа по инструктивным картам.  (Атлас «Физическая карта России» стр. 1415, «Тектоническая карта» стр. 16.)

Вывод по работе (Формулируют дети)

  1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим  строением.
  2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
  3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
  4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
  5. В областях древней складчатости располагаются средние  и низкие  горы по высоте.
  6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.

(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)

VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).

Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:

(Работа в группах по слайду)

1 вертикальное движение земной коры        1 литосферная плита

2 Алтай                                                                                           2 равнина

3 складчатая область        3 платформа

4 горы               4 Восточно-Европейская

Ответ: 1-3-4-2        Ответ: 1-3-2-4

VII. Итоги урока.

Учащиеся определяют степень реализации поставленных задач в начале урока.

VIII. Домашнее задание.

Получившие «4» и «5»- составить кроссворд «Рельеф России» (работа в парах);

Получившие «3»- прочитать п. 7 и составить 10 вопросов к тексту с ответами;

*(«5») Минералы, добываемые в России. (дополнительные источники информации).

Выставление оценок за работу на уроке.

Инструктивная карта ученика        класса

ФИ ученика(цы)        

Дата        

Тема урока        

Цель урока        

  1. Вспомни:

А) Рельеф-это        

Б) Заполни схему:

Формы рельефа

2.Практическая работа №1.

Цель: Определить особенности рельефа нашей страны. (Работа в парах)

А) Определить по карте Атласа «Физическая карта России», стр. 14-15

крупнейшие равнины нашей страны        

Б) Как они различаются по высоте        

В) Где расположены        

Вывод:

(Заполни пропуски в тексте)

Равнины расположены на        

                  и в        частях

страны, а горные сооружения на         и частично

на        .

Критерии оценивания: 0-1 ошибки- «5»

                                     2-3 ошибки -«4»

                                     3-4 ошибки- «3»

Оценка______

Проблемный
вопрос_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

З. Практическая работа №2.

Цель: Выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России. Индивидуальная работа.

Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 1б.

Форма рельефа

Тектоническая карта

  1. Восточно-Европейская равнина

Русская платформа

  1. 3ападно-Сибирская равнина
  1. Средне-Сибирское плоскогорье
  1. Кавказские горы
  1. Срединный хребет

б. Уральские горы

7. Чукотское нагорье

ВЫВОДЫ:

  1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с________________________________________  строением.
  2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют____________.
  3. В рельефе складчатым областям соответствуют______________и ____________
  4. В областях новой складчатости сформировались______________________горы. Они относятся по высоте к_______________________ горам.
  5. В областях древней складчатости располагаются_________________         и____________________.горы по высоте.

б. Разнообразие рельефа России связано со строением        

Оценка

Источник

Слайд 1

Рельеф России Минеральные ресурсы и их использование

Слайд 2

Вспомним! Минерал — от позднелат. «minera» — руда ) — природное твёрдое тело с определённым химическим составом, физическими свойствами и кристаллической структурой , образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной Коры , горных пород , руд , метеоритов и других планет Солнечной системы Горная порода- встречающиеся в природе агрегаты минералов и/или минералоидов . Литосфера Земли состоит из горных пород. Горная порода- природные агрегаты минералов более или менее постоянного состава, образующие самостоятельные геологические тела . Термин «Горная порода» впервые в современном смысле употребил в 1798 русский минералог и химик В. М. Севергин . . Полезные ископаемые- минеральные образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Слайд 3

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (минеральное сырье)- полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно.

Слайд 4

Какие бывают полезные ископаемые? По происхождению По применению (по назначению) магматические осадочные метаморфические Горючие полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые Камнецветное сырье Руды Гидроминеральные ресурсы Горно- химическое сырье

Слайд 5

Месторождения (полезного ископаемого) — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Бассейн -площадь непрерывного или островного распространения месторождений, значительная по размерам или запасам полезного ископаемого

Слайд 6

Где их искать…(1) Фундамент древних платформ щит Складчатая область Руды металлов, Алмазы, камни- самоцветы, апатиты Некоторые виды рудных (золото , платина , олово) находятся в россыпях- – перенесенных водами рыхлых продуктах, разрушенных магматических и метаморфических пород. Нерудные полезные ископаемые Осадочный чехол древних платформ Шаг первый

Слайд 7

Где их искать…(2) Р Z Осадочный чехол молодых платформ Межгорные впадины Полезные ископаемые горючие и негорючие.

Слайд 8

Как используются минеральные ресурсы Шаг второй- добыча : открытый и шахтный способ В России 80% минерального сырья добывается открытым способом

Слайд 9

Шаг третий-производство А)Производство меди Добывают медную руду в России: Средне-Сибирское плоскогорье (Норильск), Урал, Кольский полуостров.

Слайд 10

Производство железа Добывают железную руду в России: Средерусская возвышенность (КМА), Предгорья Алтая (Горная Шория), Кольский полуостров (Ковдор), Средний и Южный Урал.

Слайд 11

Производство нефтепродуктов Добывают нефть в России: Западная Сибирь(Среднее Приобье), Поволжье(Татарстан), Северный Кавказ, Побережье Баренцева моря, республика Коми)

Слайд 12

Проверим? Горючие минеральное сырье , надо искать Платформа- это… это устойчивый участок земной коры; Складчатая область –это подвижный участок земной коры. Рудные полезные ископаемы приурочены к складчатым областям и фундаментам древних платформ . на молодых платформах и межгорных котловинах .

Слайд 13

КМА Разместим минеральные ресурсы

Слайд 14

Следующее занятие будет посвящено влиянию человеческой деятельности на рельеф нашей страны …

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии » Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Р

Описание слайда:

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» 8 класс

2 слайд

1.Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? Рельеф

Описание слайда:

1.Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? Рельеф

3 слайд

2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная ск

Описание слайда:

2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная скорость движения участков земной коры

4 слайд

3.О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева? Он азиатскому матер

Описание слайда:

3.О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева? Он азиатскому материку Прошелся каменным порогом. Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет. Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду. Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту УРАЛ

5 слайд

4. Морены, троги, озы, камы… Что общего в образовании этих форм рельефа? Ледн

Описание слайда:

4. Морены, троги, озы, камы… Что общего в образовании этих форм рельефа? Ледниковые формы рельефа

6 слайд

5. Это крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер.

Описание слайда:

5. Это крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. Западно-Сибирская равнина

7 слайд

6. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ

Описание слайда:

6. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ

8 слайд

7. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал - … Назовите недостающую пару Урала

Описание слайда:

7. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал — … Назовите недостающую пару Урала. Гора Народная

9 слайд

8. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? Барханы, дюны

Описание слайда:

8. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? Барханы, дюны

10 слайд

9. Назовите современный геологический временной адрес Кайнозойская эра, перио

Описание слайда:

9. Назовите современный геологический временной адрес Кайнозойская эра, период четвертичный антропогеновый

11 слайд

10. Где в России сошлась «вода и пламень»? Камчатка – вулканы, горячие источн

Описание слайда:

10. Где в России сошлась «вода и пламень»? Камчатка – вулканы, горячие источники

12 слайд

11. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, кали

Описание слайда:

11. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли? Нерудные полезные ископаемые

13 слайд

12. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назо

Описание слайда:

12. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. Тунгусский

14 слайд

13. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»?

Описание слайда:

13. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»? Нефть, уголь

15 слайд

14. Равнины на древних платформах, а горы? В складчатых областях

Описание слайда:

14. Равнины на древних платформах, а горы? В складчатых областях

16 слайд

15. Дыхтау, Шхера, Казбек, … Назовите четвертую. Эльбрус

Описание слайда:

15. Дыхтау, Шхера, Казбек, … Назовите четвертую. Эльбрус

17 слайд

16. Водные потоки – овраги, ветер – дюна, а какая сила образует «бараний лоб»

Описание слайда:

16. Водные потоки – овраги, ветер – дюна, а какая сила образует «бараний лоб»? Ледник

18 слайд

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Выберите книгу со скидкой:

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Курс повышения квалификации

Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-583105

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 2
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Тема
«Рельеф России.
Полезные ископаемые.»

(обобщающий урок)

Слайд 3
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Распределите компоненты природы
в два столбика:
Платформа, горы, низменности, Урал, Кавказ, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол

Слайд 4
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Распределите компоненты природы
в два столбика:

Слайд 5
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Установите соответствие между вершинами и названиями гор:
г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус горы Алтай
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Саяны
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Что лишнее? Объясните почему?

Слайд 6
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Установите соответствие между вершинами и названиями гор:
г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус горы Алтай
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Саяны
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Что лишнее? Объясните почему?

Слайд 7
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Башкортостан, хр.Караташ, гора Уфа

Постановлением Правительства РФ №998
от 24.12.2008г. безымянной вершине хребта Караташ Ю.Урала было присвоено имя «гора Уфа»

Слайд 8
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Башкортостан, хр.Караташ, гора Уфа

Слайд 9
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Гора Уфа

Слайд 10
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Показать на карте месторождения
полезных ископаемых

Железная руда
Никелевая руда
Медная руда
Каменный уголь
Бурый уголь
Нефть
Газ
Золото
Алмазы

Слайд 11
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 12
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 13
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

О какой территории идет речь?
Задание №2
О какой территории идет речь?
Задание №2
«Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии».

Слайд 14
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Задание №3
Задание №3
О какой территории идет речь?
«Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении».

Слайд 15
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Задание №4
Задание №4
О какой территории идет речь?
«Древние горы, занимающие большую часть одного из северных полуостровов России. Простираются субширотно на 1100 км. Район древнего вулканизма. На востоке расположены ледники».

Слайд 16
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Задание №5
Задание №5
О каких горах идет речь?
Около Стерлитамака находятся уникальные горы-одиночки. Это единственные на земном шаре геологические образования, которые сложены белыми массивными органогенными известняками.

Слайд 17
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Описание слайда:

Географическое лото
«Знаешь ли ты?»

Слайд 18
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 19
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 20
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 21
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 22
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 23
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Слайд 24
Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник