Проект о полезных ископаемых окружающий мир
Проект
«Полезные ископаемые»
Содержание:
Что такое полезные ископаемые?
Что такое месторождение?
Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.
Загадки о полезных ископаемых.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые– это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Месторождения — природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.
Поиском месторождений занимаютсягеологи.
Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)
Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
Камнесамоцветное сырье (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.
Отдельные виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые
Применение
Месторождения
Каменный уголь
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,
Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны
Нефть и газ
Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,
Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское
Газ
Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)
, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.
Горючие сланцы
Используется в химической промышленности
Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.
Торф
Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Железные руды
Используются при производстве чугунов и сталей
Курская магнитная аномалия
Гранит
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня
Карелия, Емельяновское месторождение
Известняк
Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Песок
Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?
Глина.
2.Бела, кристаллическая, твердая порода,
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом»
каменного угля.
Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
Песок.
6. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»?
Гранит.
7. Без него не может обойтись учитель на уроке.
Мел.
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности —
мел, мрамор.
Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Нефть.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них
образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
4 слайд
Описание слайда:
Торф — горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
7 слайд
Описание слайда:
Песок — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь
10 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
11 слайд
Описание слайда:
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.
12 слайд
Описание слайда:
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.
13 слайд
Описание слайда:
Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный Гранитный массив
16 слайд
Описание слайда:
Гранит— кислая магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
17 слайд
Описание слайда:
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала
18 слайд
Описание слайда:
Добыча гранита
19 слайд
Описание слайда:
известняк
20 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
21 слайд
Описание слайда:
Известняк — горная порода, состоящая из углекислой извести.
22 слайд
Описание слайда:
Осадочная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняк широко применялся в качестве строительного материала. Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
23 слайд
Описание слайда:
Карстовые пещеры
24 слайд
Описание слайда:
Добыча известняка
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Алмаз – символ власти, богатства, красоты и мудрости. АЛМАЗ — самородный минерал, кристаллический углерод. Со времени начала промышленной добычи во всём мире добыто около 200 тонн алмазов. Основную массу составляют технические камни; лишь доли процента пригодны для ювелирной обработки.
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
30 слайд
Описание слайда:
Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.
31 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
32 слайд
Описание слайда:
Природный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных горных пород.
33 слайд
Описание слайда:
При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Также природный газ может находиться в кристаллическом состоянии в виде естественных газогидратов.
34 слайд
Описание слайда:
Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
35 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
39 слайд
Описание слайда:
Железная руда 1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
40 слайд
Описание слайда:
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.
41 слайд
Описание слайда:
Доменная печь используется для получения железа
42 слайд
43 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь, торф, нефть, газ) Металлургия (руда)
44 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
45 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
46 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
47 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
48 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
49 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» 3 класс
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
Махачкала
Проектная работа
«Твердые полезные ископаемые»
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Проблема:
Что такое «полезные ископаемые»? Вдумайся в словосочетание «полезные ископаемые». «Ископаемые» — значит, речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.
Актуальность
Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Методический паспорт проекта:
По содержанию
предметный
По уровню освоения учебного материала
тематический проект
По форме организации
групповой
По срокам выполнения
краткосрочный
По результатам выполнения
практический
Ι .Мотивационный этап
Проблема: Как исследователи открывали неведомые земли? И одно из главных проблем это бережное отношение к планете.
Актуальность : Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Цель проекта: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи проекта: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитыва