Программа полезные привычки в 3 классе
Пояснительная записка.
Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС и направлена на реализацию здоровьесберегающего компонента ООП НОО.
Актуальность.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ, для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам.
Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
- Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
- Пособие для учителей
- Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
- Материалы для родителей
- Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.
- Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.
- Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.
Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:
- Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
- Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.
- Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.
- Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.
«Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.
Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.
Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.
Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.
Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.
Основные разделы программы.
1. В здоровом теле — здоровый дух.
Характерной особенностью этого раздела является усвоение детьми понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” и применение их на практике.
Данный раздел позволяет усвоить детям ценность здоровья, способы его укрепления, знакомит с понятием “режима дня”, его особенностями, практической направленностью и реальной пользой для здоровья, помогает ребёнку составить свой режим дня и придерживаться его в дальнейшем.
Дети также знакомятся со способами закаливания, активного отдыха. Важное значение имеет усвоение детьми комплексов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме рабочего дня (гимнастика до уроков, динамические паузы, разучивание упражнений для снятия напряжения и усталости глаз, шеи, позвоночника). Происходит переосмысление значения уроков физической культуры, как одного из важнейших способов укрепления здоровья.
Главным аспектом этого раздела является формирование у детей сознательного желания быть здоровым. Необходимо, чтобы дети уяснили, что заботиться о своём здоровье, прежде всего, должен сам человек.
2. Помоги себе.
В данном разделе дети переходят к овладению навыками оказания первой медицинской помощи себе и окружающим при травмах (ранениях, ожогах, обморожениях, ушибах, электротравмах). Дети усваивают механизм оказания первой медицинской помощи, а главное, причины возникновения травм и способы избегания таковых.
В этом разделе главное значение принадлежит разработке и применению детьми комплексов упражнений для утренней зарядки, как способа повышения работоспособности.
Дети знакомятся с важностью и обоснованностью выполнения правил личной гигиены, режима и культуры питания. А также узнают, как противостоять простудным заболеваниям, рассматривают механизм возникновения простуд и способы их предупреждения.
3. Полезные привычки.
В этом разделе детям даётся понятие “полезная привычка”, как способ сохранения и укрепления здоровья. Дети должны усвоить, что существуют не только вредные привычки, но и полезные, такие как: доброе, участливое отношение к людям, животным.
Дети учатся взаимопониманию, уважению, умению дружить. Они знакомятся с понятием “хобби”, как увлечением, полезным занятием на досуге, направленным на развитие познавательного интереса ребёнка, формирование умения общаться.
Очень важным аспектом данного раздела является привычка соблюдения правил дорожного движения, которая убережёт ребёнка от дорожно-транспортных происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.
Не менее важный аспект — это привычка бережно относиться к природе. Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически-неблагоприятных условиях жизни. На занятиях разбираются экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.
4. Вредные привычки.
В данном разделе дети под руководством учителя выявляют вредные привычки, разрушающие здоровье людей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.)
Важность этого раздела заключается в том, что дети узнают, в чём состоит реальный вред определённой вредной привычки для здоровья, а главное, как противостоять ей. Ребёнок учится осознанно делать выбор в условиях, когда окружающие подталкивают его к приобретению той или иной вредной привычки. Формируются приоритеты в выборе окружения и образа жизни.
Таким образом, практические занятия по программе “Я и моё здоровье” благотворно влияют на сознание ребёнка, формируют адекватное восприятие окружающего мира, учат серьёзно заботиться о своём здоровье.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 35 часов
В неделю – 1 час
Тема 1.Положительный образ Я.(2ч.)
Мой характер. Учусь оценивать себя сам.
Тема 2.Понятие о полезных привычках. (1ч.)
Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.
Тема 3.Умение общаться. (16ч.)
Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своём. Общение. Щедрость. Пунктуальность. Правдивость. Такт. Волшебные слова. Доброе отношение к окружающим. Любовь к животным. Справедливость. Умение дружить. Взаимопонимание. Работа в группах. Поведение в общественных местах. Разговор по телефону.
Тема 4. Принятие решений. (2ч.)
Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление.
Тема 5. Бережное отношение к природе. (2 ч.)
Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.
Тема 6. Информация. (2ч.)
Курение. Вред курения.
Тема 7. Соблюдение правил дорожного движения. (3 ч.)
Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.
Тема 8. Проведение досуга. (4ч.)
Хобби. Увлечение. Коллекционирование. Развитие познавательных интересов. Общение. Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».
Тема 9. Пост-тест. (3 часа)
Обобщение изученного материала.
Пост-тест.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
-приёмам самоанализа;
-виды самооценки;
-влияние полезных привычек на здоровье;
-принципы общения, дружбы;
-что такое хобби;
-негативное значение табака на организм;
-игры на свежем воздухе и в помещении.
К концу 3 класса учащиеся получат возможность научиться:
-анализировать свои поступки;
-общаться со сверстниками;
-помогать друг другу;
-уважительно относиться к людям;
-ценить и сохранять дружбу;
-интересно проводить досуг по средствам игр и хобби;
-работать в группах.
4 класс
Вредные привычки
Всего – 35часов
В неделю – 1 час
Тема 1.Положительный образ Я.(2ч.)
Самоуважение. Привычки.
Тема 2.0бщение.(2ч.)
Дружба. Правила поведения в обществе.
Тема 3. Использование грубых слов. (2 ч.)
Грубые слова. Клички. Использование ненормативной лексики.
Тема 4. Понятие о вредных привычках. (3 ч.)
Непослушание. Неуважение к людям. Обман.
Тема 5. Воровство. (2 ч.)
Воровство. Уголовная ответственность.
Тема 6. Принятие решений .(2 ч.)
Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить “нет”
Тема 7. Курение. (4 ч.)
Табакокурение. Вещество — никотин. Заболевания курильщиков (кариес, рак органов дыхания). Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.
Тема 8. Алкоголизм. (6 ч.)
Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. Алкогольное отравление. Галлюцинации. Асоциальное поведение. Разрушение внутренних органов.
Тема 9. Наркомания. (5 ч.)
Наркотики. Наркотическая зависимость. Личностные изменения человека. Заболевания наркоманов: гепатит, СПИД. Токсикомания. Галлюцинации. Наркологический диспансер. Группы психологической поддержки.
Тема 10. Бродяжничество (3 ч.)
Бродяжничество. Болезни кожи, паразиты. Попрошайничество.
Тема 11. Пост-тест (4 ч.)
Обобщение изученного материала. Пост-тест.
К концу 4 класса учащиеся получат знания:
-о полезных привычках;
-о вреде вредных привычек для здоровья;
-о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье;
-о влиянии вредных привычек на личность;
-способы противостояния вредным привычкам и отрицательному влиянию окружающих.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
-отличать вредные привычки от других привычек;
-противостоять отрицательному влиянию окружающих;
-принимать правильное решение в сложных ситуациях;
-бороться с вредными привычками;
-разъяснять близким, знакомым отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.
Примерное учебно-календарное планирование
3 класс. Полезные привычки.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | ||
Положительный образ Я. (2ч.) | |||||
1. | Мой характер. | 1 | |||
2. | Учусь оценивать себя сам | 1 | |||
Понятие о полезных привычках. (1ч.) | |||||
3. | Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека | 1 | |||
Умение общаться. (16ч.) | |||||
4. | Учусь взаимодействовать. | 1 | |||
5. | Учусь настаивать на своем. | 1 | |||
6. | Общение. | 1 | |||
7. | Щедрость. | 1 | |||
8. | Пунктуальность. | 1 | |||
9. | Правдивость. | 1 | |||
10. | Такт. | 1 | |||
11. | Волшебные слова. | 1 | |||
12. | Волшебные слова. | 1 | |||
13. | Справедливость. | 1 | |||
14. | Умение дружить | 1 | |||
15. | Взаимопонимание. | 1 | |||
16. | Работа в группах. | 1 | |||
17. | Поведение в общественных местах. | 1 | |||
18. | Поведение в общественных местах. | 1 | |||
19. | Разговор по телефону. | 1 | |||
Принятие решений. (2ч.) | |||||
20. | Я становлюсь увереннее. | 1 | |||
21. | Когда на меня оказывают давление. | 1 | |||
Бережное отношение к природе (2ч.) | |||||
22. | Природа в опасности. Экология. | 1 | |||
23. | Правила поведения в природе. Любовь к природе. | 1 | |||
Информация (2ч.) | |||||
24. | Курение. | 1 | |||
25. | Вред курения. | 1 | |||
Соблюдение правил дорожного движения (3ч.) | |||||
26. | ПДД. Причины ДТП. | 1 | |||
27. | Правила перехода дорог. | 1 | |||
28. | Дорожная грамота. Отряд ЮИД, | 1 | |||
Проведение досуга. (4ч.) | |||||
29. | Хобби. Увлечение. Коллекционирование. | 1 | |||
30. | Игра. Правила игры. Уважение к соперникам | 1 | |||
31. | Подвижные игры на свежем воздухе | 1 | |||
32. | Игры в помещении. | 1 | |||
Пост-тест. (3ч.) | |||||
33. | Общение изученного материала. | 1 | |||
34. | Пост-тест. | 1 | |||
35. | Повторение изученного за год. | 1 |
4 класс. Вредные привычки
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Положительный образ Я.(2ч.) | |||
1. | Самоуважение. | 1 | |
2. | Привычки. | 1 | |
Общение.(2ч.) | |||
3. | Дружба. | 1 | |
4. | Правила поведения в обществе. | 1 | |
Использование грубых слов.(2ч.) | |||
5. | Грубые слова. Клички. | 1 | |
6. | Использование ненормативной лексики. | 1 | |
Понятие о вредных привычках.(3ч.) | |||
7. | Термин «Вредная привычка». | 1 | |
8. | Непослушание. Неуважение к людям. | 1 | |
9. | Обман. | 1 | |
Воровство.(2ч.) | |||
10. | Воровство. | 1 | |
11. | Уголовная ответственность. | 1 | |
Принятие решений.(2ч.) | |||
12. | Учусь сопротивляться давлению. | 1 | |
13. | Учусь говорить «нет». | 1 | |
Курение.(4ч.) | |||
14. | Табакокурение. Вещество – никотин. | 1 | |
15. | Заболевания курильщиков. | 1 | |
16. | Пассивные курильщики. | 1 | |
17. | Профилактика и борьба с курением. | 1 | |
Алкоголизм.(6ч.) | |||
18. | Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. | 1 | |
19. | Алкогольное отравление. | 1 | |
20. | Болезни алкоголиков. | 1 | |
21. | Галлюцинации. «Белая горячка». | 1 | |
22. | Асоциальное поведение. Жизнь с алкоголиком. | 1 | |
23. | Борьба с алкоголизмом. | 1 | |
Наркомания.(5ч.) | |||
24. | Наркотики. Наркотическая зависимость. | 1 | |
25. | Личностные изменения человека. Болезни наркоманов. | 1 | |
26. | Токсикомания. | 1 | |
27. | Наркологический диспансер. | 1 | |
28. | Борьба с наркоманией. | 1 | |
Бродяжничество.(3ч.) | |||
29. | Бродяжничество. | 1 | |
30. | Попрошайничество. | 1 | |
31. | Болезни кожи, паразиты. | 1 | |
Пост-тест.(4ч.) | |||
32. | Обобщение изученного материала. | 1 | |
33. | Пост-тест. | 1 | |
34. | Повторение изученного за год. | 1 | |
35. | Игра «Знаток правил ЗОЖ». | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. “Полезные привычки”, пособие для учителя.
2. “Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь”.
Список литературы по программе
- Болыпенков В. “Тропа здоровья”, журнал “Начальная школа”, 2010, №5
- Бурмистрова Н. “Для укрепления здоровья первоклассников”, журнал “Начальная школа”, 2007, №7
- Захарова Л. “Учимся любить природу”, журнал “Начальная школа”, 1997, № 7
- Исаева С. “Физкультурные минутки в начальной школе”, Москва, “Айрис -дидактика”, 2003 г.
- Ковалько В. “Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы”, Москва, “ВАКО”,2004 г.
- Корякина Л. “Весёлые физминутки”, журнал “Начальная школа”, 1996,№5
- Михайлова 3. “Игровые и занимательные задачи для школьников”, Москва, “Просвещение”, 1990г.
- Похлебин В. “Звонок на урок здоровья”, журнал “Начальная школа”, 1996, № 11
- Рост Т. “Я здоровье берегу — сам себе я помогу”, журнал “Начальная школа”, 1995, № 7
- Тверская С. “Вставки о здоровье на уроках в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, 1996, №11
- Юранева Л. “Если волнует здоровье детей”, журнал “Начальная школа”, 1996, № 11
- Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, 3, 1996,97-108.
Источник
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол № … Руководитель ШПО …………………… …………………… | Зам. директора по УВР …………………… …………………… | Директор МОУ «СОШ № 11» …………………… …………………… |
« » сентября 2010 г. | « » сентября 2010 г. | « » сентября 2010 г. |
Рабочая программа кружка
«Полезные привычки»
для 3 класса А
на 2010 – 2011 учебный год
Рабочая программа кружка составлена на основе:
авторской программы. Авторы: Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г.
Учитель: Кабанова И.Л.
г. Северодвинск
2010 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы. Авторы: Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г.
В соответствии с программой кружка «Полезные привычки» на кружок отводится 8 часов в 3 классе, если работать с целым классом, но опыт показывает, чтобы занятия проходили более эффективно необходимо работать по группам, следовательно для прохождения программы 3 класса необходимо 16 часов.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. Предполагаемый курс занятий «Полезные привычки» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Цель:
- овладение учащимися знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
- способствовать развитию навыков социальной и личностной компетентности.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способность увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Количество часов: 16 часов.
Ожидаемые результаты:
- Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
- Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, эффективному общению, овладеют навыкам сопротивлению давлению.
- У детей сформируется отрицательное отношение к употреблению табака и алкоголя.
Программа
3 класс
(16ч)
Мой характер. Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление. Курение (1 часть). Курение (2 часть).
Планирование кружка
«Полезные привычки»
3 класс
(16 ч)
3 | Учусь оценивать себя сам |
4 | Учусь оценивать себя сам |
7 | Учусь настаивать на своем |
8 | Учусь настаивать на своем |
11 | Когда на меня оказывают давление |
12 | Когда на меня оказывают давление |
Литература
1. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки» (пособие для учителей), Москва, 2000 г.
Источник