Проблема налога на добычу полезных ископаемых
Библиографическое описание:
Винокурова, Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41088/ (дата обращения: 10.06.2020).
Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].
Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые. Поступление налоговых доходов в январе 2017г. составило 42,5 млрд. руб. и увеличилось относительно января 2016г. в 1,6 раза (+16,7 млрд. руб.) — в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,9 раза. Общегосударственный и коммерческий баланс заинтересованности в справедливом взимании налогов и сборов создают условия для рационального использования права на пользование недрами земли.
В России НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого (по количеству на единицу стоимости добытого полезного ископаемого).
Специалисты предлагают связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, применяя гибкость — при высоких ценах повышать, при низких снижать.
В последние несколько лет в России проводится реформа в нефтяной отрасли. Основная цель реформы состоит в снижении ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в январе 2017г. составило 18,4 млрд. руб. От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей, в 2018 году — 100 миллиардов, и в 2019 году — 114 миллиардов рублей. От повышения НДПИ на нефть — 140, 176 и 208 миллиардов соответственно. Затем НДПИ будет заменен на НДД — налог на добавленный доход. Главная цель перехода на НДД — повышение инвестиционной привлекательности освоения новых нефтяных промыслов [3].
Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) невыгоден многим добывающим предприятиям России. Анализ вероятной фискальной новации, на которой так настаивает Минфин РФ, показал, что введение НДД, во-первых, увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения с низкими затратами на освоение или со значительной долей добычи газа. Во-вторых, испытают финансовые проблемы предприятия, работающие на зрелых месторождениях с высоким уровнем льгот. Выгоден новый налог только для большинства зрелых месторождений без льгот.
Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации производителей нефти и бюджету, для устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов при резких падениях мировых цен на нефть, а также предотвратить падение добычи нефти. На 2018–2020 гг. запланировано завершение «налогового маневра», которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Нововведением можно считать Законопроект предусматривающий изменение порядка определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Эти изменения увеличат ставку НДПИ для этих организаций на 413 рублей за тысячу куб. м в 2017 году. При этом ставка НДПИ на нефть увеличится на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах. Однако надо признать, что такое увеличение нагрузки на нефтяную отрасль «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи».
В законопроекте предлагается установить твердую ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды.
Поступление НДПИ в бюджет Якутии на 2017 год, где добывается более 90 % всех алмазов России, прогнозируется на уровне 21,3 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей ниже прогнозных показателей 2016 года. Прогнозы поступления НДПИ основаны на планируемых объемах добычи алмазов, золота и угля, прогнозируемого уровня цен на эту продукцию и среднегодового курса доллара США к рублю, который, согласно принятому социально-экономическому прогнозу равен 67,5 рубля. Бюджет Якутии за девять месяцев 2016 года получил от администрирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 9,9 млрд. рублей, что составило 43,5 % от плана. Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов). В бюджете на 2017 год и 2018–2019 гг. планы поступления НДПИ зависят от объемов добычи полезных ископаемых — алмазодобыча, золотодобыча и угледобыча. Пока объем добычи сырых алмазов идет ниже, чем предполагалось, но при этом угля — выше, золота — на уровне [5].
Якутия предлагает рассмотреть ряд льгот по НДПИ (в виде снижения ставок по НП для организаций) для нефтяных месторождений республики. В частности, предлагается льгота для Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в Восточной Сибири (извлекаемые запасы — 134 миллиона тонн нефти и конденсата и 155 миллиардов кубометров газа).
Положительный результат НДПИ заключается в том, что государство получило относительно простой управляемый налог, он техничен, его основные элементы расширены геологическими терминами, и доходы от добычи полезных ископаемых имеют весомый налоговый потенциал, является бюджетообразующим звеном доходов государства. Также практика показывает и отрицательные стороны по формулировке геологических терминов НДПИ, создающих сложности расчетов, толковании, единых подходов у законодателей и правоприменителей и создает необходимость его пересмотра, обеспечения надлежащего правового регулирования. Для анализа эффективности предоставления льгот, целесообразно провести государственную экспертизу проектов освоения месторождений. Необходимо обобщить основные макроэкономические и геополитические факторы, определяющие поступления НДПИ в РФ в ближайшей перспективе.
Литература:
- Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 257 с.
- Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
- Налоговый кодекс РФ. Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6a2e7da/
- Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https://www.sakha.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): рубль, нефтяная отрасль, добытое полезное ископаемого, ископаемое, Россия, рациональное использование, бюджет Якутии, налоговая нагрузка, добыча газа, РФ.
Источник
Проблемы применения налога на добычу полезных ископаемых
Основным средством государственного управления нефтедобывающей промышленностью России в настоящее время является система налоговых платежей, которая должна обеспечивать максимальные поступления финансов в бюджет государства.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить, с одной стороны, максимально возможный длительный период эксплуатации месторождений, а с другой, максимально возможный уровень добычи нефти. Это сложно реализовать, так как увеличение размера налогов приводит к снижению текущей добычи нефти, а увеличение уровней добычи — к снижению периода эксплуатации.
Решить эту проблему возможно только путем дифференцированного налогообложения месторождений.
Нужна ли дифференциация налогообложения нефтедобывающей отрасли, конкретно дифференциация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)?
Следует напомнить, что Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрены 4 ставки НДПИ. Практически применяется единая ставка НДПИ, не учитывающая специфические особенности месторождений как природных объектов.
Месторождение нефти в ходе промышленной разработки проходит 4 этапа (стадии) 15. с. 44:
Ранняя — затраты (удельные приведенные) высокие; оптимальная форма налогообложения — налоговые каникулы.
Зрелая — затраты низкие; налогообложение — активное, фискальное, направленное на изъятие горной и дифференциальной ренты.
Поздняя — затраты растущие; оптимальная форма налогообложения — снижение фискальной нагрузки.
Затухающая — затраты высокие; оптимальная форма налогообложения — снижение вплоть до освобождения от специальных налогов.
Необходимо при налогообложении нефтедобывающей отрасли учитывать стадийность разработки, т.е. характер изменения и уровень доходов и затрат.
Современная система налогообложения отрасли, а прежде всего речь идет об НДПИ, предусматривает порядок и механизм расчета исходя из объемов добычи без учета затрат на нее, что отрицательно влияет на текущее состояние и перспективы отрасли:
- 1. Объемы добычи нефти на протяжении нескольких последних лет растут, превышают проектные, и это происходит на фоне:
- — уменьшения эксплуатационного фонда скважин;
- — неуклонного снижения коэффициента нефтеизвлечения.
- 2. Отсутствуют стимулы для:
- — рациональной эксплуатации разрабатываемых месторождений («снятие сливок»);
- — воспроизводства минерально-сырьевой базы («проедание запасов»);
- — полной отработки «зрелых» месторождений (до тех пор пока не будет извлечена «последняя капля»);
- — ввода в разработку новых месторождений, как на суше, так и на шельфе.
Назрела необходимость изменения, совершенствования существующей налоговой системы отрасли. Необходима гибкая налоговая система, учитывающая объективные особенности разработки каждого месторождения и создающая равные конкурентные условия деятельности предприятий ТЭК.
Возьмем, к примеру, месторождение ОАО «Татнефть» «Ромашкинское», расположенное на территории республики Татарстан. При достижении степени выработанности 80% эксплуатационные затраты существенно (в 8 — 10 раз) возрастают. Это обусловлено снижением среднего дебита скважин, повышением обводненности продукции и другими факторами. 15. с. 46
Степень выработанности — объективный, администрируемый фактор, который характеризует изменение затрат на месторождение и может являться критерием дифференциации НДПИ.
В связи с многократным ростом эксплуатационных затрат при достижении на месторождении степени выработанности 80% необходимо применять коэффициент к ставке НДПИ, равный 0,7. Это позволит, не увеличивая общее число ставок согласно НК РФ, то есть при минимальных изменениях действующего законодательства, выровнять экономические условия разработки месторождений, находящихся в разных стадиях.
Введение коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности месторождения — как понижающих, так и повышающих — позволит учесть изменение условий разработки: поток наличности, затраты и т.д. Применение нескольких коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности позволит сделать налоговую систему более гибкой, стимулировать разработку как новых месторождений, так и «зрелых».
Почему мы говорим о необходимости дифференцированного подхода при налогообложении нефтедобычи сегодня, когда обсуждается закон «О недрах»? Законотворческая деятельность последних лет подтверждает, что отдельный «хороший» закон не работает. Любой закон должен рассматриваться в контексте правового поля страны в целом, т.е. соотноситься с другими законами, регулирующими данную область отношений. К сожалению, приходится констатировать, что Налоговый кодекс РФ, в частности гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», «подмял» Закон «О недрах», что затрудняет реализацию основного принципа недропользования — его рациональность.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо в готовящемся законопроекте «О недрах» предусмотреть рентный, дифференцированный подход при налогообложении недропользования, в частности нефтедобычи. Кроме того, необходимо в Закон включить и раскрыть понятия выработанности, степени выработанности, среднего дебита и другие. 15. с. 47
Учитывая происходящие в отрасли процессы: старение фонда скважин, увеличение фонда неработающих скважин, сужение минерально-сырьевой базы, нарушение проектов разработки и сроков ввода в эксплуатацию месторождений и другие, необходимо в ближайшее время внести изменения в налогообложение нефтедобывающей отрасли в части дифференциации НДПИ в зависимости от стадии разработки и других объективных факторов. Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых создаст равноконкурентные условия для деятельности недропользователей. Без внесения изменений в НК РФ, касающихся дифференциации НДПИ, в том числе по степени выработанности, невозможно достичь цели, провозглашенной в концепции законопроекта «О недрах», о комплексном, рациональном использовании недр.
Источник
Содержание
Введение
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых
2. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых
2.1 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
2.2 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
3. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога
3.1 Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и бюджета Курской области
3.2 Проблемы и пути совершенствования налога
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Налог на добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.
Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства. Отсюда тема курсовой работы представляется актуальной.
Предмет работы — сущность налога на добычу полезных ископаемых.
Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых.
Задачи работы:
— рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
— дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
— рассмотреть динамику поступления, проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских ученых — специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме.
В ходе работы над темой использовался анализ правовых документов и научных публикаций.
1 Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат [21,с.245-347].
Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая;
2) значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что создавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартных условиях;
3) ОВМСБ носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.
Однако существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользование недрами, как возможности прямого получения (минуя бюджет) недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств, а также неденежного исполнения обязанности по уплате платежей за пользование недрами. Реформаторы налоговой системы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания и использования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить ОВМСБ. Однако действенного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.
До введения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.
Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой ставкой) был отменен акциз на природный газ.
Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений[17,с. 315-316].
Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 49362
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0
… Относительное отклонение отчет/базис 2008-2007 2009-2008 2008/2007 2009/200/ НДФЛ 305,8 530,7 485,8 224,9 -44,9 0,73 0,084 Рис 9 2.3 Расчет налоговой нагрузки РГ УП «Усть-Джегутинский ДРСУч» Организация налогового планирования, а также состав мероприятий по его осуществлению напрямую связаны с налоговой нагрузкой, определяемой по его осуществлению напрямую связаны с налоговой …
… стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между пред приятием и государством, корректировались ставки налогов и др. Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, …
… бюджетной системы. Таблица основных изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2010 года см (Приложение № 2). Заключение В курсовой работе исследовалась тема «Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования». Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы: Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные …
… . Однако в настоящее время наметилась тенденция к сокращению такого влияния. Глава 3. Проблема оптимизации бюджетных расходов в РФ. 3.1. Проблема нецелевого использования бюджетных средств. Очевидено, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. …
Источник