Проект на тему снег полезный или вредный
Ольга Комарова
Экологический проект «Снег полезный или вредный» для детей второй младшей группы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области
ПРОЕКТ
на тему:
«Снег полезный или вредный»
С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Подготовила и провела:
воспитатель Комарова О. В.
— Асино 2015 —
Проект: «Снег полезный или вредный».
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Актуальность
Снег играет важную роль в жизни человека и природы. Дети очень любят играть со снегом на участке. Ребята лепят снеговиков, вырезают из снега разные фигуры. Девочки готовят торты, выпекают куличики, из формочек пекут печенье. Наблюдая за детьми на прогулке, замечаю, как дети пытаются попробовать снег на вкус, облизать снег с рукавицы, не подозревая, как это опасно. Часто дети подходят к воспитателю и говорят о том, что кто-то из детей спрятался и ест снег. Конечно, детей привлекает снег своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать.
Детей дошкольного возраста называют «почемучками»,так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Выходя с детьми на прогулку, говорим о том, что снег есть нельзя.Дети всегда спрашивают: «Почему?». Объясняю детям, что снег не только холодный, но и грязный.И опять слышу вопрос: «Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?». Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный. Давайте с вами побываем в роли ученых, которые все изучают, и сами ответим на интересующие нас вопросы.
Вид проекта: Познавательно — исследовательский.
Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников, преподаватель изо-деятельности.
Проблема: Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Ну почему нельзя?
Практическая значимость проекта: Помочь детям понять то, что дети, которые едят снег, очень часто белеют.
Цель: Выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.
Задачи:
1. Формировать представления детей, о свойствах и качестве снега;
2. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений;
3. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности (провести опыты для выяснения чистоты снега);
4. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Гипотеза: Свежевыпавший снег чистый, белоснежный, пушистый и безопасный для здоровья человека.
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Беседы;
3. Чтение художественной литературы;
4. Проведение опытов;
5. Игры со снегом;
6. Метод сравнения;
7. Анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Расширится кругозор детей о снеге;
2. Сформируются навыки любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
3. Появится стремление к здоровому образу жизни.
4. Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов.
1 этап. Сбор информации.
Цель: Из разных источников собрать информацию о загрязненности снега.
Изучение детской научной литературы.
Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег.
Провели беседы.
«Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Может ли снег нанести вред здоровью?»
Встреча с медсестрой.
Анна Сергеевна, медсестра в нашем саду, рассказала очень много интересного. Попав к нам в организм, микробы сразу же начинают нас атаковать. Первым защитником нашего организма как раз и является наше горло. В горле есть «часовые» — миндалины, которые сразу же начинают бороться с вредными микробами. Это очень нелегкая борьба, поэтому горло становится красным, начинает болеть. У ребенка из-за этого даже повышается температура.
Выяснили: Снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.
2 этап. Экспериментальный.
Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.
Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки.
Обратить внимание детей на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке и т. д.). Во многих местах снег серый, хорошо видны чёрные точечки, это грязь, пыль, сажа, копоть. Это мелкие частицы дыма и газа, прилипают к снежинкам в воздухе.
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время наблюдения за снегом.
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
Серия опытов и экспериментов со снегом.
Опыт 1. Рассматривание снега через лупу.
Опыт 2. Рассматривание снега на улице.
Опыт 3. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.
Опыт 4. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.
Опыт 5. Очищение воды через фильтр.
Опыт 6. Рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.
Вывод: Весь снег грязный, даже свежевыпавший, то есть чистого снега не бывает.
3этап. Обобщающий.
Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.
В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов,обнаружены частицы грязи: песка, дыма и другое. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег и лёд — грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а так же его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что кто-то пытается, есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.
Вывод: Со снегом можно играть, лепить из него, строить фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека.
Примерное содержание исследовательского проекта.
№ Мероприятия Педагогические задачи Ожидаемый результат
1. Чтение сказки и обсуждение Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку». Уточнить представления детей о том, что в мире есть микробы, которые могут вызвать болезнь. Интерес к чтению сказок, умение оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением.
2. Прослушивание сказки
Н. Калининой «Про снежный колобок». Закрепить знания детей о таяние снега в тепле. Умение внимательно слушать, усваивать полученную информацию, делать выводы.
3. Наблюдение за снегом на прогулках:
1. За падающим снегом;
2. Рассмотреть снег, из чего состоит;
3. Рассмотреть грязный снег. Развивать познавательный интерес к неживой природе, развивать любознательность, наблюдательность. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно — следственные связи, делать выводы.
4.Беседы: «Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Может ли снег нанести вред здоровью?» Развивать способность размышлять, выявлять причинно — следственные связи, делать выводы.
Расширились знания детей о снеге, выяснили полезность и вред снега для человека, животных, растений.
5. Рассказ медсестры, как снег влияет на здоровье человека. Воспитывать умение внимательно слушать говорящих, вступать в беседу, не перебивая товарищей, кратко и понятно излагать свои мысли. Умение внимательно слушать собеседника, повысился интерес детей к здоровому образу жизни.
6. Игры со снегом:
рисуем на снегу, лепим куличи, делаем пирожные изо льда, лепим фигуры. Совершенствовать навыки по лепке из снега: учить создавать конструкцию, украшать, обыгрывать её, доставлять удовольствие от игры. Расширились художественно — творческие способности, сформируется игровая активность, навыки совместной деятельности.
7. Просмотр презентации «Где живут микробы?». Развивать у детей умение внимательно смотреть и слушать, запоминать на слух информацию. Умение в логической последовательности запоминать происходящие на экране события, делать выводы для себя.
8. Рассматривание фотографий Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы, произвольное внимание. Способность активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера.
9.Серия опытов и экспериментов:
Опыт 1: Рассматривание снега через лупу.
Опыт 2: Рассматривание снега на улице.
Опыт 3: Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.
Опыт 4: Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.
Опыт 5: Очищение воды через фильтр, рассматривание фильтра.
Опыт 6: Сравнивание снега и льда. Провести исследование снега : познакомить со свойствами снега (холодный, лёгкий, тает в руках, липкий); определить загрязнённость снега свежевыпавшего и лежавшего; подвести к пониманию, что снег опасен для здоровья человека.
. Развивать умение рассуждать, находить экологически грамотное решение, делать умозаключения на основе самостоятельно полученных фактов.
10. Загадывание загадок про зиму и про снег. Развивать познавательную активность, логическое мышление, память. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
11.Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Я и снег» М. Дружинина; «Сосульки» Д. Чуяко; «Снежинка» Н. Мигунова; «Снег» Е. Благина; «Снег-снежок» И. Мазин. Развивать интерес к чтению художественной литературы. Учить детей внимательно слушать и запоминать прочитанное. Научить детей выделять главное, понимать нравственный смысл. Интерес к художественной литературе.
Умение внимательно слушать, способность эмоционально откликаться на происходящие события.
12. Совместно с родителями чтение и проговаривание пословиц и поговорок о снеге. Развивать у детей познавательную активность, память. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Разовьётся интерес к устному народному творчеству, дети получат первые впечатления о законах природы.
13.Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки». Приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
С помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помочь свободно почувствовать себя в среде сверстников. С большим удовольствием участвует в подвижных играх, с желанием вступает в общение с другими детьми, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
14.Рисование манкой: «Снегопад ночью»; рисование мукой «Снежные узоры». Учить детей самостоятельно создавать замысел рисунка,аккуратно пользоваться кистью, клеем, салфеткой; вызвать желание участвовать в совместной деятельности. Способность воплощать свои впечатления в рисунке, работать аккуратно, не мешая товарищам. Интерес к изобразительному искусству.
15. Рисование «Снег кружиться».
Учить передавать в рисунке картину падающего снега, изображать округлые формы, пользоваться краской и кистью. Создаёт простейшие изображения на основе пятен, штрихов; передаёт сходство с реальными предметами; знает инструменты и действия с ними.
16.Аппликация: «Ёлочка в снегу». Закрепить приёмы наклеивания, учить составлять узор из снежинок, помогать осваивать последовательность работы. Умение последовательно, аккуратно выполнять работу, не мешая товарищам; знает правила использования инструментов.
17.Лепка: «Вредный микроб».
Закрепить умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями, стимулировать положительный эмоциональный отклик от результата работы. Умение создавать художественный образ, схожий с реальным предметом. Умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
18.Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик». Формировать двигательные подражательные движения, учить повторять движения за воспитателем.
Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми. Умение вслушиваться в речь окружающих, выражать свои эмоции и чувства.Сформируются личностные качества: выдержка, подражательность, сосредоточенность, групповая сплочённость.
19.Занятие: «Что мы знаем о снеге». Обобщать и систематизировать представления детей о свойстве снега; стимулировать познавательный интерес к явлениям неживой природы; развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, делать выводы. Умение внимательно слушать собеседника, ясно и точно выражать свои мысли. Умение наблюдать за красотой неживой природы.
Список использованной литературы:
1.«Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС. С. М. Никульшин, А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, Томск 2012г.
2.»Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г.
3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. В. А. Маркин.
4. «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2007.
5. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. –Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Источник
Алла Мельникова
Проект «Снег полезный или вредный»
1.
Мы не в знойной, жаркой Африке живем
Снег зимой домой на валенках несем
Как прекрасно он зимой на солнышке блестит
А еще ведь он растения хранит
Чтоб весной им расцвести во всей красе
Он надежно их укутывает все
От морозов защищает их зимой,
Словно крыша над зеленой головой
И животные ждут снега выпаденье,
Как надежное от хищников спасенье
Ждет сугробов косолапый мишка
В шубке новой ждет его зайчишка
Все зимой в России снега ждут,
Ну а Африке нас точно не поймут
(автор) Мельникова Алла Эдуардовна)
2
Мультик я люблю смотреть-
Это «Маша и медведь»
Насмотрелась я на Машу,
Как она варила кашу,
А еще она потом-
Снег ловила языком.
Я ведь тоже так хочу-
Язычок пощекочу,
И пойду ловить снежок –
Мягкий, мягкий – как пушок.
Но ведь март уж на дворе,
А снегопад то в январе!
Как же мне снежок ловить?
Лучше кашу мне сварить.
Я из снега все сварю,
Сахаром посахарю,
И наемся «до отвалу»…
(Лишь бы плохо мне не стало)
Только вот, что может быть
(Это важно не забыть)
Горло то не любит снег,
Там микробов ведь – БУКЕТ!
Можно горло заморозить,
И ангину прихватить,
А еще ведь может сильно,
Тебе животик закрутить.
Стоп! Ну, хватит! Всё понятно-
Снежную кашу варить приятно,
НО, снег я есть не стану никогда –
И это я буду помнить всегда!
(автор) Мельникова Алла Эдуардовна)
Проект
кт [/b]
Введение
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Актуальность
Снег играет важную роль в жизни человека и природы. Дети очень любят играть со снегом на прогулке. Ребята лепят снеговиков, вырезают из снега разные фигуры. Девочки готовят торты, выпекают куличики, из формочек пекут печенье. Дети на прогулке пытаются попробовать снег на вкус, облизать снег с рукавицы, не подозревая, как это опасно. Конечно, детей привлекает снег своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать.
Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Выходя на прогулку, мы говорим о том, что снег есть нельзя.
Выявление проблемы
Варя всегда спрашивает меня: «Почему?». Я объясняю, что снег не только холодный, но и грязный. «Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?». Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный, полезный или вредный.
Вид проекта: Познавательно — исследовательский.
Участники проекта: мама — Мельникова Алла Эдуардовна
дочь — Мельникова Варя
Проблема: Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Ну почему нельзя?
Практическая значимость проекта: Помочь ребёнку понять то, что дети, которые едят снег, очень часто белеют.
Цель: Выяснить степень вреда и полезности снега.
Задачи:
1. Формировать представления ребёнка, о свойствах и качестве снега.
2. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений.
3. Приобрести опыт исследовательской деятельности (провести опыт для выяснения чистоты снега).
4. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию.
5. Развитие и стремление к здоровому образу жизни.
Гипотеза: Снег чистый, белоснежный, пушистый и безопасный для здоровья человека.
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Беседа;
3. Чтение художественной литературы;
4. Проведение опытов;
5. Метод сравнения;
6. Анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение понятий о снеге;
2. Формирование навыков любознательности, познавательной активности;
3. Стремление к здоровому образу жизни.
4. Выясним, что снег не только вредный, но и полезный
Материально-техническая база:
оборудование для опытов и экспериментирования (баночки для снега, стаканчики, ватные диски, лупа)
энциклопедии, справочники, художественная литература
1 этап. Сбор информации.
Цель: Из разных источников собрать информацию о полезности и вреде снега.
Изучение детской научной литературы.
Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег.
В детском саду проводились беседы:
«Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Может ли снег нанести вред здоровью?»
Дома мы прочитали и обсудили сказку:
Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку».
Выяснили: Снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.
2 этап. Экспериментальный.
Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный вредный для (употребления в пищу) человека, но он полезен для животных и растений.
Наблюдение за снегом во время прогулок.
Обратить внимание на цвет снежного покрова (на обочине у дороги, в лесу и на участке детского сада).
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время наблюдения за снегом.
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все, же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
Серия опытов и экспериментирования со снегом.
Опыт 1. Рассматривание снега на улице.
Опыт 2. Рассматривание снега через лупу.
Опыт 3. Очищение воды через ватный диск.
Опыт 4. Рассматривание внешнего вида ватного диска после проведения очищения через него снеговой воды.
Опыт 5. Закапывание стаканчика с водой под снег и оставление другого стаканчика с водой на поверхности.
Вывод: Весь снег грязный, даже свежевыпавший, то есть чистого снега не бывает. Вода под снегом не замёрзла, а на поверхности замёрзла. Значит, снег служит одеялом для растений и животных.
3 этап. Обобщающий.
В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи, песка, дыма и другое. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть.
После проделанного опыта мы выяснили что, снежное одеяло это не только запас воды, но и гигантское одеяло, прослойка между поверхностью земли и атмосферой. Холодная бесснежная зима настоящее бедствие для средней полосы России. Многие растения могут не выдержать лютые морозы и погибают.
Зимняя забота наших огородников и садоводов – удержать на посадках снег. Чем больше снега в саду, тем легче плодовым деревьям и цветам перезимовать. Есть одна поговорка: «Много снега – много хлеба».
В лесу же снег является защитой от холода для многих животных. Например, мыши спасаются под покровом снега от морозов, и продолжают вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лежки, в снег закапываются ночью глухари, под снегом спят медведи в своих берлогах. Для ежа, зимняя спячка, это единственный способ избежать голодной смерти.
Вывод: Таким образом, мы, с помощью опытов, убедились в том, что снег пробовать на вкус нельзя. Он оказался не только холодным, но и недостаточно чистым. Но, снег, играет большую роль в жизни людей и животных. Снег — важный и необходимый элемент ПРИРОДЫ!
Источник