Проект на тему полезные ископаемые окружающий мир

Проект на тему полезные ископаемые окружающий мир thumbnail

hello_html_2a535f21.jpghello_html_m2998f022.jpg

Проект

«Полезные ископаемые»

hello_html_m6a4ca4cd.jpg

Содержание:

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Что такое месторождение?

  • Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

  • Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

  • Загадки о полезных ископаемых.

  • Охрана полезных ископаемых

hello_html_m6e03e274.jpg

hello_html_4e4da5cd.jpgПолезные ископаемыеэто вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Месторожденияприродные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.

Поиском месторождений занимаютсягеологи.

Геологияэто наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)

  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

  • Камнесамоцветное сырье  (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )

hello_html_m4dcaf0.jpgВ России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Применение

Месторождения

Каменный уголь

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, 

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны

Нефть и газ

 Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Газ

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Горючие сланцы

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Торф

Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Железные руды

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Гранит

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Известняк

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Песок

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. 

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?

Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как «зернистый»? 
Гранит. 
7. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой  природе. Многие из них

образовались из остатков живых  организмов, которые  были на Земле миллионы лет назад. 

Существует тесная связь между живой и   неживой природой и   человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к  добыче полезных  ископаемых не по –   хозяйски, то они   могут совсем исчезнуть!

hello_html_d2aba29.jpg

Источник

Частное   общеобразовательное учреждение

Школа-интернат № 18 среднего общего образования

 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.

Что это?»

Авторы: ученики 5 класса

Бебамуратов Денис,

Проскуряков Данила,

Куклин Владислав

Руководитель: учитель географии

Бессонова С.А.

Барабинск

2016

  1. Введение.

Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.

Цель проекта: создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека. 

Задачи:

1. Подобрать материал в источниках информации.

2. Изучить свойства горных пород.

3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.

4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»

Читайте также:  Консервы из рыбы чем полезные свойства

Объект проекта: горные породы и минералы.

Предмет проекта: изменённые свойства горных пород

Методы:

  1. Работа с литературой.
  2. Поиск в интернете.
  3. Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Проектным продуктом  является буклет «Полезные ископаемые. Что это?

  1. Основная часть

Этапы проведения проекта:

I.  Подготовительный этап:

  1. Изучение литературы по  опыту создания буклета.
  2. Определение разделов буклета.

II. Основной этап:

  1. Создание буклета.
  2. Выпуск буклета.
  3. Апробация составления коллекции с использованием буклета.

III. Аналитический этап:

      1. Выявление ошибок, недочетов в работе.

План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)

Действия

Срок

Участники

Ожидаемые

результаты

1

  Выявление разделов буклета

Октябрь 2015

Авторы проекта

Разработка разделов

буклета

2

 Сбор информации о свойствах горных пород  (Приложение № 1)

Ноябрь-декабрь  2015

Авторы проекта

Программа

деятельности

3

Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород

 (Приложение № 2)

Ноябрь-декабрь  2015

Авторы проекта

Описание видов промышленных изделий

4

Выпуск буклета

(Приложение № 3)

Декабрь  2015

Авторы проекта

Создание  

буклета

5

Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых  

Январь 2016

Авторы проекта

Коллекция

6

Защита проекта  

Январь 2016

Авторы проекта

Утверждение

проекта

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта мы сможем:

  1. Рассказать о полезных ископаемых.
  2. Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
  3. Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.

III. Заключение.

Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.

Выводы:

Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).

В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»

Над проектом работали 3-е обучающихся.

Список используемой литературы и источников:

Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.

 www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/  · 27 КБ

slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm  · 14 КБ

www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy;  · 26 КБ

Elhow: https://elhow.ru/ucheba/geografija/kakie-est-poleznye-i

Приложение № 1

Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент?  Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота,  алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства:  постоянная форма, прочность. 

Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.).   Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.

Приложение № 2

Измененные свойства горных пород, их использование.

    Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.  

     Гравий, песок — используют в строительстве дорожных покрытий.

     Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.

      Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней—глина, из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!

     При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.

 Как находят и добывают

полезные ископаемые?  

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.

Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли.  Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.

Крупные месторождения:

Железные руды—средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;

каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);

Читайте также:  Какое оливковое масло полезно для здоровья

Нефть—Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);

Природный газ— север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;

Апатиты—Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;

Поваренная соль—низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)

Золото— север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток                                    

Вывод:

     Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.

Источник

Презентация+урок

Класс: 3

Программа: ПНШ

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)

2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора — это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Массаж “Друг за другом”.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)

  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)

  • Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)

  • Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)

  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)

  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.

— Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)

— Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)

— Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

hello_html_m46413970.jpg

Вертикаль:

Горизонталь:

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

— На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)

1 вариант.

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).

2 вариант.

Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)

— Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)

— Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)

— Минералогия –наука о минералах.

— Минералог – специалист по минералогии.

— Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.

3. Постановка цели деятельности

— Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2015. Зачитаю цитаты:

“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”

— Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

— Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

— Чем полезны: — песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )

— глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

— известняк? (Мел, строительный материал)

— нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

— природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)

— торф? (Топливо)

— гранит? (Памятники)

— Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;

  • 2 группа – о глине;

  • 3 группа – об известняке;

  • 4 группа – о нефти;

  • 5 группа – о торфе;

  • 6 группа – об угле;

  • 7 группа – о железных рудах;

  • 8 группа – о граните

Читайте также:  Полезен ли чеснок при аденоме простаты

Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.

Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.

Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.

— Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)

— Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)

— А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)

— Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)

— Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.

— Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

— Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?

— Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?

— Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?

— Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Тест

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта

  • Карьер

  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля

  • Из гранита

  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля

  • Из нефти

  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит

  • Нефть

  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь

  • Гранит

  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть

  • Глина

  • Газ

Ответы на тест

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта

  • Карьер

  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля

  • Из гранита

  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля

  • Из нефти

  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит

  • Нефть

  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь

  • Гранит

  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть

  • Глина

  • Газ

6. Итог урока

— Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)

По ходу урока учитель показывает слайды из презентации «Подземные богатства земли»

Источник