Проект на тему полезные свойства лука

                  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

               ХАНТЫ — МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

               ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД

        Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

                  «Юность в науке»        

Направление:

                                                                     естественные науки и современный мир

 «Полезные свойства лука»

Автор:

                                                                               воспитанница группы общеразвивающей  направленности (5-6 лет) «Незабудка»              

                                                                                             Искандарова  Мадина  Курбановна.
                                                                                                         

Научный руководитель:

                                                                                             Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна,

воспитатель муниципального автономного

 дошкольного образовательного учреждения

 Центр развития ребенка- детский сад

       2018 г.

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………………………….3
  2. План исследований……………………………………………………………………..4
  3. Описание работы………………………………………………………………………..5
  4. Список используемой литературы……………………………………………………13
  5. Приложения…………………………………………………………………………….14

                                                            1.Аннотация.

Ежедневно человек в своей жизни использует в пищу много разнообразных

овощей, в том числе и лук. Лук– очень древнее растение. О нем говорят очень много, как в  простонародие, так и в медицине. Кроме этого в луке содержится очень много полезных свойств, его используют при приготовление блюд. Это значит, что лук один из самых привычных для нас овощей. Но все ли мы о нем знаем?

 Актуальность: 

Тема исследовательской работы «Полезные свойства лука» актуальна в наше время, так как использование народных рецептов обретает все большую популярность. Дорогие лекарства в аптеках не каждый может себе позволить, а вот такой замечательный овощ как лук, люди выращивают сами и лекарства, получаемые из лука, практически ничего не стоят. Лечебные свойства тех или иных растений методом проб и ошибок обнаруживали еще наши далекие предки. Со временем возникло целое учение о естественных лекарственных средствах. Ценно то, что лекарственные растения, используемые в медицине, крайне редко оказывают нежелательные побочные действия, чего больше всего опасаются люди, принимая синтетические препараты.

    Лук — от всех недуг. Так говорится в народе. Эта универсальная приправа с древних времен имеет большую популярность у разных народов. Также давно известны лечебные свойства лука.

    Лук издавна использовался как эффективный природный антибиотик. Он содержит более 200 природных фитокомпонентов. Летучие вещества — фитонциды, губительно действуя на вирусы и микробы, защищают организм от простуды и гриппа. Гораздо менее известны другие терапевтические способности этих растений — овощей. В обычной луковице содержатся фруктоза, глюкоза, сахароза, мальтоза, инулин, витамины. Столь большого набора макро- и микроэлементов нет ни в одном овоще.

Цель исследовательской работы: исследовать целебные свойства лука и выяснить, при каких заболеваниях он помогает.

    Задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2.Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.

3.Провести эксперимент.

4.Проанализировать полученные результаты.

5.Узнать рецепты с использованием лука при лечении различных заболеваний.

6.Выпустить брошюру с рецептами лечения луком.

В рамках исследования были использованы следующие методы и приёмы работы:

  • Изучение информации из интернет — источника  и литературы
  • Анкетирование
  • Экспериментирование
  • Сбор информации
  • Опрос среди сверстников
  • Наблюдение и экспериментирование
  • Интервью

Вывод: моя исследовательская работа будет полезна моим сверстникам. Она поможет ребятам понять, что народные рецепты с использованием лука могут быть эффективнее аптечных лекарств,  при лечении кашля, простуды и других заболеваний.

                                                  2.План исследований

Вопрос: почему народ сложил поговорку «Лук- от семи недуг», от каких болезней помогает лук?

Гипотеза: если знать лечебные свойства лука и систематически употреблять его в пищу, то можно избежать некоторых заболеваний в весенне-зимний период.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и планирование мероприятий.
  • Чтение художественной литературы по теме Чтение стихотворений и загадок о луке, чтение художественной литературы Чиполино, чтения стихотворения о луке Л. Громова
  • Просмотр мультфильма Просмотр мультфильма «Чипполино».
  1. Основной этап
  • Подбор  материала из интернет — источника, литературы, фотоматериалов (что такое лук, история лука,
  • Анкетирование среди детей нашей и соседней  группы
  • Опытно – экспериментальная деятельность
  1. Заключительный этап.

   Сейчас успех применения лука в народной медицине имеет научное обоснование: в этом пряном овоще много фитонцидов – летучих веществ, убивающих микробы.

Я изучила целебные свойства лука и выяснила, от каких недугов помогает это растение.

Ученые доказали, что лук может защищать здоровье человека. Зная целебные свойства лука, я могу использовать его при лечении заболеваний.

Я собрала рецепты народной медицины с применением лука и издала брошюру «Лук от семи недуг». Рецепты народной медицины.

Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Таким образом, цель исследования определена. Задачи исследования решены. Тема раскрыта. В этом и заключается моя работа.

                                          БИБЛИОГРАФИЯ:

   1.Все об обычном луке, Дубровин И., Эксмо-Пресс, Яуза Город издания: М., 2010. -13 с.

2.Лук: на страже здоровья, Неумывайкин И.П., Диля, 2013. -96 с.

3.Растения. Полная энциклопедия, Школьник Ю., ЭКСМО, 2009. -256 с.

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия, Багрова Л.  Растения, Москва, ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.  -52 с.

                                                  3.Описание работы.

В начале исследования я провела анкетирование среди своих сверстников (Приложение 1). В анкетирование принимали участие 30 человек:  это мои одногруппники,  а также  ребята из  группы «Ландыш». Анализируя результаты анкетирования, я пришла к выводу, что не все ребята моего возраста знают о полезных и лечебных свойствах лука. И тогда мы решили узнать, правда ли это, что лук имеет полезные свойства и, что лук помогает от многих болезней.   Постараемся разобраться и ответить на эти вопросы?

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и планирование мероприятий.

  Вместе с воспитателем я поставила цель, исходя из этой цели мы запланировали следующие мероприятия:

  • Чтение художественной литературы по теме: Чтение стихотворений и загадок о луке, чтение художественной литературы Чиполино, чтения стихотворения о луке Л. Громова
  • Прослушивание отрывка из мультфильма Чиполлино, песня Чиполлино

Музыка Н .Пейко, Слова С. Маршака

Я веселый Чиполлино,

Вырос я в Италии

Там , где зреют апельсины

И лимоны, и маслины

Фиги и так далее ….

Но под синим небосклоном

Не маслиной, не лимоном ,

Я родился луком

Значит деду Чиполлоне

Прихожусь я внуком

  • Просмотр мультфильма «Чипполино»
  1. Основной этап
  • Подбор  материала из интернет — источника, литературы, фотоматериалов (что такое лук, история лука, виды лука, знакомство с полезными свойствами лука. В ходе сбора информации  мы узнали про то, что такое лук, историю и полезных свойствах лука. Так же нас познакомили с правилами употребления лука. Мы с воспитателем, много читали энциклопедий и узнали.
Читайте также:  Чем полезна математика в жизни людей

                      История появления и использование лука в Древнем мире.

Родина лука- Азия. С глубокой древности лук выращивали в Индии, куда его завезли арии. Индийцам были знакомы целебные свойства лука, но в пищу его не употребляли из-за резкого запаха. В Древнем Китае и Японии выращивали местные сорта лука.  В первой китайской книге о лечебных растениях, написанной около 2600г. до н.э., упоминается лук душистый, а известный врач Ли Шичжень (1596-1522гг. до н.э.) описал в своем лечебнике способы приготовления более 1500 лекарств из растений, в том числе из листовых луков.  

В Библии (5в. до н.э.- 2в.н.э.) есть сведения о том, что израильтяне в Древнем Египте ели много лука во время странствия с Моисеем.

 Врач, философ и поэт Ибн-Сина (Авиценна), живший в 903-1037 гг., писал в знаменитом труде «Канон врачебной науки», что луковый сок используется при болезнях горла, гноящихся ран, для очищения воды, а его смеси с медом – для уничтожения бельма. (10)

Древнеримский врач Клавдий Гален в своих знаменитых травниках называл лук «всеспасающим средством для бедняков» и рекомендовал лечить им астму, кашель, пищевые отравления, зубную боль и другие болезни.  Гален лечил с помощью лука и чеснока раны гладиаторов.   Он писал: «Хотя предыдущие врачи, леча гладиаторов, промывали рану горячей водой и накладывали на нее пшеничную муку, умеренно заваренную смесью масла и воды, я вообще исключил воду и делал смесь из муки и толченого лука с маслом, смазывая кожу вокруг раны небольшим количеством масла.  Результаты можно считать прекрасным, поскольку у меня нет ни одного смертного случая, а раньше смерти были многочисленными».

Известно, что при лечении черепно-мозговой травмы у одного гладиатора он «совершенно использовал» такую смесь:

— 1 часть лука или чеснока;

— 1 часть ладана;

— 1 часть алоэ;

— 1 яичный белок и щепотка меха дикого кролика.

Все перемешивали до консистенции жидкого меда и накладывали на рану. (6)

Первые изображения репчатого лука относят к 3200-2700 гг. до н.э.   Лук и чеснок находили в саркофагах и во внутренних полостях мумий. В те далекие времена лук и чеснок ценились очень высоко. Одна из надписей на крупнейшей египетской пирамиде фараона Хеопса рассказывает: «сколько серебра было потрачено на приобретение лука для строителей пирамиды». 

Луку воздавали почести как божеству, им клялись, из него делали амулеты.  Рыцари эпохи крестовых походов носили за голенищем левого сапога три головки чеснока, а на груди — амулет из лука. Известно, что даже английский король Ричард Львиное Сердце, известный своей жестокостью, носил на шее луковый амулет.

У древних греков луковица считалась символом устройства Вселенной.  Ее чешуи уподобляли небесным сферам, несущим все небесные тела и прикрепленным к центру мироздания. Древние греки носили лук на груди как талисманы, которые защищали от болезней, давали победу над врагами, увеличивали силу и смелость.  Даже участники первых Олимпийских игр усиленно ели их перед соревнованиями.

В Древнем Риме лук считался лучшим средством против демонов и вампиров, присутствовал в каждом доме. Однако со временем он стал овощем простонародья, патриции считали его употребление неприличным.

                        История появления и использования лука на Руси.

Время появления лука в Древней Руси точно не установлено, но известно, что славяне с давних пор культивировали и потребляли его в пищу как средство, отбивающее специфический вкус и запах мяса диких животных. В Киевской и Московской Руси он являлся одним из главных пищевых продуктов крестьян и городской бедноты: из лука, черного хлеба, воды и небольшого количества растительного масла готовили тюрю. У зажиточных людей он считался основной приправой к большинству кушаний. Например, у бояр за деликатес почитались рубленая, зажаренная на сковороде, печенка с луком, а также икра со свежим, мелко рубленым луком. Иностранные путешественники и дипломаты, бывавшие на Руси, отмечали, что большинство русинов употребляют настолько острые блюда, что их есть невозможно. Лук стал основным продуктом питания простолюдинов на Руси. Хлеб да квас, да лук сырой – вот основные продукты питания крестьян, ремесленников, солдат. Народ, естественно, не мог знать в те времена о фитонцидных свойствах лука, которые благотворно влияют на повышение иммунитета организма, устойчивость его к заболеваниям.

В одном старинном русском травнике есть такое описание целебности лука: «Приятно утробу мягчит, но жажду наводит и дух, смердящий изо рта, истребляет… будучи употребляемым внутрь, отменно действует при слабости желудка и худом пищеварении, слизистой и судорожной одышке, водяной и каменной болезни, равно как в скорбуте и глистах… Во время господствующих заразительных болезней весьма полезно прибавлять лук к пище для завтрака, составлять супы из лука с прибавлением соли, перца, немного уксуса». Лук и чесночницы раскладывали в помещениях больных животных либо вешали на шею коровам, овцам, лошадям. (1)

                                            Лечебные свойства лука.

Целебность лука во многом стала понятна лишь с открытием фитонцидов (особых летучих веществ растительного происхождения, убивающих микроорганизмы), которые способны дезинфицировать окружающую среду, поражая многие и многие группы микроорганизмов. Открытие фитонцидов принадлежит известному исследователю академику Б. Н. Токину. Именно он в 1928г первым подметил, что летучие вещества растертого лука губительно действуют на клетки дрожжей.

Фитонциды -это группа растительных веществ с ярко выраженной антибиотической активностью.

Узнав, что в луке есть фитонциды, которые уменьшают рост и развитие бактерий, мне стало интересно узнать, а как фитонциды будут влиять на развитие плесени на хлебе.

Для развития и роста плесневелых грибов, в качестве питательной среды, я выбрала белый хлеб. Кусочки были помещены в 2 пластиковых контейнера и накрыты крышкой, но не плотно (Приложение 2)

Первым был поражён плесенью хлеб в контейнере, где не было лука. На нём первые признаки заражения появились на 4 день. В образцах, где использовались в качестве защиты фитонциды лука, рост плесени начался позже. Свои наблюдения я занесла в таблицу (Приложение 3)

 Лечебные свойства лука замечены и проверены в научных исследованиях многих медицинских, фармацевтических научно-исследовательских институтов.

 Лук является исключительно полезным овощем для поддержания нашей красоты и здоровья. Он богат витаминами, в нем много белков, жиров, минеральных солей, органических кислот и сахара. Из витаминов в луке в большом количестве присутствуют В1, В2, В6, Е, РР. А также витамин С. Достаточно употреблять в пищу ежедневно 100 гр. лука, чтобы организм получил нужное количество витамина С. Лук богат эфирными маслами, которые и придают этому овощу характерный резкий запах, кроме этого, эфирные масла лука обладают отличным противомикробным и лечебным действием. (3)

Эксперимент №1

Во время эпидемии заболевания ОРВи среди учащихся 2 «Б» класса мы разложили части луковицы в разные места класса. Но эксперимент не дал ожидаемых результатов. Ученики продолжали заболевать и 5 человек заболели ОРВи. Подумав я пришла к выводу, что возможно нужно было больше положить лука, так как площадь помещения большая.

Вывод: эксперимент №1 не удался, и чтобы узнать, существуют ли фитонциды в луке, нужно провести еще один эксперимент.

Эксперимент №2

Мы взяли 2 контейнера, 2 кусочка белого хлеба, разрезали луковицу. В первый контейнер положили хлеб без лука, во второй контейнер хлеб с луком. Контейнеры закрыли не плотно. Через 4 дня в контейнере без лука на хлебе появилась первая плесень, в контейнере с луком плесени на хлебе не было. Еще через 4 дня на хлебе в контейнере без лука плесень увеличилась, а в контейнере с луком плесени не было. Посмотрев на контейнеры еще через 3 дня, я увидела, что в контейнере без лука хлеб весь покрылся плесенью, а в контейнере с луков на хлебе только начала плесень появляться.

Вывод: в луке действительно есть фитонциды, которые уменьшают рост и развитие бактерий.

Практическая работа по изготовлению сиропа от кашля с использованием лука.

Узнав от нашей медсестры Каримы Искандаровны рецепт от кашля, я решила его изготовить. Для этого нам понадобилась 1 луковица, 2 столовые ложки сахара и стеклянная емкость.

Лук мелко порезала, положила в стеклянную посуду, засыпала двумя столовыми ложками сахара и поставила на сутки в темное место. Пройдя сутки  наш сироп от кашля был готов.

Вывод: такие народные рецепты очень полезны, не дорогие и не содержат вредных химических веществ.

Читайте также:  Что приготовить из хрена заготовка полезные

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас успех применения лука в народной медицине имеет научное обоснование: в этом пряном овоще много фитонцидов – летучих веществ, убивающих микробы.

Я изучила целебные свойства лука и выяснила, от каких недугов помогает это растение.

Ученые доказали, что лук может защищать здоровье человека. Зная целебные свойства лука, я могу использовать его при лечении заболеваний.

Я собрала рецепты народной медицины с применением лука и издала брошюру «Лук от семи недуг». Рецепты народной медицины.

Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Таким образом, цель исследования определена. Задачи исследования решены. Тема раскрыта. В этом и заключается моя работа.

  1. Список используемой литературы

1.Все об обычном луке, Дубровин И., Эксмо-Пресс, Яуза Город издания: М., 2010. –13

2.Лук: на страже здоровья, Неумывайкин И.П., Диля, 2013. -96 с.

3.Растения. Полная энциклопедия, Школьник Ю., ЭКСМО, 2009. -256 с.

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия, Багрова Л.  Растения, Москва, ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.  -52 с.

Интернет источники:

5.https://well-cooked.ru/vsyo-o-luke-repchatom.html

6.https://sadgora.info/food-stuffs/fruit-and-vegetables/525-vse-o-luke

7.https://test.gazetasadovod.ru/veg/luk/4841-vse-o-repchatom-luke.html

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Лук_репчатый

9.https://www.smirnova-tatjana.ru/jurii-moroz/181-3253.html

         10. https://sitefaktov.ru/index.php/home/1947-o-luke

   Приложение 1

Источник

МКОДДСИДОБПР   «Каракулинская   специальная (коррекционная)  школа – интернат  для   детей — сирот  и   детей,  оставшихся  без попечения  родителей   с   ограниченными  возможностями   здоровья  VIII  вида»

«Лук – от  всех  недуг»

учебно — исследовательский   проект

                                                                                Выполнил:

                                                                     Дегтерев  Влад  учащийся  5 класса

                                                                        Каракулинской   специальной  

                                                                      (коррекционной) школы-интерната

                                             Руководитель работы:

                                                                 Истомина Ольга Николаевна,

                                      учитель биологии,

                                                                       высшей квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………………….  3

Глава  1.  Теоретическая    часть……………………………………………………   5                                                                                                        

1.1.Обоснование выбора темы  ……………………………………………………     5

1.2.  История и распространение репчатого  лука ………………………………… 5  

1.3.  Многообразие   видов    лука……………………………………………………  7  

1.4   Полезные   свойства  лука  ..…………………………………………………… 8

Глава  2.    Практическая   часть…………………………………………………… 10

Заключения………………………………………………………………………….   12

Список  литературы………………………………………………………………….  13

Введение.

    Лечебные свойства тех или иных растений методом проб и ошибок обнаруживали еще наши далекие предки. Со временем возникло целое учение о естественных лекарственных средствах. Ценно то, что лекарственные растения, используемые в медицине, крайне редко оказывают нежелательные побочные действия, чего больше всего опасаются люди, принимая синтетические препараты.

    Лук — от всех недуг. Так говорится в народе. Эта универсальная приправа с древних времен имеет большую популярность у разных народов. Также давно известны лечебные свойства лука.

    Лук издавна использовался как эффективный природный антибиотик. Он содержит более 200 природных фитокомпонентов. Летучие вещества — фитонциды, губительно действуя на вирусы и микробы, защищают организм от простуды и гриппа. Гораздо менее известны другие терапевтические способности этих растений — овощей. В обычной луковице содержатся фруктоза, глюкоза, сахароза, мальтоза, инулин, витамины. Столь большого набора макро- и микроэлементов нет ни в одном овоще.

     Мы решили узнать как можно больше полезных свойств лука и рекомендовать всем учащимся нашей школы как можно чаще использовать

в пищу этот овощ.

Цель  моей работы — Изучить историю происхождения, целебные свойства и условия выращивания лука.

Объект исследования —  репчатый лук и его полезные свойства.

Предмет исследования – особенности выращивания репчатого лука.

Гипотеза – Влага, тепло, свет, воздух – необходимые условия для выращивания растений.

Задачи:

  • Изучить виды лука;
  • Выяснить историю происхождения лука;
  • Изучить полезные свойства лука;
  • Узнать  рецепты блюд с использованием лука;
  • Изучить условия выращивания лука в домашних условиях;
  • Провести эксперимент по выращиванию лука.
  • Сделать выводы.

Планируемый продукт проекта:

  • Презентация на тему «Лук от всех недуг»

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Обоснование выбора темы.

    О лекарственных свойствах пищевых растений известно давно. С развитием науки на смену чисто эмпирическим наблюдениям пришли строго научные методы исследования растений. Изучение химического состава пищевых растений расширило возможности употребление их  для укрепления и сохранения здоровья.

     Данный проект посвящен целебным свойствам лука. Всем будет полезно и, наверняка, интересно узнать об истории появления репчатого лука, о его составе и применении при различных заболеваниях.

    Практическая значимость работы состоит в использовании полученных знаний на уроках биологии и сельскохозяйственного труда и в повседневной жизни.

1.2.  История и распространение репчатого лука.

    Изучив литературные источники, мы выяснили, что лук оценили по достоинству еще задолго до нашей эры.

    Лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений. Его выращивают пять тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.

    Древние египтяне так высоко ценили его, что изображали на своих памятниках. Уже в V в. до н. э. известный историк Геродот сообщил, что надпись на большой пирамиде Хеопса гласит: «За редьку, лук и чеснок, идущих в пищу рабочим, заплачено 1600 талантов серебра».

    О репчатом луке упоминают в Индии и в Месопотамии, в Месопотамии даже существовал закон о ежемесячной выдаче хлеба и репчатого лука самому бедному населению. В то время верили, что большое употребление репчатого лука помогает содержать состав крови в норме, поэтому он был очень популярен среди атлетов.

     Римляне также постоянно употребляли репчатый лук и брали его с собой в свои провинции, которые находились на огромных территориях. Они считали, что репчатый лук обладает множеством оздоровительных свойств: зрение становится острее, лук  помогает от бессонницы, лечит зубы, диарею. Римские гладиаторы перед боем натирались соком из репчатого лука.

     В Новый Свет репчатый лук попал благодаря Кристофу Колумбу. Клумб также выяснил, что лук индейцы ели сырым и вареным, делали из него сироп и использовали как лекарство. Кроме того репчатый лук это отличный натуральный краситель.

     Родиной лука является малая Азия. Основные страны производители – США, Египет, Болгария и Китай. Самый распространенный лук – репчатый, по латыни – аллиум цепа. Он был известен уже за 4000 лет до н.э. В Древнем Египте его возделывали в долине Нила. Древние греки уже были знакомы с несколькими его сортами.

     На Руси же лук распространился в XII–XIII веках. Даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. В пост ели лук с водой и квасом, добавляя хлеб и растительное масло.

Читайте также:  Минеральные ресурсы и полезные ископаемые это

Такую похлёбку называли  «тюрей».

1.3. Многообразие видов лука.

Изучив многообразие луковых растений, мы составили таблицу.

Название вида

Характеристика

Внешний вид

Лук-батун

(Allium fistulosum)

Многолетнее травянистое растение семейства Луковые (Alliaceae). Луковиц растение не образует, сильно ветвится и имеет большую листовую массу. Стрелка конусовидная, не расширенная у основания, высотой 40-50 см, образует соцветие, в котором находится 150-300 мелких желтоватых цветков. Семена угловатые, черные. Масса 1000 семян 2-3 г. Сохраняют всхожесть два-три года.

Шнитт-лук или лук-резанец

(Állium schoenoprásum)

Многолетнее травянистое растение семейства Луковые (Alliaceae). Это сильно ветвящееся растение, способное давать на следующий год после посадки до 50–70 побегов, т. е. увеличивать массу растения в 50 и более раз.

Порей

(Allium porrum)

Двулетнее растение. В первый год вырастают длинные плоские листья и ложная луковица, называемая белой ножкой. В отбеленном состоянии она обладает очень нежной мякотью и своеобразным вкусом, менее острым, чем луковицы других видов, и служит основной съедобной частью растения. В длину она может достигать 50 сантиметров, в толщину — до 8 сантиметров. На второй год порей формирует цветочные стрелки, а на донце образует луковички однозубки — жемчужный лук.

Шалот

(Allium askaeonicum)

Двулетнее травянистое растение семейства Луковые (Alliaceae).

Луковица небольшая, массой 25-50 г; окраска от фиолетовой до белой. Количество зачатков — 50-60. При посадке луковица образует много листьев и до 20 стрелок высотой 50-60 см. Листья цилиндрически-шиловидные, тонкие, с восковым налетом. Стрелки без вздутий, цилиндрические. Цветки мелкие, беловатые. Соцветие мелкое, рыхлое. Семена мельче, чем у лука репчатого.

Лук-слизун

(Allium nutans)

Многолетнее растение, формирующее плоские линейные сочные светло и темно-зеленые листья длиной до 30 сантиметров. Листья не грубеют до глубокой осени, сохраняя продовольственную ценность. Стрелку образует на второй год, но массовое стрелкование отмечается на третий год.

Репчатый лук

(Állium cépa)

Многолетнего растения из семейства луковых (Аlliасеае) — отличаются прежде всего формой луковиц и окраской сухих чешуи, покрывающих их. Чаще всего луковицы бывают желтыми, но есть сорта с белыми и фиолетовыми луковицами. От донца луковицы отходит пучок корней, проникающих в почву до глубины 60 — 70 см. Листья сочные, трубчатые.

1.4.  Полезные свойства лука.

     При изучении полезных свойств различных видов лука  мы выяснили, что наибольшими целительными свойствами среди луковых растений обладает репчатый лук. В состав репчатого лука входит: 14 % сахара; 5 % белков; 1 % минеральных солей. В листьях имеются: витамины С, В,  каротин, эфирные масла. Все части растения выделяют фитонциды.

    Мы составили таблицу полезных свойств репчатого лука.

Целебные свойства репчатого лука

В каких целях

Способы применения

Для поднятия аппетита

Свежий лук возбуждает аппетит, усиливает выделение пищеварительных соков, улучшает пищеварение и способствует лучшей усвояемости организмом питательных веществ. В связи с этим его специально употребляют перед приемом пищи, а также в составе различных закусок и вторых блюд.

Для лечения диабета

Поскольку лук оказывает слабое гипогликемическое действие его можно  употреблять при диабете; больным рекомендуется есть суп из печеного лука.

Для лечения кишечных заболеваний

При воспалительных заболеваниях кишечника, запорах и геморрое хорошее действие оказывает  свежий сок  лука, который советуют  принимать по 1 чайной ложке  3-4  раза в день до еды.

Для лечения водянки

В народной медицине часто используют лук для лечения водянки. Однако при таком употреблении нужно быть очень осторожным, так как оно противопоказано при тяжелых заболеваниях сердца и печени и возможно лишь  после всестороннего врачебного обследования больного.

Для изгнания глистов

Иногда  лук применяют для изгнания круглых глистов (аскарид, остриц). В таких случаях  советуют:  есть его  натощак или выпивать по 1/3 – ½ стакана лукового настоя в течение 3-4 дней. Для приготовления настоя  измельчают луковицу средней величины, заливают стаканом воды и настаивают 8-12 часов.

Для лечения кожных заболеваний

Кашицу из луковиц применяют наружно при зудящих высыпаниях на коже, для выведения угрей, веснушек, пигментных пятен и бородавок. Свежие ожоги советуют покрывать кашицей из сырого лука, что уменьшает воспалительный процесс и может предотвратить образование пузырей. Кашицей на молоке и печеным луком пользуются для укрепления созревания нарывов и смягчения мозолей.

Для укрепления волос

Для укрепления волос и улучшения их роста в кожу головы 1-2 раза в неделю втирают сок или луковую кашицу. С этой же целью  моют голову отваром луковой шелухи. Кроме того, такими отварами (горсть шелухи на стакан воды , время варки 5-10 мин) моют голову, чтобы уничтожить перхоть и для придания волосам соломенно-золотистого оттенка.

Для лечения гнойных ран

Сок и свежеприготовленная кашица, прикладываемая через марлю, очищает гнойные раны и язвы и способствует их заживлению. Способность луковиц воздействовать на гноеродные  и другие бактерии, используемая народом, связана с наличием в луке очень сильных антимикробных веществ – фитонцидов. Еще в русских травниках прошлого века указывалось на благотворное действие лука против «прилипчивых болезней» и проникающей в помещение при эпидемиях «заразы».

Для лечения насморка

Фитонцидами лука лечат  гриппозный насморк (3-4 раза в день на 10-15 мин закладывают в нос кусочки ваты, смоченные свежим соком лука), воспалительные процессы в ушах (ватные тампончики закладывают в уши).

Глава 2. Практическая часть.

Моя практическая часть состоит из проведения эксперимента по изучению особенностей выращивания лука в домашних условиях.

  Опыт 1     Влияние воды на прорастание лука.

   Оборудование:  2 стакана, 2 луковицы.

  • В один стакан налить воды и опустить в него луковицу, в другой опустить луковицу, но без воды. Поставить стаканы на подоконник. Ежедневно наблюдать за изменениями.

Результат: Через 2 недели лук в стакане с водой пророс, а лук в стакане без воды остался, без изменений.

Вывод: Вода – является важным условием для прорастания лука.

Опыт 2     Влияние тепла на прорастание лука.

 Оборудование:  2 стакана, 2 луковицы.

  • В оба стакана налить воды и опустить в них луковицы. Поставить 1 стакан на подоконник, другой в холодильник. Ежедневно наблюдать за изменениями.

Результат: Через 2 недели лук в стакане на подоконнике пророс, а лук, стоящий в холодильнике остался без изменений.

Вывод: Тепло – является важным условием для прорастания лука.

Опыт 3      Влияние воздуха на прорастание лука.

   Оборудование:  2 стакана, 2 луковицы.

  • В один стакан налить воды до середины и опустить в него луковицу, в другой налить воды доверху и опустить в него луковицу. Поставить стаканы на подоконник. Ежедневно наблюдать за изменениями.

Результат: Через 2 недели луковица в стакане с водой до середины проросла, а луковица, погруженная полностью в воду, осталась без изменений.

Вывод: Воздух – является важным условием для прорастания лука.

Опыт 4     Влияние света на прорастание лука.

   Оборудование:  2 стакана, 2 луковицы.

  • В оба стакана налить воды, опустить в них по луковице. 1 стакан поставить в шкаф, 1 стакан  поставить на подоконник. Ежедневно наблюдать за изменениями.

Результат: В стакане, который стоял на подоконнике – лук пророс, а в стакане, который стоял в шкафу, лук остался без изменений.

Вывод: Свет – является важным условием для прорастания лука.

Выводы:

Пронаблюдав и проделав опыты, я пришел к выводу, что вырастить лук в домашних условиях, можно, если только соблюдать необходимые условия для выращивания.

Заключение.

    Итак, исследовав особенности выращивания лука, хочу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Влага, тепло, свет, воздух – это действительно необходимые условия для выращивания растений. Но для выращивания лука в домашних условиях не обойтись без помощи человека.

     Работа над проектом позволила мне:

  • Познакомиться с различными видами  лука;
  • Узнал о  полезных свойствах репчатого лука;
  •  Научился отбирать материал по определенной теме, выделять главное.
  •  Выполняя проект, учился печатать на компьютере.

    Выполняя работу, я узнал много нового и интересного, получил много положительных эмоций при выращивании лука.

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зелёной

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Ешьте меня всяким –

Будете здоровы.

Список литературы.

1. Астахова В.Г. «Загадки ядовитых растений» М.: Лесная промышленность, 1977

2. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины» М.: Просвещение, 1991

3.Приходько С.Н. « Лечебница на подоконнике» Киев. Наукова думка,1968

4. Шантуров А.Г. Врач-больной-лекарство» Иркутск. Восточно-сибирское книжное издательство, 1986

5. Интернет ресурсы

  • https://www.naromed.ru/ns_svoistva_chesnoka.htm
  • https://strana-sovetoff.ru/?p=4376
  • https://ogorodik-sad.ru/content/istoriya-kultury-luka-i-ego-rasprostranenie
  • https://www.greeninfo.ru/vegetables/allium_porrum.html/Article/_/aID/5595

Источник