Рассказ о рельефе и полезных ископаемых

Рассказ о рельефе и полезных ископаемых thumbnail

В рельефе Африки преобладают равнины и плоскогорья с высотами от 200 до 1000 м. Средняя высота материка составляет 660 м (второе место после Азии). Менее 10% поверхности занимают низменности, более 20% — горные области. Самой высокой точкой Африки е вулкан Килиманджаро (5895 м), самой низкой — впадина озера Ассаль (153 м ниже уровня моря). Окраинные части материка, в основном, поднятые по сравнению с внутренними районами. Вместе с тем поверхность Африки однообразна. Важной особенностью рельефа Африки является условный ее разделение на высокие и низкие. Высокие элементы рельефа сосредоточены на востоке и юге материка (Высокая Африка), где средние высоты составляют 1000-2000 м. На севере и западе материка (Низкая Африка) преобладают высоты до 1000 м.

Почти целый материк — это давняя африкано-Аравийская платформа, которая является частью материка Гондвана, фундамент которого формировался в течение архея и протерозоя. Древние складчатые сооружения, составляющие основу платформы, развивались на протяжении длительного времени сотни миллионов лет назад. Сейчас их корни составляют фундамент материка, который в разных своих частях испытывал поднятий и опусканий. В зонах опусканий накапливались осадочные породы. В некоторых местах в земной коре образовывались разломы, по которым на поверхность выливалась магма.

Современный рельеф северной и южной частей материка существенно отличается. На севере больше зон опусканий, неоднократно затапливались морями. Разрушенные давние складчатые сооружения перекрылись осадочными породами. На этих плитах

Остров Мадагаскар

Вулкан Килиманджаро - самая высокая точка Африки

сформировались плоские равнины. Древние кристаллические породы выходят на земную поверхность только на северном побережье Гвинейского залива, в центре Сахары и вдоль Красного моря. На них преобладает рельеф нагорья и плоскогорья.

В Восточной и Южной Африке плоскогорья и нагорья на кристаллических щитах занимают большую часть территории. В мезозое и кайнозое произошли грандиозные движения земной коры материка. Особенно активно они проходили в его восточной части, где образовалась, крупнейшая на планете система разломов. В Африке она простирается от Суэцкого залива через Красное море, Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье до нижнего течения реки Замбези. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения больших блоков земной коры. Образовались поднятия — горсти и опускания — грабены. Горсть в рельефе соответствуют глыбовые хребты Восточноафриканский-го плоскогорье с плоскими вершинами и крутыми склонами. Во многих грабенах образовались узкие и глубокие озера. Разломы сопровождались вулканической деятельностью. Горсти распространены и в Южной Африке. Вулканическая деятельность продолжается и сегодня. Вдоль разломов в Восточной Африке и на побережье Гвинейского залива есть действующие вулканы (например Камерун).

На крайнем северо-западе и юге материка к древней платформы присоединяются подвижные складчатые пояса — Атласские горы на северо-западе и Капские горы — на юге. Складчатые движения в Капских горах закончились во время герцинской горообразования, в Атласских — при альпийского.

Африка богата разнообразными полезными ископаемыми, наличие которых обусловлено геологическим строением. Так, преобладание на материке полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения — это результат распространения древних интрузий, которые залегают близко к поверхности.

Капские горы сложены из песчаников и кварцитов

Пустыня Сахара

В южной части материка является наиболее месторождений полезных ископаемых магматического происхождения. Мировое значение имеют запасы меди (Замбия), золота (Южная Африка), урана (Южная Африка, Намибия).

Осадочные полезные ископаемые накапливались во впадинах, которые характерны для Низкой Африки. Поэтому нефтяные месторождения расположены на территории Северной и Западной Африки. Кроме нефти, здесь есть месторождения природного газа и фосфоритов. Африка богата и другими нерудные полезные ископаемые, в первую очередь — алмазы. Особенно много их в Южной Африке. Западная Африка богата алюминиевые и марганца руды (осадочного происхождения).

Сравнительно бедна полезными ископаемыми Восточная Африка.

Источник

Полезные ископаемые – это ценные образования, залегающие внутри и частично над земной корой, их физические и химические свойства, а также состав ценятся за возможность использования в различных сферах жизнедеятельности человека. Ископаемые могут быть как твёрдыми и жидкими, так и газообразными.

Скопления ископаемых ресурсов называют месторождениями – в этих зонах они представлены в больших количествах в виде россыпей, жил, пластов, штоков. Российские ПИ – это колоссальный набор ценных металлов, руд, горючих материалов и прочих ресурсов. Многие из них на территории РФ сосредоточены в большем количестве, чем где-либо еще.

Общая информация

Россия, обладая самой большой территорией в сравнении с другими странами, занимает лидирующие позиции по добыче важнейших полезных ископаемых. Общее количество месторождений – больше 200 000, и это число постоянно увеличивается, так как совершенствуются методы поиска новых залежей. Стоимость предполагаемых ресурсов составляет свыше 30 трлн. долларов. Количество природного газа и угля бьет рекорды большинства других стран: их представлено 32% и 30% соответственно от общего количества мировых запасов.

Связь рельефа и полезных ископаемых РФ

Территория России крайне сложна и многообразна за счет большой протяженности с запада на восток и с юга на север. Огромные территории объединяют разную местность, богатую полным спектром ПИ:

  • равнины в европейской и центральной области;
  • горы на юге, востоке и северо-востоке, а также уникальный Уральский хребет, пересекающий страну;
  • северный уклон с водами, впадающими в моря Северного Ледовитого океана.

За счет уникального географического положения, многообразия форм рельефа и природных зон, на территории страны сформировалась практически все известные полезные ископаемые.

Месторождения

Если взглянуть на подробную карту зон месторождений полезных ископаемых РФ, то представится следующая картина:

  • золото сосредоточено по большей степени в Якутии, на Дальнем Востоке в области Магадана, также есть 200 коренных и 114 комплексных месторождений;
  • горючие ресурсы (нефть и газ) в наибольшей степени залегают на севере Западной Сибири, в Ямало-Ненецком округе, а также частично в дельте Волги и на Сахалине;
  • серебро в больших количествах представлено на Урале, Востоке Сибири;
  • строительные нерудные материалы разбросаны за Уралом, в Саянах, Забайкалье, на территории Красноярского края и Иркутской области;
  • каменный уголь расположен относительно равномерно, но большая часть находится за Уралом;
  • горючие сланцы наиболее распространены в европейской части страны, в Прибалтийском бассейне;
  • железные руды добывают в Курском районе, на Кольском полуострове и Балтийском щите;
  • уран добывают в Забайкалье;
  • карбонатный марганец также распространен в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке;
  • алюминия больше всего сосредоточено в Западной Сибири и на Урале;
  • цветные металлы максимально сконцентрированы в регионе Восточной Сибири и на Таймыре.

Драгоценные и полудрагоценные камни и нерудные материалы широко распространены в горных пластах Урала, Сибири, особенно много их на Алтае, в Саянах.

Виды и запасы полезных ископаемых

Россия – одна из самых богатых стран мира на полезные ископаемые. Уголь и газ занимают передовые позиции, но есть и множество других востребованных ресурсов, и запасы их по-настоящему огромны.

Нефть и газ

РФ занимает 7 место по запасам нефти в мире, а по газу стране совсем нет равных – 1 место:

  • 14,1 млрд. т нефти, а также до 62 млрд. т неисследованных запасов в северных и восточных регионах. Считается, что выработка эксплуатируемых запасов составляет 45%, но при этом колоссальная часть не добывается;
  • запасы газа составляют свыше 40 млрд. т, и больше 77% из них приходится на Западную и Восточную Сибирь.

По предварительным данным, добывать нефть будут еще не менее 22 лет, а газ – около 81 года.

Уголь

В России сосредоточено 50 млрд. т каменного угля и не менее 1,8 трлн. т бурого. В восточной части России содержится до 63% запасов, остальное приходится на Урал и Европейский регион. Самый крупный бассейн – Канско-Ачинский.

Читайте также:  Чем полезна телятина или говядина что

Угольная промышленность в России сосредоточена в основным (свыше ¾) в подземных разработках, а ¼ пригодна для открытых работ, которые считаются более безопасными. Далеко не все запасы еще разработаны, и многим из них только предстоит открыться.

Железные руды

В этой сфере РФ также занимает лидирующие позиции по запасам – до 264 млрд. т, однако залегают руды на значительной глубине. Железняк отличается высоким качеством, и большая его часть добывается в европейской части РФ.

Торф

Общая часть выявленных торфяных ресурсов составляет 160 млрд. т, расположенных в 46 000 месторождений. В азиатской части страны сосредоточено до 76% всех запасов. Самое больше месторождение находится в Западной Сибири и составляет свыше 18.8 млрд. т.

Горючие сланцы

Страна богата этими полезными ископаемыми, однако лидирующих позиций не занимает. При этом залежи расположены не слишком равномерно: основные источники находятся в Европейском регионе, однако Сибирь также считается важным источником сланцев в будущем.

Марганец

Минерал представлен в огромном количестве месторождений, однако залежи его незначительны – до 2,7% от мировых. Считается, что в РФ марганец обладает низким качеством и плохо поддается обогащению. Самое крупное месторождение находится на Урале.

Титановые руды и ванадий

Титановые руды добывают в прибрежно-морских регионах, а также на берегах некоторых озер Урала, Восточной и Западной Сибири, Забайкалья.

Ванадий широко добывается на Урале, однако большая часть элемента выделяется на раскопках других территорий, в частности – угольных и нефтяных.

Золото и серебро

Россия с начала 21 столетия занимает 4-е место по добыче золота в мире, после ЮАР, Австралии и США. По прогнозам, в РФ сосредоточено свыше 25 т золота. Запасы серебра же занимают первое место в мире. При этом 73% из них добываются в комплексных местах рождения золота и цветных металлов.

Драгоценные и поделочные камни

В РФ добывается колоссальное количество различных камней, используемых для создания ювелирных изделий и прочих украшений: яшма, нефриты, топазы, а также алмазы, сапфиры, рубины и изумруды. Алмазы добываются в основном в Якутии и частично на Урале.

Алюминий

Легкий и пластичный металл, без которого сложно представить современную промышленность, добывается в РФ в недостаточных количествах, и ощущается его острый дефицит. При этом наиболее крупные залежи находятся в Коми – свыше 200 млн. т.

Уран

России отводится 7 место по разведанным залежам урана, или 5,3% от мировых запасов. По прогнозам, добывать сырье можно будет в течение 15-20 лет на уже разработанных участках. Однако есть зоны, к разработке которых пока что не приступали.

Прочие ресурсы

Можно представить данные по другим важным природным ископаемым:

  • хром – точное количество неизвестно, но считается, что разведано менее 10%;
  • медь – запасы составляют свыше 20 млн. т;
  • никель – РФ занимает 1 место по запасам, которые составляют свыше 7300 тыс. т;
  • олово – одно из первых мест в мире, или 7,6% (3,6 млн. т);
  • цинк – около 22,7 млн. т по предварительным прогнозам;
  • платина – 8,1% от мировых запасов (платиноидов – не менее 10%);
  • горно-химическое сырье (соли, сода, сера, борные руды и многое другое) представлено в большом количестве.

Нерудное строительное сырье представлено в тысячах месторождений по всей России. Интересны места добычи полезных ископаемых и наличием очень редких металлов, например, бериллия.

На территории РФ представлено колоссальное количество месторождений полезных ископаемых, и далеко не все из них разработаны. Очень удачно сложилось, что в России сконцентрирована большая часть важнейших ресурсов – нефти, газа, угля, а также цветных и черных руд металлов, драгоценных камней.

Однако современные темпы разработки уже менее чем через 100 лет приведут к тому, что самые ценные полезные ископаемые полностью истощатся, если человечество не изобретет новых способов использования и переработки природных ресурсов.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.
Эти неровности называют формами рельефа. Рельеф сформировался в результате
взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) геологических
процессов.

Формы рельефа различают по размерам, строению, происхождению и т.д.
Выделяют выпуклые (положительные) и вогнутые (отрицательные) формы рельефа.

Территория России отличается очень разнообразным рельефом. Здесь находятся
высокие лоры и низкие равнины. Высшая точка России — гора Эльбрус (5642
м), а самая низкая — на Прикаспийской низменности (на 28 м ниже уровня
Мирового океана).

Большая часть территории России представляет собой амфитеатр, склоненный
к северу. По южным рубежам страны протянулся пояс высоких гор: Кавказ,
Алтай, Саяны, горы Забайкалья. Поэтому большинство крупных рек (Обь, Иртыш,
Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма) — текут с юга на север. Общий наклон
рельефа к северу связан с поддви-гом Африкано-Аравийской и Индостанской
литос-ферных плит под Евразиатскую. В зрне их контакта происходит воздымание
и смятие в складки осадочных слоев земной коры, образование высоких гор.
В зоне контакта плит происходят интенсивные подвижки участков земной коры.
Они сопровождаются землетрясениями.

На востоке нашей страны, в Прибайкалье и Забайкалье происходит взаимодействие
частей Евразийской литосферной плиты — Китайской и Сибирской платформ.
В зоне их контакта растрескиваются обширные участки земной коры, формируется
глубокая впадина озера Байкал.

Долиной Енисея Россия делится на две части — восточную приподнятую и
западную — с преобладанием низких равнин. Большую часть территории страны
занимают равнины. Это связано с тем, что в пределах России находится несколько
крупных платформ различного возраста: древние докембрийские Русская и
Сибирская платформы, а также более молодые (палеозойские): Западно-Сибирская,
Скифская, Туранская. Фундамент молодых платформ (плит) погружен на различную
глубину под осадочный чехол. В области древних платформ фундамент местами
выходит на поверхность, образуя так называемые щиты (Балтийский на Русской
платформе, Анабарский и Алданский — на Сибирской).

На Русской платформе расположена крупнейшая Восточно-Европейская равнина.
Поверхность ее характеризуется чередованием возвышенностей (Среднерусской,
Приволжской, Смоленско-Московской) и низменностей (Окско-Донская).

В междуречье Енисея и Лены расположено обширное Средне-Сибирское плоскогорье
(в среднем имеет высоты 500-800 м). Оно осложнено рядом крупных плато
и древних кряжей (плато Путорака, Енисейский кряж и др.). К северу плоскогорье
переходит в Северо-Сибирскую низменность, а к востоку — в Центрально-Якутскую
равнину.

Между Восточно-Европейской равниной и Средне-Сибирским плоскогорьем
лежит крупнейшая аккумулятивная Западно-Сибирская равнина. Она имеет низменную
заболоченную поверхность и вогнутую форму.

На юге к Русской равнине примыкает участок молодого альпийского геосинклинального
пояса. В рельефе он выражен Кавказской горной страной, в пределах которой
находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).

Всю территорию Сибири с юга также замыкает горный пояс, протянувшийся
вдоль границы России. Это в основном средние по высоте горные системы
— Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саяны,
горы Тувы, Прибайкалья, Забайкалья и Станового нагорья. Они образовались
в различное геологическое время (от конца протерозоя до конца палеозоя).

На северо-востоке России преобладает рельеф сильно расчлененного среднегорья,
приуроченный к массивам мезозойской складчатости (хребты Черского, Верхоянский,
Колымское и Колымское и Корякское нагорья).

Читайте также:  Пиявки чем они полезны в гинекологии

Камчатка, о. Сахалин и гряда Курильских островов относятся к области
молодой тихоокеанской складчатости. Здесь находится около 200 уснувших
и действующих вулканов, а также ежегодно фиксируется много землетрясений.
Это свидетельствует о продолжающихся в наши дни интенсивных процессах
в земной коре на стыке Тихоокеанской и Евразийской литосферных плит.

Огромная территория, обилие форм рельефа и сложность геологического
строения России обусловили наличие большого спектра полезных ископаемых.

Крупнейшие и крупные формы рельефа обязаны своим происхождением внутренним
силам Земли. Но многие важные детали их современного облика созданы внешними
силами.

Почти повсеместно на территории России формирование современного рельефа
происходило и происходит под воздействием текучих вод. В результате появились
эрозионные формы рельефа — речные долины, балки и овраги. Овражно-балочная
сеть особенно густая на Среднерусской и Приволжской возвышенностях и в
предгорьях.

Рельеф многих прибрежных равнин связан с отступанием и наступанием моря.

Таковы равнины Прикаспийского, Приазовской, Печорской и северной части
Западно-Сибирской низменностей.

Покровные четвертичные оледенения создали специфические формы рельефа
в северной половине европейской части, а также (в меньшей степени) — в
Сибири.

Горные ледники также существенно повлияли на рельеф гор в четвертичное
время. На наиболее высоких горах есть ледники и теперь.

В некоторых районах России имеются формы рельефа, созданные деятельностью
ветра (Прикаспийская низменность, Калининградская область). 64% территории
России находятся в пределах зоны многолетней мерзлоты. С этой зоной также
связаны особые формы рельефа — бугры пучения, просадки фунта и т.д.

Источник

ема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

1-ый урок в теме «Урал» раздела «Крупные природные комплексы России». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок — исследование.

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.

Овладеть знаниями о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Урала.

Обобщенные цели учебного занятия — планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся познакомятся с геологическим строением и особенностями рельефа Урала. Узнают о минеральных богатствах Урала.

Обучающиеся получат возможность установить причинно-следственные связи между компонентами природы.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся отработают навыки работы с графическими источниками информации.

Обучающиеся получат возможность на основе сопоставления и анализа различных источников информации получать новые знания.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что Урал – уникальный ПК и играет огромную роль в жизни нашей страны.

Обучающиеся получат возможность для ведения конструктивного диалога, в ходе которого будут высказывать свое мнение, основанное на анализе материала в соответствии с пониманием поставленной задачи.

Исходное состояние обучающихся:

— имеют опыт…….;

— знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

— могут определять…….;

— могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

— могут планировать, проектировать, моделировать;

— могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся:

  • знакомы с тектоническим строением и общими чертами рельефа территории России;

  • знают, что такое полезные ископаемые, способы образования горных пород и минералов;

  • имеют опыт работы с геохронологической таблицей;

  • могут планировать последовательность выполнения действий;

  • имеют навыки работы с графическими и картографическими источниками информации;

  • могут сопоставлять различные факты и делать выводы;

  • могут оценивать собственные достижения и достижения одноклассников.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знание о геологическом прошлом, рельефе и полезных ископаемых Урала, причин их разнообразия.

Умение работать с графическими источниками информации.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Урок проходит в классе с использованием сети Интернет и дополнительной литературы.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет — ресурсы

ЭОРы

Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательныхучреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011

Атлас по географии России для 8-9 классов.

Физическая карта России.

Таблица «Урал».

Геохронологическая таблица. Энциклопедии.

  • https://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-1-2.htm

  • https://ru.wikipedia.org

и другие.

В.П. Дронов, Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможня Е.А. «Мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 класса. «География России. Природа и население». (CD-диск, фирма «1С» — Образовательная коллекция).

Техническое обеспечение

Компьютер с выходом в интернет, экран, проектор.

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Заостряет внимание учеников на том, что урок проходит в присутствии большого количества гостей

Приветствуют педагога.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

УРАЛ
Урал от устья хмурой Кары, 
От кромки льда Байдаргубы 
Всю жизнь глядит на Мугоджары 
На южный край своей судьбы. 
Урал, как мир, неординарен 
Простор его тому виной. 
Урал на полюсах полярен: 
На нем царят и стынь, и зной. 
Урал от Кары до Арала 
Издревле свой бросает взор, 
Любуясь, как вдали предстали 
Ландшафты в синей дымке гор.
Урал — сокровища земные: 
Рубин, сапфир и изумруд, 
И самородки золотые, 
Черед цветных и черных руд. 
Урал в красе и в полной силе 
Собой являет арсенал. 
Урал — жемчужина России, 
Урал — России идеал.

Павел Толстиков

— Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке?

— А что бы вы хотели узнать об Урале?

— Хорошо. Однако одного урока нам для этого не хватит. Поэтому сегодня мы познакомимся только с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми Урала. Это и есть тема нашего урока (записывает тему на доске).

— Прежде чем начать разговор об Урале, давайте найдем его на карте. Кто готов показать его местонахождения?

— Наше знакомство с Уралом мы начнем с его географического положения. Откройте, пожалуйста, с. 328 учебника. Здесь есть план описания формы рельефа. Используя этот план, кроме п. 1 и 6 составьте, пожалуйста, характеристику Уральских гор.

— Проверяем, что у вас получилось.

— Хорошо. Давайте посмотрим, как же выглядят Уральские горы.

(фрагмент фильма)

— Вот кое-что вы уже узнали про Урал.

Слушают учителя.

— Урал.

— Как появились эти горы, какой там климат, какие реки и озера есть на Урале и т.д.

Записывают тему урока в тетради.

Находят Уральские горы и показывают на физической карте России.

Используя план, описывают Уральские горы в тетради.

Зачитывают характеристику по пунктам.

Смотрят фильм.

1.3. Создание проблемной ситуации

А еще Урал чрезвычайно богат полезными ископаемыми. На Урале найдено около 1000 видов минералов и открыто более 12 000 месторождений полезных ископаемых. Именно на Урале в 1920 году был создан первый минералогический заповедник Ильменский.

Определите, какие полезные ископаемые есть на Урале?

— Правильно. А еще там есть залежи знаменитых уральских самоцветов. Это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Посмотрите, какая красота (слайды презентации).

Читайте также:  Для чего полезен мед натощак по утрам

Вы знаете, почему Урал так богат разнообразными полезными ископаемыми?

Работают с картой «Тектоника и минеральные ресурсы», называют полезные ископаемые:

-железная, марганцевая, хромовая, никелевая и медная руда, графит, слюда, асбест, золото, платина, калийные соли, каменный уголь, нефть и природный газ.

— Нет.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование.

— Какова же будет цель нашей дальнейшей деятельности?

— Как вы считаете, что для этого нужно сделать?

— Найти причины богатства и разнообразия полезных ископаемых Урала.

  • Изучить источники информации.

  • Проанализировать и сопоставить факты.

  • Найти причинно-следственные связи.

  • Сделать выводы.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации.

— С чего же мы начнем? В процессе изучения и анализа информации, какие данные вы будете отбирать?

(Направляет, выделяет удачные предложения)

— Когда вы все данные соберете, что надо будет с ними сделать?

Предлагают пути решения проблемы, последовательность действий.

(время образования складчатость, причины возникновения гор, происхождение полезных ископаемых и т.п.)

— Сопоставить и сделать выводы.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

— И так, план действий составлен. Помогайте его записать.

(записывает на доске).

  1. Определить происхождение полезных ископаемых.

  2. Выяснить возраст и причину образования гор.

  3. Проследить, как изменялись горы с течением времени.

  4. Установить взаимосвязь между геологическим прошлым Урала и его богатствами.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

— Откуда мы можем получить информацию о происхождении полезных ископаемых?

— Хорошо, предлагаю выписать в тетрадь полезные ископаемые, разделив их на группы по происхождению.

(проверяет, что выписали дети)

— Мы видим, что на Урале есть полезные ископаемые всех способов образования.

Когда образуются магматические породы?

— Осадочные?

— Метаморфические?

— Правильно, молодцы. Значит, на Урале были все перечисленные вами условия.

С происхождением п.и. разобрались. Какие у вас есть предположения по поводу возраста Уральских гор?

— Почему?

— Посмотрите, в какую эпоху складчатости они образовались?

— Это какая эра?

— Сколько примерно миллионов лет назад это произошло?

— А как это было? Как образуются горы?

— Какие плиты здесь взаимодействовали?

— Существует несколько гипотез формирования поверхности планеты Земля, большинство из них основаны на теории движения литосферных плит. По одной из гипотез во время раскола древних материков Лавразия раскололась не на две части. Таким образом Европа и Азия оказались на разных литосферных плитах. Обломки древних материков, разъезжаясь друг от друга по округлости нашей планеты, с другой стороны, неизбежно должны были сближаться с каким-либо другим обломком. Так стали сближаться от чего-то отколовшаяся Европа и откуда-то отломившаяся Азия. При сшибке края сблизившихся обломков стали крошиться, сминаться, колоться. Какие-то куски сближающихся материков выдавливались на поверхность Земли, какие-то задавливались вовнутрь, сминались в складки. Вследствие движения этих плит образовался единый материк Евразия и Уральские горы. И произошло это все в палеозойскую эру.

Какие горные породы при этом образовались?

— Да, в это время в земную кору активно внедрялось вещество мантии, содержащее руды.

— Что потом стало происходить с горами?

— А значит, какие п.и. стали образовываться?

— В первую очередь какие?

— Посмотрите в геохронологическую таблицу, каким был климат в мезозойскую эру?

— Верно. После смены влажного климата сухим и жарким, естественно происходит активное испарение влаги с поверхности земли. Испаряется вода пресная, а все содержащиеся в ней соли остаются на поверхности и кристализуются. Какие полезные ископаемые образовались?

— А потом опять жарко и влажно. Когда есть избыток влаги, что образуется на поверхности?

— Обильная растительность, отмирая в условиях заболоченной местности, разлагается без доступа кислорода, а значит, какое полезное ископаемое образуется?

— Слои осадочных пород разного генезиса накапливаются, магматические и ранние осадочные породы оказываются на большой глубине, а значит идет процесс их преобразования, перерождения. Какие породы образуются?

— Обратимся еще раз к геохронологической таблице. Какие изменения на нашей планете произошли в палеогеновый период кайнозойской эры?

— А в море из продуктов распада мелких организмов животных и растений какие полезные ископаемые образуются?

— И так мы выяснили, почему разнообразны полезные ископаемые Урала.

Но ведь и остальная поверхность Земли находилась в разных условиях. Почему же именно на Урале обнаружено большое количество месторождений и ведется их активная разработка?

Посмотрите на карту складчатых поясов России. Какими являются Уральские горы?

— Да, в течение мезозойской эры горы практически полностью разрушились. Возрождение гор произошло в неогеновый период кайнозойской эры, около 20 млн. лет назад. В ходе взаимодействия Африканской и Евразиатской литосферных плит. Сжатие земной коры привело к образованию глубинных разломов. В результате чего отдельные глыбы поднялись достаточно высоко вверх, а другие опустились. Как следствие то, что было глубоко в недрах, оказалось достаточно близко к поверхности.

А за 20 млн. лет, прошедших после обновления, полезные ископаемые стали еще более доступными. Почему?

— Из карты Тектоника и минеральные ресурсы России.

Выписывают в тетрадь:

  • осадочные породы: соли, природный газ, нефть, каменный уголь;

  • магматические: руды, золото, асбест, самоцветы;

  • метаморфические породы: графит, слюда, самоцветы.

— Когда магма выливается на поверхность или застывает близь поверхности земли, т.е. в периоды тектонической активности.

— Накапливаются на поверхности вследствие выветривания горных пород или накопления осадков.

— Образуются из осадочных или магматических на большой глубине под действием высокой температуры и давления.

— Горы старые.

— Т.к. они низкие и средние по высоте.

— В герцинскую.

— Палеозойская.

— Около 330 млн. лет назад.

— При взаимодействии литосферных плит.

— Не понятно.

— Магматические.

— Они стали разрушать под действием внешних факторов.

— Осадочные.

— Обломочные.

— Сначала сухим, потом жарким и влажным.

— Соли.

— Болота.

— Уголь.

— Метаморфические.

— Наступление моря на Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую платформы.

— Нефть, природный газ, известняк, мел.

— Они возрожденные.

— Потому что горы разрушаются. Идет процесс выветривания.

3. Рефлексивно – оценочный.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Помогает учащимся в поиске и отборе информации, в формулировке высказываний.

Работа с разными источниками информации. Самоконтроль за переключением с одного вида деятельности на другой.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

— Цель, которую вы ставили перед собой, достигнута?

— Так в чем причины богатства и разнообразия полезных ископаемых Урала?

Урал, может быть, единственное на Земле место, где специалистами отысканы горные породы, образованные практически во все периоды существования планеты.

Так считают ученые.

— Поднимите, пожалуйста, руку, кому было интересно на уроке? (только честно)

— Кто, на ваш взгляд, заслуживает оценки?

Ставит оценки, комментирует их.

— Что осталось непонятным в этой теме?

Какие сложности у вас возникали по ходу работы?

В непонятных моментах вам, возможно, поможет разобраться учебник.

Если и учебник не поможет найти ответы на вопросы, то на следующем уроке мы вернемся к ним еще раз.

Большое спасибо за работу.

— Да.

  1. Возраст гор.

  2. Разные геологические и климатические условия в истории развития территории.

Поднимают или не поднимают руки.

Называют учеников, наиболее активно работавших на уроке.

Перечисляют возникшие затруднения.

Источник