Программа полезные привычки для младших школьников
Программа « Полезные привычки»
авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой.
Пояснительная записка
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Главные принципы программы
- Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.
- «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
- «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
- «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
- профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
- занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
- возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
- работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.
Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Программа состоит из 33 уроков в год
Программа обеспечена УМК, включающим:
Рабочие тетради для детей
Тетради для родителей
Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)
Методология превентивного обучения отличается от традиционной
необходимостью использования методов обучения в группе.
Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.
Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.
Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:
Мозговой штурм
Групповая дискуссия
Ролевое моделирование
Упражнения – энергизаторы
Оценка эффективности
Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет
- определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
- помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
- проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
- осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
- позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
Виды оценки эффективности. Это:
1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.
2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»
3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:
«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»
Инструментами оценка эффективности служат
- Беседа
- Наблюдение
- Интервью
- Фокусная группа
- Вопросники
Результаты работы
Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить
- Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
- Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
- Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
- Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
- Формирование адекватной самооценки,
- Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
- Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ
Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс ( 34 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | № | Тема урока | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок «Что такое полезные привычки?» | исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Опрос учащихся. Пре-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3- 4 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 | Вкусы и увлечения | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Тренинг » Вкусы и увлечения « | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-9 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия | показать, что у одноклассников можно многому научиться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия» | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | О чем говорят выразительные движения | познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Тренинг » О чем говорят выразительные движения» | способы невербального общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15-16 | Учусь понимать людей | показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Тренинг «Учусь понимать людей» | способы эффективного общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18-19 | Опасные и безопасные ситуации | обсудить опасные и безопасные ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21-22 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | способствовать рациональному принятию решений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Реклама табака и алкоголя | познакомить с рекламными приемами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27-28 | Правда об алкоголе | рассказать о действии алкоголя на организм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Опрос учащихся. Пост-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Диагностирование учащихся. | исследование эмоционального возбуждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Диагностирование учащихся. | исследование ценностных ориентаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Диагностирование учащихся. | исследование уровня самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Итоговое занятие. Игра » Пойми меня» | обобщение, подведение итогов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс (17 ч.)
|
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Полезные привычки»
Класс: 1г
Учитель: Гусенова Лариса Анатольевна
Учебный год: 2016– 2017
в т.ч.
I полугодие
16
II полугодие
17
Пояснительная записка
Направленность: Здоровьесберегающее.
Актуальность: Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Принципы, лежащие в основе программы:
— Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
— Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
— Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
— Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своѐ здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга курса
Задачи:
— сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
— формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
— обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
— научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
— добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формы и методы работы: — дискуссионное общение; игра
— чтение стихов, сказок, рассказов;
— организация подвижных игр;
— выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Возраст детей: 7 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2016-2017 г.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 16 человек.
Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате усвоения программы учащиеся научатся:
— выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
— осуществлять активную оздоровительную деятельность;
— формировать своѐ здоровье.
Учащиеся получат представление:
— о факторах, влияющих на здоровье человека;
— о причинах некоторых заболеваний;
— о причинах возникновения травм и правилах оказания первой помощи;
— о видах закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правилах закаливания организма;
— о влиянии закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
— о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
— об основных формах физических занятий и видах физических упражнений
Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:
— Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
— Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на уроке.
— Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
— Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
— Делать предварительный отбор источников информации.
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
— Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
— Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы нравственных ценностей
Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья
Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;
Формирование первичных навыков здорового образа жизни.
Учебно- тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел/Темы
Дата
Содержание
План
Факт
«Я и моё здоровье» (11 ч.)
1
Советы доктора Воды.
Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде.
2
Друзья Вода и Мыло.
Микробы. Мыло и вода-наши друзья.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр» Беседа о правилах личной гигиены.
3
Откуда берутся грязнули.
Формирование бережного отношения к своему здоровью.
Привитие санитарно – гигиенических навыков и воспитание культуры внешнего вида.
3
Глаза – главные помощники человека.
Строение глаза.
Правила бережного отношения. Дефекты зрения.
4
Чтобы уши слышали.
Строение уха. Учимся самомассажу. Знакомство с элементарными правилами ухода ха ушами.
5
Почему болят зубы.
Строение зуба. Полезные и вредные продукты. Знакомство с правилами ухода за зубами. Профессия стоматолог.
6
Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику».
Осмотр детей стоматологом.
7
Как сохранить улыбку красивой.
Как правильно чистить зубы.
8
«Рабочие инструменты» человека.
Уход за руками, массаж стопы.
Просмотр видеоклипов о профессиях.
9
Зачем человеку нужна кожа.
Строение кожи. Правила ухода за кожей.
10
Надёжная защита организма.
Значение и гигиена кожи.
11
Если кожа повреждена.
Травмы. Первая помощь.
Разговоры о правильном питании.(3 ч.)
12
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Органы пищеварения.
Пословицы о продуктах питания.
13
Здоровая пища для всей семьи.
Витамины. Овощи-кладовая здоровья.
14
Этикет за столом.
Как правильно вести себя за столом.
Как сделать сон полезным(1ч)
15
Сон лучшее лекарство.
Зачем нужно спать? Правила здорового сна. Сон- лучшее лекарство. Сон-потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон и гигиена сна.
Я в школе и в семье.(5 ч.)
16
Как настроение?
Работоспособность и утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости.
17
Я пришёл из школы.
Правила поведения во внеурочное время. Активный отдых.
18
Я ученик.
Дружба. Как дружить? Поведение на уроке и перемене.
19
Культура общения.
Умеем ли мы вежливо общаться. Почему важно общаться.
20
Общение в семье.
Надо ли прислушиваться к советам родителей.
Вредные привычки(2ч)
21
Вредные привычки.
Какие Бывают вредные привычки.
22
Вредные привычки.
Скажи нет- вредным привычкам! Как отучить себя от вредных привычек.
Мышцы, кости и суставы(2ч)
23
Скелет – наша опора.
Скелет – опора человека. Мышцы для движения.
24
Осанка – стройная фигура.
Правильная осанка.
Нарушения осанки.
Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч)
25
Если хочешь быть здоров.
Водные процедуры.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
26
Правила безопасности на воде.
Правила поведения на воде.
Правила обращения с огнѐм (2 ч.)
27
Чтобы огонь не причинил вреда.
Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
28
Чтобы огонь не причинил вреда.
Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (2 ч.)
29
Травмы.
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.
30
Травмы.
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.
Немножко поиграем.(3 ч.)
31
Подвижные игры (на улице).
Гуси-лебеди. Лапта. Правила.
Практическая работа в группах.
32
Подвижные игры (на улице).
Совушки. Горелки. Правила. Практическая работа в группах.
33
Обобщение. Путешествие в «Город здоровья».
Праздник «Посвящение в здоровячки».
Источник