Рабочая тетрадь 6 класс полезные навыки

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской Области»

                                                                                   Утверждаю ___________________

                                                                                   Директор МКОУ «Ключевская СОШ»

                                                                                   А.Н.Иванова

                                                                             Приказ № ___ от «___»________2014

        _______        ____

Программа внеурочной деятельности

 «Полезные навыки»

5,6,7 класс (11-14 лет)

(социальное направление)

                                                                            Срок реализации программы: 3 года

                                                                            Руководитель: Игнатченко Алла Сергеевна

                                                                                                      социальный педагог

Рассмотрена на методическом объединении       Принята на педагогическом совете

Протокол №__                                                    Протокол № _

от «___» ______2014   год                                    от «___»              2014     год

                                                                         2014

Пояснительная записка

      Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

      Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения, употребления алкоголя и суицида.

        Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий.

     В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом  и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

     Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

      Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ.

       Роль учителя в проведении занятий по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.         Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье. Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит  школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

          Программа разработана на основе авторской программы Земовой И.В. педагога-психолога МОУ «Городской психологический Оздоровительно-образовательный центр»

Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

 —  предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;

— формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;

—  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Актуальность

    Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – кружок.

    Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для обучающихся 11-14 лет.

Содержание материала

    Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Количество часов: программа рассчитана на 1 год (72 ч). Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Теория

практ. деятельность

     1

Пре-тест.  Что такое психоактивное вещество?

        1

1

2

Что такое психоактивное вещество?

        1

3

3

Соблюдай безопасность!

2

2

4

Правила безопасного поведения.

1

1

5

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

2

2

6

Давление, влияние, ситуации…

2

2

7

Ингалянты

2

2

8

Моё здоровье.  Пост-тест

1

3

9

Пре-тест. Тревожность.

1

1

10

Ситуации, вызывающие тревожность.

2

11

Преодоление тревожности

1

1

12

Как начать разговор?

2

13

Как поддерживать и завершать разговор?

1

1

14

Манипулирование

2

2

15

Манипулирование и давление

2

16

Наркотики

1

1

17

Наркотики. Пост-тест

1

1

18

Итоговое занятие брейн-ринг

2

19

Пре-тест. Положительный  образ Я.

1

1

20

Я и мои поступки

 1

1

21

Самооценка и самовоспитание

1

1

22

Как преодолевать стесните

льность

1

3

23

Ответственность

1

3

24

Что такое марихуана?

1

1

25

Правда и ложь о марихуане

1

1

26

Вперёд к здоровью

2

27

Пост-тест.

2

Итого:

26

46

Итого:                                                                                                            72 часа

                                         Содержание программы

Тема 1: «Что такое психоактивное вещество?»  (6 ч)

Знакомство с содержанием курса. Пре-тест.

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека. Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Тема 2: «Соблюдай безопасность!» (6 ч)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно — безопасно».

Тема 3: «Кто и почему употребляет психоактивные вещества?» (4ч)

Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ. Работа по карточкам. Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Тема 4: «Давление, влияние, ситуации….» (4ч)

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих. Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ — как следует поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Тема  5:«Ингалянты» (4ч)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций. Работа по карточкам. Таблица «Есть риск — Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

 Тема 6: «Моё здоровье» (4ч)

Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я. Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью». Пост-тест.

 Тема 7: «Тревожность» (4ч)

 Пре-тест. Понятие тревожности. Ситуации вызывающие тревожность.

 Тема 8: «Преодоление тревожности» ( 2ч)

 Способы преодоления тревожности.

 Тема 9: «Как начать разговор?» (2ч)

 Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.

 Тема 10: «Как поддерживать и завершать разговор?» (2ч)

 Условия эффективного общения.

 Тема  11:« Манипулирование» (4ч)

 Понятие манипулирование. Различные виды поведения.

 Тема 12: «Манипулирование и давление» (2 ч)

 Манипулирование как одно из видов давления.

 Тема 13: «Наркотики» (2ч)

 Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.

 Тема 14: «Итоговое занятие брейн-ринг» ( 2ч)

 Тема 15: «Я и мои поступки» (2 ч)

 Связь между образом Я и поведением.

 Тема 16: «Самооценка и самовоспитание» (2 ч)

 Самооценка и постановка целей. Самовоспитание.

 Тема 17: «Как преодолевать стеснительность» (4ч)

 Общение и привлекательность.

 Тема 18: «Ответственность» (4ч)

 Понятие ответственности. Влияние поведения человека на других людей.   Ответственность человека перед собой за здоровье.

 Тема  19:« Что такое марихуана?» (2ч)

 Эффекты и отсроченные последствия употребления марихуаны.

 Тема 20: «Правда и ложь о марихуане» (2 ч)

 Мифы о марихуане.

 Тема 21: «Вперёд к здоровью» (2 ч)

 Навыки ответственного поведения.

 Тема 22: Пост-тест (2ч)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные,

предметные)

       Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

  1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной         реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о своем здоровье, соблюдение правил здорового образа жизни; информация о  наркотиках.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): получение знаний и навыков, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказ от предложений, которые считают опасными.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управление своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

  Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках;  ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

 Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

Регулятивные

— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

— ученик научится принимать решения в проблемной  ситуации;

— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

 Коммуникативные

— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

Личностные

— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;

— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

— ученик  получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Оценка достижения результатов внеурочной деятельности

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных  тестовых заданий.

Формы подведения итогов

Тесты, брейн-ринг, игры.

 Методическое оснащение и сопровождение

  • пособие для учителя (с поурочными разработками);
  • рабочие тетради  для учащихся;
  • брошюры для родителей;
  • компьютер;
  • проектр;
  • экран.

                                           Список литературы:

1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000

2.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.

3.Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.

5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.

6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.

7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

10.Материалы для учителя. «Полезные привычки».

11.Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.

13.Ягодинский В.Н.  Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение,     1988г.

Источник

 «Концептуальные основы  реализуемой превентивной программы».

Программа классного руководителя  «Полезные навыки».

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Актуальность

    Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.

Цель программы:    овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. 

Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 

2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 

3. Научить детей эффективно общаться. 

4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 

5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. 

Принципы программы:

  • принцип природосообразности;
  •  принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • принцип сотрудничества;
  •  деятельностный подход;
  •  личностно-ориентированный подход;
  • возрастной подход.

 Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.

Методы обучения по программе «Полезные навыки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения — энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента

  Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках;  ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

 Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:

Регулятивные

— ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

— ученик научится принимать решения в проблемной  ситуации;

— ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;

— ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

— ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

 Коммуникативные

— ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.

Личностные

— ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;

— ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;

Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:

— ученик  получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

— ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

— ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты:

  1. У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
  2. Формирование  навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.

Оценка достижения результатов  

Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных  тестовых заданий.

Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.

 Методическое оснащение и сопровождение:

  • пособие для учителя; рабочие тетради  для учащихся; брошюры для родителей;
  • компьютер; проектор; экран.

Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.  

Содержание программы:

 Тема 1: «Тревожность» (1ч.)

  Понятие тревожности. Ситуации,  вызывающие тревожность.

 Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)

 Способы преодоления тревожности.

 Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)

 Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.

 Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)

 Условия эффективного общения.

 Тема  5:« Манипулирование» (1ч.)

 Понятие манипулирование. Различные виды поведения.

 Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)

 Манипулирование как одно из видов давления.

 Тема 7: «Наркотики» (1ч.)

 Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.

 Тема 8: «Итоговое занятие в форме  брейн — ринга» (1ч.)

 Тематическое планирование

6класс

1

Тревожность

1

2

Как преодолеть тревожность

1

3

Как начать разговор

1

4

Как поддерживать и завершать разговор

1

5

Манипулирование

1

6

Манипулирование и давление

1

7

Наркотики

1

8

 Брейн – ринг

1

Нормативно – правовые документы.

    Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.

  1. Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
  2. Концепция демографической политики РФ  на период до 2025 года.
  3. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
  4.  ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
  5. Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).

                                           Список литературы:

1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000

4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.

5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.

6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.

7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

9.Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».

11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».

12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.

Источник