Проект для начальной школы полезные ископаемые
Проект
«Полезные ископаемые»
Содержание:
Что такое полезные ископаемые?
Что такое месторождение?
Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.
Загадки о полезных ископаемых.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые– это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Месторождения — природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.
Поиском месторождений занимаютсягеологи.
Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)
Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
Камнесамоцветное сырье (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.
Отдельные виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые
Применение
Месторождения
Каменный уголь
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,
Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны
Нефть и газ
Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,
Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское
Газ
Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)
, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.
Горючие сланцы
Используется в химической промышленности
Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.
Торф
Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Железные руды
Используются при производстве чугунов и сталей
Курская магнитная аномалия
Гранит
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня
Карелия, Емельяновское месторождение
Известняк
Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Песок
Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?
Глина.
2.Бела, кристаллическая, твердая порода,
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом»
каменного угля.
Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
Песок.
6. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»?
Гранит.
7. Без него не может обойтись учитель на уроке.
Мел.
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности —
мел, мрамор.
Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Нефть.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них
образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!
Источник
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Источник
Частное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 18 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.
Что это?»
Авторы: ученики 5 класса
Бебамуратов Денис,
Проскуряков Данила,
Куклин Владислав
Руководитель: учитель географии
Бессонова С.А.
Барабинск
2016
- Введение.
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.
Цель проекта: создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
1. Подобрать материал в источниках информации.
2. Изучить свойства горных пород.
3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.
4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Объект проекта: горные породы и минералы.
Предмет проекта: изменённые свойства горных пород
Методы:
- Работа с литературой.
- Поиск в интернете.
- Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Проектным продуктом является буклет «Полезные ископаемые. Что это?
- Основная часть
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
- Изучение литературы по опыту создания буклета.
- Определение разделов буклета.
II. Основной этап:
- Создание буклета.
- Выпуск буклета.
- Апробация составления коллекции с использованием буклета.
III. Аналитический этап:
1. Выявление ошибок, недочетов в работе.
План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)
№ | Действия | Срок | Участники | Ожидаемые результаты |
1 | Выявление разделов буклета | Октябрь 2015 | Авторы проекта | Разработка разделов буклета |
2 | Сбор информации о свойствах горных пород (Приложение № 1) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Программа деятельности |
3 | Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород (Приложение № 2) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Описание видов промышленных изделий |
4 | Выпуск буклета (Приложение № 3) | Декабрь 2015 | Авторы проекта | Создание буклета |
5 | Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых | Январь 2016 | Авторы проекта | Коллекция |
6 | Защита проекта | Январь 2016 | Авторы проекта | Утверждение проекта |
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта мы сможем:
- Рассказать о полезных ископаемых.
- Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
- Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.
III. Заключение.
Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.
Выводы:
Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).
В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Над проектом работали 3-е обучающихся.
Список используемой литературы и источников:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/ · 27 КБ
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm · 14 КБ
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy; · 26 КБ
Elhow: https://elhow.ru/ucheba/geografija/kakie-est-poleznye-i
Приложение № 1
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент? Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота, алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства: постоянная форма, прочность.
Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.). Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.
Приложение № 2
Измененные свойства горных пород, их использование.
Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Гравий, песок — используют в строительстве дорожных покрытий.
Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.
Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней—глина, из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!
При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.
Как находят и добывают
полезные ископаемые?
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.
Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли. Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.
Крупные месторождения:
Железные руды—средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;
каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);
Нефть—Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);
Природный газ— север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;
Апатиты—Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;
Поваренная соль—низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)
Золото— север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток
Вывод:
Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к проекту по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» (4класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Мрамор Презентацию подготовила Балыкина Елизавета Ученица 4 «Б» класса Ср. школа № 32
2 слайд
Описание слайда:
Мрамор От греческого – «сияющий камень» Мрамор — природный камень применяется с давних времен, один из самых красивых и прочных камней. Несмотря на прочность, он удобен в обработке. Он водонепроницаем, морозоустойчив и термостоек. Из камня были построены такие памятники античной архитектуры, как Парфенон в Афинах и признанный одним из семи чудес света храм Артемиды в Эфесе.
3 слайд
Описание слайда:
Свойства мрамора Порода Цвет и блеск твердость Плавает в воде пропускает воду Притягивается к магниту Полезные свойства мрамор Белый Черный Розовый Бежевый Салатный Красный Серо — голубой твердый тяжелее воды нет нет Прочный строительный материал
4 слайд
Описание слайда:
В России свыше 50 месторождений мрамора. Сибирь Карелия Урал Дальний Восток
5 слайд
Описание слайда:
— БУРАКОКЛИНОВЫЙ; — УДАРНО – ВРУБОВОЙ. Основные способы добычи:
6 слайд
Описание слайда:
Изделия из мрамора
7 слайд
Описание слайда:
Единственное в России здание построенное из нешлифованного мрамора – это железнодорожный вокзал СЛЮДЯНКА в Иркутской области на берегу озера Байкал.
8 слайд
Описание слайда:
Национальный музей Бардо — музей римской мозаики и других (преимущественно античных) артефактов изобразительного искусства. Находится Бардо в предместье города Тунис. Расположен в бывшем дворце, построенном в XIII веке для Хафсидов. Был открыт для публичных посещений в 1888 году. Бардо — крупнейший после Каирского египетского музея археологический музей в Африке.
9 слайд
Описание слайда:
Мозаика в музее Бардо Мозаика «Нептун» Мозаика циклопы Мозаика «Триумф Диониса»
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1109474
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник