Рассказ о цветах чем они полезны

Рассказ о цветах чем они полезны thumbnail

Ирина Габова
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие в подготовительной группе «Всем известно, что цветы для добра и красоты»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 113»

Воспитатель группы № 12

Габова Ирина Андреевна

Сыктывкар 2014

Познавательное занятие для подготовительной группы.

Все мы знаем, что цветы для добра и красоты.

Цель: Воспитание бережного отношения к цветам.

Задачи:

— Расширить представление детей о назначении цветов в природе;

— Обратить внимание на их многообразие;

Воспитывать бережное отношение к цветам;

— Формировать чувство прекрасного.

Выбор темы для познавательного общения.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам одну исорию, которая произошла летом с одним мальчиком. Он пошел на луг и нарвал целую охапку красивых цветов. Но не успев их донести до дома, увидел, как они завяли. Пришлось цветы выбросить.

Я спросила: Зачем ты их рвал?

— Чтобы украсить свою комнату.

— А выбрасывать цветы тебе не жалко?

— Я еще могу нарвать! Цветов много!

Ребята, правильно ли поступил мальчик?

Почему?

Как вам кажеться он прав? (ответы детей)

Давайте позовем этого мальчика к нам в гости и расскажем ему, для чего нужны цветы в природе, какую пользу они приносят.

Подготовительная работа.

1.Творческая деятельность: Изображение цветов различными способами (рисование, лепка, оригами и т. д.)

2. Сбор информации (чтение энциклопедий, подбор литературных произведений, подбор иллюстраций).

3.Досуг:

— чтение рассказов, стихотворений о цветах;

— наблюдение за комнатными цветами, опыты;

— отгадывание и загадывание загадок;

— придумывание сказок;

— дидактические игры: «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Города», «Парочки», «Что сначала, что потом», обобщение цветов по определенным признакам, нахождение различий и сходства между ними;

4. Схемы «Строение цветка», «Одуванчик».

5. Материалы для опыта – ватные тампоны, крошка от грифеля карандаша.

6. Проведение экологических разминок.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел нам знакомый мальчик, который любит собирать цветы.

В группу заходит воспитатель д/сада,переодетый в мальчика:

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егор. Я очень люблю собирать цветы на полянке, но мне сказали, что этого делать нельзя. Вы мне расскажете, почему?

Дети: Да!

Воспитатель:

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку

Должны мы над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургук)

Сначала мы с ребятами расскажем тебе о строении цветка.

Воспитатель взглядом (игра «Разведчик») выбирает пять ребят, они подходят к столу, на котором лежат картинкой вниз карточки с изображенными на них частями цветка (корень, листья, цветок, капля нектара). Выбранные ребята этим же способом выбирают себе помощника. Команды совещаются, после чего по просьбе ведущего начинают свой рассказ.

Модель полевого цветка.

Корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные, полезные витаминки для роста цветка (питательные вещества).

Стебель – по нему передается от корней к листьям и цветку вода и питательные вещества.

Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.

Цветок – в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара (это сок, за которым к цветам летят насекомые). Цветы привлекают к себе насекомых, чтобы те их опыляли. Если цветы не опылять, у них не созреют семена.

Нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели, а если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.

Егор: Как же насекомые находят сладкий нектар?

Дети: Они очень хорошо видят цвета и далеко чувствуют аромат цветка.

Воспитатель: Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые и фиолетовые цветы. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых, а те опыляют их.

Опыт.

Объяснить детям, что ноги, лапки насекомых, покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на крошку грифеля карандаша.

Егор: Ребята, какие луговые цветы вы знаете?

Дети: Одувачики, лютики, ромашки и т. д.

Воспитатель: А рвать можно луговые цветы?

Дети: Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо! К ним прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются семена, они попадают на землю и на этом месте вырастают новые растения.

Составление детьми схемы «Одуванчик».

Егор: Я понял, если сорвать цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет все меньше и меньше. Поэтому, рвать цветы нельзя, ими можно только любоваться!

Воспитатель: Правильно!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни!

Физкультминутка.

Видишь бабочка летает,

(Машем руками- крылышками)

На лугу цветы считает.

(Считает пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши)

Ох считать, не сосчитать!

(Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц.

(Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(Считаем пальчиком)

Егор: Скажите, пожалуйста, а когда появляются самые первые цветы?

Дети: Как только расстает снег и появяться первые проталины.

Воспитатель: Самые перве цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?

(Ответы детей)

Послушайте ребята загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?

Белые фонарики на зеленой ножке

Я весною встретила на лесной дорожке (Ландыш)

Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А знаете ли вы ребята, что ландыш – ядовитое растение? Как вы думаете их нужно уничтожать?

Дети: Нет, из ядовитых растений делают лекарства.

Воспитатель: Правильно! Соберут травники цветы, отнесут в аптеку и приготовят из них лекарства.

Многие цветымогут служить лекарством: василек залечивает раны, календула лечит гипертонию, а ромашка лечит горло, сок одуванчика снимает отек от укуса пчелы.

Стихотворение мать-и-мачеха (читает кто-либо из детей)

Перемерял много луж ты,

Сразу кашель одолел.

Надо было маму слушать,

Вот тогда б не заболел.

А теперь бери скорее

Мать-и-мачехи листок,

Воду, чтоб погорячее,

Можно даже кипяток

И настой тебе поможет,

Снимет боль в груди и резь.

Ну, полегче стало?

Все же, больше в луже ты не лезь!

Воспитатель: Еще по цветам можно определить время, если нет с собой часов. Как это возможно?

Дети: К вечеру головки цветов постепенно закрваются.

Воспитатель: А еще цветы, как и все растения, являются так называемыми «легкими» нашей планеты. Почему?

Дети: Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для нашего дыхания.

Воспитатель: Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивают на полях, ведь оно помогает нам одеваться.

Дети: Лен.

Воспитатель: Невозможно представить окружающий мир без цветов. Лишите себя благоухания лугов, полей, красоты парков, садов, убранства улиц – мир померкнет.

Заключительная часть.

Егор: Какие вы молодцы! Сколько интересного я узнал.

Давайте подумаем, как надо себя вести, чтобы кругом было много цветов?

Дети: Не рвать полевые и лесные цветы, не собирать из них букеты и плести венки. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны и не будет красоты!

(Т. Себанина)

Воспитатель: Что можно посоветовать Егору, чтобы красивые цветы могли украшать его комнату круглый год?

Дети: Нарисовать их, сфотографировать.

Воспитатель: Давайте мы с вами нарисуем для Егора самые красивые цветы. Пусть ими он украсит свою комнату.

Работа на перспективу.

— Создание альбома «Зеленая аптека» (лекарственные цветы);

— Составление папки «Экологический сундучок» (интересные факты о цветах);

— Посадка рассады цветов для «аллеи выпускников»;

— Нарисовать схему пользы цветов.

Источник

Цветы не только радуют глаз, они могут приносить человеку и большую пользу.

Так, некоторые растения помогают обнаруживать месторождения полезных ископаемых: лилии-саранки, адонисы растут на почвах, богатых известью, фиалки указывают на повышенное содержание цинка, сон-трава — никеля и кобальта.

Цветы могут оказаться полезными и садоводам: календула, бархатцы, гвоздика защитят своих соседей по огороду от вредителей, герань отгонит вредных насекомых от комнатных растений.

Замечено, что ромашка и василек в небольших количествах очень полезны для пшеницы и ржи.

В сказках, народных поверьях, старинных преданиях нередко говорилось о растениях, способных обнаруживать различные
клады.

Верили в то, что растущие рядом рябина, крушина и лещина скрывают драгоценные камни, а на золотые россыпи указывают переплетенные корни сосны, ели и пихты.

В последнее время были научно обоснованы связи между определенными растениями и месторождениями некоторых полезных ископаемых.

Например, в Австрии и в Китае, с помощью растений, предпочитающих почвы с большим содержанием меди, открыли залежи медной руды, а в Америке с помощью растений нашли месторождения серебра.

Обитатель пус­тынь акантофиллиум — колючка, на которую никто не обращал внимания, попадая на землю, богатую серой, распускает не розовые цветы, а белые; там же, где в земле есть цинк, листья растения приобретают желтоватый от­тенок.

Если пышным цветком расцвел качим

(растение из семейства гвоздик), то где-то поблизости есть медь.

Иногда по уродливому развитию некоторых растений ученые-геологи узнают о присутствии в почве многих полезных ископаемых.

К примеру, на почвах с обычным содержанием бора такие растения, как полынь, прутняк, растут высокими, а на почвах с повышенным содержанием этого элемента эти растения становятся карликовыми. Измененная форма лепестков мака указывает на то, что под землей находятся залежи свинца и цинка, а цветки штокрозы с ненормально рассеченными узкими лепестками — на месторождения меди или молибдена.

Поможет отыскать воду и определит, пресная она или соленая, солодка — крупное растение с темной зеленью и с красно-фиолетовыми кистями цветов.

Если растение цветет пышно — вода пресная, если слабо и на листьях появляется светлый налет — вода соленая.

Вулканологи утверждают, что примулы способны предсказать извержение вулканов.

К примеру, на острове Ява в горах Пангранто, королевская примула расцветает только накануне вулканического извержения.

Биологи объясняют эту пророческую способность цветка эффектом воздействия ультразвука на его капилляры, в которых ультразвуковые колебания ускоряют движение жидкостей.

Вероятно, тем самым в тканях растения ускоряются процессы обмена веществ, и оно расцветает.

  Определить кислотность почвы можно не только в агрохимической лаборатории, но и с помощью визуального наблюдения: на сильнокислых почвах растут такие растения-индикаторы, как хвощ, щавелек, душистый колосок, лютик ползучий, фиалка трехцветная, щучка, вереск; на слабокислых — лебеда, крапива; не переносят кислых почв донник, красный клевер.

В XIII веке во Франции дамы носили венки из роз, которые назывались «шапель», а их создателей называли «шапелье».

Видимо, от этих венков и произошло французское слово «шапо», что в переводе значит «шляпа».

Существует древнеарабская легенда о ярко-желтом цвете. В 612 году Магомет начал войну против израильтян и на это время оставил дома жену Айшан.

Она, пока от­сутствовал муж, встречалась с молодым человеком. Люди сообщили Магомету об измене жены, но он этому не поверил. Тогда они посоветовали подарить ей красные розы, если они пожелтеют — Айшан неверна мужу.

Магомет подарил жене розы, она была очень тронута его вниманием и, чтобы дольше сохранить цветы свежими, опустила их на ночь в водоем.

Красные розы наутро пожелтели.

С тех пор ярко-желтый цвет символизирует неверность.

Растения носят не только оригинальные, поэтические, исторические и забавные названия, но и имена ученых-ботаников.

К примеру, ярко-синяя лобелия названа в 1752 году в честь английского ботаника и врача Лобеля (1538 — 1616). Фуксия в XVIII веке названа именем немецкого ботаника Фукса. Левкой двурогий носит имя маттиола в честь итальянского ботаника Маттиоли.

Красивый вьющийся кустарник лоницера (жимолость) названа в честь немецкого ботаника Лоницера (XVI век).

Кларкия, привезенная в Европу из Калифорнии в 1832 году носит имя капитана Кларка, который исследовал Скалистые горы.

По имени немецкого профессора-ботаника Иоганна Цинна названа цинния — мексиканское растение, появившееся в Европе в 1796 году. Карл Линней в честь директора ботанического сада в Монпелье П. Магноля назвал магнолию.

Национальными цветками Коста-Рики и Венесуэлы считаются все виды орхидеи катлеи, а национальным цветком Гватемалы является орхидея ликаста.

Среди цветов в каждой стране есть свои любимцы, некоторые вошли в гербы этих стран.

В Нидерландах — тюльпан. Он был гербом и турецких султанов династии Османов.

В Швейцарии — эдельвейс.

В Иране — красная роза. Она присутствует и в гербе английских королей со времен династии Тюдоров.

В Японии — хризантема.

В Ирландии — клевер.

В Мексике — георгин.

В гербе Уэльса — лук-порей.

В Шотландии в гербе присутствует татарник.

В Ирландии легко было различать дома католиков и протестантов, так как католики сажали у дома белые цветы, а протестанты — оранжевые.

В США каждый штат страны имеет свой цветок-символ: Индиана — пион, Огайо — красная гвоздика, Колорадо — водосбор, Аляска — незабудка, Канзас — подсолнечник, Техас — синий люпин, Калифорния — эшшольция.

Лепестки некоторых растений со временем изменяют свой цвет. К примеру, нераспустившийся цветок медуницы имеет ярко-розовый цвет, а когда он раскрывается, накапливает нектар и готов к опылению, то становится сиреневым.

Когда цветок увядает и пустой, цвет его становится сначала голубым, а потом почти белым. Самое интересное, что пчелы знают, что им нечего делать на розовых или голубых цветках медуницы, — они никогда на них не садятся, а уверенно летят сразу к сиреневым цветкам.

Разные окраски лепестков лучше других различает пчела. Она особенно хорошо видит желтые, синие и фио­летовые расцветки. Не замечают ни пчела, ни шмель красного цвета. Красный мак для пчелы, видимо, выглядит ярко-фиолетовым.

Источник

Цветы — удивительные творения природы. Восхищаясь их красотой, мы не задумываемся, что знакомые с детства лютики, ромашки или даже роскошные розы не так просты, как кажутся. Поговорим о том, чем примечательны цветы, кроме красоты лепестков.

10 интересных фактов о цветах

Факт 1. Цветы вместо циферблата

Многие цветковые растения раскрывают свои венчики по определенному расписанию. Предрассветные пташки — цветы цикория и козлобородника. В пять утра пробуждается шиповник, часом позже — колокольчики и одуванчики, в восемь утра — бархатцы и вьюнки.

Засыпают цветы тоже в определенной последовательности. Поникли колокольчики — значит, на дворе около двух пополудни. Маки и одуванчики закрываются в 14:00−15:00, цикорий — ближе к 16:00. Дольше всех бодрствует шиповник — его венчики сворачиваются в 19−20 часов.

Еще в XVIII веке в Швеции придумали цветочные часы. Циферблат для них вскапывали прямо на земле. Вместо обычных делений его делили на сектора, в каждом из которых высаживали цветы определенного вида. Такие часы позволяли определять время довольно точно, но в пасмурную погоду — увы! — не работали.

Факт 2. Разведчики недр

В старинных преданиях встречаются растения, которые помогают находить различные клады. Наши предки верили в огненный папоротниковый цвет — добывают его в глухую полночь, на Ивана Купалу. Если подбросить цветок папоротника вверх — тебе вмиг откроются богатства, прячущиеся в земной тверди.

На самом деле папоротник не цветет. Зато многие настоящие цветковые действительно помогают геологам. Фиалки предпочитают почвы с высоким содержанием цинка, а один из родичей гвоздики, качим метельчатый, указывает на близкие залежи медной руды.

Ряд цветковых — хорошие индикаторы кислотности почв. Красный клевер и донник растут только на почвах с щелочной или нейтральной реакцией, а лютик или фиалка — лишь на сильнокислых.

Факт 3. Секреты цветочной переписки

Знаете, что в средние века был придуман тайный язык цветов? За каждым цветком закреплялось определенное значение, что позволяло влюбленным обмениваться посланиями, недосягаемыми для чужих ушей. Вручая избраннице веточку цветущей вишни, ей без слов признавались в любви. Скромные синие фиалки красноречиво свидетельствовали о верности, а букет из алых роз приравнивался к предложению руки и сердца.

Факт 4. Белых и черных цветов не бывает

Белые розы, лилии или ландыши на самом деле не белые, а бесцветные. Их лепестки начисто лишены цветовых пигментов и просто отражают солнечный цвет. Черная окраска лепестков — еще одна зрительная иллюзия, которая не соответствует реальности. То, что мы принимает за черный цвет, в действительности либо насыщенный темно-бордовый либо густо-фиолетовый.

Факт 5. Почти разумные

Высшие растения обладают примитивным аналогом нервной системы, какая существует у животных. Они ощущают, когда им причиняют вред, и вырабатывают разные химические вещества в ответ на раздражение. С помощью специальных датчиков ученые даже выяснили, что цветы по-разному реагируют на тех людей, которые за ними ухаживают, и на тех, кто обрывает их лепестки.

10 интересных фактов о цветах

Факт 6. Королева цветов — роза

Красивейший цветок на планете — национальный символ Великобритании, Ирана и США. На протяжении веков селекционеры вывели около 50 тысяч роз и их гибридов. Венчик самой маленькой из них — не больше рисового зернышка.

Старейшая роза на планете растет в Германии, у стен собора в старинном городке Хильдесхайме (Нижняя Саксония). Розовый куст, посаженный в далеком X веке, до сих пор расцветает каждую весну. За минувшие столетия он настолько разросся, что в высоту почти сровнялся с самим собором.

Факт 7. Гвоздика — символ доблести

Этому цветку приписывается божественное происхождение. По античной легенде первые гвоздики выросли там, где пролилась кровь пастуха, на котором сорвала свой гнев своенравная Артемида. А христианское предание гласит, что первая в мире гвоздика проклюнулась из семени в час рождения Иисуса Христа.

Так или иначе, этот цветок с ярко-красной окраской лепестков почти во всем мире стал символом крови, пролитой в борьбе за правое дело. В Советском Союзе его связывали сначала с Октябрьской революцией, а после — с победой в Великой Отечественной войне.

А мирное свержение военной диктатуры в Португалии даже получило название «Революции Гвоздик». В этот день граждане вышли на улицы с гвоздиками в руках, а солдаты воткнули алые венчики в дула своих винтовок.

Факт 8. Пионы — врачеватели и долгожители

Эффектный и ароматный пион носит имя целителя из античных мифов, лечившего олимпийских богов. Такое совпадение — неспроста. Препараты на основе бутонов пиона останавливают кровотечения, ускоряют заживление ран, помогают при бессоннице и неврастении.

Пион не только лечит, но и сам отличается отменной продолжительностью жизни. При хорошем уходе его куст способен цвести почти сотню лет.

Пионы символизируют радость и процветание, поэтому их часто используют для составления свадебных букетов. А еще композиции из пионов вручают супругам на никелевую свадьбу (двенадцатая годовщина со дня бракосочетания).

10 интересных фактов о цветах

Факт 9. Орхидеи — ровесницы динозавров

Первые орхидеи появились еще 145 миллионов лет назад. С тех пор эти цветы распространились по всей планете — они живут на болотах и в пустынях, в тундрах и на бесплодных отвесных скалах. Некоторые виды орхидей растут на деревьях, но не паразитируют на них, а используют стволы в качестве опор, чтобы тянуться к солнечному свету.

Самые дорогостоящие орхидеи — жительницы Малайзии. «Золото Кинабалу», как называют этот редкий вид, впервые расцветает только в 15 лет. Один побег уникального цветка продается за 5 тысяч долларов.

Факт 10. Тюльпаны — прекрасные и… съедобные

Нежные весенние тюльпаны символизируют любовь и преданность. Однако мало кто знает, что когда-то эти цветы из семейства лилейных спасали людей от голода. В средневековой Европе свежие луковицы тюльпанов добавляли в подливы, а сушеные и растертые в порошок подмешивали в муку. В ряде стран Востока так поступают и сейчас. Еще бы, ведь тюльпан — близкий родственник спаржи, лука и чеснока.

Источник