Программа курса полезные навыки 6 класс
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант;
- Федерального государственного образовательного (ФГОС) − стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.
Настоящая программа составлена для учащегося 6 класса, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана всего на 1 час в неделю, 31 час в год (с учетом праздничных дней).
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,
узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;
выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
описывать особенности состояния своего организма;
знать названия специализации врачей;
применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами,
между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;
устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;
узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Природа | 1 |
2 | Вода | 9 |
3 | Воздух | 8 |
4 | Полезные ископаемые | 9 |
5 | Почва | 4 |
Итого | 31 |
- КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Дата план | Дата факт | Домашнее зада-ние |
Природа | |||||
1 | Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего нужно изучить неживую природу. | 1 | 03.09 | Стр. 5-13 | |
Вода | |||||
2 | Вода в природе. Вода – жидкость. | 1 | 10.09 | Стр. 14-21 | |
3 | Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | 17.09 | Стр. 21-27 | |
4 | Изменение состояния воды при замерзании. Лёд – твёрдое тело. | 1 | 24.09 | Стр. 27-31 | |
5 | Превращение воды в пар. Кипение воды. | 1 | 01.10 | Стр. 31-36 | |
6 | Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. | 1 | 15.10 | Стр. 37-44 | |
7 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | 1 | 22.10 | Стр. 44-48 | |
8 | Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода | 1 | 29.10 | Стр. 48-54 | |
9 | Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды | 1 | 12.11 | Стр. 54-61 | |
10 | Что мы узнали о воде | 1 | 26.11 | Стр. 61-64 | |
Воздух | |||||
11 | Воздух в природе. Воздух занимает место. | 1 | 03.12 | Стр. 65-70 | |
12 | Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. | 1 | 10.12 | Стр. 71-78 | |
13 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. | 1 | 17.12 | Стр. 78-84 | |
14 | Движение воздуха в природе. Состав воздуха. | 1 | 24.12 | Стр. 84-91 | |
15 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. | 1 | 14.01 | Стр. 91-99 | |
16 | Применение углекислого газа. Значение воздуха | 1 | 21.01 | Стр. 99-104 | |
17 | Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. | 1 | 28.01 | Стр. 104-108 | |
18 | Что мы узнали о воздухе. | 1 | 04.02 | Стр. 108-110 | |
Полезные ископаемые | |||||
19 | Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. | 1 | 11.02 | Стр. 111-119 | |
20 | Известняки. Песок и глина. | 1 | 04.03 | Стр. 119-128 | |
21 | Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. | 1 | 11.03 | Стр. 128-137 | |
22 | Нефть. Природный газ. | 1 | 18.03 | Стр. 137-143 | |
23 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты. | 1 | 25.03 | Стр. 143-150 | |
24 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. | 1 | 01.04 | Стр. 150-154 | |
25 | Черные металлы. Чугуна. Сталь. | 1 | 15.04 | Стр. 155-160 | |
26 | Медная и алюминиевая руды. Алюминий. | 1 | 22.04 | Стр. 160-164 | |
27 | Мед и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых. | 1 | 29.04 | Стр. 164-169 | |
Почва | |||||
28 | Что называют почвой. Состав почвы | 1 | 06.05 | Стр. 170-177 | |
29 | Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина — минеральная часть почвы. | 1 | 13.05 | Стр. 177-181 | |
30 | Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в различные почвы. Испарение воды из почвы. | 1 | 20.05 | Стр. 181-189 | |
31 | Весенняя (предпосевная) обработка почвы. Осенняя (основная) обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве. | 1 | 27.05 | Стр. 189-197 |
Источник
Мастерская «Литературное творчество»
1. Постановка проблемы и ее актуальность.
Каждый человек талантлив, если помнить, что талант это на 90% — труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. Кроме того, немало детей, замкнутых, стеснительных, нерешительных и т.п., ощущают определенный дискомфорт. Они не активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым (а иногда и высмеянным). В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
2. Краткая характеристика группы.
Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
Ребята постарше тяготеют к лирическим произведениям (больше — девочки), оформляя литературно свои собственные переживания, часто критически выражая свое отношение к действительности. Младшие ребята более склонны к подражательству известным произведениям и т.д.
3. Цели и задачи работы мастерской:
1)воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию кругозора, повышению интеллектуального уровня;
2)развитие творческих способностей, умения понимать и создавать Прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
4. Формы проведения занятий:
-учебные занятия по технике стихосложения;
-сочинение стихов, песен, частушек;
-аналитический разбор написанного;
-творческие конкурсы, викторины;
-проведение вечеров;
-составление литературного альманаха. 2
5. План работы на год.
1 четверть
1.Знакомство с основными понятиями поэтического произведения (три волшебных «Р»).
2.Сочинение стихов по готовым рифмам на военно-патриотическую тему и лирическую тему.
3.Вечер-беседа «Уроки Пушкина».
4 .Работа над рифмой. Строгая и нестрогая рифма.
2 четверть
1.Занятие по совершенствованию ритмики стихов.
2.Сочинение стихов о природе
3.Поиск эпитетов, сравнений, метафор и др. средств художественной выразительности.
4.Развитие сюжета, логика стиха, упражнение «Расскажи мне сказку».
5.Новогодний «Огонек»
3 четверть
1.Критический анализ своего творчества; коллективный разбор стихов.
2.Размер стиха. Плавность стиха.
3.Сочинение стихов о зиме по своим рифмам.
4.Работа над совершенствованием стихотворения; синонимы и их использование.
5.Игры по развитию фантазии («Сказка», «Что на что похоже?», «Волшебная цепочка»).
6.Отбор стихов для литературного альманаха.
4 четверть
1.Сочинение стихов на тему «Жизнь и весна».
2.Критический анализ и разбор написанного.
3.Подготовка произведений для литературного альманаха.
4..Упражение «Краткость – сестра таланта».
5.Творческий конкурс «Реклама + эпиграмма».
6.Итоги.
К концу года учащиеся должны:
— иметь представление о правилах стихосложения;
— уметь сочинять стихи по готовым рифмам с соблюдением ритма и размера;
-знать упражнения по развитию творческих навыков.
Анализ работы мастерской «Литературное творчество»:
В Мастерской работали дети разного возраста в мини-группах. Каждый здесь ощущал собственную значимость и удовлетворение. Дети учились сочинять стихи по правилам стихосложения, создавали сказки. Они развивали свой кругозор, критически выражали свое отношение к действительности. Мастерская работала в атмосфере успешности, творчества каждого.
Приложение
Т в о р ч е с т в о р е б я т
Под девизом: «Все способны!»
а) Стихи по опорным словам с групповым поиском возможных рифм, эпитетов, сравнений. Слова: цветы, рука, глаза, рассвет.
Я подарил тебе цветы
Они – как светлые банты.
Твои чудесные глаза –
Как будто чистая слеза.
Опять закат, опять рассвет,
И я скажу тебе: «Привет!»
В моей руке – твоя рука.
Мы будем вместе на века
* * *
Обычно дарят нам цветы
Одни лишь умные шуты.
У них изящная рука,
Зато всегда болят бока.
У них веселые глаза,
Но где-то там внутри слеза.
Они несут надежды свет
И людям дарят свой рассвет.
(Саша Б., Женя П.)
б) Стихи на заданную тему с самостоятельным выбором рифм, размера.
Моя рука дрожащая
На печку опускается,
Берет свечу торящую
И снова поднимается.
Свеча еще горящая,
Потухнет в скором времени.
Звезда вдали летящая,
Погаснет в этой темени.
(Анвар И.)
* * *
Я играю в куклу Машу.
По утрам даю ей кашу,
Днем причесываю, мою,
Дверь в машинку ей открою.
Ну а вечером – бай – бай,
Глазки Маша, закрывай?
Кукле делаю услуги.
Мы с ней лучшие подруги.
(Аюна Б.)
в) Стихи по готовым рифмам («буриме»).
Недавно кончились дожди.
Плохой погоды ты не жди.
И тихо слышны в небесах
Знакомые нам голоса.
И я пишу слова
Про наши острова.
Там чистая вода
Всегда, всегда, всегда!
* * *
Вот опять идут дожди
Ты меня, конечно, жди.
Приплывешь на острова,
Зазвучат твои слова.
Разойдутся небеса,
Зазвучат тут голоса,
Испарится вся вода…
Буду я с тобой всегда.
(Валя М.)
* * *
Теперь, мой старый добрый друг,
Поедем мы с тобой на юг.
Туда, где круглый год жара –
Для солнца и добра пора.
Взберемся мы с тобой на волны
И будем вместе счастья полны.
И будем ввечеру мы где-то
Летать по пляжу, как кометы.
(Саша Б., 9 кл.)
* * *
Сегодня еду я на юг.
Но где ты, мой любимый друг?
На улице играет лето,
А ты все пропадаешь где-то.
Сегодня сильная жара.
Настала летняя пора.
А в море бурно плещут волны,
И радости они все полны.
(Анвар И.
Литература:
Журнал «Русский язык в школе и дома», 2003 — № 6.
Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». М: Изд. «Школьная
Пресса», 2007 – 2008, №1 – 8.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972
Виноградов В.В. О теории стихотворной речи. – М., 1971
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М.В.Панов. – М., 1984
Источник