Профессия это вид общественно полезного труда
«ПРИНЯТО»: Управляющим советом МОБУ Новобурейской школы № 3 Протокол № _____ от ___________ года | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МОБУ Новобурейской школы № 3 № _________ от _____________ года |
«ПРИНЯТО»: Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3 Протокол №____ от _______________года |
Положение
о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,
не предусмотренному образовательной программой
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
— ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
— постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
— постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
— постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса.
Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.
1.3. Общественно-полезный труд обучающихся — составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет — с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.
1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.
1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).
2. Основные задачи
Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:
2.1. Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.
2.2. Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.
2.3. Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.
2.4. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.
2.5. Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
3. Содержание и организация общественно-полезного труда
3.1. Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:
— учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;
— единство учебной и воспитательной работы;
— общественно полезная направленность;
— творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.
3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:
— общественная работа — активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;
— дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;
— овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);
— участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);
— генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);
3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.
3.4. В начальных классах допускается следующая работа:
— в 1классе — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;
— во 2-4 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;
— в 5 — 7 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;
— в 8, 9, 10, 11 классах — активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,
3.2. В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:
— для обучающихся 1- 4 классов — не более 30 мин.;
— для обучающихся 5 -9 классов — не более 40 мин.;
— для обучающихся 10-11 классов — не более 60 мин.
3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно — полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.
3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.
3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.
3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.
3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.
3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:
— профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
— профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;
-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
— проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);
— организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.
4. Общие требования безопасности
4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.
4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.
4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.
4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.
4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда
6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);
план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;
функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;
инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;
протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;
заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);
журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.
Приложение № 1
Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к
общественно-полезному труду в школе
Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову
Я,________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя или законного представителя)
Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3
______________________________________________________________________________
(Ф.И.О. учащегося)
Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.
Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________
Приложение № 2
Заявление
обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе
Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову
Я, __________________________________________________________________
(Ф.И.О. учащегося)
Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.
Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________
Источник
Обществознание, 6 класс
Урок 9. Труд – основа жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Особенности труда как вида деятельности.
- Значение труда в жизни общества и человека.
Тезаурус
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.
Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.
Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:
— содержание;
— характер труда;
— результат труда;
— методы привлечения людей к труду.
Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.
По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.
Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.
Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.
Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.
Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.
Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.
Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:
— репродуктивный;
— творческий труд.
Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.
По характеру труда различают:
— конкретный;
— абстрактный труд.
Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.
Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.
Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.
Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.
Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример — субботник в школе.
В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально — вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.
А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.
По методам привлечения людей к труду различают:
— Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);
— Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.
— Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:
«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».
Варианты:
Льгота.
Пенсия.
Премия.
Заработная плата.
Правильный ответ: Заработная плата.
Задание 2. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.
По вертикали:
3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально — вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
6. Основной род занятий трудовой деятельности.
Правильный ответ:
Источник