Работы по оценке запасов полезных ископаемых

Для определения капиталоемкости бизнес проекта и рентабельности производства по освоению месторождения полезных ископаемых и разработки карьера, а также для определения размера платежей за недропользование, частному инвестору на начальном этапе освоения необходимо произвести оценку запасов недр месторождения.
Оценка запасов проводится специалистами геологами и маркшейдерами на основе проведенных геологоразведочных работ, топографической (маркшейдерской) съемки, данных геофизических исследований, лабораторных анализов и камеральной обработки полученных данных.
В результате проведенной работы составляется отчет по оценке запасов, который проходит проверку в Государственной комиссии по запасам Министерства природных ресурсов с выдачей протокола об утверждении запасов месторождения. Утвержденный отчет также направляется в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации.
Запасы месторождений общераспространенных полезных ископаемых, таких как песок, щебень, ПГС, гипс, глины, известняки подсчитывают в основном методом геологических разрезов или методом эксплуатационных блоков.
Запасы полезных ископаемых — это количество запасов в недрах, определенное в ходе геологоразведочных работ на месторождении. Запасы полезных ископаемых подразделяются на геологические и извлекаемые. Геологическими запасами считается установленное и оцененное общее количество полезных ископаемых, находящееся в недрах. К извлекаемым запасам относится только та часть запасов, которую возможно извлечь из недр на момент оценки запасов при условии, что данная работа экономически выгодна при текущих ценах на ископаемые и технологически осуществима с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
Категории запасов твердых полезных ископаемых
По степени изученности запасы месторождения твёрдых полезных ископаемых подразделяются по категории разведанные -А, В, С; предварительно изученные — С2, прогнозные ресурсы – Р1, Р2, Р3.
Запасы категорий А, В, С1 относятся к разведанным, запасы С2 – к предварительно оценённым. Прогнозные ресурсы твёрдых полезных ископаемых подразделяются по степени их обоснования на категории Р1, Р2 и Р3. Наиболее детально изучают запасы категорий А и В контур запасов категории А определяется в соответствии с требованием кондиций по скважинам или горным выработкам. При этом необходимо выявить размеры, форму и условия залегания тел полезных ископаемых; оконтурить внутри их безрудные и некондиционные участки.
Кондиции – это собрание технико-экономические требований к полезному ископаемому, условиям горногеологических гидрогеологических выработок, при соблюдении которых с учётом использования современных методов и технологий добычи и переработки можно подсчитать балансовые запасы полезного ископаемого его технологические свойства, инженерно-гидрогеологические и другие условия с детальностью, необходимой для составления проекта разработки месторождения.
От рассмотренных запасов категорий В и С1 принципиально отличаются предварительно оценённые запасы категории С2.
Их контур определяют на основании единичных рудопродуктивных скважин, горных выработок и обнажений с учётом геофизических и геохимических данных, с использованием метода экстраполяции. Качество и технологические свойства полезных ископаемых выделяют по результатам исследования лабораторных работ.
В инженерной компании АИС вы можете не только заказать как отдельные виды работ, такие как геологоразведка и проверка имеющиеся данных по разведке проведенной в предыдущие периоды, так и полный комплекс поисково-оценочных работ начиная с получения лицензии, написания проекта по ГРР, проведения полномасштабного геологоразведочного бурения, геофизических исследований и, наконец, проведения процедуры оценки и подсчета запасов по категории В, С1 и С2 месторождения с сопровождением прохождения экспертизы отчета в ТКЗ МПР. Специалисты компании готовы провести камеральную обработку полученных материалов в соответствии с проектом геологоразведочных работ, разработку ТЭО разведочных кондиций, составление геологического отчета по геологическому изучению недр с подсчетом запасов. Мы работаем по всему Северо-Западу. Срок изготовления отчета по поиску и оценке запасов составляет от до 1 до 3х месяцев в зависимости от площади месторождения, категории запасов и исходных данных для составления отчета.
Цена на геологоразведочные и поисково-оценочные работы. Твердые полезные ископаемые
Наименование и характеристика работы | Ед. изм. | Стоимость, руб |
Анализ геологических и гидрогеологических карт, архивных материалов фонда геологической информации с целью предварительной оценки запасов интересующего участка работ. Составление предварительного геологического отчета с характеристиками участка. | услуга | от 35000 |
Получение лицензии на геологическое изучение твердых полезных ископаемых. | услуга | оот 150 000 |
Геологоразведочные работы на месторождении. Бурение геологоразведочных скважин с проведением анализа грунта и построением геологического разреза | пог. м. | от 1200 |
Бурение геологоразведочных скважин по гранитам и иным твердым породам с использованием алмазного бурения | пог. м. | от 5000 |
Составление проекта геологоразведочных работ | услуга | от 250 000 |
Оценка и подсчет запасов твердых полезных ископаемых. Составление геологического отчета по оценке запасов и постановка запасов на баланс | услуга | от 350 000 |
Составление проекта освоения лесов (Проект ПОЛ) | услуга | от 80 000 |
Составление проекта разработки месторождения и добычи недр | услуга | от 600 000 |
Дополнительные материалы:
Геологический аудит
Источник
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Открыть полный текст документа
Источник
МСФО 6 относится к разряду редко применяемых из-за специфичности учитываемых объектов. Что это за объекты и как стандарт предписывает их учитывать, расскажем в нашем материале.
Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?
Оценка активов при их признании по МСФО 6
Последующая оценка активов по МСФО 6
Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6
Раскрытие информации в отчетности
Отечественный аналог МСФО 6
Итоги
Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?
Обязанность по применению МСФО 6 лежит на фирмах, несущих затраты на разведку и оценку полезных ископаемых.
Важно! Разведка и оценка полезных ископаемых — это поиск обладающей соответствующими правами фирмой запасов минерального сырья, нефти, природного газа и иных невозобновляемых ресурсов на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых (ДПИ).
Фирма не обязана применять стандарт в отношении затрат, понесенных:
- в период, предшествующий началу разведывательных работ (до получения соответствующих прав на такие работы);
- после того как может быть продемонстрирована коммерческая целесообразность ДПИ и ее техническая осуществимость.
С какими налоговыми обязанностями сопряжена деятельность по добыче полезных ископаемых, расскажут материалы нашего сайта:
- «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015–2016 году»;
- «Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?»
Оценка активов при их признании по МСФО 6
П. 8 стандарта устанавливает единственный способ оценки активов, связанных с разведкой и оценкой (при их признании) — по первоначальной стоимости.
Важно! К связанным с разведкой и оценкой активам (АРО) стандарт относит затраты на разведку и оценку полезных ископаемых, признанных в качестве активов в соответствии с учетной политикой.
Состав включаемых в первоначальную стоимость затрат фирма обязана перечислить в своей учетной политике. Помимо перечня затрат учетная политика должна содержать и описание того, в какой степени они могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых.
В качестве примера стандарт перечисляет следующие элементы, связанные с первоначальной стоимостью АРО:
- расходы на выполнение подготовительных исследований (топографических, геологических и иных);
- затраты на отбор образцов и проб;
- затраты, связанные с осуществлением поисково-разведочного бурения;
- иные предусмотренные учетной политикой затраты.
Указанный список не является исчерпывающим. Однако следует принять во внимание обозначенный в стандарте запрет на признание в качестве АРО затрат на разработку запасов полезных ископаемых.
При признании АРО необходимо учитывать требования МСФО 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, в соответствии с которым фирма признает следующие обязательства, возникшие вследствие осуществления работ по оценке и разведке полезных ископаемых:
- по демонтажу активов;
- по восстановлению окружающей среды.
О последующей оценке АРО расскажем в следующем разделе.
Последующая оценка активов по МСФО 6
При последующем признании АРО стандарт предписывает использовать одну из следующих учетных моделей оценки:
- по первоначальной стоимости;
- по переоцененной стоимости.
Модель оценки по первоначальной стоимости сводится к простой формуле: АРО учитывается по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения.
Применение при последующей оценке АРО модели по переоцененной стоимости сводится к следующему алгоритму:
- учет АРО производится по справедливой стоимости на дату переоценки (исключая накопленную амортизацию и убытки от обесценения);
- измерение справедливой стоимости АРО необходимо производить на основе данных активного рынка;
- регулярность переоценки необходимо организовать таким образом, чтобы на конец отчетного периода балансовая стоимость АРО и его справедливая стоимость существенно не отличались.
Важное внимание уделяет МСФО классификации АРО исходя из характера приобретенных активов в качестве:
- материальных активов;
- нематериальных активов.
Применять принятую классификацию фирма обязана последовательно из периода в период.
Разграничение АРО на материальные и нематериальные является необходимым условием для правильного распределения затрат. К примеру, права на проведение буровых работ рассматриваются как нематериальные АРО, а используемые при этом буровые установки — материальными. То есть при создании нематериального актива участвует материальный, и признать его потребление частью первоначальной стоимости необходимо в той мере, в которой происходит его потребление при создании нематериального актива.
Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6
Чтобы проверить АРО на обесценение, необходимо обладать информацией об их:
- балансовой стоимости;
- возмещаемой величине.
Важно! Под возмещаемой суммой понимается большее из 2 значений: справедливая стоимость АРО (за вычетом расходов на продажу) или стоимость от их использования (п. 6 МСФО [IAS] 16 «Основные средства», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217).
Алгоритм действий фирмы при проверке АРО на обесценение:
- отслеживать на регулярной основе появление фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение;
- если факт превышения балансовой стоимости АРО над его возмещаемой суммой обнаружен — оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).
Среди фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение, можно назвать следующие:
- у фирмы истекает в отчетном периоде (без последующего возобновления) срок действия прав на геологоразведку конкретной территории;
- не запланированы и не заложены в бюджет существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых;
- фирмой принято решение о прекращении данной деятельности в связи с отсутствием коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых;
- маловероятно последующее полное возмещение балансовой стоимости АРО в результате успешной его разработки или продажи.
Любой убыток от обесценения АРО признается расходом (п. 20 МСФО 6).
Раскрытие информации в отчетности
Стандарт предписывает отражать в отчетности следующие данные:
- основные положения учетной политики в отношении признания АРО и затрат на разведку и оценку;
- суммы доходов и расходов, а также активов и обязательств, возникающих в связи с рассматриваемой деятельностью фирмы;
Раскрытие информации необходимо осуществлять отдельно для материального и нематериального класса АРО с учетом требований МСФО 16 «Основные средства» или МСФО 38 «Нематериальные активы», введенных в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
Отечественный аналог МСФО 6
Вопросы отечественного учета затрат на разведку и оценку полезных ископаемых рассмотрены в ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н.
Объектом бухучета в соответствии с указанным ПБУ являются затраты:
- на поиск полезных ископаемых;
- на оценку месторождений полезных ископаемых.
Фирме необходимо распределять поисковые затраты, признанные в качестве:
- внеоборотных активов;
- расходов по обычным видам деятельности.
Методика распределения затрат в стандарте не конкретизирована, но представляется целесообразным ее закрепление в учетной политике. Она может выбираться (исходя из международного опыта) из следующих методов:
- учета полных затрат;
- благополучных (успешных) усилий;
- участков, приносящих доход;
- ассигнований.
В основе первоначальной оценки поисковых активов в отечественном и международном стандартах лежит оценка по себестоимости (сумме фактических затрат). При последующей оценке данных активов алгоритм проверки их на обесценение идентичен международным нормам, описанным в разделе нашего материала, посвященного обесценению АРО.
Отечественный стандарт прописывает и иные важные аспекты (детализирует поисковые затраты, устанавливает порядок начисления амортизации и др.).
Итоги
Поисковые затраты возникают только у специфичного круга фирм, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых.
Их первоначальная и последующая оценка по международным нормам предполагает совокупность классификационных и оценочных процедур с целью достоверного представления в отчетности информации о таких активах.
Источник