Примеры полезной информации информатика 7 класс
К слову «информация» мы привыкли давно. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице (на афишах, объявлениях). Т.е. каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Есть различные типы сигналов, с помощью которых мы получаем информацию: световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие.
Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала (рис. 1).
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала (рис. 2).
Рис. 1.
Рис. 2.
Пример:
Примерами непрерывных сигналов могут быть музыка, речь, изображения, показания термометра (высота столба ртути может быть любой и представляет собой ряд непрерывных значений).
Примерами дискретных сигналов могут быть показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов и т.д.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).
Рис. 3.
Виды информации:
- визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
- аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
- вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);
- обонятельная (люди воспринимают запахи);
- тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).
Здоровый человек получает около (80−90)% информации при помощи органов зрения (визуально), при помощи органов слуха (аудиально) — примерно (8−15)%, а при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) — только (1−5)%.
При утрате одного из информационных каналов (зрения, слуха, вкуса, обоняния или осязания) усиливается информационная роль других каналов.
Свойства информации — это объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность и понятность.
- Объективная информация — информация, не зависящая от чьего-либо мнения, суждения.
- Достоверная информация — информация, отражающая истинное положение дел.
- Полная информация — информация, достаточная для понимания ситуации и принятия решения.
- Актуальная информация — информация, важная и существенная для настоящего времени.
- Полезная информация — информация, оцениваемая по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
- Понятная информация — информация, выраженная на языке, доступном для получателя.
Пример:
Объективная информация: Москва — столица России; необъективная информация: все ребята 7 класса отличники.
Достоверная информация: сейчас в 7 классе урок информатики; недостоверная информация: в 7 классе учатся 22 человека.
Полная информация: у мамы день рождения 20 июня; неполная информация: у мамы день рождения летом.
Актуальная информация: сегодня Саше подарят собаку; неактуальная информация: летом 2015 года Саша ходил в поход.
Полезная информация: в дождливую погоду возьмите зонт; бесполезная информация: в 1996 году были сильные дожди.
Понятная информация: пожарная сирена – сигнал к эвакуации; непонятная информация: 火灾报警信号撤离.
Источник
Информация от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов.
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.
Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Примером непрерывного представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно.
Обрати внимание!
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Примером дискретного представления графической информации может служить
изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.
Пример:
Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.
В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами.
Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое.
Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т.е. принимать всего три значения.
Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления.
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:
визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);
вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).
Около (80-90)% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно (8-15)% — при помощи органов слуха (аудиально) и только (1-5)% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая.
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией.
Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.
1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека.
2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
3. Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
4. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например, исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т.е. вам непонятна.
Пример:
Информация, находящаяся в школьных учебниках:
— эта информация соответствует современным научным представлениям.
Поэтому она достоверна.
— эта информация даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информации по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник — необходимо заниматься самообразованием, используя различные источники информации.
Поэтому она не полная.
— эта информация для вас, учеников 7-го класса, полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные, так и жизненные задачи.
Поэтому она полезна.
— эта информация доступна вам по уровню восприятия.
Поэтому она понятна.
Источники:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Источник
§ 1.1. Информация и её свойства
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельнрсти. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажёния; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.
В качестве примера попробуем охарактеризовать информацию, находящуюся в ваших школьных учебниках.
- Эта информация соответствует современным научным представлениям. Поэтому она достоверна.
- Эта информация не может быть полной, так как раскрывает перед
вами основы наук, даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информаций по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник — необходимо заниматься самообразованием, используя различные источники информации. ‘ - Эта информация для вас полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные, так и жизненные задачи. Вместе с тем эта же информация, скорее всего, бесполезна для ученика 11 класса, перед которым стоят более сложные задачи.
- Эта информация доступна вам по уровню воейриятия (понятна); она же недоступна ученикам начальной школы.
Источник
1.1. Виды информации
Каждый из нас не раз слышал слово «информация». Информацию мы получаем из книг, газет, Интернета, от людей, с которыми общаемся. А что же означает данное понятие?
Информация — сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Большая часть сведений, на основании которых формируется представление человека о мире, поступает к нему благодаря органам чувств. Наличие зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния позволяет нам получать знания об окружающей действительности. В зависимости от того, с помощью каких органов чувств информация поступила к человеку, ее классифицируют по способу восприятия (пример 1.1).
Визуальная информация воспринимается органами зрения (глазами), которые способны различать форму, объем, цвет, перемещение и изменение объектов.
Органы слуха (уши) воспринимают звуковую информацию. С их помощью можно распознавать звуки, различать их тембр, высоту, ритм, эмоциональную окраску.
Тактильная информация связана с органами осязания. Они позволяют на ощупь определить характер поверхности, ее температуру, почувствовать вибрацию, прикосновение.
С помощью органов вкуса человек получает вкусовую информацию о принимаемой пище: горькая, сладкая, кислая, соленая.
Орган обоняния (нос) осуществляет восприятие и распознавание информации о запахах.
Существует также классификация информации по форме представления (пример 1.2).
Графическая информация — сведения, представленные в виде рисунков, схем, чертежей, картин, фотографий.
Текстовая информация — сведения, представленные в виде специальных символов (букв различных алфавитов; иероглифов, с помощью которых записывают отдельные слоги или слова).
Числовая (цифровая) информация — сведения, отражающие количественную меру объектов и их свойств с помощью чисел и цифр.
Звуковая информация — сведения, представленные в виде звуков.
Существуют и комбинированные виды информации, такие как видеоинформация и мультимедийная информация.
Один и тот же вид информации может поступать и храниться в различной форме. Например, музыкальное произведение может храниться в виде аудио- или нотной записи.
Для преобразования информации из одного формата в другой используются различные алгоритмы и устройства.
1.2. Носители информации
Для записи, хранения и считывания информации используются носители информации. В древности человек сохранял важные сведения лишь в собственной памяти, т. е. память человека является естественным носителем информации. Потребность запоминать и хранить все возрастающие объемы информации привела к использованию и созданию различных материалов и устройств.
К носителям информации относятся бумага, книга, газета, фотография, магнитные и оптические диски, винчестер, флеш-память и др. (пример 1.3 и пример 1.4). В современном мире строят специальные здания — дата-центры, которые используются для обработки, хранения и распространения информации.
1.3. Информационные процессы
В повседневной жизни нам приходится записывать, запоминать и считывать полученную информацию. Человек может поделиться известной ему информацией с другими людьми. Кроме того, на основе обработки имеющейся информации можно создавать новую информацию.
Любая деятельность человека, связанная с информацией, является информационным процессом. Различают следующие информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации (пример 1.5).
Люди хранят информацию либо в собственной памяти, либо на каких-либо внешних носителях. Человек может забывать информацию. Информация на внешних носителях может храниться долго и быть доступна разным людям.
Передача информации происходит, к примеру, при разговоре двух людей, при чтении книги или журнала, при просмотре страниц в сети Интернет и др.
В процессе передачи всегда участвуют две стороны: источник и приемник. Передача информации всегда происходит через канал связи: звуковые волны при непосредственном разговоре, услуги почтового сервиса при переписке, сотовая связь при разговоре по мобильному телефону.
В результате изменения содержания или формы представления информации происходит ее обработка.
Содержание информации может измениться в результате вычислительных действий (примером может служить решение любой математической задачи). Процесс рассуждений человека тоже может приводить к появлению новой информации. Получению новой информации помогает исследование различных явлений природы, физических процессов и др.
Форма представления информации изменяется, например, при переводе текста с одного языка на другой, при рисовании картин по текстовому описанию или описании сюжета видеофильма в виде статьи в журнале.
Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, то он осуществляет поиск информации. Для поиска нужной информации используются разнообразные способы и методы: чтение энциклопедий, словарей, книг и журналов, просмотр видеофильмов и телевизионных передач, поиск в сети Интернет и т. д.
С изученными информационными процессами вы можете познакомиться наглядно, рассмотрев пример 1.6.
Существует большое количество определений понятия «информация».
Советский и российский ученый в области общей механики и прикладной математики академик Н. Н. Моисеев (1917—2000) считал, что «в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации».
Интересным является высказывание Норберта Винера (1894—1964) — американского ученого, выдающегося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта: «Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация».
Пример 1.2
Пример 1.4. Компьютерные носители информации
Пример 1.5.
Пример 1.6. Примеры информационных процессов
Изменение содержания информации
Изменение формы представления
Поиск информации
1 Что понимается под информацией?
Слух, зрение, вкус, запах, ощущение.
Текст, звук, числа, графика.
Хранение, передача, обработка, поиск данных.
Cведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
2 Как можно классифицировать информацию по способу ее восприятия человеком?
Хранимая, передаваемая, обрабатываемая, искомая.
Актуальная, достоверная, неизвестная, проверенная.
Визуальная, звуковая, тактильная, вкусовая, информация о запахах.
Текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация.
3 На какие виды можно разделить информацию по форме представления?
Визуальная, звуковая, тактильная, вкусовая, информация о запахах.
Актуальная, достоверная, неизвестная, проверенная.
Хранимая, передаваемая, обрабатываемая, искомая.
Текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация.
4 Выберите из списка носители информации.
Папирус.
Флешка.
Компакт-диск.
Глаз.
Солнце.
Бумага.
Собака.
Парта.
5 Какие информационные процессы выполняет человек?
Рисование.
Поиск.
Плетение кружев.
Игра на скрипке.
Резьба по дереву.
Обработка.
Хранение.
Передача.
1 Какие информационные процессы выполняет семиклассник при следующих видах деятельности?
1. Запись в конспект материалов урока.
2. устный ответ у доски.
3. перевод текста с русского языка на английский.
4. подбор материалов для реферата по истории.
2 Приведите примеры профессий, в которых основная деятельность специалиста связана с информацией.
3 Опишите ситуации, в которых вы можете играть роль источника информации; приемника информации. Каким каналом связи вы пользуетесь при этом?
4 Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
1. «Древние носители информации».
2. «Электронные носители информации».
3. «История звукозаписывающих устройств».
4*. «Дополненная реальность как форма представления информации».
Источник