Программа общественно полезный труд в 3 классе

Программа общественно полезный труд в 3 классе thumbnail

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Общественно-полезная  деятельность»

для 3  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:                                                                                                                                                                                                      учитель начальных классов    Кочнева  О.П.                                                                                                                                            

Пояснительная записка

Общественно — полезная  деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,  трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится  1 час в неделю ( в год 34 часа) начиная с 1 класса.

Организуется два вида общественно полезного труда:

труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей

(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом  их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и  целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов:  шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом  их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян

Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

— соблюдение порядка чистоты в классе;

— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

-размножение комнатных растений;

— дежурство по столовой;

— выращивание цветочно-декоративных растений;

  • Изготовление дидактических материалов;
  • Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам

4. Волонтерская работа.

  • Изготовление игрушек для детского сада;
  • Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
  • Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
  1. Социальные проекты
  • Синица.  Забота человека о птицах.
  • Какие мы? (Социологический проект).

Формы организации общественно-полезного труда 

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам — нашу заботу»

3.      Изготовление сувениров

4.      Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»

5.      Санитарный день в кабинете

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

— развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

№ п/п

Тема занятия

Дата

1.

Экскурсия по школе

2.

Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки

3.

Прогулка в  березовую рощу. Наблюдение  и помощь в трудовой деятельности  людей .

4.

Сбор опавших листьев для гербария

5.

Конкурс «Что растет на грядке?».

6.

Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый школьный двор»

7.

Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных

8.

 «В гостях у Мойдодыра»

9.

Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,

10.

Беседы: «Как мы помогаем дома?

11.

Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.

12.

 Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»

13.

Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома».

14.

Сооружение снежной горки для катания на санках.

15.

Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)

16.

Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц

17.

Беседы: «Есть профессий на свете немало»,

18.

Чтение книг и рассказов о труде

19.

Экскурсия на почту. Игра в почту.

20.

Классный час «Наши папы и мамы на работе»

21.

Праздник «Мамин день».

 Конкурс-выставка рисунков и поделок

(подарки для мам, бабушек, старших сестер)

22.

Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.

23.

Участие в празднике «Птицы — наши друзья».

24.

Конкурс «Кто нас обслуживает?».

25.

Беседы: «Кого называют трудолюбивым?»,

26.

Классный час «Книжкины именины».

27.

Экскурсия в магазин. Игра в «магазин

28.

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях

29.

Весенние работы на пришкольном участке

30.

Сбор семян. Посадка цветов.

31.

Сбор семян. Посадка цветов.

32.

Операции «Чистый двор»,

33.

Подведение итогов выполнения общественных поручений

34

Сбор «Чему мы научились?».

Литература

  1. Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
  2. Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
  3. Кобзарь Б.С.  Учебно — воспитательный процесс в школах.
  4. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.

Источник

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»

_________ Н.М. Радьков

«__» ______________ 20__г.

Рабочая программа

«Общественно полезный труд»

3-4 классы

Составитель:

Базылева Анна Григорьевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Общественно полезный труд.

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются:

  • формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю во втором полугодии ( 18 часов) начиная с 3 класса.

Организуется два вида общественно полезного труда:

  1. труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

  2. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, овощных культур

Участие в экологических праздниках.

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора, агрогородка.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

— соблюдение порядка чистоты в классе;

— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

— размножение комнатных растений, овощных культур;

— выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.

4. Волонтерская работа.

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и сельской библиотеки.

Формы организации общественно-полезного труда

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам — нашу заботу»

3.      Участие в благотворительных акциях

4.      Санитарный день в кабинете

Ожидаемые результаты.

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Каляндарна-тэматычнае планаванне факультатыўнага курса «Грамадска-карысная праца»

3 клас

п/п

Тэма занятка

Колькаць гадзін

Дата

1

Навучанне правілам бяспечных паводзін

1

2

Догляд пакаёвых раслін

1

3

Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”

1

4

Асаблівасці дагляду за пакаёвамі раслінамі

1

5

Рамонт падручнікаў, кніг

2

6

Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”

1

7

Выраб закладак для кніг

1

8

Догляд пакаёвых раслін

1

9

Пасеў насення на расаду

1

10

Уборка класса

1

11

Пікіраванне насення

1

12

Догляд насення

2

13

Уборка тэрыторыі школы

2

14

Рамонт падручнікаў, кніг

1

15

Уборка класа

1

Источник

Программа «Общественно-полезный труд»

3-б класс (2012-2013 уч.г.)

Пояснительная записка

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.

Задачи:

Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.

Дать первоначальные представления о ведущей роли труда

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Развивать  первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных.

4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

— развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Месяц

Мероприятия

Отметка о выполнении

Сентябрь

1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)

2. Уборка школьного двора

3. Практикум-дежурство по классу

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Беседа «Каждой вещи свое место!»

7. Сбор листьев для гербария.

Октябрь

1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

3. Влажная уборка классной комнаты

4. Уход за комнатными растениями.

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к  «Дню старшего поколения»

Ноябрь

1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

2. Изготовление кормушек

3. Сухая чистка одежды щеткой

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к «Дню матери»

8. Изготовление игрушек для детского сада;

Декабрь

1. Акция «Птицам — нашу заботу»

2. Мытье стен и дверей классной комнаты

3. Изготовление наглядного материала.

 4. Изготовление елочных игрушек

5.  Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

6. Организация своего рабочего места (дома).

7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

8. Беседа «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»

Январь

1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

2. Посадка лука на зелень

3. Подкормка зимующих птиц

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Операция «Книжка заболела»

7. Беседа «Мой друг — режим»,

Февраль

1. Изготовление учебных пособий

2. Уход за растениями.

3. Мелкий ремонт учебников и книг

4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к 23 февраля

8. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Март

1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки

2. Влажная уборка классной комнаты

3. Пересадка и размножение комнатных растений

4. Организация своего рабочего места (дома).

5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

6. Открытки-самоделки «8 марта»

Апрель

1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

4. Посев цветочно-декоративных растений

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

Май

1. Уборка школьного двора

2. Уход за цветочно-декоративными растениями

3. Мелкий ремонт учебников и книг

5. Организация своего рабочего места (дома).

6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.

7. Поздравительная открытка к 9 мая

Источник