Рабочая программа полезные привычки 4 класс фгос

Рабочая программа полезные привычки 4 класс фгос thumbnail

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область

Профилактическая программа

«Полезные привычки»

(1-4 классы)

Автор: Н.А. Помешкина,

учитель начальных классов

2013 -2017 уч.г.

Пояснительная записка

Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

Читайте также:  Чем полезен кофе в зернах для мужчин

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Основное содержание

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Пособие для учителей

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Материалы для родителей

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

1 блок – «Я».

2 блок – «Я и другие»

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

4 блок – «Информация о ПАВ»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

Обучающиеся должны знать:

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Уметь:

Делать здоровый выбор

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Обладать навыками:

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Самоконтроля, самооценки

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

32 часа

Название темы

Кол-во часов

1 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Я – неповторимый человек.

Культура моей страны.

Чувства.

О чем говорят чувства.

Множество решений.

Решение и здоровье.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Пассивное курение.

Учусь делать здоровый выбор.

1

1

1

1

1

1

1

1

2 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Вкусы и увлечения.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

О чем говорят выразительные движения.

Учусь понимать людей.

Опасные и безопасные ситуации.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Реклама табака и алкоголя.

Правда об алкоголе.

1

1

1

1

1

1

1

1

3 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Мой характер.

Учусь оценивать себя сам.

Учусь взаимодействовать.

Учусь настаивать на своем.

Я становлюсь увереннее.

Когда на меня оказывают давление.

Курение (часть 1).

Курение (часть 2)

1

1

1

1

1

1

1

1

4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Самоуважение.

Привычки.

Дружба (часть 1)

Дружба (часть 2)

Учусь сопротивляться давлению.

Учусь говорить «нет».

И снова алкоголь.

Алкоголь в компании.

1

1

1

1

1

1

1

1

Список литературы

  1. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  4. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Источник

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

         Рассмотрено                                                      Принято                                            Утверждено.    

Читайте также:  Чем полезна и вредна гороховая каша

        методическим объединением                            педагогическим советом                    Приказ № 21 3

        учителей начальных классов.                            Протокол № __1__                               Директор ____________

         Руководитель МО _________                             «__30_» августа   2015 года                         А.Б.Багаутдинова  

               Н.К.Перевозчикова

27 августа 2015 г                                                                                                                30 августа 2015 года

Рабочая программа  

по курсу «Полезные привычки»

название факультатива

          Составитель:   С. А. Рассамахина

          Эксперт:     Н. К. Перевозчикова

                                                                           Ижевск, 2015

                                        Пояснительная записка

Данная рабочая программа адресована педагогическому коллективу МБОУ СОШ №72, обучающимся 4В класса и их родителям.

      Программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Project HOPE».

Рабочая программа предусматривает использование:

  • Полезные привычки.:  Рабочая тетрадь для 4 класса.  / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва,  2000.
  • Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва,  2000.
  • Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва,  2000.
  • Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва,  2000.

            Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
                  Целями первичной профилактической деятельности  профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в  детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием  ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

            Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
 «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

          Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

         Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

           Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее

внедрение в практику должно инициировать:

  • потребность у детей в здоровом образе жизни;
  • создание системы профилактики в образовательном учреждении;
  • разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
  •  формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
  •  взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

         С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

   Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  •  Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  •  Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

  • Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
  • Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
  • Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
  • Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Читайте также:  Чем полезно для организма черное море

Основные компоненты работы:

  • Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
  • Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
  • Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

            Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

         Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

         Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

        Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

            Требования к уровню подготовки обучающихся

          Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

  • Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
  • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
  • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
  • Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Обучающиеся должны знать:

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;

о факторах, влияющих на здоровье человека;

признаки здорового человека;

источники влияния и давления;

безопасные интересные способы проведения времени.

Уметь:

делать здоровый выбор;

понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

принимать рациональные решения;

анализировать собственные качества.

Обладать навыками:

сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности;

эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления;

самоконтроля, самооценки;

преодоления стресса, тревоги;

ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;

преодоления жизненных трудностей в целом;

самовыражения через увлечения, развивающие личность.

Учебно-тематический план

Название темы

   УУД

4 класс

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

Самоуважение. 

Дружба (часть 1) 

Дружба (часть 2)

Учусь сопротивляться давлению.

Учусь говорить «нет».

И снова алкоголь.

Алкоголь в компании.

Презентации обучающихся. Обобщение знаний

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

-Моделирование

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Коммуникативные

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Планирование

-Коррекция

-Оценка качества и уровня усвоения

-Волевая саморегуляция

Личностные

-Самоопределение

-Нравственно-этическая

Привычки.

Всего  9 часов

                                                      Проектная деятельность.

4 класс.

Дерево достижений.

ноябрь

Изготовление учащимися личных плакатов.

Выбор решений.

декабрь

Разрешение конфликтных ситуаций.

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

Январь-февраль

Ролевая игра, где ребенок выступает в роли говорящего «нет»

Учись сопротивляться давлению.

Март-апрель

 Проигрывание различных ситуаций. Как себя при угрозе, шантаже, дружеском давлении.

 Основное содержание

       Курс рассчитан на 9 часов, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом и урок- обобщение.

1 блок – «Я».

2 блок – «Я и другие»

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

4 блок – «Информация о ПАВ»

       Ежегодно темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

4 класс

Самоуважение

           Качества, достойные уважения. Развитие в себе положительных качеств. Уважение. Самоуважение. Целеустремлённость.

Привычки

          Анализ своих привычек. Вредные  и полезные привычки. Привычки, укрепляющие здоровье.

Дружба

         Качества, важные для дружбы. Проявления дружбы. Условия дружбы. Конструктивная, или созидающая критика. Критиканство, или разрушающая критика. Различные влияния дружбы. Влияние друзей друг на друга. Связь дружбы и социального здоровья.  

Учусь сопротивляться давлению

         Давление. Виды давления. Способы сопротивления давлению.

Учусь говорить «нет»

          Ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения. Формы отказа от табака и алкоголя. Эффективные способы отказа.

И снова алкоголь

         Алкоголь и его реклама. Механизмы действия рекламы. Основные факты об алкоголе. Вредное воздействие алкоголя на организм.

Алкоголь в компании

          Распространённые мотивы и последствия употребления алкоголя в компании. Ответственное поведение и здоровый выбор.

Литература

  1.  Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
  1. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, З, 1996, 97-108.
  1. Сирота Н.А., Ялтонский В.М.. Теоретические, методологические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

Источник