Рабочая тетрадь по программе полезные привычки

Рабочая тетрадь по программе полезные привычки thumbnail

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область

Профилактическая программа

«Полезные привычки»

(1-4 классы)

Автор: Н.А. Помешкина,

учитель начальных классов

2013 -2017 уч.г.

Пояснительная записка

Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Концепция

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Основное содержание

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Пособие для учителей

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Материалы для родителей

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

1 блок – «Я».

2 блок – «Я и другие»

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

4 блок – «Информация о ПАВ»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

Обучающиеся должны знать:

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Уметь:

Делать здоровый выбор

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Обладать навыками:

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Самоконтроля, самооценки

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

32 часа

Название темы

Кол-во часов

1 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Я – неповторимый человек.

Культура моей страны.

Чувства.

О чем говорят чувства.

Множество решений.

Решение и здоровье.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Пассивное курение.

Учусь делать здоровый выбор.

1

1

1

1

1

1

1

1

2 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Вкусы и увлечения.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

О чем говорят выразительные движения.

Учусь понимать людей.

Опасные и безопасные ситуации.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Реклама табака и алкоголя.

Правда об алкоголе.

1

1

1

1

1

1

1

1

3 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Мой характер.

Учусь оценивать себя сам.

Учусь взаимодействовать.

Учусь настаивать на своем.

Я становлюсь увереннее.

Когда на меня оказывают давление.

Курение (часть 1).

Курение (часть 2)

1

1

1

1

1

1

1

1

4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Самоуважение.

Привычки.

Дружба (часть 1)

Дружба (часть 2)

Учусь сопротивляться давлению.

Учусь говорить «нет».

И снова алкоголь.

Алкоголь в компании.

1

1

1

1

1

1

1

1

Список литературы

  1. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  4. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

  5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Источник

Программа « Полезные привычки»

авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под  редакцией О.Л. Романовой.

Пояснительная записка

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:  Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.

•          Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

•        Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

                 Главные принципы программы

  • Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья   — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых  установок или развитие личностной и социальной компетентности.
  • «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как  профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
  • «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
  • «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
  • профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
  • занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них  исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
  •  возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
  • работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

                Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Программа состоит из 33 уроков в год

Программа обеспечена УМК, включающим:

Рабочие тетради для детей

Тетради для родителей

Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков,  оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)

                  Методология превентивного обучения отличается от традиционной  

необходимостью использования методов обучения в группе.

Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:

Мозговой штурм

Групповая дискуссия

Ролевое моделирование

Упражнения – энергизаторы

Оценка эффективности

Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет

  • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
  • помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
  • проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
  • осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
  • позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Виды оценки эффективности. Это:

1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.

2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»

3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:

«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»

Инструментами  оценка эффективности служат

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Интервью
  • Фокусная группа
  • Вопросники

        Результаты работы

Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить

  • Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
  • Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
  • Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
  • Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
  • Формирование адекватной самооценки,
  • Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
  • Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ

       Тематическое планирование по программе «Полезные привычки»         2 класс   ( 34 ч)                          

     Дата  

 №

                    Тема урока

Планируемые результаты

1

Вводный урок «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Опрос учащихся. Пре-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

3- 4

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

5-6

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

7

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

8-9

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

10

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

11-12

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

13

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

14

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15-16

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

17

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

18-19

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

20

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

21-22

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

23

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

24-25

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

26

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

27-28

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

29

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

30

Опрос учащихся. Пост-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

31

Диагностирование учащихся.

исследование эмоционального возбуждения

32

Диагностирование учащихся.

исследование ценностных ориентаций

33

Диагностирование учащихся.

исследование уровня самооценки

34

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Тематическое  планирование по программе «Полезные привычки»

2 класс (17 ч.)

Дата

Тема

Цели и задачи. Планируемые результаты

1

Вводное занятие «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

3

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

4

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

5

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

6

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

7

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

8

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

9

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков работы в группе.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

10

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

11

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

12

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

13

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

14

Тренинги  на развитие навыков управления эмоциями и стрессами

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

16

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

17

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Источник