Рабочая программа по полезным навыкам для 6 класса
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской Области»
Утверждаю ___________________
Директор МКОУ «Ключевская СОШ»
А.Н.Иванова
Приказ № ___ от «___»________2014
_______ ____
Программа внеурочной деятельности
«Полезные навыки»
5,6,7 класс (11-14 лет)
(социальное направление)
Срок реализации программы: 3 года
Руководитель: Игнатченко Алла Сергеевна
социальный педагог
Рассмотрена на методическом объединении Принята на педагогическом совете
Протокол №__ Протокол № _
от «___» ______2014 год от «___» 2014 год
2014
Пояснительная записка
Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения, употребления алкоголя и суицида.
Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий.
В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ.
Роль учителя в проведении занятий по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ. Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.
Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье. Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.
В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.
Программа разработана на основе авторской программы Земовой И.В. педагога-психолога МОУ «Городской психологический Оздоровительно-образовательный центр»
Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
— предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
— формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
— формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – кружок.
Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для обучающихся 11-14 лет.
Содержание материала
Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.
Количество часов: программа рассчитана на 1 год (72 ч). Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
Теория | практ. деятельность | ||
1 | Пре-тест. Что такое психоактивное вещество? | 1 | 1 |
2 | Что такое психоактивное вещество? | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность! | 2 | 2 |
4 | Правила безопасного поведения. | 1 | 1 |
5 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества? | 2 | 2 |
6 | Давление, влияние, ситуации… | 2 | 2 |
7 | Ингалянты | 2 | 2 |
8 | Моё здоровье. Пост-тест | 1 | 3 |
9 | Пре-тест. Тревожность. | 1 | 1 |
10 | Ситуации, вызывающие тревожность. | 2 | |
11 | Преодоление тревожности | 1 | 1 |
12 | Как начать разговор? | 2 | |
13 | Как поддерживать и завершать разговор? | 1 | 1 |
14 | Манипулирование | 2 | 2 |
15 | Манипулирование и давление | 2 | |
16 | Наркотики | 1 | 1 |
17 | Наркотики. Пост-тест | 1 | 1 |
18 | Итоговое занятие брейн-ринг | 2 | |
19 | Пре-тест. Положительный образ Я. | 1 | 1 |
20 | Я и мои поступки | 1 | 1 |
21 | Самооценка и самовоспитание | 1 | 1 |
22 | Как преодолевать стесните льность | 1 | 3 |
23 | Ответственность | 1 | 3 |
24 | Что такое марихуана? | 1 | 1 |
25 | Правда и ложь о марихуане | 1 | 1 |
26 | Вперёд к здоровью | 2 | |
27 | Пост-тест. | 2 | |
Итого: | 26 | 46 | |
Итого: 72 часа |
Содержание программы
Тема 1: «Что такое психоактивное вещество?» (6 ч)
Знакомство с содержанием курса. Пре-тест.
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека. Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Тема 2: «Соблюдай безопасность!» (6 ч)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно — безопасно».
Тема 3: «Кто и почему употребляет психоактивные вещества?» (4ч)
Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ. Работа по карточкам. Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Тема 4: «Давление, влияние, ситуации….» (4ч)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих. Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ — как следует поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Тема 5:«Ингалянты» (4ч)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций. Работа по карточкам. Таблица «Есть риск — Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Тема 6: «Моё здоровье» (4ч)
Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я. Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью». Пост-тест.
Тема 7: «Тревожность» (4ч)
Пре-тест. Понятие тревожности. Ситуации вызывающие тревожность.
Тема 8: «Преодоление тревожности» ( 2ч)
Способы преодоления тревожности.
Тема 9: «Как начать разговор?» (2ч)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 10: «Как поддерживать и завершать разговор?» (2ч)
Условия эффективного общения.
Тема 11:« Манипулирование» (4ч)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 12: «Манипулирование и давление» (2 ч)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 13: «Наркотики» (2ч)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 14: «Итоговое занятие брейн-ринг» ( 2ч)
Тема 15: «Я и мои поступки» (2 ч)
Связь между образом Я и поведением.
Тема 16: «Самооценка и самовоспитание» (2 ч)
Самооценка и постановка целей. Самовоспитание.
Тема 17: «Как преодолевать стеснительность» (4ч)
Общение и привлекательность.
Тема 18: «Ответственность» (4ч)
Понятие ответственности. Влияние поведения человека на других людей. Ответственность человека перед собой за здоровье.
Тема 19:« Что такое марихуана?» (2ч)
Эффекты и отсроченные последствия употребления марихуаны.
Тема 20: «Правда и ложь о марихуане» (2 ч)
Мифы о марихуане.
Тема 21: «Вперёд к здоровью» (2 ч)
Навыки ответственного поведения.
Тема 22: Пост-тест (2ч)
Планируемые результаты (личностные, метапредметные,
предметные)
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
- Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о своем здоровье, соблюдение правил здорового образа жизни; информация о наркотиках.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): получение знаний и навыков, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказ от предложений, которые считают опасными.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управление своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения. |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ. |
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
— ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов
Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочие тетради для учащихся;
- брошюры для родителей;
- компьютер;
- проектр;
- экран.
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
2.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
3.Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные привычки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
13.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.
Источник
«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы».
Программа классного руководителя «Полезные навыки».
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Принципы программы:
- принцип природосообразности;
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- принцип сотрудничества;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- возрастной подход.
Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.
Методы обучения по программе «Полезные навыки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения — энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения. |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ. |
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
— ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
- Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
Оценка достижения результатов
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение:
- пособие для учителя; рабочие тетради для учащихся; брошюры для родителей;
- компьютер; проектор; экран.
Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.
Содержание программы:
Тема 1: «Тревожность» (1ч.)
Понятие тревожности. Ситуации, вызывающие тревожность.
Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)
Способы преодоления тревожности.
Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)
Условия эффективного общения.
Тема 5:« Манипулирование» (1ч.)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 7: «Наркотики» (1ч.)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 8: «Итоговое занятие в форме брейн — ринга» (1ч.)
Тематическое планирование
6класс | ||
1 | Тревожность | 1 |
2 | Как преодолеть тревожность | 1 |
3 | Как начать разговор | 1 |
4 | Как поддерживать и завершать разговор | 1 |
5 | Манипулирование | 1 |
6 | Манипулирование и давление | 1 |
7 | Наркотики | 1 |
8 | Брейн – ринг | 1 |
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
Источник