Про полезные ископаемые по окружающему миру

Про полезные ископаемые по окружающему миру thumbnail

Презентация+урок

Класс: 3

Программа: ПНШ

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)

2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора — это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Массаж “Друг за другом”.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)

  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)

  • Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)

  • Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)

  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)

  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.

— Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)

— Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)

— Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

hello_html_m46413970.jpg

Вертикаль:

Горизонталь:

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

— На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)

1 вариант.

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).

2 вариант.

Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)

— Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)

— Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)

— Минералогия –наука о минералах.

— Минералог – специалист по минералогии.

— Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.

3. Постановка цели деятельности

— Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2015. Зачитаю цитаты:

“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”

— Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

— Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

— Чем полезны: — песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )

— глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

— известняк? (Мел, строительный материал)

— нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

— природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)

— торф? (Топливо)

— гранит? (Памятники)

— Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;

  • 2 группа – о глине;

  • 3 группа – об известняке;

  • 4 группа – о нефти;

  • 5 группа – о торфе;

  • 6 группа – об угле;

  • 7 группа – о железных рудах;

  • 8 группа – о граните

Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.

Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.

Читайте также:  Что полезно кушать в наше время

Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.

— Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)

— Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)

— А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)

— Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)

— Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.

— Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

— Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?

— Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?

— Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?

— Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Тест

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта

  • Карьер

  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля

  • Из гранита

  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля

  • Из нефти

  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит

  • Нефть

  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь

  • Гранит

  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть

  • Глина

  • Газ

Ответы на тест

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта

  • Карьер

  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля

  • Из гранита

  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля

  • Из нефти

  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит

  • Нефть

  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь

  • Гранит

  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть

  • Глина

  • Газ

6. Итог урока

— Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)

По ходу урока учитель показывает слайды из презентации «Подземные богатства земли»

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, нефти, гранита, известняка, каменного угля, железной руды.

Задачи урока:

. Предметные.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «геологи»

— формировать представления учащихся о свойствах глины, нефти, гранита, известняка, каменного угля, железной руды и их применении.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности в паре

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Читайте также:  Чем полезен бассейн в детском саду

III. Личностные

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: парнаяиндивидуальная,фронтальная.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, глина, железная руда, каменный уголь) (на каждую парту);

  • карточки для самостоятельной работы;

  • статьи из энциклопедии;

  • карта красноярского края.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? (Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит можно всем садиться…

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Начнем мы его со знакомства с гномами, которые живут в горах и знают множество удивительных историй, одну из которых, они сегодня нам расскажут.

(1 слайд)

Внимательно послушайте историю гномов и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Чего только нет на нашей земле!

А когда-то, давным-давно,

на земле очень многого не было.

2 слайд

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров и многих других предметов, которые теперь мы называем предметами первой необходимости.

3 слайд

Раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из под земли.

4 слайд

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы… Самолёты и звездолёты…

5 слайд

Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли. Правда не в готовом виде.

6 слайд

Необычную историю рассказывают гномы…

Разве можно из-под земли добыть самолет?

Давайте проверим, правы ли мы.

Давайте послушаем, что было дальше.

Под землёй всё спрятано в виде полезных ископаемых!

7 слайд

Попробуйте сформулировать тему урока

8 слайд «Полезные ископаемые»

III. Работа над темой урока

1.Анализ терминов

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?

— Что это такое? 
— Какие они бывают? 
— Где и как добываются? Есть ли в нашем крае? 
— Как применяются? 

Давайте ответим на вопрос, что такое полезные ископаемые, почему их так назвали? Подберите синонимы к словам.

9 слайд

Переверните карточки, которые лежат у вас на столах и прочитайте верно ли мы с вами дали определение полезным ископаемым.

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.

Карточки на столах.

2.Практическая работа

Знакомиться с полезными ископаемыми мы будем, работая в парах. Вам придется читать статью, проводить опыты и делать выводы. Выполняйте свои обязанности старательно, добросовестно, потому что от результатов вашей работы будут зависеть результаты работы ваших товарищей.

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки, которая лежит на ваших столах.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Добывают или нет в нашем крае_________________________

Ответ на последний пункт плана вы сможете найти на карте.

10 слайд

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Гранит.

11 слайд

Известняк.

12 слайд

Нефть.

13 слайд

Каменный уголь.

14 слайд

Железная руда.

15 слайд

Глина.

16 слайд

Вы исследовали полезные ископаемые. А вы знаете, как их добывают? И кто отыскивает где производить добычу?

17 слайд

Вывод. Решение проблемной ситуации.

— Полезные ископаемые очень нужны людям. Территория России богата полезными ископаемыми. Но людям необходимо использовать их очень экономно. Почему?

— Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)

— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

Рефлексия.

Давайте вспомним вопросы, которыми мы задавались в начале урока. Как вы думаете ответили мы на них или нет? Что помогло нам в работе?

Домашнее задание.

Много ещё полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, которое мы не изучили.

– Как вы думаете, нужны Красноярскому краю люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в университетах нашего края. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями с которыми вы прекрасно справились.

Читайте также:  При каких болезнях полезен иван чай

Приложение.

Название полезного ископаемого________________________________________________________

Твёрдое или жидкое ___________________________________________________________________

Цвет ________________________________________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________________________________________

Горючее или негорючее _______________________________________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_____________________________

_____________________________________________________________________________________

Добывают или нет в нашем крае_________________________

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк. У известняка нет блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Нефть- природная маслянистая горючая жидкость. Непосредственно сырая нефть практически не применяется. Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке.

В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности, потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Железная руда.

Глина-пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.  Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. Производство цемента. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Полезные ископаемые

Край богат полезными ископаемыми. Это — уголь, железная руда, цветные и редкие металлы, поваренная соль, тугоплавкая  глина, нефть, газ. Наиболее известные бассейны и месторождения: угля — Канско-Ачинский, Минусинский, Таймырский; железных руд — Тейское, Абаканское, Ирбинское; меди, никеля, кобальта — Норильское; свинца и цинка — Горевское. В Красноярском крае заслуживает внимание крупное Ушканское месторождение розовато-оранжевых крупнозернистых гранитов. В крае числится 5 месторождений известняков. Разрабатываются 2 месторождения известняка – Мазульское и Торгашинское,.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Источник