Программа курса полезные навыки 6 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе:

  • адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант;
  • Федерального государственного образовательного (ФГОС) − стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.  

Настоящая программа составлена для учащегося 6 класса, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана всего на 1 час в неделю,  31 час в год (с учетом праздничных дней).

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:  

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,

узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

описывать особенности состояния своего организма;

знать названия специализации врачей;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами,

между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

Читайте также:  Какие бананы полезнее зеленые или спелые

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Природа

1

2

Вода

9

3

Воздух

8

4

Полезные ископаемые

9

5

Почва

4

Итого

31

  1. КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во
ча-сов

Дата

план

Дата

факт

Домашнее зада-ние

Природа

1

Живая и неживая природа.  Твердые тела, жидкости и газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

1

03.09

Стр.

5-13

Вода

2

Вода в природе. Вода – жидкость.

1

10.09

Стр.

14-21

3

Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

1

17.09

Стр.

21-27

4

Изменение состояния воды при замерзании. Лёд – твёрдое тело.

1

24.09

Стр.

27-31

5

Превращение воды в пар. Кипение воды.

1

01.10

Стр.

31-36

6

Три состояния воды в природе. Вода – растворитель.

1

15.10

Стр.

37-44

7

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.

1

22.10

Стр.

44-48

8

Нерастворимые в воде вещества. Чистая  и мутная вода

1

29.10

Стр.

48-54

9

Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды

1

12.11

Стр.

54-61

10

Что мы узнали о воде

1

26.11

Стр.

61-64

Воздух

11

Воздух в природе. Воздух занимает место.

1

03.12

Стр.

65-70

12

Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла.

1

10.12

Стр.

71-78

13

Расширение  воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного.

1

17.12

Стр.

78-84

14

Движение воздуха в природе. Состав воздуха.

1

24.12

Стр.

84-91

15

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ.

1

14.01

Стр.

91-99

16

Применение углекислого газа. Значение воздуха

1

21.01

Стр.

99-104

17

Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

1

28.01

Стр.

104-108

18

Что мы узнали о воздухе.

1

04.02

Стр.

108-110

Полезные ископаемые

19

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит.

1

11.02

Стр.

111-119

20

Известняки. Песок и глина.

1

04.03

Стр.

119-128

21

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь.

1

11.03

Стр.

128-137

22

Нефть. Природный газ.

1

18.03

Стр.

137-143

23

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты.

1

25.03

Стр.

143-150

24

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды.

1

01.04

Стр.

150-154

25

Черные  металлы. Чугуна. Сталь.

1

15.04

Стр.

155-160

26

Медная и алюминиевая руды. Алюминий.

1

22.04

Стр.

160-164

27

Мед и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых.

1

29.04

Стр.

164-169

Почва

28

Что называют почвой. Состав почвы

1

06.05

Стр.

170-177

29

Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина  — минеральная часть почвы.

1

13.05

Стр.

177-181

30

Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в различные почвы. Испарение воды из почвы.

1

20.05

Стр.

181-189

31

Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве.

1

27.05

Стр.

189-197

Источник

                  Мастерская «Литературное творчество»

1. Постановка проблемы и ее актуальность.

Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% — труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.

  Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.

Читайте также:  Полезно ли пить натощак теплую воду с медом

 2. Краткая характеристика группы.

 Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.

  Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше —  девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.

3. Цели и задачи работы мастерской:

1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;

2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления  к самореализации личности через собственный литературный труд.

4. Формы проведения занятий:

-учебные занятия по технике стихосложения;

-сочинение стихов, песен, частушек;

-аналитический разбор написанного;

-творческие конкурсы, викторины;

-проведение вечеров;

-составление литературного альманаха.                                                                    2

5. План работы на год.

1 четверть        

1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).

2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.

3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».

4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.

2 четверть

1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.

2.Сочинение стихов о природе

3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.

4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».

5.Новогодний «Огонек»

3 четверть

1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.

2.Размер стиха. Плавность стиха.

3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.

4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.

5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).

6.Отбор стихов для литературного альманаха.

4 четверть

1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».        

2.Критический анализ и разбор написанного.

3.Подготовка произведений для литературного альманаха.

4..Упражение «Краткость – сестра таланта».

5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».

6.Итоги.

К концу года учащиеся должны:

— иметь представление о правилах стихосложения;

— уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;

 -знать упражнения по развитию творческих навыков.

                                    Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:

В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.  

                                                                       Приложение       

 Т в о р ч е с т в о  р е б я т

                                           Под девизом: «Все способны!»

а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.

    Я подарил тебе цветы

    Они – как светлые банты.

    Твои чудесные глаза –

    Как будто чистая слеза.

             Опять закат, опять рассвет,

              И я скажу тебе: «Привет!»

              В моей руке – твоя рука.

              Мы будем вместе на века  

Читайте также:  Что полезнее из кизила варенье или компот

                           * * *

Обычно дарят нам цветы

Одни лишь умные шуты.

У них изящная рука,

Зато всегда болят бока.

                 У них веселые глаза,

                 Но где-то там внутри слеза.

                 Они несут надежды  свет

                 И людям дарят свой рассвет.

                                       (Саша Б., Женя П.)

б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.

Моя рука дрожащая

На печку опускается,

Берет свечу торящую

И снова поднимается.

     Свеча еще горящая,

     Потухнет в скором времени.

     Звезда вдали летящая,

     Погаснет в этой темени.

                             (Анвар И.)

                  * * *

Я играю в куклу Машу.

По утрам даю ей кашу,

Днем причесываю, мою,

Дверь в машинку ей открою.

       Ну а вечером – бай – бай,

        Глазки Маша, закрывай?

        Кукле делаю услуги.

        Мы с ней лучшие подруги.

                               (Аюна Б.)      

  в) Стихи по готовым рифмам  («буриме»).

                           Недавно кончились дожди.

Плохой погоды ты не жди.

И тихо  слышны в небесах

Знакомые нам голоса.

И я пишу слова

Про наши острова.

Там чистая вода

Всегда, всегда, всегда!

                     *  *  *        

Вот опять идут дожди

Ты меня, конечно, жди.

Приплывешь на острова,

Зазвучат твои слова.

Разойдутся небеса,

Зазвучат тут голоса,

Испарится вся вода…

Буду я с тобой всегда.

                                 (Валя М.)

                      *  *  *

Теперь, мой старый добрый друг,

Поедем мы с тобой на юг.

Туда, где круглый год жара –

Для солнца и добра пора.

 Взберемся мы с тобой на волны

И будем вместе счастья полны.

 И будем ввечеру мы где-то

Летать по пляжу, как кометы.

                             (Саша Б., 9 кл.)

                       *  *  *

Сегодня еду я на юг.

Но где ты, мой любимый друг?

На улице играет лето,

А ты все пропадаешь где-то.

Сегодня сильная жара.

Настала летняя пора.

А в море бурно плещут волны,

И радости они все полны.

                (Анвар И.

           Литература:

       Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 — № 6.

       Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная          

       Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.

       Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972

       Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971

       Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984

Источник