Проект полезные ископаемые в старшей группе

Проект полезные ископаемые в старшей группе thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида

Структурное подразделение детский сад №5

Проект

«Полезные ископаемые».

Составитель:

С.Г. Хватова, воспитатель

2018 г.

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: март – апрель.

Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).                                             
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 — определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

— планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  1. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                

3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1.Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки,  гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                             
 2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
 3.Сформирован  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 

4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
    5. Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

План работы с родителями.

Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».                                                                                                

— проведение опытов с полезными ископаемыми;

— найти в нашем городе, что сделано из гранита;

— какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

7.Обогащение развивающей предметно – пространственной  среды   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

  • Составление плана проекта.

  • Изучение материалов по теме на различных сайтах.

  • Подбор литературы

  • Знакомство родителей с проектом.

  • Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)

  • Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)

  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально — исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Познание:

Беседы:
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Соль на проволоке»

«Извержение вулкана  — образование горных пород»

«Удивительные камни», 
«Камни, которые подарило море»,

      Игровые эксперименты:
    «Пирамида из камней»
    «Тонет-не тонет?» 

Социально-коммуникативное развитие

Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 «Отыщи такой же камень», 
 «Узнай на ощупь»,

«Польза — вред»
Сюжетно-ролевые игра «Геологи» (знакомство с профессией    «геолог»)

Читайте также:  Полезен ли велосипед при аденоме простаты

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», 
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

Ручной труд — Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка  из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент)                                

Рисование песком

Итоговый этап
   Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация  проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о полезных ископаемых»
Нод «Глина и её волшебные свойства»

Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое полезное ископаемое?

  • Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

  • Какие бывают полезные ископаемые?

  • Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных  ископаемых?

  • Что делают из песка, глины, нефти?

Фотоприложение.

hello_html_43aa4169.jpg

hello_html_22258a88.jpg

hello_html_66ff873c.jpg

hello_html_m5a6d723d.jpg

hello_html_m320f2ccc.jpg

hello_html_53b311e.jpg

hello_html_m79d40ef4.jpg

hello_html_m163a4b48.jpg

hello_html_m4793dcd3.jpg

hello_html_15a6fd5.jpg

hello_html_1c661044.jpg

hello_html_4a0cbe12.jpg

hello_html_7fc493a8.jpg

Источник

          Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»

Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.

Период выполнения: октябрь – апрель.

Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.

Задачи:

— Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.

— Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.

— Обогатить представления детей о полезных ископаемых.

— Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.

— Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Исполнители проекта:  воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».

Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.

                 Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»

Этап

Содержание

Результат

Подготовительный

Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута.

Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы.

Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта.

Исследовательский

  Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли.

Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи.

Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 2: «Уголь»

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле.

Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля,   его происхождение и использование человеком.

Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые»

Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых.

Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 4: «Полудрагоценные камни»

Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае.

Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов.

Изготовление украшений. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 5:

«Камни вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе.

 Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу.

Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 6:

«Детское творчество»

Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем.

Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов.

Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта.

 Защита проекта

Дети с родителями готовят защиту проекта.

Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта».

Положительные моменты работы над проектом:

В ходе проекта удалось:

— привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;

— привлечь родителей к работе над проектом.

Итог работы:

Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».

Маршрут

Остановка 1 «Кладовые земли»

  • Занятие «Кладовая Земли»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.

  • Горные породы и минералы
  • Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)

Остановка 2 «Уголь»

  • Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
  • Беседа «Каменный уголь»
  • Занятие — «Труд шахтеров»

Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,

  • Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,

  • Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).
Читайте также:  Когда полезно пить воду до еды или после еды

— Подземные кладовые.

— Какого цвета уголь.

  • Изготовление макета «Шахта».

Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»

  • Полезные ископаемые — строительные материалы

Остановка 4 «Полудрагоценные камни»

  • Агаты
  • Яшма
  • Нефрит
  • Горный хрусталь          
  • Кварц

Остановка 5 «Камни вокруг нас»

  • Наблюдение за камнями на прогулке.

Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.

  • Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

  • Трудовая деятельность:

Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.

  • Экспериментирование

— «Как вода камень разрушает»

 — «Почему камни бывают разноцветными»

— «Сыпучий песок»

— «Песок может двигаться»

 — «Свойства рассеянного песка»

— «Своды и тоннели»

 — «Свойства мокрого песка»

— «Песочные часы»

— «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

— «Как разрушаются горы»

—  «Сыпучесть песка и глины»

 — «Сравнение глины и песка»

 — «Движение песка и глины»

— «Плотность песка и глины»

—  «Лепим из мокрого песка и глины»

  • Разгадывание кроссворда
  • Дидактические игры

— «Образование родственных слов»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.

— «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.

— «Четвёртый – лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.

— «Камешки в ряд»

Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.

  • Подвижные игры и упражнения

— «В какой руке камешек?»

—  «Спрячь и найди»

— «Кто дальше»

— «Найди камешек»

— «Меткий стрелок»

— «Моя находка»

— «Найди камешки»

— «Успей поймать»

— «Следы на песке»

— «Послушный камешек»

— «Кто дальше метнёт?»

— «Геологи»  

Остановка 6 «Детское творчество»

  • Выполнение детских творческих работ
  • Сказка про уголёк.

Используемая литература

  1. Программа «Детство»
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
  6. Энциклопедия «Почемучка»
  7. Энциклопедия Коми края
  8. Энциклопедия «Наука»
  9. Энциклопедия «География»
  10.  «Занимательная геология»
  11.  «Радуга»
  12.  Материалы из Интернета

Источник

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи:

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Воспитатель:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель:

Хотите послушать?

Воспитатель:

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель:

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

ГРАНИТ

Воспитатель:

Он очень прочен и упруг,

Строителям –надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель:

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Читайте также:  Что полезно есть на завтрак и обед

Оставляет белый след.

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

ПЕСОК

Воспитатель:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

ГЛИНА

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель:

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель:

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

СОЛЬ

Воспитатель:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель:

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

ГАЗ

Воспитатель:

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

НЕФТЬ

Воспитатель:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это?

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

Воспитатель:

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Разлив нефти

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Воспитатель:

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Источник