Приведите примеры полезных и бесполезных знаний
×åëîâåêó âñåãäà õîòåëîñü èìåòü ïîëíóþ èíôîðìàöèþ î í¸ì ñàìîì, îáî âñåé çåìëå, îáî âñåì êîñìîñå, î òîì, ÷òî ñêðûâàåòñÿ çà êóëèñàìè ìèðîçäàíèÿ. Îäíàêî ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó äîñòóï êî âñåìó ýòîìó çíàíèþ áûë äëÿ íàñ çàêðûò.  îãíå âîéí è êàòàêëèçìîâ ïîãèáàëè äðåâíèå öèâèëèçàöèè, óíè÷òîæàëèñü áèáëèîòåêè, ãèáëà ïðååìñòâåííîñòü ó÷åíèêîâ è ó÷èòåëåé. Áîã íå ñïåøèë íàì îòêðûâàòü ñâîè çíàíèÿ, à Äüÿâîë ìîã ÷òî-òî ïðè îòêðûòü, íî â îáìåí íà íàøó äóøó. Öåëûìè ñòîëåòèÿìè è äàæå òûñÿ÷åëåòèÿìè ìû ñòîÿëè íà ìåñòå. Âîçüì¸ì õîòÿ áû ïåðèîä ñðåäíåâåêîâüÿ: âñå ëþäè îæèäàëè â òîò ïåðèîä êîíöà ñâåòà è Ñòðàøíîãî ñóäà, ïîýòîìó íå î÷åíü òî ñòðåìèëèñü íàêàïëèâàòü çíàíèÿ.
Èíôîðìàöèîííûé ïðîðûâ ïðîèçîø¸ë ñ ïîÿâëåíèåì Èíòåðíåòà. Ëþäè äîáðàëèñü äàæå äî Õðîíèê Àêàøè è ÷åðïàþò îòòóäà âñå âîçìîæíóþ èíôîðìàöèþ. Âîçìîæíî, ýòî îòòà÷èâàåò ìîçã, íî äàâàéòå ðàçáåð¸ìñÿ, è âïðàâäó ëè ïîëåçíî çíàòü òî, ÷òî îò íàñ ñêðûòî? È ÷òî âîîáùå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì çíàíèåì â îòëè÷èå îò áåñïîëåçíîãî? Ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ — î Áîãå è äóøå. Êàçàëîñü áû, îíà èñ÷åðïàíà â ðåëèãèÿõ, è âñ¸ æå ýòà ãëàâíàÿ òàéíà, êîòîðóþ ìû íå ìîæåì ïîñòè÷ü íè ñàìè, íè ñ ïîìîùüþ ðåëèãèé. Áîã îòêðûâàåò å¸ òîëüêî â êîíöå.
Ïîëåçíûå çíàíèÿ ðàñêðûâàþò ïðèíöèï äåéñòâèÿ ÷åãî-ëèáî, áåñïîëåçíûå — äàþò çíàíèÿ î äåòàëÿõ áåç ðàñêðûòèÿ ïðèíöèïà. Êàê áû ñêàçàë Êàíò, ïðèíöèï — ýòî íîóìåí, èëè íåäîñòóïíîå íàì çíàíèå. Ïðèíöèï îòêðûâàåòñÿ íàì ëèøü òîãäà, êîãäà ïðèõîäèò âðåìÿ, è êîãäà îí ìîæåò ñðàáîòàòü. Òî åñòü ãëàâíàÿ èíôîðìàöèÿ î Áîãå è äóøå ñêðûòà îò íàñ äî ïîðû, è ïîêà ýòà ïîðà íå íàñòóïèëà, íàì äîñòóïíû òîëüêî ñóððîãàòû. Íè â ïèñàíèÿõ, íè â ôèëîñîôèÿõ âû íå íàéä¸òå ãëàâíîãî äåéñòâóþùåãî ïðèíöèïà, è âñ¸, ÷òî òàì âûäà¸òñÿ çà íåãî, íèêîãäà íå ñðàáîòàåò.
Ýòî êàê åñëè áû âû îäíàæäû ïîïðîáîâàëè âêóñíîå áëþäî, è õîòåëè áû óçíàòü ðåöåïò, íî íå ñìîãëè. Âû ïðîáóåòå äîãàäàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî, èùèòå åãî â êóëèíàðíûõ êíèãàõ, ãîòîâèòå, íî ýòî íå ñðàáàòûâàåò. Ïîëó÷àåòñÿ íå òî è íå âêóñíî. Ðåöåïò ðàéñêîãî ñ÷àñòüÿ òàê è îñòàëñÿ íîóìåíîì, è íàì ñàìèì íå ïðèãîòîâèòü ýòîé ïèùè áîãîâ…
Íå õîòåëîñü áû ïðèâîäèòü ïðèìåðû, ÷òîáû íå îñêîðáëÿòü ÷óâñòâà âåðóþùèõ. Íî åñëè áû òî, ÷òî îáåùàþò ïèñàíèÿ, ñîäåðæàëî ïðèíöèï, îíè áû ñðàáîòàëè, òî åñòü ïîáåäèëè áû çëî, à íå ïðåâðàòèëèñü ëèøü â ðåëèãèè è îáðÿäû. Òî åñòü ðàé íàñòóïèë áû çà æèçíü äâóõ-òðåõ ïîêîëåíèé, à íå îòäàëÿëñÿ áû îò íàñ áåñêîíå÷íî. Ïîëüçà ðåëèãèé è ôèëîñîôèé ëèøü â òîì, ÷òî îíè ïîçâîëÿþò ëþäÿì ìåíüøå ãðåøèòü, íî íå èñêîðåíÿþò ñàì ïðèíöèï çëà, èëè ãðåõà.
Êðèòåðèé èñòèíû — ñáûâàåìîñòü îáåùàíèé. Åñëè îáåùàíèå íå ñáûâàåòñÿ çà ñòî ëåò è ïðåâðàùàåòñÿ â ðåëèãèþ, çíà÷èò, îíî è íå áûëî ðàññ÷èòàíî íà ðåàëèçàöèþ. Ðåëèãèÿ — ýòî îáåùàíèå, êîòîðîå íå ñáûëîñü… À íå ñáûëîñü, ïîòîìó ÷òî íå ñîäåðæàëî ãëàâíîãî ïðèíöèïà, èëè ïðàâèëüíûõ îòâåòîâ íà âîïðîñû, ÷òî òàêîå äóøà, ñïàñåíèå, ðàé, Áîã, çåìíàÿ æèçíü è öàðñòâèå íåáåñíîå.
Ìû ìîæåì çàãëÿíóòü äàæå â Õðîíèêè Àêàøè, ïîãîâîðèòü ñ ìåðòâûìè, íî âðÿä ëè ñ ïîìîùüþ ýòèõ äåòàëåé ìû îòêðîåì äëÿ ñåáÿ ñóòü. Åñëè äàæå ðåëèãèÿ íå äà¸ò íàì îòâåòîâ íà ãëàâíûå âîïðîñû, òî ñîáèðàíèå òðóäíîäîñòóïíûõ ôàêòîâ òîæå íè÷åãî íå äàñò. Ïîëåçíî ëèøü çíàíèå ïðèíöèïà, äà è òî, åñëè ìû âîïëîùàåì ýòî çíàíèå â æèçíü, à íå ïðîñòî èìååì åãî äëÿ êîëëåêöèè â íàøåì óìå.
Èòàê, ñàìîå áîëüøîå íàêàçàíèå äëÿ ïîëóèñòèíû — ñòàòü ðåëèãèåé, èëè ñëåïîé âåðîé. Ãëàçà ëèáî îòêðûâàþòñÿ, ëèáî íåò. Áåññìåðòèå äîñòèãàåòñÿ òîëüêî ñ îòêðûòûìè ãëàçàìè. (Èìååòñÿ â âèäó áåññìåðòèå íå â ôèçè÷åñêîì ïëàíå, à íåêèé ñòàñóñ, âîçâûøàþùèé èñòèííîå áûòèå íàä èëëþçîðíûì). Èñòèíà — ýòî ñáûâøååñÿ îáåùàíèå…
Источник
Результаты знаний
Полезное знание — это такое знание, которое несёт какую-то практическую пользу нам или окружающим нас людям.
Любое полезное знание приносит 4 вида результатов:
— улучшается здоровье (становится больше энергии, силы и счастья)
— укрепляется разум (легче принимать решения, брать на себя ответственность и терпеть чужие недостатки)
— улучшаются отношения с людьми (больше любви, уважения и радости)
— растут доходы (больше денег, свободного времени и свободы)
Любое знание, которое не помогает улучшить здоровье, разум, отношения и/или доходы — пустое, непрактичное.
Иногда о некоторых знаниях говорят, что благодаря им люди лучше стали понимать себя и мир вокруг. Хорошо, но если вы начинаете лучше понимать себя и мир, вы обязательно начнёте лучше себя чувствовать, быть терпеливее, легче строить отношения с окружающими людьми и больше зарабатывать. Иначе это самообман.
Все прочие знания можно считать бесполезными.
Общеобразовательный аудит
Получая те или иные знания, спросите себя:
— Улучшит ли это моё здоровье?
— Сделает ли это меня сильнее и энергичнее?
— Стану ли я или окружающие люди от этого счастливее?
— Позволит ли мне это легче принимать решения?
— Позволит ли мне это легче брать на себя ответственность?
— Научит ли это меня терпеливо относиться к чужим недостаткам?
— Привнесёт ли это больше любви и уважения в мою жизнь?
— Сделает ли это мою жизнь более радостной?
— Позволит ли мне это больше зарабатывать?
— Даст ли мне это больше свободного времени?
— Сделает ли это меня свободнее?
Если ответ хотя бы на один вопрос утвердительный — знание стоит того, чтобы тратить на него время и деньги. Если же нет — это пустое знание. Даже если оно преподносится как величайшая тайна Вселенной.
Помните, что любое знание нужно обязательно применять и проверять на практике: чему-то научились — примените; применили и получили нужный результат — научите этому других. Только следуя такой формуле можно достичь успеха в выбранной вами деятельности.
Критерии сомнительных знаний
Помимо того, что пустые знания ничего не улучшают в вашей жизни, они ещё и обладают таким неприятным свойством, как размывание нравственных ценностей. Поэтому любые пустые знания — потенциально опасны и сомнительны. И если получая какое-либо знание, вы замечаете в себе нарастание негатива, то знайте, что негатив — это красноречивое свидетельство о том, что вместо полезных знаний вы получаете испражнения чьего-то воспалённого воображения.
Наиболее распространённые критерии сомнительных знаний:
— повышенная раздражительность
— чувство превосходства над другими
— нетерпимость к другим точкам зрения
— вынужденный обман или введение в заблуждение
Не бойтесь отбросить знание, если оно не ведёт вас к лучшей жизни. Ищите полезные знания, отсекайте бесполезные и сомнительные. Для этого постоянно мониторьте свои ощущения:
— Становлюсь ли я более спокойным или более раздражительным?
— Ощущаю ли я гармонию со всеми или чувствую превосходство над кем-либо?
— Радуюсь ли я, когда узнаю что-то новое или негодую, когда сталкиваюсь с иной точкой зрения?
— Говорю ли я всё как есть или ввожу себя и других людей в заблуждение?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги «Инсайт», все услуги — бесплатно, для остальных — по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: https://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: https://v-lavrov.livejournal.com/
Подробнее о том, чем отличается информация и знания тут: https://v-lavrov.livejournal.com/7156.html
Источник
Тут я совсем подвисла. У нас в младшей школе были чтение, письмо, математика, языки и природоведение. Что из этого может не пригодиться в дальнейшем я даже представить себе не могу. Но даже если брать старшие классы мне вот так сложно сказать что из предметов оказалось полезным для моей нынешней жизни, а что из выученного осталось в памяти мертвым грузом или стерлось за ненадобностью. На эту тему вспомнился давнишний пост МауМиу, где тоже многие делились возмущением и собственной ненавистью к стандартной советской школьной программе. В итоге мне тоже захотелось высказаться))
Так в целом, по-моему, материал, что преподавался нам до 9 класса, был полезен и необходим в целом, помогая определиться со своими сильными и слабыми сторонами, давал общее представление о мире и обществе, в котором мы живем.
Например, я абсолютно не согласна с людьми, что называли бесполезными литературу и стихи. Да, понятное дело, вряд ли к кому-то довелось на рабочем совещании высказать своё мнение касательно морального падения Сонечки Виноградовой или его завалили на собеседовании требованием воспроизвести письмо Онегина Татьяне (хотя может кто-то действительно знает такие примеры из жизни?)). Также, на мой взгляд, вся эта «нетленная» классика в большинстве своём морально устарела и прописанные в ней нормы поведения неприемлемы в современном мире. Но при наличии талантливого учителя все эти обсуждения, кто прав, а кто редиска нехорошая, формируют умение аргументированно отстаивать свою позицию, слушать собеседника и расширяют словарный запас человека. Пока учитель в форме императива не навязывает детям своё мнение, литература — прекрасный и полезный для взрослой жизни предмет.
Что же касается стихов, то кроме словарного запаса, декламация поэтических произведений — прекрасное упражнение для тренировки памяти и дикции. Увы, эти умения усвоили далеко не все выпускники…
Математика, царица наук. Понятное дело, если человек не пошел потом в науку или не стал инженером или архитектором, то тригонометрия ему возможно и не нужна, но та же геометрия со стереометрией учит моделировать в голове тот или иной предмет и развивает пространственное мышление. Мне кажется, ей и топографический кретинизм можно вылечить. Было бы желание) Кроме того, точные науки в целом учат логическому мышлению и систематизации знаний.
Что касается химии и биологии, то… Да, возможно ботаника будущему менеджеру и даром не сдалась, и валентность химического элемента он тоже в будущем вряд ли будет высчитывать, но краткий курс средней школы позволяет сформировать своё мнение о предмете и на практике показывает, что «котиков я люблю, но их кровеносная система навевает меня скуку, так что ветеринаром я, пожалуй, не буду».
Таким образом, стандартная школьная программа до 9го класса в идеале дает базу знаний, формируя из ребенка взрослую личность. А дальше или уже есть возможность продолжить брать всё и сразу, или, если уже определился с дальнейшим вектором жизни, пойти в спецучилище, где будущего художника или бухгалтера не будут насильно потчивать ядерной физикой.
Увы, в школе очень многое зависит от учителей, а в педагогические вузы идут обычно те, кто по своим знаниям не смог поступить на более престижные специальности. А отсюда неспособность передать детям необходимые знания, ввиду их отсутствия у самого учителя.
К сожалению, эта проблема реформой образования явно не решится. А жаль.
Источник
Доброго времени суток, коллеги, да и все, кто случайно или не случайно, зашел на канал об учительстве и образовании Mr. Учитель. Кого помнят выпускники? Далеко не всех учителей, далеко не о всех хорошо отзываются, не всё, что в школе давали, пригодилось когда-либо и не вся деятельность со стороны учителей что-то развила в ученике. Интересно порассуждать вместе с Вами о том, какие предметы меньше всего нужны в школьном курсе (после начальной школы). Кстати, о самых ненужных учителях в школе читайте в этой моей статье.
Словарь определяет слово «бесполезный» очень логично и бескомпромиссно:
«то, что не приносит пользы»; напрасный.
То есть, поговорим о тех предметах, что были в школьном курсе, но пользы не принесли, да и вообще смысла в них не было. Какие же это предметы? Набор предметов у каждого будет свой. Зависит это от множества факторов, в основном, связан этот набор с интересами и способностями. Ведь то, что мы изучали в школе с удовольствием, нам часто потом и пригождается (например, учиться и работать пошли в сфере математики, раз нравился предмет, да и получалось больше именно считать и решать задачи).
Не спешите» закидывать шапками», дамы и господа, подумайте: Ваш список тоже многие раскритикуют. А «одинаково полезны» — это не только не о йогуртах, но и школьных предметах уж точно. Общие фразы про «гармоничное развитие личности», про то, что «все профессии нужны и важны» в комментариях не принимаются: пишите конкретно, что для вас было самое бесполезное в школе.
Мой список предметов:
- Вот скажите пожалуйста, зачем нужна химия? Из школьного курса помню только слова типа «кристаллическая решетка», «электронное облако», «валентность», «таблица Менделеева», «периоды» какие-то, «моль», некоторые элементы (кстати это иногда в викторинах встречается Cl — хлор, Cu- медь и так далее). Нравилось опыты делать, смотреть как там все плавится, сгорает или реагирует. Но нам редко давали что-то самим делать: чаще просто смотрели и слушали, как на нас кричат и называют беспутыми и совсем «не химиками». Может еще от этого неприязнь к химии на всю жизнь. Не знаю, глубоко не копал, к психологу не ходил. А теперь с учительской точки зрения. на информатику дают в 9 классе 1 час в неделю (в условиях информационного общества, всеобщей компьютеризации и информатизации, цифровизации), а вот на химию — 2 часа. Зачем столько? Забить головы детей никому не нужными формулами и непонятными молекулярными составами веществ? Зачем это все? Да, химикам не понравятся этот абзац также как мне не нравится, когда информатику «заталкивают» как предмет в какие-то «низы образования», но докажите тогда, что химия нужна в школе, да еще и в размере 2-х часов в неделю (минимум)
- Экология. Интересный, в принципе, предмет. У меня получалось помню: была пятерка. Было даже интересно что-то поизучать и что-то поделать на уроке. Какие-то экскурсии во дворе школы проводили, лишайники изучали, о глобальном потеплении говорили. Больше ничего не помню. Возможно, кончено, у меня благодаря экологии ненавязчиво воспиталось чувство, что мусорить нельзя, природу надо любить, в гармонии с ней жить и т.д. Но биология тогда чем занимается? Не наука ли о жизни и природе у нас биология? Зачем нужен отдельный предмет экология? Товарищи экологи, объясните, пожалуйста.
- Обществознание. Это вообще не предмет, а профанация какая-то. Все, что с предпринимательством связано, можно в экономику унести, все остальное (в основном, вода всякая типа философии и даже не помню что там еще есть — фамилии какие-то людей, что сделали очень много всего (Маслоу, например, и его пирамида потребностей)), можно затронуть на истории и на литературе, например, на других предметах. Зачем двухчасовой предмет? Право есть право, законы изучать далеко не всем нужно и пригодится в жизни. Где польза? Что за предмет и какая польза от него? Умение говорить и излагать мысли можно научить на литературе и истории, других предметах. Знать то, что давали на уроках, по-видимому, не нужно. Вспомнить не могу ничего о том, что изучали, хотя историю знаю хорошо — фамилии деятелей тоже.
Многие упоминают музыку, изо, ритмику (предметы творческие). Но мне кажется, они в человеке что-то воспитывают, развивают все стороны (вот тут о гармонии можно поговорить). Также читайте мою статью о 5 самых полезных предметах. А вот что развивает химия, экология и обществознание, понять не могу. Может быть их на факультатив вынести? Экология, конечно, и так сейчас не везде преподается, но химия и обществознание — основные предметы (по крайней мере учителя очень горды, что ведут такой важный предмет). В чем польза для обычного человека, которые не свяжет свою жизнь с химией и гуманитарными науками?
Ну что, спорная статья написана. Жду Ваших не «шапкозакидательских» комментариев по этой теме. По моему списку и по своему. Если переубедите, что химия так нужна, как она сейчас поставлена в школьном курсе — может и соглашусь с вами. Подписывайтесь: нам есть что обсудить.
Источник
Человек постоянно узнает новое — в школе, институте, на работе. Часть этих знаний абсолютно бесполезные. Или просто могут не пригодиться. Вот бы научиться чему-то полезному и быстро, например, за 15 минут, и применять это себе на радость всю оставшуюся жизнь. Предлагаем ряд таких полезных навыков.
Использовать «горячие клавиши»
Существует много сочетаний клавиш, с помощью которых можно быстро совершать одинаковые действия. Они применяются при работе с окнами, в текстовых редакторах. в браузерах и т.д. К счастью, нам не нужно помнить 350 сочетаний, чтобы быстро набрать и отправить в печать текст. Достаточно примерно 10-15, но даже они способны упростить жизнь. В списке сочетаний клавиш выделите те, которые наиболее часто используете (это займет примерно 5 минут), а затем опробуйте их и запомните (еще 5 минут). Если память подводит, можно установить схему горячих клавиш в качестве обоев на рабочий стол.
Освоить «продвинутый» поиск в поисковике
Сформулируйте запрос правильно, и поисковик быстро выдаст вам точный ответ. Команды-операторы, которые помогают уточнить запросы, у каждого поисковика свои. Если вы предпочитаете «гуглить» — поисковые операторы Google вам в помощь. Потребуется от силы 10 минут на то, чтобы выделить в списке главное и запомнить его. А дальше — дело практики.
Научиться быстро выяснять перевод слов, не покидая веб-страницу
Сделать это поможет расширение для браузера Google Chrome — Google Dictionary. Тезаурус пригодится всем, кто изучает английский язык или работает в интернете с англоязычными источниками: нажмите на незнакомое слово, и вы увидите не только его расшифровку и транскрипцию, но и перевод на ваш язык. Если базовые знания английского у вас есть, то пользоваться встроенным Google Dictionary будет быстрее, удобнее и гораздо полезнее, чем функцией Google Translate (в которой перевод на русский часто получается кривым). Похожая функция есть и в браузере Firefox.
Освоить пару техник быстрого запоминания
Способность удерживать в памяти большие объемы данных облегчает жизнь не только студентам перед экзаменами, но и тем из нас, кто уже получил диплом. Умея пользоваться техниками быстрого запоминания, вы легко выучите иностранный язык, купите в супермаркете все продукты из списка, который с собой не взяли, и не назовете нового знакомого Мишу Васей. Техник несколько, выберите ту, что будет работать на вас.
Пользоваться огнетушителем
Они висят везде, где предписано техникой безопасности. Они могут спасти жизнь и имущество. Но многие ли из нас действительно умеют ими пользоваться? Потратьте 10 минут на внимательное чтение или просмотр видеоролика, запомните — и станьте более полезным членом общества.
Правильно упаковывать вещи в чемодан
Время от времени мы все совершаем поездки. Один раз научившись упаковывать вещи в чемодан правильно (читайте: аккуратно, компактно, быстро, с минимальным ущербом для вещей), вы будете до конца жизни считать это занятие приятным развлечением, а не головной болью.
Измерять все, что угодно, при помощи собственного тела
Что делать, если нужно срочно что-то измерить, а под рукой нет линейки или рулетки? Ждать помощи или надеяться на глазомер. Но можно подготовиться к подобной ситуации заранее, сделав несколько замеров и запомнив получившиеся величины. «Полезными» единицами измерения могут стать: – максимальное расстояние между кончиками большого пальца и мизинца; – длина ступни от кончика большого пальца до пятки; – расстояние между кончиками большого и указательного пальцев; -максимальное расстояние между кончиками указательного и среднего пальцев.
Определять время без часов
Подумаешь, нет часов! Посмотрим на экран смартфона. Но что если оказался в ситуации полного «цифрового детокса», но при этом опаздываешь на свидание? Запомнить способы определения времени без часов несложно, а пользы — тонна!
Запомнить базовые правила этикета за столом
Если вы часто бываете на корпоративных приемах или просто встречах с друзьями в кафе-ресторанах, то пригодится знание современных правил столового этикета. Они включают: – навыки правильного поглощения различных видов пищи; -знание основ сервировки; -правила поведения за столом.
Или идите «от обратного» — выясните про основные ошибки за столом и не совершайте их.
Читать: Версии «Красной Шапочки» в стиле разных писателей
Научиться быстро засыпать
Большинству из нас знакомо это унылое чувство: спать пора, спать хочется, но никак не получается заснуть. Предлагаем несколько несложных «трюков», которые помогут:
- попробуйте НЕ засыпать
Держите глаза широко открытыми, мысленно повторяйте «я не буду спать». Наш мозг плохо воспринимает частицу НЕ, так что примется исполнять команду. - вспомните события дня
Прокручивая в голове мельчайшие детали (желательно в обратном порядке), вы очистите голову от забот и навязчивых мыслей. - повращайте глазами
Закройте глаза и выполните ими вращательные движения от 3 до 5 раз. Похожие движения глаза совершают, когда мы спим. Имитация сна поможет выбросу мелатонина, гормона сна. - просто пофантазируйте
Представьте себя в комфортном, приятном, красивом месте (например, в тропическом раю) — не забудьте про запахи, звуки, прикосновения. Вскоре вы расслабитесь и заснете. - используйте метод Эндрю Вейла
Сосредоточьтесь на дыхании: спокойно вдыхайте через нос в течение 4 секунд, затем задерживайте дыхание на 7 секунд, а после этого, не торопясь, выдыхайте через рот в течение 8 секунд.
Источник