Принимает участие в общественно полезном труде

«ПРИНЯТО»:

Управляющим советом

МОБУ Новобурейской школы № 3

Протокол № _____ от  ___________ года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МОБУ Новобурейской школы № 3

№ _________   от _____________  года

«ПРИНЯТО»:

Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

 Протокол №____ от _______________года

Положение

о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

— ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

— постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

— постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

—  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

2. Основные задачи

Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

— учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

— единство учебной и воспитательной работы;

— общественно полезная направленность;

— творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

— общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

— дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

— овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

— участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

— генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

— в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

— во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

Читайте также:  Чем полезна ягода клюква ее полезные свойства

— в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

— в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

— для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;

— для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;

— для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.

3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

— профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

— профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

— проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

— организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

4. Общие требования безопасности

4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

Читайте также:  Что полезного в уколах кальция глюконат

4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я,________________________________________________________________

                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

Приложение № 2

Заявление

обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я, __________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

Источник

Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узко личных интересов высоким идеалам нового общества. В этих условиях выполнение работы на общественных началах стало нормой поведения человека. Народные дружины, ателье добрых услуг при многих домохозяйствах, участие в благоустройстве и озеленении городов, общественный контроль над работой магазинов, столовых привлекают огромное количество людей, которые не хотят жить по принципу: “Моя хата с краю”. Строительство новых городов, гидроэлектростанций, освоение целинных и залежных земель, разбивка парков, помощь крестьянским хозяйствам — все это совершается при непосредственном участии молодежи.

В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно — словчить.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Окончив вспомогательную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели — вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Читайте также:  Чем полезна овсянка по утрам есть кашу

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива (“Уберем класс, нянечкам будет легче”, “Не будем сорить, дежурным легче”). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: “Сделаем для детского сада игрушки”, “Поможем малышам”. В этом они часто осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что детскую активность надо направлять на поиски общественно полезных дел. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества.

Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.

Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.

Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:

1) общественно полезный труд в школе;

2) общественно полезный труд вне школы.

При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.

К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.

Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

Date: 2015-10-18; view: 381; Нарушение авторских прав

Источник