Программа полезные навыки для 8 класса

Программа полезные навыки для 8 класса thumbnail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Покатеевская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор

МКОУ Покаеевская СОШ

______________С.П. Кармышова

«__»___________________2018 г.

Программа

по развитию эмоционально-волевой

и личностной сферы

у обучающихся 6 -8 класса с ОВЗ

(в основе модификация программы

под редакцией С.В. Кривцовой

«Жизненные навыки»)

Составитель:

Педагог-психолог

Носова Л.Н.

  1. Пояснительная записка

Психологический опыт работы с детьми показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием в поведении жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка.

Занятия в рамках программы «Жизненные навыки» посвящены личностным проблемам, присущим детям данного возраста, проблемам, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами. Метод, с помощью которого психолог транслирует данные навыки – индивидуальный психологический коучинг.

Таким образом, программа направлена на развитие эмоционального интеллекта через осознание и изменение своих чувств, понимание чужих чувств в контексте решения возрастных задач развития ребенка. В ходе работы на когнитивно-личностном уровне создаются и закрепляются жизненно важные навыки самовыражения и сотрудничества, что является основой для благополучного личностного развития в младшем и среднем школьном возрасте.

Сознавая всю важность личностного развития на разных возрастных этапах школьного детства, мы ставим своей целью помочь детям на наших занятиях в полной мере решить разнообразные жизненные задачи их возраста. С помощью программы «Жизненные навыки» они смогут почувствовать в новой социальной ситуации некоторую независимость от семьи, новые возможности для освоения важных для них социальных качеств.

Цель программы -помощь детям в решении жизненных задач их возраста: развитие эмоционального интеллекта учащихся; обучение умениям, которые характеризуют компетентное социальное поведение человека определенного возраста.

Задачи :

  1. дать возможность ребенку пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого и научить его позитивно воспринимать самого себя;

  2. создать возможность получения школьником нетравматического опыта самопознания и познакомить его с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  3. передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

  4. обсуждение ценностей и принципов, лежащих в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи;

  5. научить ребенка делать выбор в сторону наиболее адекватного способа решения жизненных задач.

  6. учить ребенка видеть разные стратегии поведения в конфликтах и выбирать свои;

  7. научить отстаивать свои границы, находить свое место в группе, распознавать, в каких случаях нарушаются их права;

Целевая группа: обучающиеся 6- 8 класса с ОВЗ

Организация занятия: занятия проходят один раз в неделю, продолжительность 40 минут.

Планируемые результаты

Обучающиеся научаться:

— слушать,

— задавать вопросы,

— не отвлекаться,

— следовать инструкциям,

— дискутировать,

— выражать свои теплые чувства,

— просить и предлагать помощь,

— знакомиться, начать разговор,

— соблюдать правила игры,

— отказать,

— отличать то, что нравится, от того, что не нравится,

— предвидеть последствия своих решений,

— извиняться,

— отвечать, когда тебя дразнят, провоцируют,

— реагировать на критику,

— искать в ситуации варианты выбора решения,

— признавать свои ошибки,

— доводить начатое дело до конца,

— отличать фантазии от реальности в пугающей ситуации,

— понимать ценностные основания плохого поведения другого (что плохого сделал этот человек, почему он это сделал, чего хотел достичь…).

Календарно — тематическое планирование

Знакомство.

Правила и безопасность

2

13.09

Чувства в нашей жизни

3

20.09

Зачем нам чувства

4

27.09

Как я выражаю свои чувства?

5

4.10

Способы выражения чувств

6

11.10

Ресурсы тревоги

7

18.10

Наши страхи

8

25.10

Печаль

9

8.11

Радость

10

15.11

Кто Я ? Какой Я?

11

22.11

Какой бывает характер?

12

29.11

Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других

13

6.12

Мое имя и мой характер

14

13.12

Я глазами других. Мои ресурсы

Мир людей

15

20.12

«Другие» в нашей жизни Уникальность и различия

16

27.12

«Странные» люди

17

10.01

Разные нормы и правила

18

17.01

Ярлыки и стереотипы

19

24.01

Стереотипы и предрассудки

20

31.01

Как жить в мире различий

21

7.02

Конфликты в жизни людей

22

14.02

Причины конфликтов

23

21.02

Наши чувства в конфликте

24

28.02

Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества

25

7.03

Тренируем конструктивное поведение в конфликте

Отношения с другими

26

14.03

Начинаем общаться

27

21.03

Я и Ты – действуем вместе

28

4.04

Общаемся без слов

29

11.04

Понимаем друг друга

30

18.04

Доверие и взаимодействие

31

25.04

Я в команде

32

2.05

Даем место другому и отстаиваем свое место

33

16.05

Просто скажи: «Нет!»

34

23.05

Мир взрослых

35

30.05

Прощальное

Методическое оснащение программы

Возраст детей 11-12 лет (5-6 класс)

1 блок

Принятие себя

«Жизненные навыки»

Занятия с младшими подростками

5-6 класс под ред. С.В. Кривцовой

1

Знакомство.

Правила и безопасность

Стр. 83-90

Читайте также:  Полезные программы на iphone на русском

(5 кл.)

2

Чувства в нашей жизни

Стр. 91-92 (5 кл.)

3

Зачем нам чувства

Стр. 272-276 (6 кл.)

4

Как я выражаю свои чувства?

Стр. 277-281 (6 кл.)

5

Способы выражения чувств

Стр. 282-285 (6 кл.)

6

Ресурсы тревоги

Стр. 286-288 (6 кл.)

7

Наши страхи

Стр. 289-294 (6 кл.)

8

Печаль

Стр. 295-297 (6 кл.)

9

Радость

Стр. 298-301 (6 кл.)

10

Кто Я ?

Стр. 246-250 (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»,

4 кл.)

11

Какой бывает характер?

Стр. 308-312 (6 кл.)

12

Какой Я?

Стр. 313-316 (6 кл.)

13

Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других

Стр. 317-318

(6 кл.)

14

Мое имя и мой характер

Стр. 319-321 (6 кл.)

15

Я глазами других. Мои ресурсы

Стр. 322-324 (6 кл.)

16

Метафоры моего характера

Стр. 325-327 (6 кл.)

17

Учимся ценить себя

Стр. 328-330 (6 кл.)

18

Черты характера (расстановка)

Стр. 332-334 (из приложения к теме 8, 6 кл.)

2 блок

Мир людей

«Жизненные навыки»

Занятия с младшими подростками

5-6 класс под ред. С.В. Кривцовой

1

«Другие»е в нашей жизни

Стр. 189-191 (5 кл.)

2

Уникальность и различия

Стр. 186-188 (5 кл..)

3

«Странные» люди

Стр. 192-193 (5 кл.)

4

Разные нормы и правила

Стр. 194-197 (5 кл.)

5

Ярлыки и стереотипы

Стр. 198-200 (5 кл.)

6

Стереотипы и предрассудки

Стр. 201-202 (5 кл.)

7

Как жить в мире различий

Стр. 203-205 (5 кл.)

8

Конфликты в жизни людей

Стр. 157-158 (5 кл.)

9

Причины конфликтов

Стр. 159-161 (5 кл.)

10

Наши чувства в конфликте

Стр. 162-164 (5 кл.)

11

Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества

Стр. 165-168 (5 кл.)

12

Тренируем конструктивное поведение в конфликте

Стр. 169-173 (5 кл.)

13

Конфликт? Отлично!

Стр. 174-177 (5 кл.)

14

Конфликты проходят, отношения остаются

Стр. 178-180 (5 кл.)

3 блок

Отношения с другими

«Жизненные навыки»

Занятия с младшими подростками

5-6 класс под ред. С.В. Кривцовой

1

Начинаем общаться

Стр. 125-129 (5 кл.)

2

Я и Ты – действуем вместе

Стр. 130-133 (5 кл.)

3

Общаемся без слов

Стр. 134-137 (5 кл.)

4

Понимаем друг друга

Стр. 218-220 (6 кл.)

5

Здорово быть друзьями

Стр. 235-237 (6 кл.)

6

Доверие и взаимодействие в группе

Стр. 138-141 (5 кл.)

7

Мы — команда

Стр. 142-144 (5 кл.)

8

Даем место другому и отстаиваем свое место

Стр.145-149 (5 кл.)

9

Просто скажи: «Нет!»

Стр. 150-154 (5 кл.)

10

Мир взрослых

Стр. 241-243 (6 кл.)

11

Мое место в разных мирах: детей, подростков, взрослых

Стр. 249-253 (6 кл.)

12

Я в ответе за свое будущее

Стр. 254-257 (6 кл.)

13

Ответственность и принятие решений

Стр. 258-261 (6 кл.)

14

Прощальное

Стр. 262-263 (6 кл.)

Список литературы:

  1. «Жизненные навыки» тренинговые занятия с младшими подростками, 5-6 класс под ред. С.В. Кривцовой, М. 2012, изд. Генезис

  2. «Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис

  3. И. Авидон, О. Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг»,

  4. С-П. 2010, изд. Речь

  5. А. Чуричков, В. Снегирев «Копилка для тренера», сборник разминок, необходимых в любом тренинге, С-П. 2007, изд. Речь

  6. К. Фоппель «Групповая сплоченность», М. 2010, изд. Генезис

  7. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 1, М. 2000, изд. Генезис

  8. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 2, М. 2001, изд. Генезис

  9. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 3, М. 1998, изд. Генезис

  10. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 4, М. 2002, изд. Генезис

  11. «Тренинг жизненных навыков» под. ред. Шадуры

Источник

Пояснительная записка

Ориентационный  курс составлен на основе авторских программ профессионального самоопределения: Бобровской Л.Н., Сапрыкиной Е.А. «Человек и профессия». М.: Планета, 2011; Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Твоя профессиональная карьера». М., Просвещение, 2006. Имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова).                          

 При разработке программы учитывались возрастные и личностные особенности обучающихся 8-х классов.

Рабочая программа создана на основе следующих документов:

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования № 1312 от 09. 03. 2004г.
  • Приказ Минобразования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 о внесении изменений в федеральный базисный учебный план
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования от 05. 03. 2004 года № 1089
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
  • Требования к оснащению учебного процесса

Выбор профессии или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни. Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, к тому же и традиционные профессии существенно изменяются.  Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом требований той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Учёные-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечёт за собой разочарования, даже психические расстройства.  Велик  и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. 

Читайте также:  С какого возраста детям полезно море

Ориентационный курс «Твоя профессиональная карьера» помогает обучающимся определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определённой сферой профессионального труда; познакомиться с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Это позволит подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к требованиям рынка труда.

Основные цели и задачи

Цель курса: оказание психолого-педагогической  помощи обучающимся в формировании профессиональных намерений и успешном профессиональном самоопределении, в подготовке к самостоятельной жизни

Задачи курса:

  1. Повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах  с целью успешной самореализации в будущем.

Особенности методики преподавания предмета

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают обучающимся применять изученные правила на практике. На каждом занятии  предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу обучающихся с диагностическими методиками, их участие в профориетационных играх и ролевых играх, выполнение игровых упражнений. Применение игровых технологий способствуют пробе сил и накоплению опыта обучающихся. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.

Внесённые изменения в авторскую программу и их обоснование

В рабочую программу  включён раздел «Экскурсии» с целью повышения престижа рабочих профессий и получения знаний о содержании профессиональной деятельности рабочих радиоэлектронных предприятий связи и оператора газовой котельни.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с авторской программой и Федеральным базисным учебным планом программа курса составлена на 35 недель, 35 учебных часов из расчёта 1ч в неделю. В связи с праздничным днём 01.05.14  через внеурочную деятельность в форме экскурсии реализуется урок № 31 «Содержание и характер труда рабочих ЛПУ  МГ».

Количество часов учебной программы по четвертям и на год:

Четверть

Всего часов

Практическая часть

Тестирование

1 четверть

9

2

2 четверть

7

3

3 четверть

10

2

4 четверть

9

2

Всего:

35

9

Методы и формы обучения

В качестве форм организации занятий используется: лекционное изложение материала, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры, самостоятельная работа обучающихся, тренинговые упражнения с последующим рефлексивным анализом.  Эти упражнения направлены на саморазвитие личности детей, на повышение представлений о собственной  значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Расшифровка аббревиатур, используемых в рабочей программе

ОНМ – ознакомление с новым материалом

ЗЗ – закрепление знаний

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

К – комбинированный урок

ч. – час, часа, часов

ЛПУ МГ – линейно-производственное управление магистралей

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате усвоения курса обучающиеся 8-х классов должны:

  • Осознавать свои личные особенности, интересы, склонности; соотносить их с требованиями выбираемой профессии
  • Научиться пользоваться правилами выбора профессии
  • Уметь использовать информацию о различных профессиях
  • Заниматься саморазвитием и самосовершенствованием

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Всего  часов

1

Введение

1

2

Образ «Я»

22

Глава 1. Путь к самопознанию

12

Глава 2. Психические особенности личности

8

Глава 3. Человек как личность

2

3

Мир профессий и труда

7

4

Экскурсии

2

5

Обобщение

3

Итого

35

Содержание программы

8 класс

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий курса.

Раздел 2. Образ «Я» (22 ч.)

Глава 1. Путь к самопознанию (12 ч.) 

Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.

Представление о себе и проблема выбора профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Жизненные ценности. Решение жизненных проблем. Важность ценностей личности.

Секреты выбора профессии. «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Типичные ошибки в выборе профессии. Общее представление об основных ошибках, совершаемых при осуществлении выбора.

Здоровье и выбор профессии. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Читайте также:  Чем морская соль полезна для волос

Склонности и интересы в профессиональном выборе. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Возможности личности в профессиональной деятельности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.                   

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Значение мышления в жизни человека. Способность решать различные проблемные задачи, умение организовывать свою жизнедеятельность.

Глава 2.  Психические особенности личности (8 ч.)

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Характер как социальная характеристика человека. Формирование характера. Характер и личность.

Волевые качества личности. Волевые качества личности и их развитие. Ситуации,  в которых необходима волевая регуляция.

Эмоциональные состояния личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния).

Глава 3.   Человек среди людей (2 ч.) Человек среди людей. Навыки эффективного способа общения, умение слушать и понимать собеседника.

Раздел 3.  Мир профессий и труда (7ч.)

Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификация профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Требования рынка. Перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Безработица.

Искусство самопрезентации.  Основы самопрезентации. Резюме. Правила поведения на собеседовании.                                      

Раздел 4.  Экскурсии (2 ч.)

Содержание и характер труда рабочих ЛПУ  МГ село Перегрёбное (компрессорная станция)

Раздел 5.  Обобщение (3 ч.)

Социологический опрос. Представления о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах.

Личностный профиль. Взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.  Возможность и необходимость планирования своего будущего.  

Контроль уровня обученности

Оценка достижений обучающихся в 8 классах проводится по итогам групповой рефлексии, результатам психологического тестирования, путём сравнения результатов анкетирования.

Перечень учебно-методического обеспечения,

список литературы (основной и дополнительной)

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован, кем допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

8

Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – Программа профессионального самоопределения. – Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2004.

Бендюков   М.А.,Соломин И.Л., Ясюкова Л.А.Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – Санкт-Петербург, 2006.

Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников: рекомендации, диагностический материал. – Волгоград, 2010.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

www.uchitel-izd/ru

Чистякова С.Н., Шалавина Т.И.Твоя профессиональная карьера. – Учебник для 8 — 11 классов учебных заведений— М.: Просвещение, 2006.

Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Человек и профессия (с электронным приложением). – Москва, 2007, 2008.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной деятельности. ООО «ТЦ Сфера», Москва, 2005.

Михайлина М.Ю. Профильная школа (электронное пособие): психологическое сопровождение, диагностика, рекомендации Волгоград: Учитель, 2009.

Климов В.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 2006.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. – Москва, «ВАКО», 2008.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — М.,2006.

Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия (из опыта работы).- Волгоград: Учитель, 2007

Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Нелюбова Я.К. Сопровождение профессионального сопровождения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия. – Волгоград: Учитель. 2009.

«Ориентир». Методика автоматизированной профориентации. Комплексное обеспечение психологической практики.- ИМАТОН, 2004

Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. – Тесты и рекомендации. – ООО «Феникс +», 2006.

Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги. – Волгоград: Учитель, 2008.

Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. — М., 2006.

Шваб Е.Д. Психологическая работа в школе: занятия, тренинги, разработки уроков. Выпуск 2 (компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2009.

Рабочая программа разработана ___________                 Калиниченко Е.Д.           

                                                           (подпись)                          ФИО

Рабочая программа с приложениями изучена и обсуждена на заседании ШМО эстетического и физического воспитания, сохранения здоровья  протокол №    от  ___________________ 2013года.

Руководитель ШМО _______________                Калиниченко Е.Д

                                           (подпись)                                  ФИО  

Источник