Презентация о рельефе и полезных ископаемых россии
Слайд 1
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области
Слайд 2
Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.
Слайд 3
№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы
Слайд 4
№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе — … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр — … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России — …..
Слайд 5
№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России — 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России — …
Слайд 6
№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России — … 11.Самое крупное месторождение железных руд — … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн — … …..
Слайд 7
№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа
Слайд 8
№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы
Слайд 9
№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?
Слайд 10
№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?
Слайд 11
№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус
Слайд 12
№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы
Слайд 13
№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно — Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте — Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?
Слайд 14
Проверь себя!
Слайд 15
Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»
Источник
Разработка урока по географии в 8 классе
«Особенности рельефа территории России»
Учитель по географии: Хомутникова Наталья Олеговна
Цели:
Образовательные:
обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 класса, инструктивные карты, карточки с заданиями.
I. Организационный этап
- Класс разделен на 4 группы;
- Приветствие;
- Проверка готовности обучающихся к уроку;
- Организация внимания.
II. Проверка домашнего задания.(опережающее)
Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.
III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала
Учитель:
— Мы начинаем изучение большого раздела «Общая характеристика природы».На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.
(Дети в группе начинают собирать пазл)
— А теперь попробуйте определить тему нашего урока.
«Держу я камень на ладони И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы Неторопливо пролистать»
— О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?
(Дети формулируют тему урока)
— Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
— Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.
- По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Дети формулируют цели урока)
IV. Ход урока.
Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту).
Фронтальный опрос:
- Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности)
- Как различается рельеф по формам и высоте . (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности — 200-500 м.; плоскогорья — более 500м.)
- Выполните задание 1, заполнив схему в карте. (Проверка на слайде).
-Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.
V. Усвоение новых знаний.
Практическая работа №1.
Цель: определить особенности рельефа территории России.
Работа в парах по карте атласа 8 класс «Физическая карта России» стр.14-15, учебник стр. 35-37.
Задания для 1 группы;
- Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны.
- Как они различаются по высоте?
- Где расположены?
Задания для 2 группы:
- Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны.
- Как они различаются по высоте?
- Где расположены?
Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.
(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте).
Вывод: Особенности рельефа
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Проблема (формулируют дети):
— Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?
Практическая работа №2.
Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.
Физминутка.
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте — вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Индивидуальная работа по инструктивным картам. (Атлас «Физическая карта России» стр. 1415, «Тектоническая карта» стр. 16.)
Вывод по работе (Формулируют дети)
- Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.
- Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
- В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
- В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
- В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.
- Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)
VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
(Работа в группах по слайду)
1 вертикальное движение земной коры 1 литосферная плита
2 Алтай 2 равнина
3 складчатая область 3 платформа
4 горы 4 Восточно-Европейская
Ответ: 1-3-4-2 Ответ: 1-3-2-4
VII. Итоги урока.
Учащиеся определяют степень реализации поставленных задач в начале урока.
VIII. Домашнее задание.
Получившие «4» и «5»- составить кроссворд «Рельеф России» (работа в парах);
Получившие «3»- прочитать п. 7 и составить 10 вопросов к тексту с ответами;
*(«5») Минералы, добываемые в России. (дополнительные источники информации).
Выставление оценок за работу на уроке.
Инструктивная карта ученика класса
ФИ ученика(цы)
Дата
Тема урока
Цель урока
- Вспомни:
А) Рельеф-это
Б) Заполни схему:
Формы рельефа
2.Практическая работа №1.
Цель: Определить особенности рельефа нашей страны. (Работа в парах)
А) Определить по карте Атласа «Физическая карта России», стр. 14-15
крупнейшие равнины нашей страны
Б) Как они различаются по высоте
В) Где расположены
Вывод: (Заполни пропуски в тексте) Равнины расположены на | и в частях | ||
страны, а горные сооружения на и частично
на .
Критерии оценивания: 0-1 ошибки- «5»
2-3 ошибки -«4»
3-4 ошибки- «3»
Оценка______
Проблемный
вопрос_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
З. Практическая работа №2.
Цель: Выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России. Индивидуальная работа.
Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 1б.
Форма рельефа | Тектоническая карта |
| Русская платформа |
| |
| |
| |
| |
б. Уральские горы | |
7. Чукотское нагорье |
ВЫВОДЫ:
- Преобладание равнинного рельефа в России связано с________________________________________ строением.
- Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют____________.
- В рельефе складчатым областям соответствуют______________и ____________
- В областях новой складчатости сформировались______________________горы. Они относятся по высоте к_______________________ горам.
- В областях древней складчатости располагаются_________________ и____________________.горы по высоте.
б. Разнообразие рельефа России связано со строением
Оценка
Источник
Слайд 1
Рельеф России Минеральные ресурсы и их использование
Слайд 2
Вспомним! Минерал — от позднелат. «minera» — руда ) — природное твёрдое тело с определённым химическим составом, физическими свойствами и кристаллической структурой , образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной Коры , горных пород , руд , метеоритов и других планет Солнечной системы Горная порода- встречающиеся в природе агрегаты минералов и/или минералоидов . Литосфера Земли состоит из горных пород. Горная порода- природные агрегаты минералов более или менее постоянного состава, образующие самостоятельные геологические тела . Термин «Горная порода» впервые в современном смысле употребил в 1798 русский минералог и химик В. М. Севергин . . Полезные ископаемые- минеральные образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.
Слайд 3
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (минеральное сырье)- полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно.
Слайд 4
Какие бывают полезные ископаемые? По происхождению По применению (по назначению) магматические осадочные метаморфические Горючие полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые Камнецветное сырье Руды Гидроминеральные ресурсы Горно- химическое сырье
Слайд 5
Месторождения (полезного ископаемого) — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Бассейн -площадь непрерывного или островного распространения месторождений, значительная по размерам или запасам полезного ископаемого
Слайд 6
Где их искать…(1) Фундамент древних платформ щит Складчатая область Руды металлов, Алмазы, камни- самоцветы, апатиты Некоторые виды рудных (золото , платина , олово) находятся в россыпях- – перенесенных водами рыхлых продуктах, разрушенных магматических и метаморфических пород. Нерудные полезные ископаемые Осадочный чехол древних платформ Шаг первый
Слайд 7
Где их искать…(2) Р Z Осадочный чехол молодых платформ Межгорные впадины Полезные ископаемые горючие и негорючие.
Слайд 8
Как используются минеральные ресурсы Шаг второй- добыча : открытый и шахтный способ В России 80% минерального сырья добывается открытым способом
Слайд 9
Шаг третий-производство А)Производство меди Добывают медную руду в России: Средне-Сибирское плоскогорье (Норильск), Урал, Кольский полуостров.
Слайд 10
Производство железа Добывают железную руду в России: Средерусская возвышенность (КМА), Предгорья Алтая (Горная Шория), Кольский полуостров (Ковдор), Средний и Южный Урал.
Слайд 11
Производство нефтепродуктов Добывают нефть в России: Западная Сибирь(Среднее Приобье), Поволжье(Татарстан), Северный Кавказ, Побережье Баренцева моря, республика Коми)
Слайд 12
Проверим? Горючие минеральное сырье , надо искать Платформа- это… это устойчивый участок земной коры; Складчатая область –это подвижный участок земной коры. Рудные полезные ископаемы приурочены к складчатым областям и фундаментам древних платформ . на молодых платформах и межгорных котловинах .
Слайд 13
КМА Разместим минеральные ресурсы
Слайд 14
Следующее занятие будет посвящено влиянию человеческой деятельности на рельеф нашей страны …
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии » Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» 8 класс
2 слайд
Описание слайда:
1.Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? Рельеф
3 слайд
Описание слайда:
2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная скорость движения участков земной коры
4 слайд
Описание слайда:
3.О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева? Он азиатскому материку Прошелся каменным порогом. Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет. Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду. Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту УРАЛ
5 слайд
Описание слайда:
4. Морены, троги, озы, камы… Что общего в образовании этих форм рельефа? Ледниковые формы рельефа
6 слайд
Описание слайда:
5. Это крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. Западно-Сибирская равнина
7 слайд
Описание слайда:
6. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ
8 слайд
Описание слайда:
7. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал — … Назовите недостающую пару Урала. Гора Народная
9 слайд
Описание слайда:
8. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? Барханы, дюны
10 слайд
Описание слайда:
9. Назовите современный геологический временной адрес Кайнозойская эра, период четвертичный антропогеновый
11 слайд
Описание слайда:
10. Где в России сошлась «вода и пламень»? Камчатка – вулканы, горячие источники
12 слайд
Описание слайда:
11. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли? Нерудные полезные ископаемые
13 слайд
Описание слайда:
12. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. Тунгусский
14 слайд
Описание слайда:
13. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»? Нефть, уголь
15 слайд
Описание слайда:
14. Равнины на древних платформах, а горы? В складчатых областях
16 слайд
Описание слайда:
15. Дыхтау, Шхера, Казбек, … Назовите четвертую. Эльбрус
17 слайд
Описание слайда:
16. Водные потоки – овраги, ветер – дюна, а какая сила образует «бараний лоб»? Ледник
18 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-583105
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Тема
«Рельеф России.
Полезные ископаемые.»
(обобщающий урок)
Слайд 3
Описание слайда:
Распределите компоненты природы
в два столбика:
Платформа, горы, низменности, Урал, Кавказ, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол
Слайд 4
Описание слайда:
Распределите компоненты природы
в два столбика:
Слайд 5
Описание слайда:
Установите соответствие между вершинами и названиями гор:
г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус горы Алтай
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Саяны
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Что лишнее? Объясните почему?
Слайд 6
Описание слайда:
Установите соответствие между вершинами и названиями гор:
г. Монблан хр. Черского
г. Эльбрус горы Алтай
г. Победа Кавказские горы
г. Народная Саяны
г. Мунку-Сардык Уральские горы
г. Белуха
Что лишнее? Объясните почему?
Слайд 7
Описание слайда:
Башкортостан, хр.Караташ, гора Уфа
Постановлением Правительства РФ №998
от 24.12.2008г. безымянной вершине хребта Караташ Ю.Урала было присвоено имя «гора Уфа»
Слайд 8
Описание слайда:
Башкортостан, хр.Караташ, гора Уфа
Слайд 9
Описание слайда:
Гора Уфа
Слайд 10
Описание слайда:
Показать на карте месторождения
полезных ископаемых
Железная руда
Никелевая руда
Медная руда
Каменный уголь
Бурый уголь
Нефть
Газ
Золото
Алмазы
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
О какой территории идет речь?
Задание №2
О какой территории идет речь?
Задание №2
«Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии».
Слайд 14
Описание слайда:
Задание №3
Задание №3
О какой территории идет речь?
«Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении».
Слайд 15
Описание слайда:
Задание №4
Задание №4
О какой территории идет речь?
«Древние горы, занимающие большую часть одного из северных полуостровов России. Простираются субширотно на 1100 км. Район древнего вулканизма. На востоке расположены ледники».
Слайд 16
Описание слайда:
Задание №5
Задание №5
О каких горах идет речь?
Около Стерлитамака находятся уникальные горы-одиночки. Это единственные на земном шаре геологические образования, которые сложены белыми массивными органогенными известняками.
Слайд 17
Описание слайда:
Географическое лото
«Знаешь ли ты?»
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник