Программа для начальных классов полезные привычки

Программа для начальных классов полезные привычки thumbnail

Программа « Полезные привычки»

авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под  редакцией О.Л. Романовой.

Пояснительная записка

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:  Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.

•          Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

•        Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

                 Главные принципы программы

  • Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья   — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых  установок или развитие личностной и социальной компетентности.
  • «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как  профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
  • «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
  • «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
  • профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
  • занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них  исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
  •  возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
  • работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

                Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Программа состоит из 33 уроков в год

Программа обеспечена УМК, включающим:

Рабочие тетради для детей

Тетради для родителей

Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков,  оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)

                  Методология превентивного обучения отличается от традиционной  

необходимостью использования методов обучения в группе.

Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:

Мозговой штурм

Групповая дискуссия

Ролевое моделирование

Упражнения – энергизаторы

Оценка эффективности

Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет

  • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
  • помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
  • проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
  • осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
  • позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Виды оценки эффективности. Это:

1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.

Читайте также:  Самое полезное масло для роста волос

2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»

3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:

«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»

Инструментами  оценка эффективности служат

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Интервью
  • Фокусная группа
  • Вопросники

        Результаты работы

Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить

  • Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
  • Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
  • Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
  • Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
  • Формирование адекватной самооценки,
  • Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
  • Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ

       Тематическое планирование по программе «Полезные привычки»         2 класс   ( 34 ч)                          

     Дата  

 №

                    Тема урока

Планируемые результаты

1

Вводный урок «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Опрос учащихся. Пре-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

3- 4

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

5-6

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

7

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

8-9

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

10

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

11-12

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

13

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

14

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15-16

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

17

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

18-19

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

20

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

21-22

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

23

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

24-25

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

26

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

27-28

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

29

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

30

Опрос учащихся. Пост-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

31

Диагностирование учащихся.

исследование эмоционального возбуждения

32

Диагностирование учащихся.

исследование ценностных ориентаций

33

Диагностирование учащихся.

исследование уровня самооценки

34

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Тематическое  планирование по программе «Полезные привычки»

2 класс (17 ч.)

Дата

Тема

Цели и задачи. Планируемые результаты

1

Вводное занятие «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

3

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

4

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

5

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

6

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

7

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

8

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

9

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков работы в группе.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

10

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

11

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

12

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

13

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

14

Тренинги  на развитие навыков управления эмоциями и стрессами

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

16

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

17

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Источник

Занятие по программе превентивного обучения «Полезные привычки», 3 класс

Тема: Принятие решений. Я становлюсь увереннее

Цель: способствовать преодолению учениками неуверенности в себе

Задачи: выяснить возможные причины неуверенности в себе;

Читайте также:  Какие экзотические фрукты полезны при простатите

обсудить способы преодоления неуверенности в поведении.

Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши.

Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствие

а) Игра-приветствие.

Я рада приветствовать вас, видеть ваши добрые улыбки и верю, что у нас все получится. Наши занятия называются «Полезные привычки». Давайте вспомним, о чем мы говорили на этих занятиях.

(учимся лучше понимать себя, общаться, взаимодействовать, принимать правилдьное решение)

  1. Энергизатор «Комплимент».

Сейчас мы поиграем в игру «Комплименты». А что такое комплимент? (добрые, приятные слова)

Скажите, пожалуйста, комплимент своему соседу.

— Как чувствовали себя,  когда выполняли это задание?  (не очень уверенно, стеснялись)

— Как говорили  комплименты? (некоторые громко, четко, а другие тихо и неуверенно)

  1. Работа по теме занятия

а) Определение темы и цели занятия.

Сегодня наше занятие посвящено неуверенности в себе и тому, как её преодолевать.

Тема  занятия  (записана на доске)  Я становлюсь увереннее

       б) Ролевое моделирование

        Сейчас я предлагаю Маше прочитать стихотворение К.Бальмонта «Гномы»

На лугу большие кучи

Свежевырытой земли.

Лето. Жарко. Полдень жгучий.

Дым стоит вдали.

Кто здесь рылся? Может гномы

Всей смешной толпой своей

Строят нижние хоромы

Для своих царей?

Города во тьме возводят,

Строят замки под землёй,

И, уродливые ходят

Под моей ногой?

Зажигают вырезные

Лампы в царстве темноты?

Нет, ошибся. То – слепые

Чёрные кроты.

— Как можно назвать поведение Маши во время чтения?   (неуверенное)

Почему вы решили, что поведение было неуверенным?   (она читала тихо, не выразительно, запиналась)

в) «Мозговой штурм» (3 мин.) – работа в группах

Задание группе 1:  сформулировать поведение неуверенного в себе человека;

Задание группе 2:  сформулировать поведение уверенного в себе человека

  1. Подумайте и через 3 минуты расскажите нам, как, по-вашему, ведет себя уверенный (неуверенный) в себе человек?

Детям предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Как держится такой человек: прямо или сутулится? (Запись на доске: сутулится)
  2. Как он говорит: тихо, или громко? четко, внятно или невнятно?
  3. Какой у него взгляд: смотрит прямо или опускает глаза, смотрит в сторону или бегающий взгляд?
  4. Какое у него поведение: уверенное или неуверенное, суетливое?

      На доске во время ответов детей появляется запись:

Неуверенный в себе человек

  1. сутулится;
  2. говорит тихо, невнятно;
  3. опускает глаза;
  4. поведение неуверенное, суетливое.  

Уверенный в себе человек

  1. держится прямо;
  2. говорит громко, четко;
  3. смотрит прямо;
  4. ведет себя уверенно

г) Работа в тетради (стр. 24-25)

Задание: закончить предложения.

Желающим детям предлагаю прочитать свои предложения.

Вывод: бывают разные ситуации, когда люди испытывают неуверенность в себе. Что же может быть причиной неуверенности в себе? Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным.  Все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их.

  1. Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.
  2. Вспомните случай из жизни нашего класса, к которому можно применить эту поговорку.
  3. Иногда причиной неуверенности в себе может быть физический недостаток или некрасивая внешность.
  4. В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов, например, полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир – хромым. В конце жизни Бетховен перестал слышать, но продолжал писать музыку и др.
  1. Упражнение «Советы неуверенным»
  1. Ребята, молча подумайте, кто из вас недоволен своей внешностью и чем именно?
  2. Дайте совет, чтобы он(а) почувствовали себя уверенным в своей неповторимой красоте.
  3. Как вы думаете, что же на самом деле делает человека привлекательным и красивым? (Опрятность, доброжелательность, помощь людям и др.)
  1. Самостоятельная работа

Задание № 17 в ТПО, стр. 27

Рассмотрите рисунки и скажите, что помогает развивать уверенность в себе? (рис. 1-7)

Ситуации на стр.27 – задание по колонкам: 1 колонка – 1 ситуация, 2 колонка – 2 ситуация, 3 колонка – 3 ситуация. Для каждой ситуации выбрать свои действия и свойства из предложенного списка.

Вывод: как тренировать уверенность в себе (со стр. 28 – поместить на доску)

Задание № 16 в ТПО, стр. 26.

Самодиагностика учащихся (лесенка)

6. А сейчас я предлагаю вернуться к стихотворению, которое мы слушали в начале урока. И предлагаю прочитать его Насте (Настя знакомилась со стихотворением заранее). Оцените чтение с точки зрения уверенности.

7. Энергизатор: Игра «Я прошу вас…»

Если я свою просьбу начинаю со слов: «Я прошу вас …. », то вы её выполняете. Если к заданию я не прибавлю  эту фразу, выполнять его не надо.

— я прошу вас улыбнуться друг другу

— я прошу вас улыбнуться гостям

— попрыгайте на месте

— я прошу вас потянитесь

— присядьте 5 раз

— я прошу вас присаживайтесь на места.

Спасибо.

  1. Подведение итогов занятия

Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему больше понравилось, меньше понравилось.

Читайте также:  Сушеный абрикос без косточки чем полезен

Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Клоуны… (дорисовать рот).

Приложение

  1. Как держится такой человек?
  2. Как он говорит?
  3. Какой у него взгляд?
  4. Какое у него поведение?

Источник

Утверждаю.

Директор школы

__________

Озёрная
школа

филиал
МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная
школа»

Программа
курса по здоровьесбережению

«Полезные
привычки»

для
учащихся начальной школы

на
2011- 2015 учебный год

Гаиткуловой
Ольги Ильиничны,

учителя
начальных классов

Согласовано.

Рассмотрено

Заместитель
директора
на заседании МО учителей

по
учебно — воспитательной работе
начальных классов.

Председатель МО

___________

____________

Пояснительная
записка

Актуальность,
педагогическая целесообразность
программы

Успешность
обучения детей определяется уровнем
состояния здоровья, с которым ребенок
пришел в школу, что является исходным
фоном на старте обучения. Как свидетельствует
медицинская статистика, здоровье детей
и подростков существенно ухудшается в
период обучения в школе. Повышенные
психические и физические нагрузки в
сочетании с общими неблагоприятными
факторами среди обитания приводят к
тому, что среди выпускников становится
меньше здоровых детей и все больше детей
страдают хроническими заболеваниями.
Перечисленные факторы послужили причиной
создания данного курса.

Цель
программы:
 

— сохранение
и укрепление здоровья учащихся путём
создания оптимальных, здоровьесберегающих
условий для обучения, воспитания и
развития учащихся.

Задачи:

  1. Воспитывать
    у школьников сознательное отношение
    к своему здоровью и развивать мотивацию
    на ведение ЗОЖ;

  2. Организовать
    оптимальный двигательный режим и
    физкультурно-оздоровительную работу;

  3. Создать
    санитарно-гигиенические условия,
    обеспечивающих сохранение здоровья
    детей;

внедрить уроки по программе
«Разговор о правильном питании;

  1. Привлекать
    учащихся для посещения спортивных
    секций;

  2. Организовать
    внеклассную спортивно-массовую работу;

  3. Привлекать
    родителей для организации спортивных
    праздников, классных часов;

  4. Систематически
    проводить утреннюю зарядку и физминутки
    на уроках;

  5. Организовать
    участие детей в проекте «Фитокафе».

В результате изучения курса
школьники должны научиться:

  • различать полезные и вредные
    для здоровья привычки;

  • использовать в повседневной
    жизни только полезные привычки;

  • рационально питаться;

  • быть опрятным, регулярно выполнять
    гигиенические процедуры;

  • уметь распознавать признаки
    утомления, в том числе зрительного.

Программа рассчитана на 4 года.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Участники

1

Утренняя зарядка

В течение года

Учителя физкультуры

Ученики начальной
школы

2

Физминутки на уроках

В течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

3

Подвижные игры после
уроков.

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

4

Реализация проекта
«Фитокафе»

В
течение года

Гаиткулова
О.И.

Ученики
начальной и средней школы

5

Уроки курса «Разговор
о правильном питании»

В
течение года

Гаиткулова
О.И.

Ученики
начальной школы

6

Зарядка для глаз

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

7

Классный час
«Путешествие в страну здорового образа
жизни»

Октябрь 2011г.

Гаиткулова
О.И.

Учителя начальных
классов

8

Классный час «Зелёная
аптека»

Март 2012г.

Гаиткулова
О.И.

Ученики
начальной школы

9

Проект «Правильно
питайся, культуры набирайся»

Ноябрь 2012г.

Гаиткулова
О.И.

Ученики
3 — 4 класса

10

День здоровья в
нашей школе

Сентябрь,

Апрель.

(Традиционно каждый
год)

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

11

Соблюдение
санитарно-гигиенических норм в классе
(расстановка мебели, проветривание
класса, влажная уборка)

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы, родители, технический
персонал

12

Круглый стол «Все
вместе за здоровый образ жизни»

Октябрь 2012г.

Учителя школы

Ученики
школы, родители

13

Проект «Фирменное
блюдо моей семьи»

Ноябрь 2012г.

Гаиткулова
О.И.

Ученики
3 — 4 класса

14

Анкетирование
учеников начальных классов «Питание
глазами учащихся»

Декабрь 2012г.

Гаиткулова
О.И.

Ученики начальной
школы

15

Организация бесплатных
завтраков

В
течение года

Гаиткулова
О.И.

Ученики школы

16

Психокоррекционные
занятия с психологом

В
течение года

Школьный психолог

Ученики
начальной школы

17

Экскурсии в природу

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

18

Участие в конкурсах
и акциях различного уровня по ЗОЖ

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

19

Организация
самоуправления в классе (работа
санитарной тройки)

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

20

Беседы
по ЗОЖ:

— что
нужно делать при угрозе теракта,

— как
себя вести, если ты остался дома один,

— как
уберечься от укусов ядовитых насекомых
и змей,

— как
правильно ухаживать за зубами,


режим дня — залог здоровья,


профилактика инфекционных заболеваний,


гигиена органов зрения,


признаки переутомления,

— ядовитые грибы и
растения

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

21

Проведение инструктажей
по ОТ обучающихся

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

22

Занятия по ПДД

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

23

Занятия по пожарной
безопасности

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

24

Участие в спортивно-
массовых мероприятиях, организованных
школой и районом

В
течение года

Учителя начальных
классов

Ученики
начальной школы

25

Организация фитоклумбы
в рамках проекта «Фитокафе»

Май (каждый год).

Гаиткулова
О.И.

Ученики
1- 4 классов

Источник