Программа полезной деятельности в оде ломоносова
Вася Куралесов
Мастер
(1691)
9 лет назад
1) можно согласиться. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г. , когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
2)Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом «тишина».
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.. .
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», по его мнению, может «рождать» вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Источник
Какова главная мысль оды Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» Марина Вологда более года назад Главная идея оды Ломоносова «На день восшествия Елисаветы» в том, что о человеке судят по его поступкам. Ломоносов в оде вспоминает Петра I, как бы говоря Елисавете, что не стоит забывать о том, что начал ее отец и необходимо развивать науку. Он надеется, что Елисавета будет издавать законы, полезные всему русскому народу. Главной мыслью является и то, что Ломоносов прославляет отечественные науки, которыми будут овладевать молодые люди, так как российская земля богата талантами. В оде Ломоносов озвучивает мысль, что наставниками и помощниками царей надо делать ученых, которые бескорыстно трудятся на благо науки, а не завистливых и льстивых царедворцев. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Бульбозавр более года назад Михаил Ломоносов написал эту оду к 6-ой (?) годовщине восшествия на престол Елизаветы, дочери Петра Первого. В этой оде автор выражает похвалу как самой императрице, так и Петру Великому. Ломоносов в этой оде выражает свое мнение о том, какой Россия должна быть — могущественной и великой, а еще образованной. Автор считает, что просвещение, развитие науки является тем обязательным условием, который дает развитию страны, тем более страны, богатой на природные ресурсы. Если попытаться выразить главную мысль этой оды, то можно сказать, что она заключается в том, что по мнению автора нам, людям, разум дан для того, чтобы мы постигали законы мира, умели находить ответы, на сложные вопросы и проблемы и главное – умели их решать. Иными словами, человек, не случайно называется «разумным», ведь человеческий ум служит для постижения нового и улучшения своей жизни, а конкретно для Елизаветы Петровны, это еще и забота о всей своей Российской Империи. 88SkyWalker88 8 месяцев назад Ода была написана М.В. Ломоносовым в 1747-м году. В ней ученый и писатель восхваляет великие деяния императрицы Елизаветы Петровны. Оду условно моно разделить на три части. В начале и в конце стихотворения Ломоносов говорит о великой императрице Елизавете Первой, ее эпохе. В средней части речь идет о могуществе и силе великой державы — России. Главной мысль этого произведения является то, что Ломоносов обращается к императрице, дает ей наставление по-отцовски. Он подчеркивает, что эпоха правления императрицы — это важное время, которое характеризуется миром, развитием науки. Автор говорит о великой стране державе, во главе которой должен стоять мудрый правитель. Ломоносов подчеркивает, что императрица в своих суждениях и решениях должна опираться на ученых и науку, а не на царедворцов. Andert 8 месяцев назад Ломоносов, пожалуй, является самым известным человеком. В 18 веке он написал оду, которая была посвящена Елизавете Петровне. В этой оде Ломоносов восхвалял Елизавету, отмечая ее грамотную внешнюю и внутреннюю политику — так, он писал, что во времена Елизаветы живется спокойно, не ведутся войны и настал долгожданный мир (писал он это до начала семилетней войны), при этом он дает наставления Елизавете Петровне, например, он наставляет ее развивать в дальнейшем науку. Так же Ломоносов не забывает упомянуть в своей оде и Петра 1 — отмечая его положительное влияние на Российскую Империю и мудрые реформы. Не меньше Ломоносов уделяет вниманию и природе России, ее богатству и величии. Главный смысл данной оды состоит в том, что нужно развивать российскую науку, и что именно за ней стоит будущее Российской Империи. Вкус Лайма более года назад Свою «Оду на день восшествия» Михаил Ломоносов посвятил Елизавете Петровне. В тексте произведения автор не зря упоминает великого отца Елизаветы — Петра Первого, как бы напоминая, что в России и дальше нужно уделять должное внимание вопросам развития науки и просвещения. Главная мысль оды такова: на русской земле множество умных и талантливых людей. Чтобы они были полезны стране, чтобы было больше ученых, отечественная наука нуждается в поддержке власти. Ее нужно развивать, чтобы в стране было больше образованных людей, чтобы они могли грамотно решать сложные проблемы, чтобы государство было успешным и сильным в целом. Алиса в Стране 8 месяцев назад Ломоносов начинает свою Оду с восхваления тишины, воцарившейся в России благодаря Елизавете. Мы сразу же видим, что восхваляет он в первую очередь не императрицу, а ее дела, ее заботу о благоденствии России, плоды ее правления. Самое главное, что она сделала для России — это мир, мирное время. Затем он приступает к главной для него теме — развитию науки в России. Воспевает Ломоносов в Оде не только Елизавету, но и Петра I, который очень много сделал для развития России. Мы видим в Оде и описания величия, богатств и красот России, конечно, все несколько идеализировано, но это Ода императрице, по-другому вряд ли он мог ее написать. И все же главное в этой Оде это Россия, а не человек, которому доверено Богом управление ею, именно России, а не Елизавете посвящено большинство строк этой Оды. Ломоносов восхваляет императрицу, но не просто для того, чтобы сделать ей приятное, а для того, чтобы своими похвалами поощрить ее деятельность во благо России и указать ей по-отечески, дальнейшее направление этой деятельности. В этом и заключается главная мысль данного произведения. lady v более года назад Михаил Ломоносов конечно был человеком одаренным всесторонне, но все-таки именно наука во всех ее проявлениях больше всего прочего волновала его разум. А потому и написанная Ломоносовым «Ода на день восшествия» по большей части посвящена даже не самой императрице, а попыткам убедить Елизавету в необходимости поддерживать российскую науку и дальше. Ломоносов прямо говорит, что российская земля может рождать ученых уровня Ньютона или Платона, но для этого надо поддержать отечественную науку. Он подчеркивает роль знаний в современном мире, говоря, что они дают отраду старцам и питают надеждами юношей. Главная мысль этой оды в том, что надо развивать свою, отечественную науку. Хотя в этой оде мы находим и еще одну важную для того времени, и необычайно важную для нашего времени мысль. О том, что отрадой царств земных является тишина. Ломоносов говорил о мире, который лучше войны. Поэтому данную оду можно назвать и пацифистской. Илта более года назад В начале, поверхностно может показаться, что ода Ломоносова лишь восхваляет императрицу Елизавету Петровну. Однако тут есть и другой смысл, более глубокий. В оде еще и наставление Елизавете. Ломоносов считает, что у такой великой страны, как Россия должен быть обязательно во главе монарх мудрый. Ломоносов пишет императрице чтобы она с отца своего пример брала, продолжала его великие дела, развивала науку. Автор и родину восхваляет говоря о ее красоте и величии богатств. Самое главное для Ломоносова — это российская наука. Он считает, что вокруг Елизаветы должно быть больше ученых, нежели царедворцев лживых. MMM DANONE более года назад Ломоносов — поистине великий поэт и ученый. И его «Ода — на день Восшествия» читателями воспринимается по-разному. Как мне показалось, в своем произведении автор хотел дать наставление Елизавете, чтобы она была мудра в своих действиях, как ее родной отец. Еще автор дал четко понять, что с приходом Елизаветы настал мир, войны прекратились. Также не обходит стороной Ломоносов и великие умы страны, восхваляет способных граждан. Мне показалось, что это произведение — послание народу, чтобы они были разумны в делах и поступках, получали знания и умели ими распоряжаться. Недаром ведь в честь Михаила Васильевича Ломоносова назвали университет, значит не прошли его труды напрасно, многое люди применили на практики из его наставлений. Одэлисс 8 месяцев назад «Ода на день восшествия, написанная Ломоносовым, полна глубокого смысла.Начинается она с восхваления Елизаветы. Великий поэт и ученый пишет в этом своем произведении, каковы положительные стороны правления этой новой российской императрицы,поскольку она продолжила добрые и великие начинания великого Петра I. Главная идея данного произведения – показать новой императрице путь ее правления. Это священный долг перед своим Отечеством. Этот долг является честью и самой высокой наградой для каждого человека- монарху и простому труженику. Знаете ответ? |
Источник
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Стих написан в 1747 году.
Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».
История создания
«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Тема
Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.
Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.
Средства выразительности
Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), славянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 127.
Источник