Рассказ о соли как о полезном ископаемое
любовь шаймухаметова
Проект исследовательской деятельности «Полезное ископаемое — соль»
Проект
Исследовательской работы
На тему: «Полезное ископаемое соль«
Вид проекта – исследовательский, ознакомительный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
НАХОЖДЕНИЕ СОЛИ В ПРИРОДЕ
Соль — это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Соль может лежать под землей или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ СОЛИ
Добыча каменных солей осуществляется подземным — в шахте под земле и открытым способами – на поверхности земли.
ВИДЫ СОЛЕЙ
Соль бывает каменная — неочищенный осветленный натуральный продукт.
Соль бывает поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.
Морская соль — один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид.При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.
СВОЙСТВА СОЛИ
Соль белого цвета;
не имеет запаха;
на вкус соленая;
растворяется в воде, но не испаряется;
соль делает жидкость плотнее;
соль подвержена кристаллизации.
Опытное подтверждение свойств соли
Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворите в воде соль. В столовую ложку наберите немного соленой жидкости. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудите ложку и попробуйте порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместите в воду яйцо куриное. Оно утонет. А теперь постепенно добавьте в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешайте воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать.Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Подготовьте соль мелкого помола, стакан, х/б нить, блюдце. В стакан налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. В стакан поместите нить. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!Вывод: соль способна кристаллизироваться.
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота учувствует во множестве жизненных процессах организма человека.
Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами.
Одним словом – все должно быть в меру!
ГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ
Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.
Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.
Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.
Если в банку с молоком сыпнуть чуть – чуть соли, то оно может дольше не прокиснуть.
А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.
Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.
В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ УЗНАЛИ,ЧТО:
1. Соль – друг, потому что это один из важных элементов в живых организмах.
2. Соль – враг, потому что может нанести вред здоровью человека.
3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
4. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в самых различных целях.
5. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
6. Соль – кристаллизующееся вещество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия для детей «Геология».
2. Интернет-ресурсы.
Источник
Каменная соль — осадочный минерал, состоящий преимущественно из хлористого натрия. Состав примесей зависит от характеристик месторождений. Почему же это каменная соль, а не просто, например, натриевая или хлористая? Это название отражает состояние минерала и отношение к нему человека. В состоянии естественного месторождения это действительно соленые камни. Это потом, после обработки галит, как еще называют эту соль, становится просто былым соленым порошком. Именно в таком виде его называют поваренной солью.
Каменная соль
Основные характеристики каменной соли
Свое научное название минеральный галит получил в Древней Греции. Перевод этого слова неоднозначен, однако его смысл с двумя понятиями — морем и солью. Химическая формула каменной соли простая — это NaCl в качестве основного вещества и другие элементы в качестве примесей. Чистая каменная соль содержит 61% хлора и 39% натрия.
В чистом виде этот минерал может быть:
- прозрачным;
- непрозрачным, но просвечивающим;
- бесцветным или белым с признаками стеклянного блеска.
NaCl
Однако чистый NaCl в природе встречается редко. Его месторождения могут иметь оттенки цветов:
- желтого и красного (присутствие окиси железа);
- темных — от бурого до черного (примеси разложившейся органики, например, гумуса);
- серого (примеси глины);
- синего и сиреневого (присутствие хлорида калия).
Галит отличается хрупкостью, гигроскопичностью и, конечно, соленым вкусом. Минерал хорошо растворяется в воде при любой температуре, но плавится только при высоких температурах — не ниже 800°С. Огонь при плавлении окрашивается в желтые оттенки.
Кристаллическая структура каменной соли представляет собой плотный куб, в узлах которого находятся отрицательные ионы хлора. Октаэдрические пустоты между атомами хлора заполнены положительно заряженными ионами натрия. Устройство кристаллической решетки представляет собой образец идеального порядка — в ней каждый атом хлора окружен шестью атомами натрия, а каждый атом натрия соседствует с таким же количеством ионов хлора.
Идеальные кубические кристаллы в некоторых месторождениях заменяются на октаэдрические. В соляных озерах на дне могут образовываться корки и друзы.
Происхождение соляных месторождений
Каменная соль — это минерал экзогенного происхождения. Формировались залежи соли во время осадочных процессов в условиях сухого и жаркого климата. Происхождение соляных залежей связано с медленным высыханием бессточных соляных озер, морских заливов и мелководий.
В небольших количествах соль галит формируется при засолении почв, во время вулканической деятельности. Засоление почвы происходит в засушливых регионах. Этот процесс может развиваться в естественных или антропогенных условиях. Естественное засоление происходит там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды с повышенной соленостью воды. Такая вода испаряется, а на поверхности почвы образуется соляная корка. Кроме того, засолиться почва может и сверху, например, во время нагонных морских наводнений или цунами. В этом случае большое количество соленой морской воды проникает в нижние горизонты почвы, а потом испаряется, а на поверхности отлагается соль.
Засоленная почва
Человек засаливает почву при обильном поливе в условиях засушливого климата. В регионах, где испарение воды из нижних слоев почвы в совокупности превышает приток воды с осадками, почва сильно минерализована. Если ее поливать, то увеличивается и испарение. В результате на поверхность выходят минералы, отложившиеся в разных почвенных слоях. На такой почве образуется соляная корка, препятствующая любому проявлению жизни.
Каменная соль по своему происхождению подразделяется на следующие категории:
- Самосадочную, которая образуется в эвапоритовых бассейнах, откладываясь зернистыми корками и друзами.
- Каменную, залегающую большими пластами между разными горными породами.
- Вулканическую соляную породу, которая откладывается в фумаролах, кратерах и лавах.
- Солончаки, представляющие соляные корки на поверхности почвы в условиях аридного климата.
География основных месторождений
Галит сосредоточен преимущественно в залежах Пермского периода. Это было примерно 250-300 млн. лет назад. Тогда почти повсеместно в Евразии и Северной Америке сформировался сухой и жаркий климат. Водоемы с соленой водой быстро высыхали, а пласты соли постепенно закрывались другими осадочными породами.
На территории России самые крупные залежи галита находятся на Урале (Соликамское и Илецкое месторождения), в Восточной Сибири близ Иркутска (месторождение Усолье-Сибирское). Галит добывается в промышленных масштабах в низовьях Волги, а также на берегах знаменитого соленого озера Баскунчак.
Озеро Баскунчак
Значительные месторождения галита расположены:
- в районе Донецка (Артемовское месторождение);
- в Крыму (район Сиваша);
- на севере Индии в штате Пенджаб;
- в США — штаты Нью-Мексико, Луизиана, Канзас, Юта;
- в Иране — месторождение Урмия;
- в Польше — солевые шахты Бохня и Величка;
- в Германии неподалеку от Бернбурга, где галит имеет голубые и сиреневые оттенки;
- крупные соляные озера расположены в западной части Южной Америки.
Использование каменной соли
Как бы ни ругали применение каменной соли в пищевой промышленности и в быту, без этой «белой смерти» человек обойтись не может. Это не просто соединения минералов, хотя сложный состав каменной соли в некоторых месторождения очень ценится в медицине. Соль, растворенная в воде или в пище — это увеличение количества ионов, то есть положительно и отрицательно заряженных частиц, которые активизируют все процессы, протекающие в организме.
Однако галит нашел свое применение и в химической промышленности. Например, без NaCl не обходится производство соляной кислоты, перекиси натрия и других соединений, востребованных в разных отраслях потребления. Применение галита, кроме употребления его в пищу, обеспечивает более чем 10 000 различных процессов производства и конечного потребления.
Соль
Этот минерал по-прежнему является самым востребованным и дешевым консервантом, помогающим жить людям от одного урожая к другому, перевозить продукты на большие расстояния, запасаться пищевыми продуктами впрок. Функция соли как консерванта по-прежнему спасает по всему миру людей от голода.
В наше время хлористый натрий стал одним из самых дешевых пищевых продуктов. А когда-то были соляные бунты. Обозы с этим товаром передвигались под усиленной охраной. Этот продукт входила в состав солдатских пайков. Возможно, созвучие слов солдат и соль не случайно.
Методы добычи соли
Как добывают галит в наше время? Современная добыча осуществляется несколькими методами.
- Массовая добыча большого количества каменной соли производится шахтным способом, который заключается в извлечении каменной соли из осадочных пород. Поскольку галит представляет собой сплошной твердый монолит, его приходится размягчать при высокой температуре и под давлением. Для поднятия соли на поверхность применяются специальные солекомбайны.
- Вакуумный метод заключается в том, чтобы вываривать минералы из воды с высоким уровнем концентрации растворенной соли. Для получения рассола бурят скважину, добираясь до месторождения каменной соли. После этого в недра закачивается чистая пресная вода. Минерал быстро в ней растворяется, формируя насыщенный раствор. После этого рассол выкачивают на поверхность. Обычно так добывают соль для пищевых и медицинских нужд, поскольку рассол не содержит примесей других пород.
- Озерный метод основан на добыче соли в открытых соляных водоемах. Такой метод не требует возведения буровых скважин или строительства шахт. Однако добытый таким способом продукт нуждается в тщательной очистке, что влияет на себестоимость.
- Метод выпаривания морской воды практикуется уже около 2 000 лет. Оно было популярно в странах с сухим и жарким климатом. Для получения соли из морской воды здесь не нужны были источники энергии, поскольку солнце само прекрасно справлялось с процессом испарения воды. Однако такой процесс был очень медленным, поэтому при большой концентрации населения, жаждавшего соли, применяли специальный подогрев.
Соляная пещера
Антиподом выпаривания является метод, практиковавшийся в регионах с холодным климатом. Дело в том, что пресная вода замерзает быстрее, чем соленая. По этой причине в сосуде ранний лед при растапливании представлял собой практически пресную воду. В оставшейся воде концентрация соли при этом увеличивается. Так из морской воды одновременно можно было получать пресную воду и насыщенный рассол. Из воды позднего льда соль вываривалась быстро и с меньшими энергетическими затратами.
В наше время NaCl — продукт, ставший привычным. Употребление хлористого натрия в пищу носит характер доведения ее вкуса до состояния морской воды. Это потребность всех организмов, живущих на суше.
Источник
Анджела
Высший разум
(1985659)
5 лет назад
Соль нужна человеческому организму: исключить соль – то же, что исключить дыхание. Но много соли — нагрузка на сердце и сосуды. Мало соли – кости теряют кальций, становятся хрупкими. В хозяйственной деятельности из соли получают соду и хлор, а на их базе готовят пластмасс, бумагу, мыло, стекло (воспитатель демонстрирует предметы). Соль добавляют в пищу, солят рыбу, мясо, консервируют продукты. В лечебных целях принимают ванну с морской солью. А еще солью можно рисовать.
Далее мой рассказ пойдет о необычном месте — это озеро Баскунчак, где добывают полезное ископаемое – соль. Озеро Баскунчак находится на севере Астраханской области. Поверхность озера 110 кв. км. Гигантская соляная гора уходит глубоко под землю на 6км. Соль добывают с 8 го века, то есть более 1000лет, и она уменьшается. 100 лет назад к озеру протянули железную дорогу, и стали применять специальные машины – солесосы. Вода в озере на 90 процентов насыщена солью, выталкивает тело на поверхность и потому утонуть здесь невозможно. Глубина озера 1 метр, и летом в жару вода испаряется, остается рапа, по которой можно ходить, и даже ездить на машине. В озере нет ни рыбы, ни водорослей, а насекомые и птицы погибают от нескольких глотков соленой воды. Нет здесь и микробов. Соль Баскунчака чрезвычайно чистая (99,8% NACL) и считается одной из лучших в мире. Озеро Баскунчак называют всероссийской солонкой.
.
Ирина
Просветленный
(21808)
5 лет назад
Каменная соль. Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.
кот котофей
Оракул
(59996)
5 лет назад
В давние времена, в странах далёких от моря соль ценилась на вес золота. Именно с тех времён пошло поверье, что рассыпать соль к «ссоре». Да уж, попробуй не поссорься если просыпал то что трудно достать. Шло время страна ширилась и доступ к этому сырью становился больше. и вот, уже настали времена когда соль стала самым дешёвым сырьём. Запасы соли на Земле огромны, и не смотря на то, что это сырьё считается исчерпаемым, правильнее считать его «условно» исчерпаемым. Конечно уже никто, в наше время, не будет измерять стоимость соли золотом. Несмотря на то, что нашему организму соль, в принципе, не нужна, не даром же врачи назвали её белой смертью, соль имеет большое значение в сельском хозяйстве. Какое? Удивитесь вы. Да непосредственное — соль отличный консервант, соленья, рыба, консервы, изделия из муки — всё не может обойтись без соли. и хотя солью не стоит злоупотреблять, многие продукты были бы нам недоступны как сейчас, не будь этого вещества.
Алёна Харченко
Ученик
(121)
2 года назад
соль это полезное ископаемое скалы в озере баскунчак очень большие в древности соль стоила очень дорого а сейчас она очень дешовая и каждый может ей приобрксти не точто в те года это не гарючие ископаемое в реке нельзя утонуть потому что плотность воды солёная 90 % и10 % воды но в нутри солёные скалы там нет одушивлёных потому что вода солёная и рыбы не могут находится там 10 %процентов воды и 90 % соли влияют и на птиц если они выпят воду они заболевают веть когда люди едят соль она переработана и измельчина
Источник
Урок окружающего мира.
Тема обобщения: Кладовые земли.
Тема урока: Полезные ископаемые. Соль.
Вид урока: нетрадиционный, с элементами личностно-деятельностного подхода.
Форма: урок с элементами исследования.
Цель: обобщить представления учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.
Задачи: — Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся;
— развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;
— воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;
Оборудование: 2-3 группы детей; на столах: 1. Энциклопедии, книги, карты;
2. оборудование для опытов;соль;
3. раздатка;
4. чистые листы, ручки;
5. таблицы;
6. глобус;
Ход урока:
- Эмоциональный настрой учащихся:
- Введение в проблему:
На доске — гербы городов с изображением соли.
— Как вы думаете что объединяет все гербы? (изображение кристаллов соли)
-Это гербы городов: Соликамск, Сольвычегорск, Усолье – Сибирское.
— Это названия городов, где добывается соль. А что общего в названии городов? (одинаковая часть во всех словах –СОЛЬ-)
3. Формирование темы урока:
-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
— Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. СОЛЬ»
4. Актуализация знаний детей:
— А хотите проверить что вы уже знаете по этой теме?
Блицопрос: 1. Горные породы, добываемые из недр земли и используемые человеком, называются …. (полезные ископаемые)
- разведкой полезных ископаемых занимаются …. (геологи)
- в переводе с латинского «МИНЕРА» означает … (руда)
- каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом ГАЛИТОМ, то есть …. (поваренной солью)
— Вот видите какие вы молодцы и как много вы знаете по теме: ПОЛЕЗНЫЕ ископаемые. А хотите еще больше узнать? Больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе. Это соль.
— Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока.
1 блок
— Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия.
— А может быть, кто-нибудь из вас знает, какое название носит город на Урале, где добывают соль? (Соликамск) ( КАДР)
— г. Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой. (ФОТО)
-Взгляните на фото.
— В древности соль ценилась дороже золота. Сейчас соли добывают очень много и запасов ее хватит еще на сотни лет.
РАБОТА по карте: — А как узнать какие еще крупные месторождения поваренной соли есть на территории России? (посмотреть карту)
Оз. Баскунчак (фото) – крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.
Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.
Оз. Эльтон (фото) – это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи» Протяженность озера – 17км, ширина – 14 км. Общая продолжительность — 160 кв.км.
Усолье-Сибирское (фото) – в Сибири в Иркутской области в 17 веке соль была дефицитным товаром. Ее везли с Урала. Первая соляная варница была построена в 1669 году. Поэтому здесь было основано первое поселение, жители которого занимались соляным промыслом. Первое название села было Михалево, потом уже переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли. Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола.
Низовья Волги (Фото) – здесь располагаются соляные озера в окрестностях сел Николаевка, Линейное, басы, Михайловка и др. отсюда привозили даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали микроскопические организмы – серрации салинарии.
— Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?
— с. 92 учебника. Прочитайте и расскажите. Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны. (фото)
— Заполните, пожалуйста, таблицу. Запишите то, о чем вы уже узнали.
2 блок.
— А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)
— Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу) Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить.
Вывод:
-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в рассолах – в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия (галита). В чистом виде соль прозрачна и бесцветна.
3 блок:
— А как вы думаете, как соли попали в море и океан? Какие гипотезы у вас?
-Вывод: Реки приносят частицы солей из почвы и каменистых пород в моря и океаны. Вода испаряется, а соли остаются и накапливаются.
— Как вы думаете, как вода переносит частицы соли в моря? (вода — хороший растворитель)
— Какой опыт может это нам продемонстрировать?
Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыплем в стакан с водой неск-ко ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем? ( Вывод: соль растворилась и вода стала соленой)
— Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)
-А какой вода была первоначально? (пресной)
— А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах, но говорят, что простая вода не имеет вкуса)
— А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да, дистиллированная).
— Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на экране – определение)
-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова.
— А какая на вкус морская вода?
— В морской воде большая концентрация соли ( в основном, поваренной). Это 30-35 гр соли на 1 л воды. 30-35 гр – это чуть меньше 2-х столовых ложек.
-Взгляните на глобус и постарайтесь ответить на вопрос: какой воды на Земле больше-морской или пресной?
-Вывод: Рассмотрите эту схему. Она как раз и подтверждает ваше предположение.
— Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)
4 блок:
— А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная концентрация соли)
— Рассмотрите эти фотографии. Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная)
— Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)
(дети показывают презентацию и объясняют)
5 блок:
— А где используют соль? Найдите ответ в материалах, который у вас на столах. ( в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)
— А как вы думаете, зачем мы солим пищу?
Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Но в нашем организме не хватает соли. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Интересно, что в жарком климате человек нуждается в соли больше, чем мы с вами, так как там идет усиленное потоотделение, большое потребление жидкости, поэтому соли требуется больше. Многие народы Севера (чукчи, эскимосы) могут продолжительное время обходится без соли. Средняя ежедневная норма для взрослых: 2 гр в холодных странах и до 20 гр в жарких.
Потребность в соли увеличивается при физических нагрузках. И воду для утоления жажды рекомендуется пить не кипяченую и не простую, а минеральную или подсоленную.
С натуральными продуктами соль не поступает в организм, поэтому пищу надо подсаливать, но не перебарщивать. Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах. В сахаре соли вообще нет.
7 блок:
— Кто из вас знает, что это за старинный обычай ХЛЕБ-СОЛЬ? (дети ищут ответ в словарях)
ОБОБЩЕНИЕ темы: — Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу. А еще решите, пожалуйста, кроссворд.
— Получилось решить его? А как вы думаете, где еще можете вы применить знания, которые получили сегодня?
Домашнее задание: 1.Поискать дополнительный материал о соли.
- Приготовить рассказ об этом полезном ископаемом.
Рефлексия:
- Если вы смогли заполнить всю таблицу самостоятельно – O закрасить зеленым цветом;
- Если что-то дописали при проверке – желтым цветом;
- А если что-то осталось незаполненным, постарайтесь об этом узнать дома, у родителей, в энциклопедии, то закрасьте O красным цветом.
критерии | оценка |
|
ДА – зеленым цветом, НЕТ — красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.
Источник