Программа полезных навыков в начальных классах
Раньше во всех школах страны была одна программа начального образования. Сейчас утвержденных программ целых семь. А вы знаете, по какой учится ваш ребенок?
Выбор программы обучения ребенка в современных российских школах начинается с первого класса. Фактически, каждая школа может самостоятельно выбирать, по какой образовательной программе будут работать начальные классы. Таких программ может быть даже несколько. Главное, чтобы соблюдались два условия:
- Программа была утверждена Министерством образования России;
- Программа была разрешена к применению Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Сперва учитель начальных классов, в соответствии с статьями 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», а затем и родители учеников вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. После выбора образовательной программы за основу, класс учится по ней все четыре года начальной школы.
Так какие же существуют в России разрешенные к применению образовательные системы и программы?
7 программ обучения в начальной школе по ФГОС
Для начала родители должны знать, что есть педагогические системы, а есть образовательные программы. Систем в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93 всего две:
- традиционная;
- развивающая.
Из их названий понятно направление, заданное всем программам, входящим в систему. Забегая вперед, отметим, что в традиционной системе программ больше. Более того, из развивающей системы программы в последние годы попросту убрали, не согласовав для них комплекты учебников.
При чем здесь учебники? Да ведь именно они и составляют ту самую программу обучения. Если комплект учебных пособий признан соответствующим ФГОС, их будут издавать, а школы смогут их приобретать. Если комплект не утвержден по ФГОС, его не будут издавать, ведь ни одна школа его не закупит.
Школа не выдает учебники бесплатно. Что делать?
На 2017-2918 год в России утверждены и официально применяются в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях 7 образовательных программ:
- «Перспективная начальная школа»;
- «Планета знаний»;
- «Перспектива»;
- «Школа России»;
- Программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;
- «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой);
- «Гармония».
Это значит, что к этим программам есть соответствующие ФГОС комплекты учебников и других пособий и методических материалов. А развивающей программе Л.В. Занкова в этом году опять не повезло, ее не утвердили, хотя именно в ее состав входит всем известная и так любимая учителями математика Л.Г. Петерсон. Поэтому развивающих программ в доступном перечне осталось всего две.
Кстати, смешивать программы и учебники учителя не имеют права. Если выбрана одна: нужно учить по ней. Поэтому математика Петерсон теперь доступна только для факультативного изучения.
Рассмотрим внимательнее особенности некоторых разрешенных к преподаванию программ.
«Школа России» — незабытое старое
Программу «Школа России» принято называть современным вариантом школьной программы, по которой обучались советские школьники в 80-е и 90-е годы. Правда, далеко не все родители, столкнувшиеся на практике с этой программой, согласны с этим утверждением. Некоторые моменты в ней проработаны не так хорошо, как этого требует всесторонний подход к начальному образованию. Однако именно «Школа России» является самой распространенной программой в большинстве обычных общеобразовательных школ.
Кстати, один из основных авторов этой классический системы Андрей Плешаков, который написал множество учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру, позиционирует свой курс как тот, который ребенок должен постигать вместе с родителями. С остальными предметами дело обстоит примерно также. Без родителей школьникам не обойтись: программа предусматривает множество различных проектов, а также получения информации, которой нет в учебниках.
Главным преимуществом этой системы является то, что «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России. Многие учителя этим успешно пользуются. Первоклассник, который будет обучаться по «Школе России» может придти в школу без начальных знаний: его научат читать и писать. И это тоже очевидное преимущество программы.
«Перспектива» — логика и анализ
Программа «Перспектива» подходит школьникам с математическим складом ума. Это более сложная система, требующая от детей уже на старте определенного уровня знаний и подготовки. Как минимум первоклассник должен уметь читать, иначе ему будет сложно уже с первых дней, ведь занятия рассчитаны именно на читающих детей.
Раньше именно в рамках этой программы проходили уроки математики по учебным материалам Л.Г. Петерсон. Теперь эти учебники из нее выведены. Но все равно математика уже начиная с 1-го класса дается с элементами геометрии и алгебры, что дает возможность ребенку перейти в среднюю школу уже подготовленным.
Эту программу часто применяют в гимназиях и лицеях. К ее минусам можно отнести то, что изучение базовых основ происходит очень быстро, с пропусками таких важных моментов, как например, состав числа. Поэтому многим детям приходится заниматься дополнительно.
«Гармония» — гармоничное развитие личности
Особенностью программы является обучение маленьких школьников на стыке традиционных и развивающих методов обучения. Программа дает возможность развить навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. В ее основу положены развивающие задания, формирующие у школьников способность к мышлению, а также умению самостоятельно делать выводы.
Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к переходу учеников из начальной в среднюю школу. Но без помощи родителей с этой программой справится будет не так-то просто.
«Начальная школа 21 век» (система Виноградовой)
Это одна из самых популярных в России образовательных программ. Ее считают наиболее сбалансированной. Ведь не зря она получила самую высокую награду в области образования — премию Президента Российской Федерации.
Ее особенностью можно считать то, что в рамках одной учебной программы школьники могут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребенок самостоятельно может усвоить по мере надобности. Помощь родителей в образовательном процессе минимальна.
Остальные программы и право выбора
На самом деле, каждая из существующих образовательных программ имеет свои особенности и недостатки. Более того, чтобы их оценить, нужно окунуться, что называется, в процесс обучения с головой. Как говорят: не попробуешь — не узнаешь.
Кроме того, все дети разные. И если одному будет комфортно учиться в классической «Школе России», то другому будет полезна программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Да и главное в начальных классах даже не сама образовательная программа, а тот, кто ее доносит до детей. То есть учитель. Поэтому и выбирать в первую очередь надо именно его, если стоит цель выбора.
Если же такой цели нет, то ребенок пойдет в первый класс по месту жительства, а то, по какой программе ему учиться, выберет сама школа и педагог.
А по какой программе учится ваш ребенок? И что вы о ней думаете?
Источник
Оказывается, гаджеты могут быть не только камнем преткновения в семьях, где есть дети. Планшеты и смартфоны — отличные помощники в учебе. Чтобы доказать это, мы сделали подборку лучших и максимально полезных, на наш взгляд, бесплатных приложений для смартфонов, работающих на андроиде. Они понравятся и тем, кто учится самостоятельно, в форме семейного образования, и тем, кто учится в школе.
Знакомьтесь, учитесь, получайте удовольствие от новых знаний.
Русский язык
«Орфография: Диктант» — творческое приложение-игра, которое поможет ликвидировать прорехи в орфографии. Представляет собой большую базу диктантов с пропусками букв на различные правила.
«Русский язык. Упражнения». В этом приложении все орфограммы с конкурирующим написанием (например Н-НН или с Ь после шипящей) сводятся в одно упражнение. Это позволяет быстро научиться различать опознавательные признаки орфографических правил, закрепить и удержать эти навыки. На каждый параграф правил предлагается диктант.
«Репетитор по русскому языку». Приложение дает задание, комментирует правильные и неправильные ответы и отслеживает прогресс — повышение грамотности по каждой теме. Полезно для учеников средних и старших классов.
История
«История России. Игра». Много статей и тестов, посвященных истории России, Украины и Белоруссии. В них кратко и понятно рассказывается о различных событиях, правителях, царях или президентах. Статьи сгруппированы по историческим периодам.
«История России. Хронология». Приложение охватывает весь период истории России — от Древней Руси и до наших дней. В приложении есть значимые даты истории страны в хронологическом порядке, биография правителей России всех эпох и их место на генеалогическом древе. Проверить уровень знаний можно в тестах.
«История Древнего мира в упражнениях». Приложение содержит несколько разделов, которые помогут в изучении истории Древнего Мира: даты важнейших событий, великие личности, мифология и религия, термины, определения. В каждом разделе — список с основной информацией раздела и тесты.
География
«География мира» — это викторина, которая расскажет обо всех особенностях стран: местоположении, флагах, столице, населении, религии, языке, национальной валюте и многом другом. В приложении 6000 вопросов четырех уровней сложности.
«Викторина по географии». Приложение проверит свои знания политической и физической карты мира. Викторина поможет выучить столицы стран, флаги государств, страны и моря.
«География России» — игра-викторина, посвященная географии России. С приложением можно проверить, насколько хорошо вы знаете города и субъекты Российской Федерации.
Математика
«Математика на доске». Приложение представлено в виде анимационной доски. В игровой и занимательной форме помогает с легкостью усваивать навыки устного счета, облегчает запоминание таблицы умножения и деления. Содержит задания для учеников начальной и средней школы.
«1001 задача для счета в уме». Сборник задач из задачника конца XIX века С. А. Рачинского «1001 задача для умственного счета». Пользоваться ручкой, калькулятором и другими вспомогательными средствами нельзя. Приложение будет интересно ученикам средних и старших классов.
«Математические хитрости». Поможет прокачать решение арифметических примеров в уме. Умножение двузначных чисел, вычитание из 1000, быстрое возведение в квадрат — эти и другие математические операции, оказывается, можно решать почти автоматически, чему и научит это приложение.
Химия
«Таблица Менделеева». Периодическая таблица химических элементов плюс атомные, термодинамические, электромагнитные, ядерные свойства, свойства материала и реакционная способность для каждого элемента. Также в приложении есть диаграмма электронных оболочек и таблица растворимости.
«Химия. Формулы, справочник». В приложении — сведения по всем разделам школьного курса химии. Наглядное изложение материала поможет быстро найти и усвоить необходимую информацию. Удобно использовать при подготовке к контрольным работам, экзаменам, ЕГЭ.
«Химия». Приложение решает химические уравнения реакций, поможет с органической и неорганической химией. Отображает найденные реакции в обычном и ионном виде. И даже рисует формулы органической химии.
Иностранный язык
«English Grammar Test» — удобное приложение для проверки знаний английского языка. В приложении представлены 60 тестов по 20 заданий. Каждый вопрос посвящен одной грамматической теме. Будет полезно для старшеклассников.
«Английский с Lingualeo». Удобный, эффективный и бесплатный сервис для изучения английского языка. Будет интересен для школьников любого возраста и уровня подготовки.
«Выучите лексику: Французский». В приложении есть русско-французский словарь c дидактическими карточками и переводами 10 000 слов. Сервис позволяет учить лексику во время прогулки или работы по дому в режиме прослушивания.
«Duolingo» — приложение для изучения английского, испанского, французского и немецкого языков в игровой форме.
Биология
«Анатомия» — большой анатомический атлас на русском языке. В приложении приведена информация о принципах работы органов и систем органов, а также о механизмах функционирования организма в целом. В каждом разделе — подробные иллюстрации.
«Лекции по общей биологии». Это приложение — электронная версия книги «Лекции по общей биологии» (авторы Пименова И.Н., Пименов А.В.). Удобная навигация, хорошее оформление.
Физика
«Физика от А до Я, помощник ЕГЭ». Легкий и удобный справочник по физике поможет подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ (ГИА) и другим экзаменам по физике. Шпаргалки по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике и звуковым волнам.
«Физика. Формулы 2017» — справочник терминов, формул и таблиц по школьной программе за 7–11 класс. В приложении есть термины и формулы. Удобно для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам по физике.
Литература
«LearnPoem» — приложение, которое позволяет быстро заучивать стихотворения наизусть. Основная идея — научить запоминать ключевые моменты текста постепенно, скрывая случайные части стихотворений. Удобно для школьников всех возрастов.
«Краткое содержание книг. Брифли» — это классика мировой литературы и современные бестселлеры в кратком изложении. Более 2 000 произведений. Удобно для подготовки к экзаменам, когда нужно вспомнить суть произведений, не перечитывая их.
«Лаконичный курс литературы». В приложении — развернутые ответы на вопросы по теории литературы. Удобно для подготовки к экзаменам и самостоятельного освоения программы по предмету.
Геометрия
«Геометрия 7, 8, 9, 10, 11 класс» — это краткая теория за школьный курс геометрии и самые нужные типичные задачи. Все определения, аксиомы и теоремы. Приложение можно использовать для промежуточной и итоговой аттестации, ГИА, ЕГЭ.
«Геометрия — калькулятор». Геометрический калькулятор вычисляет формулы по заданным параметрам по всем фигурам планиметрии и стереометрии.
Астрономия
«Астрономия» — краткое и наглядное пособие по астрономии. В нем есть информация о нашей солнечной системе, планетах, звездах, галактиках, туманностях, людях, связанных с астрономией.
«Астрономия для детей». Обзор Солнечной системы и ее объектов на доступном для детей языке.
Источник
МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»
Петуховский район Курганская область
Профилактическая программа
«Полезные привычки»
(1-4 классы)
Автор: Н.А. Помешкина,
учитель начальных классов
2013 -2017 уч.г.
Пояснительная записка
Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Основное содержание
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
Пособие для учителей
Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
Материалы для родителей
Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.
Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Квалификационная характеристика воспитанника
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
32 часа
№
Название темы
Кол-во часов
1 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Я – неповторимый человек.
Культура моей страны.
Чувства.
О чем говорят чувства.
Множество решений.
Решение и здоровье.
Нужные и ненужные тебе лекарства.
Пассивное курение.
Учусь делать здоровый выбор.
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Вкусы и увлечения.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
О чем говорят выразительные движения.
Учусь понимать людей.
Опасные и безопасные ситуации.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
Реклама табака и алкоголя.
Правда об алкоголе.
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Мой характер.
Учусь оценивать себя сам.
Учусь взаимодействовать.
Учусь настаивать на своем.
Я становлюсь увереннее.
Когда на меня оказывают давление.
Курение (часть 1).
Курение (часть 2)
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Самоуважение.
Привычки.
Дружба (часть 1)
Дружба (часть 2)
Учусь сопротивляться давлению.
Учусь говорить «нет».
И снова алкоголь.
Алкоголь в компании.
1
1
1
1
1
1
1
1
Список литературы
Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник